Я ИДУ НА УРОК
Н.ШАПИРО
Разряды имен прилагательных
6 класс
Цели урока: 1) дать первоначальное представление
о разрядах прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда;
2) повторить изученные правила правописания прилагательных.
Учитель. Мы знаем, что каждое слово в языке
относится к одной из частей речи. По каким признакам вы отличаете имя
прилагательное от других частей речи? (Обозначает признак предмета,
отвечает на вопросы какой? чей? ; относится к имени
существительному, согласуется с ним в числе и падеже, а в единственном
числе – и в роде).
– Свойства, которые мы назвали, общие для всех прилагательных. Но есть
другие признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.
Поэтому все прилагательные делят на три большие группы – три разряда.
Как и почему называются эти разряды, по каким признакам они различаются
– в этом вам предстоит разобраться.
Назовите как можно больше прилагательных, которые могут относиться к
слову ручка.
(Ученики предлагают свои слова и вслед за учителем,
делающим запись на доске, записывают их в три столбика. Если никто не
называет притяжательные прилагательные, учитель может помочь делу
наводящим вопросом, например: «Можно ли с помощью прилагательного
сказать, что эта ручка принадлежит Маше?»)
В результате на доске и в тетрадях получается
примерно такая запись:
гладкая
холодная
плохая
маленькая
красная |
вчерашняя
пластмассовая
китайская |
папина
Машина |
Теперь класс анализирует эту таблицу.
1. Какой столбик заметно отличается от двух других?
По каким признакам?
(Шестиклассники легко замечают, что, во-первых,
прилагательные в третьем столбике отвечают на вопрос чей?, а
во-вторых, у них не такие окончания, как у других.)
Теперь под третьим столбиком можно подписать название
разряда, объяснив, что притяжательные прилагательные обозначают
принадлежность, отвечают на вопрос чей? и имеют особые окончания.
2. Между словами 1-го и 2-го столбиков нет таких
ярких различий, поэтому надо всматриваться пристальней.
С обеими ли группами может сочетаться наречие очень?
В обеих ли группах можно повторять прилагательные для усиления признака?
Попробуем подобрать антонимы с другими корнями;
образовать антонимы с приставкой не-, краткую форму и
степени сравнения, прилагательные с суффиксами -оньк-/-еньк-
(уменьшительный), -оват-/-еват- (неполноты качества).
Очевидно, все это можно проделать только с прилагательными первой
группы. Запишем под первым столбиком те признаки, которые есть только у
прилагательных первой группы.
Получится такая запись:
очень
антоним (теплая)
не- +
краткая форма (тепла)
сравн. степень (теплее)
-оньк-/-еньк-, -оват-/-еват-.
Прилагательные 1-го столбика качественные
(подписываем название разряда), они обозначают такие признаки, которые
могут быть у предмета в большей или меньшей степени (цвет, размер,
температура, оценка: хороший – плохой, добрый – злой и т.п.).
Прилагательные 2-го столбика обозначают признак через время, место,
материал и называются относительными (говорят так: признак через
отношение к месту, времени и т.д.).
Теперь надо потренироваться в определении разряда
прилагательных. Ученики читают текст упр. 70 (Шапиро Н.А. Русский
язык в упражнениях: 5–7-е классы. М.: Изд. «Первое сентября», 2002),
вставляют пропущенные буквы, где нужно, исправляют окончания
прилагательных. А потом находят в тексте качественные прилагательные и
приводят доказательства того, что эти прилагательные действительно
качественные.
Тоненький, пискливый, надтреснутый голосок послыш_лся
откуда-то из глубины лавк_. И вот из-за угла пок_залась его
обл_дательница. Это была крошечная, тоненькая, хрупкая старушка,
древн_я-древн_я, жидкие седые волосы, сморщенное, высохшее личико
и тоненькие, как палочки, ножки. Наверно, самая старая на свете,
подумали ребята. Но, как ни уд_вительно, она побежала к ним навстречу
легко и весело, словно юн_я девушка. Она радос_о улыбалась, и ее
маленькие ножки в старомодных ботиночках слегка пританцов_вали.
(П.Трэверс. Перевел с англ. Б.Заходер)
Тоненький, пискливый – писклив, хрупкая –
очень, древняя-древняя – повтор, самая старая – превосх. степень;
юная – старая (ант.), маленькие, старомодные – старомодны (кратк.
форма).
Ученики записывают словосочетания под диктовку,
обозначают суффиксы и окончания прилагательных, определяют разряд.
От злого волка
в узкую щелку
по холодной росе
к хитрой лисе.
Замечаем, что только у качественных прилагательных
основа может быть равна корню (т.е. может не быть суффикса).
Предложим шестиклассникам во всех словосочетаниях письменно заменить
качественные прилагательные прилагательными других разрядов. (Например,
так: От таежного волка во вчерашнюю щелку по утренней росе к степной
лисе).
Изменились ли при замене число и падеж прилагательных? Почему?
Определим падеж каждого прилагательного.
Ученики записывают под диктовку еще одну серию словосочетаний:
Глиняная куколка
в соломенной шляпке,
в кожаных сапожках,
в серебряных сережках
с деревянной ложкой
на песчаной дорожке.
Проверяем написание суффиксов, определяем падеж и
разряд каждого прилагательного.
К какой группе словосочетаний уместнее добавить сочетание в холщовой
одежке? Почему?
Можно ли в записанных словосочетаниях заменить относительные
прилагательные качественными и притяжательными? (Можно, например, так:
маленькая куколка в желтой шляпке, в красных сапожках, в синих
сережках… или: Катина куколка в маминой шляпке…).
Учитель. Можно ли определить разряд
прилагательного по морфемному составу? (Иногда можно. Например, суффиксы
-ан, -ян, -енн образуют прилагательные от существительных,
обозначающих вещество, материал; полученные прилагательные –
относительные. Если в прилагательном нет суффикса – значит, это
прилагательное качественное).
Выполняется письменно упр. 69 (Русский язык в
упражнениях...).
Нужно списать предложения, определить разряд и обозначить суффиксы
прилагательных.
Лесная дорога пошла через поле – стала полевой.
Дошла до деревни – превратилась в деревенскую улицу.
По сторонам стояли высокие и крепкие дома. Их крыши были покрыты
осиновой щепой. (Ю.Коваль)
Вопросы для проверки
-
У прилагательных какого разряда бывают суффиксы
-ск-? -к- (-ок-)? -ов- (-ев-)?
-
Сколькими способами можно доказать, что высокие
– качественное прилагательное?
-
Прилагательные какого разряда не встретились в
данном тексте?
Задание на дом: по таблице в тетради
повторить разряды прилагательных, выполнить письменно упр. 77 (Русский
язык в упражнениях...).
|