ОЛИМПИАДА
Олимпиадные задачи
Предлагаем две задачи командного соревнования
I Международной олимпиады для школьников по
теоретической, математической и прикладной
лингвистике.
Задача 1
(Автор – М.Л. Рубинштейн)
При описании личных и возвратных
местоимений в различных языках лингвисты
используют так называемые индексы – то есть
буквы латинского алфавита (обычно это буквы i,
j, k, ...), которыми в предложениях помечают
местоимения и некоторые другие слова. Кроме букв,
используется знак «*» (звездочка). Вот несколько
примеров из русского языка:
1. Иванi увидел себяi в
зеркале.
2. Иванi говорит, что онi/j/*k не знает
Петраk.
3. Мальчикi играет его*i/j пистолетом.
4. В егоi работах заметно влияние егоi/j/ *k
учителяk.
5. Девочкаi увидела ее*i/j.
Задание 1. Объясните, что означают
индексы и звездочка.
Задание 2. Расставьте индексы (и,
если нужно, звездочки) в следующих предложениях:
а) Эта черта характера ей в себе не
нравится.
б) Отец увел сына к себе в комнату.
в) Иван знает, что Петр дал его сыну его книгу.
Задача 2
(Автор – Б.Л. Иомдин)
Даны пары близких по смыслу глаголов:
обвинять
обещать
приказывать
советовать
умолять |
упрекать
сулить
командовать
консультировать
упрашивать |
Известно, что все глаголы из левого
столбца обладают способностью, которой нет у
глаголов из правого столбца.
Задание 1. Определите, что это
за способность.
Задание 2. Найдите среди
перечисленных ниже глаголов такие, которые также
обладают указанной способностью: вымогать,
грозить, запрещать, клясться, кричать, одобрять,
отказываться, отнимать, посвящать, проигрывать,
ругать, сдаваться, требовать.
Задание 3. Попробуйте придумать
еще два глагола, обладающих той же способностью.
Решение задачи 1
Задание 1. Индексы обозначают
участников ситуации – лиц, о которых говорится в
предложении. Одинаковые буквы обозначают одно и
то же лицо, разные буквы – разных лиц. Таким
образом показывается, какoе местоимение может
относиться к какому существительному: если
местоимение может относиться к более чем одному
существительному, то все возможные индексы
даются через косую черту. Если местоимение может
относиться к лицу, не упомянутому в данном
предложении, то при нем ставится буква, которой
не помечено больше никакое слово в этом
предложении (например, он в (2) может означать
не Ивана и не Петра, а кого-то третьего, скажем,
Дмитрия, если о нем вообще когда-то шла речь).
Звездочка при букве обозначает, что к слову,
помеченному этой буквой, местоимение относиться
не может.
Задание 2
а) Эта черта характера ейi в себеi
не нравится.
б) Отецi увел сынаj к себеi/*j в
комнату.
в) Иванi знает, что Петрj дал егоi/*j/l
сынуk егоi/*j/k/l/m книгу.
Решение задачи 2
Задание 1. В левом столбце даны
так называемые перформативные глаголы (понятие
перформативности было введено английским
лингвистом Дж. Остином в 1965 году). Они отличаются
от других глаголов тем, что с их помощью можно
выполнять то действие, которое они называют, а не
только описывать его. Например, для того, чтобы
обвинить человека, достаточно сказать ему: Я
обвиняю вас в убийстве; обещать можно словами
Обещаю тебе больше никогда не опаздывать,
приказать – словами Приказываю вам немедленно
явиться в комендатуру, советовать – словами Советую
не ходить туда, а умолять – словами Умоляю
тебя, не верь этому человеку. Перформативность
– достаточно редкая особенность; даже весьма
близкие по смыслу глаголы, как видно из условия,
могут различаться наличием этой способности
(нельзя сказать: Упрекаю тебя в трусости или Упрашиваю,
приходи ко мне в гости).
Задание 2. Это глаголы запрещать
(Запрещаю выходить из класса до звонка), клясться
(Больше не буду подсказывать, клянусь), одобрять
(Я одобряю ваше решение), отказываться
(Отказываюсь решать эту задачу»), посвящать
(Посвящаю эту книгу моим родителям или Посвящаю
вас в рыцари), сдаваться (Не могу решить эту
задачу, сдаюсь), требовать (Я требую рассказать
мне, как решается эта задача).
Задание 3. Например: благодарить
(Благодарю вас, теперь все понятно), поздравлять
(Поздравляю вас с победой).
|