Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Г.А.БОГДАНОВА,
г. Москва


Морфемика.
Орфография

5 класс

Морфема – значимая часть слова

Упражнение 1. Прочитайте текст, составленный по книге Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Обратите внимание на выделенные слова. Выпишите в два столбика однокоренные слова и разные формы одного и того же слова.

Алиса приятно удивилась, увидев Герцогиню в столь отличном расположении духа, и подумала, что это перец делает ее вспыльчивой.

– Когда я буду Герцогиней, – сказала она про себя (без особой, правда, надежды), – у меня в кухне совсем не будет перца. Правильно, суп перчить не надо, он и без перца вкусный. От перца, верно, и начинают все всем перечить? – Алиса очень обрадовалась, что открыла новое правило.
– От уксуса куксятся, – продолжала она задумчиво, – от горчицы – огорчаются, от лука лукавят, а от сдобы – добреют. Как жаль, что никто не знает этого правила... Все было бы просто. Ели бы сдобу и добрели.

Упражнение 2. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в корнях слов. Подберите к ним проверочные слова.

Зализать рану. – Залезать на дерево. Умолять о помощи. – Умалять роль. Завила кудри. – Завела разговор. Увядать без воды. – Увидать чудо. Укротить зверя. – Прекратить разговоры.

Упражнение 3. Найдите третье лишнее слово.

1. Лес, лестница, лесничий.
2. Честный, чеснок, чесночный.
3. Целина, цель, прицел.
4. Пот, потолок, потливый.
5. Море, морщины, морской.
6. Боль, большой, больница.
7. Дивный, диван, удивительный.
8. Левый, лев, налево.
9. Густой, густеть, гусыня.
10. Гроза, гроздь, грозовой.
11. Лень, лента, ленивец.

Упражнение 4. Составьте и запишите словосочетания, выбирая при этом нужное написание главного слова.

Зап(е,и)вать (песню, лекарство); разр(е,я)дить (ружье, посадки); пол(е,и)жи (на солнце, конфетку); м(я,е)чи (футбольные, стальные), об(е,и)жать (стадион, малыша); прим(е,и)рять (товарищей, обновку); пол(а,о)скать (собачку, белье), сп(е,и)шите (на поезд, упражнение); разв(е,и)вается (флаг, ребенок); прож(е,и)вать (в доме, булку); сл(е,и)зать (с дерева, варенье), пос(е,и)деть (на скамейке, от переживаний), ч(а,и)стота (в доме, удара); посв(е,я)тить (фонарем, стихотворение).

Упражнение 5. Докажите, что окончание – значимая часть слова.

Запишите по образцу: -ешь – окончание глагола наст. или буд. вр., 2-го л., ед. ч.: читаешь, пишешь.

Упражнение 6. Распределите в два столбика слова в зависимости от того, как можно сказать о слове:

а) Маленькая синичка, летел низко, новый гараж, стучал громко, читал журнал, играть марш, девочка аккуратна, елочка красива.
б) Воздух свеж, хорошо плавал, весело чирикал, бежать справа, пела громко, слегка прижал, кукла прелестна, ландыш пахуч, ребенок весел.
в) Зашел далеко, дорога широка, крутой берег, напишешь письмо, пришла оттуда, исчезла вдруг, подъехала к дому, приехал быстро.

Упражнение 7. Выпишите из текста по 2–3 слова: а) без окончания; б) с нулевым окончанием. Укажите части речи выписанных слов.

а) На сцене был сад. На маленьких деревьях с золотыми и серебряными листьями звонко пели заводные скворцы. Под деревьями важно прохаживался павлин и клевал яблоки. На лужайке весело прыгали два козленка.

(По А.Толстому)

б) На столе перед зеркалом Алеша увидел две китайские куклы. Вчера он их не заметил. Они кивали ему головами. Но Алеша помнил приказание Чернушки и быстро прошел мимо них.

(По А.Погорельскому)

Упражнение 8. Спишите, выделяя окончания во всех самостоятельных частях речи.

а) Тьма сгустилась, уплотнилась. Во тьме постепенно исчезали острые вершины гор.
б) Погода совсем испортилась. Тревожно зашумел сад, и ветер подхватил листья и понес над верхушками деревьев, над крышами домов, покатил по деревенским улицам и проселкам.

(По Е.Носову)

Выделите приставки в глаголах.

Упражнение 9. Выпишите слова с нулевым окончанием. Укажите, какой частью речи являются эти слова, на что в них указывают окончания.

Образец: В мае лес зазеленел.

Лес – сущ., м.р., 2-го скл., и.п.; зазеленел – глаг., прош. вр., м.р., ед. ч.

1. Берег тонул в предрассветном тумане. 2. Через неделю сборов отряд двинулся в путь. 3. Красив сад в зимнем наряде.

Упражнение 10. Спишите слова, выделяя в них ту морфему, которая указывает на грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола.

У низенького домика, подходит, у трясины, подкатил, слева, находить, решаю.

Упражнение 11. Спишите слова. Выделите в них окончания и найдите в ряду слов лишнее. Подчеркните его.

а) Село, далеко, влекло, пело.
б) Закружил, рассвет, сверху, прыгала.
в) Вчера, плясала, поляна, красива.
г) Маленький, собачка, прибежала, столб.

Упражнение 12. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите однокоренные слова и разные формы слова.

Наконец-то наступили теплые весенние деньки! С юга потянуло влажным теплом. Хмурые неподвижные тучи раскололись и тронулись. Выглянуло солнце, и пошел по земле веселый бубенчатый перезвон капели, будто весна катила на невидимой тройке.
В кустах бузины отогревшиеся на солнце воробьи подняли шумиху. Вдруг с крыши сорвалась сосулька и угодила в самую воробьиную кучу. Стая с шумом, похожим на внезапный дождь, перелетела на крышу соседнего дома. Там воробьи расселись рядком.

(По Е.Носову)

Выпишите из второго абзаца цепочку слов, которые являются средством связи предложений абзаца.
Какие средства выразительности языка использованы автором? Назовите их и выпишите примеры.

Упражнение 13. Прочитайте отрывок из повести К.Сергеенко «Дни поздней осени». Выпишите из него в два столбика однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Выделите в словах каждого столбика те морфемы, которые доказывают это.

Эта неделя серебряная. Смотри, даже на яблоках серебристый свет. Лунный свет особенно серебряный, и звезды сделаны из серебра. Если ты выйдешь ночью и скажешь что-нибудь в глубину сада, отзвук будет мерцающий, серебристый. В голосе твоем серебро, особенно когда ты смеешься. На эту неделю тебе подошли бы серебряные туфельки и платье серебряного перламутра...

Упражнение 14. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделяя в словах корни. Графически объясните выбор гласной в корне.

Увл_каться, насл_ждаться, прибл_жаться, прош_птать, д_леко, задр_жать от холода, разд_ваться в тишине, уд_вительное зрелище, вып_лзать из норы, сл_пит глаза, растр_пались косы, разд_лить на части.

Упражнение 15. Спишите, выделяя в глаголах корни, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слова с нулевым окончанием.

Зам_лкает на минуту, ухв_титься за веревку; не об_жай малыша; об_жать стадион; прим_рять одежду; нак_рмить брата; пол_скать сестренку; сп_шите пример; пос_деть на крыльце; ум_лять о помощи; пр_сить помочь; по_вляться в небе; скр_пучий пол; тр_петать от страха.

Упражнение 16. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выделяя корень. Подчеркните разные формы одного и того же слова.

1. Св_телка, просв_щение; посв_тить (свечой); просв_тление; св_тить; осв_тить; в св_телке.
2. Посв_тить стихотворение; посв_щение другу; св_той; св_тые места, посв_тил произведение.

Упражнение 17. Прочитайте текст. Выпишите из него: а) однокоренные слова и разные формы одного слова; б) глаголы с приставками (выделите приставки); в) два слова с нулевым окончанием.

Холодина! Слипаются ресницы, ноздри. Снег визжит под ногами. Речушка замерзла, но на самой быстрине под полыньей пар – речка дышит. От ее холодного дыхания вырастают на закраинах льда белые венчики цветов.
Дыхание зимы родит чудесные цветы. Только ледяные цветы холодны и мертвы.

(По Н.Сладкову)

Упражнение 18. Прочитайте текст. Выпишите из него глаголы с приставками. Выделите их.

Алеша покраснел, потом побледнел, опять покраснел, начал мять свои руки. Слезы у него от страха навернулись на глазах. Он не мог выговорить ни одного слова. Алеша всунул руку в карман, чтоб ощупать конопляное зерно. Но как описать его отчаяние, когда он его не нашел! Слезы градом полились из его глаз.

(По А.Погорельскому)

Упражнение 19. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. Выделите в глаголах корни, приставки.

1. Заскр_пели ворота пот_мнели избушки зак_чалась над омутом ель. (Н.Рубцов) 2. Бор взгром_здился на выступ откосной скалы. (К.Бальмонт) 3. За морем заря пог_сает сл_вается с синею далью. (К.Бальмонт) 4. Закурчавилась пена седая на гребне волны. (К.Бальмонт) 5. И в предутреннем сумраке ясном мне послышался вздох ветерка. (К.Бальмонт)

Упражнение 20. Образуйте по 2–3 слова с данными корнями. Укажите части речи записанных слов. Корни в словах выделите.

С каким фонетическим явлением вы встретились?

Упражнение 21. Выпишите слова с приставкой по-. Выделите ее.

Подбородок, портфель, поговорить, поляна, полено, почта, поиск, потолок, потолковать, поэма, появляются, потрясти.

Упражнение 22. Выпишите слова с приставкой ис-. Выделите ее.

История, истолковать, истина, искра, иссушить, исказить, испугаться, исполнить, использовать.

Упражнение 23. Выпишите слова с приставкой с-. Приставку подчеркните.

Ссора, сметана, смешать, сделать, сладость, смеркаться, смелый, скворушка, сказочный, сдуть.

Упражнение 24. Выпишите слова с приставкой подо-.

Подоконник, подосиновик, подошва, подошли, подоить, пододеяльник, подопытный.

Упражнение 25. Распределите слова по группам:

а) Без приставки: __________

С приставками:

с-: _______________
вс-: ______________
вос-: _____________

Воскликнуть, всходит, высоко, вмешаться, вспыхнуть, сгореть, всхлипнуть, стоять, станция, стереть.

б) Без приставки: ______________

С приставками:

в-: ______________
вз-: ______________
во-: ______________
воз-: _____________

Высоко, вмешаться, воздержаться, внести, взмолиться, вблизи, вокруг, вздремнуть, вовлечь, взвод, вкусный, вдали, вздох.

Упражнение 26. Выпишите из предложений слова, распределив их в два столбика:

неизменяемые приставки    |    приставки на -з, -с

1. Долина постепенно сужалась. (К.Булычев) 2. Легкие волны лениво набегали на низкую часть берега. (А.Казанцев) 3. Силуэты далеких зданий засветились бесчисленными огнями. (Г.Прашкевич) 4. Он долго рассматривал рисунки. 5. Ночная тишина сменилась ревом прибоя. 6. От одного цветка к другому в саду перехожу. (К.Бальмонт) 7. Бесстрастно светит солнце в высоте. (К.Бальмонт) 8. Под дымкою тумана безгласная река. (К.Бальмонт) 9. Завеса мутного дождя заволокла лесные дали. (Н.Рубцов) 10. Девочка громко рассмеялась. 11. Разговоры о походе пришлось прекратить.

Как вы понимаете выражение безгласная река? С какой целью использует это словосочетание автор?

Упражнение 27. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Выделите в глаголах приставки. Составьте схемы отмеченных предложений.

Снегопад внезапно прекратился. По запорошенной поляне промчалась синяя тень от тучи и снова лес засиял молодо и радос_но.* Дуб ярко вспыхнул на со_нце бронзовыми вихрами осенней листвы и отбросил от себя тень которая легла через поляну к ногам молодых березок.*

(По Е.Носову)

Упражнение 28. Спишите. Графически объясните написание приставок.

Образец:

а) Сумерки _гущаются, бе_следно и_чезнуть, бе_снежная зима; громко ра_смеяться; _дание школы; _жал руку; _делал правильно, _дешний климат; _бил огонь; красивая ро_пись; хмурый ра_свет, ра_писаться в журнале.

б) Бе_чувственный, _держать слово; бе_звездная ночь; ра_цвел под окном; ра_смотреть пейзаж; бе_связный ра_сказ; бе_звучный смех; бе_смысленный ответ; ра_следовать до конца; бе_сердечный человек; точный ра_счет, хорошо ра_считать.

Упражнение 29. Распределите слова в два столбика: а) на конце приставки пишется с; б) на конце приставки пишется з. Подчеркните первую букву корня.

Ра_сыпать, в_дрогнуть, ра_целовать, бе_шумный, бе_жалостный; _жег, бе_толковый, _двинуть, _бросил, _гибать, бе_звучный, ра_спросить, чре_вычайный, ра_чет.

Упражнение 30. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически объясните выбор орфограмм в приставках.

1. Много пор_зительных открытий _делали ученые на древней земле Египта. 2. Ра_копки в_крыли остатки каменной кладки. 3. Ученый ра_читывал найти остатки пирамиды. 4. Известковую скалу ра_чищали от песка и вырубали в ней отверстия. 5. Из небольших отверстий свет ни_падал на мраморный пол храма. 6. _десь можно увидеть сцены жизни простых людей. 7. _дание было ра_рушено. 8. Для строительства нужно было _делать точные ра_четы. 9. Ученые обнаружили бе_численные мраморные обломки.

(Из книги А.Нейхардт, И.Шиловой «Семь чудес света»)

Упражнение 31. Спишите, вставляя недостающие знаки препинания, пропущенные буквы. Выделите в глаголах приставки.

Гроза разр_зилась утром. Светлое небо сразу стало вечерним. Молния запрыгала по черным тучам разрезала их на мгновение и разл_ла по ним огненные ручьи. Гром бил по макушкам деревьев. Те скр_пели тр_щали накр_нялись. Листья испуганно тр_петали а ветер бе_пощадно полоскал их зелень в косых струях ливня.

(По Н.Дуровой)

Укажите общие для всех глаголов текста морфологические признаки. Какая морфема указывает на это?
Выпишите глаголы, показывающие нарастание действия.

Упражнение 32. Замените одним словом – прилагательным данные словосочетания. С помощью какой морфемы образованы эти прилагательные? Выделите ее.

а) Роща из дубов, лес из берез, сок из фруктов, суп из фасоли, фигура из льда, салат из овощей, торт из вафель.

б) Слегка розовый, немного горький, чуть-чуть соленый, не совсем голубой.

Упражнение 33. Дополните ряд слов (по 2–3) с одинаковым значением суффиксов. Выделите суффиксы.

Упражнение 34. Дополните ряд слов с одинаковым значением суффиксов. Выделите суффиксы.

Упражнение 35. Спишите текст. Подчеркните суффиксы в именах прилагательных.
Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите их. Какая это часть речи?

Однажды охотник встретил на лесной дорожке маленькую девчушку с золотистыми волосами. Это была дочка лесника. Она собирала в корзинку еловые шишки.
У девочки были зеленоватые глаза, и в них отражался огонь ярких осиновых листьев. Она проводила охотника до избушки лесника.

Упражнение 36. Спишите текст. Выделите суффиксы в именах прилагательных.

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

В осеннем лесу за сто шагов слышно, как пробегает маленькая мышь по сухим листьям. Умолкли звонкие голоса птиц. Золотистые кленовые листья беззвучно повисли на ветвях серебряной паутины. На желтоватом ковре из листьев играют последние солнечные зайчики.

(По В.Пескову)

Упражнение 37. Спишите текст, выделите суффиксы в именах существительных и прилагательных.

Мы шли в прохладные березняки и осинники, искали в траве среди прошлогодних листьев подберезовики с темными бархатными шапками и красноголовые подосиновики. Я забывал про охоту и про рыбалку. Мне нравилось вместе с дедушкой ходить и наблюдать, с какой любовью осматривал он все, что нас окружало.

(По Г.Скребицкому)

Буквы а–о в корнях -лаг- – -лож-, -раст-, -ращ-, -рос-

Упражнение 38. Выпишите только слова с чередующейся гласной в корне, графически объясняя.

Роса, растворить, растение, роскошный, возлагать, предположить, растаять, ложный, лагерь отдыха, расположение, растяпа, оросил, отрасль, подрастать, вложить.

Упражнение 39. Спишите, графически объясняя выбор гласной в корне.

а) Пол_жить на полку, удобно распол_житься, предпол_гать ответ, сл_жить книги, распол_гать запасами, предл_гать помощь, кратко изл_жить содержание, прол_жить путь.

б) Город Р_стов, устье зар_сло, морские водор_сли, дети подр_сли, выр_стить в саду, произр_стать в пустыне, богатая р_стительность, выр_щенные лимоны, мир р_стений, переходный возр_ст, зар_сли камыша, сберечь пор_сль, подр_стковый врач, р_стущие на берегу, зеленый р_сток, отр_сль хозяйства.

Упражнение 40. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните те словосочетания, в состав которых входят слова с чередующимися гласными в корне. Графически объясните написание выбранной гласной.

Простое предл_жение, горная р_стительность, обильная р_са; сотр_сать воздух, возл_гать надежды, р_скошные цветы, ув_дать без воды, распол_житься у костра; пор_сло травой, дождь ор_сил травы.

Упражнение 41. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор орфограмм в корне.

а) Изл_гать содержание, хорошо изл_жить; знать признаки прил_гательного; написать изл_жение; оба сл_гаемых; распол_житься на ночлег; распол_гать свободным временем.

б) Гул нар_стает, р_скошные р_стения, зар_сли камышом, выр_сли подснежники; зеленые водор_сли, Р_стислав; р_стущий ребенок.

в) Предпол_жения не подтвердились; капельки р_сы; тропа зар_стает; р_стительное масло; изменить пол_жение; лепестки р_стений; сл_гать стихи; желуди прор_сли; сберечь р_стения от мороза; просека зар_стает; предл_жить помощь.

Упражнение 42. Распределите слова в два столбика, объяснив графически выбор а – о в корне.

а             |             о

Подр_сли, распол_гаться, прил_жить, выр_стать, распол_жение, Р_стов, обр_сли, сл_жить, возл_гать, пол_гаться, р_сток, выр_щенный, отр_сль, р_сти, нар_щение, прил_гать.

Упражнение 43. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя графически выбор орфограмм в корне.

1. Панды питаются р_стениями, в основном молодыми р_стками бамбука. (И.Акимушкин) 2. Чахлые сосны р_стут на отвесной стене, шепчут под солнцем и зябнут при тусклой луне.* (К.Бальмонт) 3. В зар_слях трос_ника просвечивала вода. 4. С каждым годом р_стет интерес к исчезающим с лица Земли животным. (И.Акимушкин) 5. Густая трава р_сла по берегам озера. (Д.Мамин-Сибиряк)

Составьте схему отмеченного предложения.

Упражнение 44. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Объясните графически выбор орфограмм в словах с пропуском.

К водопаду мы предпол_гали отправиться на ра_вете но вышли поз_но. Со_нце уже пекло бе_жалос_но. Дорога к горам т_нулась по берегу моря. Под ногами хрустели черные водор_сли. Волны выбр_сили их на берег а со_нце высушило.
К вечеру добрались до ущелья. Товарищ_ предл_жил _делать _десь остановку. Мы распол_жились у скалы. Подножие ее было покрыто густой р_стительностью. В зар_слях кустов мы увидели р_скошные цветы.
Но вот со_нце спряталось и сразу спустились сум_рки.* Мы разл_жили костер и устроили _десь ночлег.*

Составьте схемы отмеченных предложений.

Упражнение 45. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите по составу выделенные слова.

1. Из-за ветров горные деревья часто выр_стают однобокими. 2. Плотной стеной темнели зар_сли камыша. 3. Утки зябли в зар_слях и крякали всю ночь. (К.Паустовский) 4. Я добрался до пихтовой зар_сли и распол_жился на крохотной поляне. (В.Бурлак) 5. Густые кусты разр_слись по склонам оврага. 6. Кратко изл_жи содержание параграфа. 7. В густой тени елового леса р_стут лишь немногие р_стения. (И.Соколов-Микитов)

Упражнение 46. Прочитайте текст. Выпишите из него (по одному примеру) слова, строение которых соответствует схемам: существительное: , прилагательное:, глагол: .
Разберите по составу слова розового и белого. Одинаков ли их морфемный состав?
Подберите и запишите синонимы к словам тосковала, поразительные. Найдите в тексте синоним слова роскошные.

ОДНО ИЗ СЕМИ ЧУДЕС СВЕТА

По приказу царя Вавилона в честь его жены воздвигли висячие сады. Это поразительное сооружение. Сады располагались на широкой четырехъярусной башне. Ярусы поднимались уступами и были выложены плитами розового и белого цвета.
Царица тосковала по прохладе и тени горных лесов, среди которых она росла на своей родине. По приказу царя в Вавилон привезли ее любимые растения. Они напоминали царице о родине. В садах росли роскошные цветы, великолепные пальмы. Аромат садов, тень и прохлада в безлесном Вавилоне казались людям чудом.

(Из книги А.Нейхардт, И.Шиловой «Семь чудес света»)

Найдите разные формы слов и выпишите их.

Упражнение 47. Спишите, распределяя слова в две колонки, вставляя пропущенные буквы, объясняя выбор гласной в корне.

проверяемые безударные гласные в корне            |             чередующиеся гласные в корне

Распол_гаться, уд_вляться, оч_ровать, совм_щать, р_стение, р_сток, пол_гаю, зар_сло, изл_жение, распол_житься, предпол_жение, ок_заться, д_лекий, сокр_тить, просл_влять, р_стущий.

Буквы ё – о после шипящих в корне

Упражнение 48. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая морфему, в которой пропущена буква.

а) Узкая щ_лочка, мягкая ш_рстка, тихий ш_пот, спелый крыж_вник, ч_рствый хлеб, ж_лтый ш_лк, реш_тка, ч_тное число, вкусный ш_колад, ж_сткий сухарь, широкое ш_ссе, щ_лкать орешки, ж_лудь, мокрые ш_рты, сильный ож_г, подж_г хворост.

б) Выбраться из чащ_бы, тяж_лый ранец, тонкая ж_рдочка, ч_ткий рисунок, таинственный ш_рох, умелый ш_фер, уч_ба в школе, новая щ_тка, короткая ч_лка.

Упражнение 49. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Среди листвы умолк м_лейший ш_пот. (К.Бальмонт) 2. Посреди ночи стихло все: ш_рохи листьев, ш_рохи шагов, голоса птиц. (Н.Сладков) 3. Олененок ходил около куста и прислушивался к м_лейшему ш_роху. (Д.Мамин-Сибиряк) 4. Ч_рная туча в_сит над полем. 5. В унылое безмолвие комнаты не проникал ни ш_пот листвы сирени, ни шум дождя. (Г.Корольков)

Составьте схему второго предложения.
Выделите суффикс в слове олененок. На что он указывает? Подберите и запишите два слова с суффиксом, имеющим то же значение.

Упражнение 50. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Улыбнулись сонные березки, растрепали ш_лковые косы. (С.Есенин) 2. Легкий ветер гнал с ш_рохом по льду крупинки снега. (А.Казанцев) 3. Одна мысль об этой чащ_бе наводила на меня ужас. 4. Ветер что-то наш_птывал березкам. 5. Мороз покусывал нос и щ_ки. 6. Елочка стала р_сти, а береза прикрывала ее от ож_гов солнца и мороза. (М.Пришвин)

Составьте схемы первого и последнего предложений.
Разберите по составу выделенные слова.

Буквы и – ы после ц

Упражнение 51. Спишите, вставляя и или ы после ц. Выделите морфему, в которой находится данная орфограмма.

а) Новый ц_ркуль, свежие огурц_, седой ц_ган, цветы ц_кория, улиц_ города, душистая акац_я, станц_я метро, ц_ганская песня, гнездо синиц_, круглолиц_й мальчик, лисиц_н след, ц_клон, подойти на ц_почках.

б) Ц_рк, ц_плячий пух, панц_рь, ц_гейка, ц_фра, дисц_плина, ц_ркач, операц_я, ц_кнуть, гусениц_, редакц_я, молодц_, Куниц_н, красавиц_, бледнолиц_й, дикц_я, смуглолиц_й, Птиц_н, репродукц_я, учениц_, репетиц_я.

Упражнение 52. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Объясните условия выбора и и ы после ц.

а) 1. Лео артист ц_рка.* Это морской лев. 2. Когда львенок спал все погружалось в тишину.* Все х_дили на ц_почках и разг_варивали ш_потом. 3. Глазки львенка были похожи на щ_лки. 4. Лисенок выл_зал из клетки только ночью и пугался всякого ш_роха.*

(По В.Чаплиной)

Подчеркните суффиксы в выделенных словах.
Подчеркните грамматические основы в отмеченных предложениях.

б) 1. Синиц_ ц_кают поползень свистит. (Г.Корольков) 2. Лед ск_вал воды залива крепким панц_рем. (В.Мелентьев) 3. Ц_рк р_дился в Древнем Риме. 4. Бегают по деревьям гоняются за белками злые куниц_. 5. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами похожа на лукошко с ц_плятами. 6. Уже поют в уютной листве соловьи скворц_. 7. Круглолиц_й подсолнух в оконце зат_вает со мной разговор. (Ю.Могутин)

Упражнение 53. Выпишите из текста слова с и и ы после ц, распределив их в две колонки. Вставьте пропущенные буквы. Объясните условия выбора и и ы после ц.

и             |             ы

Аттракционов в ц_рковом представлении было много. Все птиц_: и скворц_, и синиц_, и даже неуклюжие куриц_ – были молодц_ и необыкновенные умниц_. Они становились на ц_почки, весело клевали огурц_ и перелетали со спиц_ на спицу. Самая большая курица водрузилась на панц_рь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать ц_трусовые.
Скворц_, эти неутомимые бойц_, так толкали друг друга, как будто на арене ц_рка происходила настоящая революц_я.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый ц_ган в ц_линдре с ц_пленком в руках. За ц_ганом на ц_почках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький ц_пленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали ц_фры, показанные ему.
В конце выступления ц_ган, к всеобщему изумлению, достал из маленького ц_линдра цветы: нарц_ссы, настурц_и – и под бурные аплодисменты подарил их зрителям.

(Из газеты «Русский язык»)

Упражнение 54. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

а) Цветки многих р_стений уд_вительные часы. Они живут по своему р_списанию.
Дневные цветы ра_крывают свои вен_чики на ра_вете когда и_чезают ноч_ные сум_рки. В четыре утра ра_пускает голубые звездоч_ки ц_корий потом ра_пр_вляет широкие л_пестки ш_повник.

б) Возле дороги распол_жился одуван_чик. К шести утра начинают т_нуться к со_нцу его ж_лтые головки. За ним вспыхнут цветки гвоздики.
Со_нце зал_вает осл_пительным светом окрес_ности и тогда ра_крывается белая лилия кувшинки. Она р_стет на воде.
Дневные цветы первыми и засыпают. Кончается день и со_нце опускается за лес. (С,з)гущаются сум_рки и пробуждаются ноч_ные цветы. Густая темнота л_жится на зар_сли кустов на тропинки.

Упражнение 55. Перечертите в тетрадь схему, продолжив 3–4 примерами на каждый вид орфограмм.

Безударные гласные в корне:

Упражнение 56. Подготовьте устный рассказ на тему «Виды орфограмм – гласных в корне». Ответ проиллюстрируйте своими примерами.

Упражнение 57. Составьте по данным схемам словосочетания.

Упражнение 58. Прочитайте текст. Выпишите из него слова, строение которых соответствует схемам:

Мы отправились по дороге по свежему снегу. Подходим к лесной опушке. Впереди между стволами деревьев виднелся просвет укрытого снегом поля.

Упражнение 59. Составьте слова по схемам. Запишите их, указав части речи.

Упражнение 60. Придумайте предложения, используя слова, составленные по данным схемам.

Упражнение 61++. Перепишите слова, отметьте в них ту значимую часть слова, которая указывает на грамматические признаки существительного, прилагательного, глагола.

Думает, печник, расстилалась, безвредный, приветливый, бежать, гусиный, львята, домик, шалунишка, росинка.

Упражнение 62. Выпишите слова, которые не имеют окончания.

Ландыш, просил, вчера, камыш, скоро, чист, принялся, пчел, издавна, слева, хорош.

Упражнение 63. Не записывая слова, составьте их структурные схемы:

1. Придорожный, подосиновик, водица, бабушка, ручка.
2. Болотный, болотистый, речная, золотистый, ливневый, лосиный.
2. Закатить, отвечу, перепишешь, написал, замолчит.
4. Зайчик, журавлиный, заговорил, увесистый, подумаешь.

Упражнение 64. Запишите слова в три колонки в соответствии с их структурными схемами:

Блестят, соединить, предлагать, везти, растет, вижу, слева, задрожать, рыжик, направо, услышал, замирает.

Упражнение 65. Составьте слова по данным схемам, укажите принадлежность этих слов к частям речи.

Упражнение 66. Составьте по три слова с данными морфемами. Обозначьте части речи записанных слов.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru