Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №45/2003

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

О.П. ЭХИНА,
г. Москва


Обучая, развиваем

(Приемы развивающего обучения на уроках русского языка в 8–9-х классах)

Современная педагогика считает, что детей следует не только обучать знаниям, умениям и навыкам, но и предъявлять им задачи, развивающие интеллект, внимание, быстроту реакции, все виды памяти, воображение, а также умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать и т.п.
Используя приемы развивающего обучения, можно не только активизировать познавательную деятельность школьников, но и сделать урок более живым, разнообразным, а следовательно, продуктивным, сэкономить время, затрачиваемое зачастую на малоэффективные фронтальные опросы.
На каждом этапе урока можно использовать различные развивающие задания.

Урок можно начать с разминки, которая позволяет быстро переключить детей с «настроения перемены» на рабочее, рационально использовать те 2–3 минуты начала урока, которые могут пропасть в связи с медленной «врабатываемостью» некоторых школьников, а также вызвать живой интерес к уроку.

Можно предложить, например, ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

А) На поиск родо-видовых понятий.

Задание классу (устно). Найдите общее слово:

1) понедельник, суббота (ответ: дни недели);
2) понедельник, среда (рабочие дни);
3) Лондон, Казань (города);
4) Лондон, Вашингтон (столицы);
5) Лондон, Париж (европейские столицы).

А теперь аналогичное задание из области русского языка:

1) сказуемое, дополнение (члены предложения);
2) подлежащее, сказуемое (главные члены предложения);
3) дополнение, обстоятельство (второстепенные члены предложения);
4) запятая, точка с запятой (пунктуационные знаки).

Как называется раздел науки о языке, который никак не может обойтись без этих понятий? – (Синтаксис.) – Итак, в 8-м классе мы будем изучать синтаксис простого предложения. Рассмотрим новые учебники...

Задание на поиск обобщающего понятия. Найдите (устно) обобщающее понятие к определениям. Запишите в тетради номера тех определений, которые относятся к теме «Синтаксис»:

1) личные, притяжательные (местоимения);
2) порядковые, количественные (числительные);
3) глухой, звонкий (согласные);
4) повествовательное, вопросительное (предложения);
5) прямое, косвенное (дополнения);
6) простое, сложное (предложения);
7) гласный, согласный (звуки);
8) настоящее, прошедшее (время);
9) полное, неполное (предложения).

Ответы: 4, 5, 6, 9.

I этап урока. Актуализация имеющихся знаний

Предъявляемые на этом этапе урока репродуктивные задания позволяют ученикам актуализировать ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо быстро «припомнить» для усвоения новой темы, а учителю – быстро диагностировать и в случае необходимости произвести коррекцию недостаточно усвоенного.
Приводимые ниже виды работ развивают также быстроту реакции, непроизвольное внимание, формируют умение слушать и слышать, понимать учителя, быть независимым от мнения других.

1. Буквенный диктант.

1) Дается задание: выпишите в порядке следования первые буквы основы (предложения воспринимаются на слух):

а) московские магистрали освещены всю ночь;
б) Ленька быстро оглянулся и дернул девчонку за косичку;
в) лесная ежевика царапала руки.

Если получилось слово молодец – основы найдены правильно. (Эту работу можно использовать при необходимости быстро вспомнить, что такое грамматическая основа предложения.)

2) Можно подобрать такие предложения или вопросы, чтобы в результате появилось слово, которому надо дать определение, использовать для разбора или записать на доске как тему урока, например:

Задание. Запишите начальные буквы сказуемых всех предложений по порядку (при изучении темы «Простое и составное глагольное сказуемое», 8-й класс).

1. Мама гладит белье.
2. Пианист любил аккомпанировать известной певице Образцовой.
3. Ученик уже готов отвечать.
4. Врач лечит больных детей.

Ответ: глагол.

3) Еще вариант.

1. Корова умеет мычать.
2. Ответ надо искать в конце задачника.
3. Маша, дочка капитана, краснела от радости.

Ответ: умник.

2. Числовые диктанты.

1) От количества главных членов в предложении Он шел и весело пел отнимите количество букв в окончании последнего слова. (Ученики называют только число ответа: 3 – 0 = 3.)
2) Количество простых предложений в сложном умножьте на количество запятых в нем же:
Небо было пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно касалось краем зелени лугов.
(2 х 2 = 4)
3) Количество слов в союзе СПП (сложноподчиненного предложения) После того как мы пообедали, мы пошли гулять умножьте на число запятых в предложении (3 х 1 = 3).

Использование подобных приемов позволяет учителю избавиться от необходимости фронтальных опросов, включить в работу всех учащихся и получить мгновенную диагностику.
С их помощью можно быстро проверить правильность выполнения домашнего задания, заострить внимание на том, что оказалось трудным, и сразу же или в течение урока обязательно разъяснить, скорректировать непонятое.
Кроме того, эти задания развивают слуховую память и помогают концентрировать внимание.

3. Цифровой диктант (иначе – игра «Блеф-клуб»).

Дается установка: предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным – ставьте цифру 1 в тетради, если нет – 0. Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.
Итак, я утверждаю:

1) Слово пунктуация произошло от пунктуальный.
2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого.
3) В предложении Мы живем в городе, где строится много новых красивых домов в придаточном предложении есть определение.
4) Придаточное предложение может стоять только после главного.
5) Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.
6) – это схема сложносочиненного предложения с союзом и.

Ответы: 0 0 1 0 1 0.

Этот вид задания хорош для детей, имеющих проблемы с речью, с логическим мышлением. Его можно использовать на первом этапе, постепенно переходя к более сложным заданиям.

4. Тестовые задания (можно проводить как игру «Кто хочет стать миллионером?»).

Дается установка: в каждом блоке выберите правильный вариант/варианты ответа.
8-й класс, тема «Простое и сложное предложение».

1) Предложения бывают:

а) простые;
б) сложные;
в) составные.

2) Простые предложения могут быть:

а) повествовательными, вопросительными, восклицательными;
б) повествовательными, вопросительными, побудительными;
в) восклицательными и невосклицательными;
г) односоставными, двусоставными и трехсоставными;
д) полными, неполными, краткими;
е) полными и неполными;
ж) распространенными, нераспространенными и малораспространенными.

В 9-м классе к этой игре можно добавить следующие утверждения.

3) Сложные предложения могут быть:

а) союзными;
б) бессоюзными;
в) многосоюзными;
г) сложносочинительными;
д) сложноподчинительными;
е) сложноподчиненными.

Ответы: 1 аб, 2 бве, 3 абе.

В конце игры считаем «призы» за каждый правильный ответ, но выбывающих, в отличие от телеигры, здесь нет, каждый получает шанс заработать очки.
Подобные игры вызывают веселье, смех в классе, чувство легкости при овладении материалом.

5. Восстановление «слепой» схемы (таблицы).

Эффективный прием, выявляющий знания, развивающий умение систематизировать, обобщать материал, а также разворачивать информацию. Тренирует логическое мышление.

1) 8-й класс, тема «Обстоятельства». Заполните таблицу:

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

КАКОЙ?
ЧЕЙ?

ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ

2) 9-й класс, тема «Сложноподчиненные предложения».

3) Придаточные предложения бывают:

определительные

?

обстоятельственные

?

падежные вопросы

?

Если после заполнения «слепой» таблицы (схемы) дать задание «прочесть» ее или сделать выводы, объясняющие правило в графическом виде, это послужит задаче развития монологической речи учащихся.

6. Различение предложений на слух.

Этот прием помогает учителю быстро осуществить «обратную связь» и при необходимости произвести коррекцию неправильно усвоенного.

1. В тетрадях у девятиклассников запись:

Учитель читает предложения, называя порядковый номер каждого, а ученики разносят лишь их соответствующие номера по нужным колонкам.

1) Распустились почки на деревьях, прилетели птицы.
2) Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.
3) Светило солнце, но было очень холодно.
4) Я поднял книгу, упавшую со стола.
5) Я поднял книгу, которая упала со стола.

2. Задание к уроку по теме «Виды сказуемых». Определите на слух вид сказуемого в каждом из предложений. (Учитель читает предложения, называя их номер по порядку, а ученики разносят номера по группам: простое – П, составное глагольное – СГ, составное именное – СИ.)

1) Лена учится в школе.
2) Я хочу стать инженером.
3) Я не должен лениться.
4) Листья продолжают падать с деревьев.
5) Мне приятно идти по осеннему лесу.
6) Зима ожидается теплой.
7) Комната (была) освещена тусклым светом лампы.

Ответы: П – 1; СГ – 3, 4, 5; СИ – 2, 6, 7.

3. Найдите предложения с нулевой связкой:

1) Я учитель.
2) Мы будем хорошо учиться и получать пятерки.
3) Огни везде погашены.
4) В городе погасли огни.
5) Москва – столица России.

Ответ: 1, 3, 5.

4. Целесообразно для уроков русского языка подбирать примеры из художественной или критической литературы, которая в данный момент «на слуху» у школьников. Это повышает интерес к уроку.
Например, задание для девятиклассников (I полугодие, в достаточно сильном классе). Определите на слух тип предложения – простое или сложное, бессоюзное или союзное.

1) Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек.

(Фонвизин)

2) Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы...

(Пушкин)

3) Язык наш был кафтан тяжелый
И слишком пахнул стариной.

(Вяземский)

4) Ломоносов организовывает первую в России мозаичную мастерскую, в которой сам создает мозаику «Полтавский бой».

5) В один из дней середины XIX века жители волжского города Симбирска собрались на торжество: открывали памятник литератору Н.М. Карамзину.

6) До конца своих дней Карамзин работал над «Историей государства Российского», успев написать 12 томов.

7) Карамзин известен тем, что он написал сентиментальную повесть «Бедная Лиза».

8) Классицизм провозгласил строгие каноны античного искусства нормой и образцом, а писатели-сентименталисты захотели проникнуть в душу простого человека с его чувствами и переживаниями.

Ответы: П – 2, 3, 6; ССП – 8; СПП – 1, 4, 7; БСП – 5.

II этап. Объяснение нового материала

На этом этапе можно давать задания на развитие речи, вызывающие интерес, пополняющие словарный запас.
Например, в 8-м классе урок на тему «Односоставные предложения» можно начать следующими заданиями.
Дополните предложения:

  • Куй железо, ...

  • Держи голову в холоде, а ноги...

  • Ешь пирог с грибами, да держи язык ...

  • Любишь кататься – ...

Дополните пословицы:

  • От добра добра ...

  • На чужой роток ...

  • Из песни слова ...

  • За двумя зайцами погонишься ...

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru