Я ИДУ НА УРОК
Работаем по учебнику С.Г.Бархударова
М.В. КУРОЧКИНА,
пос. Салым, Нефтеюганский р-н,
Тюменская обл.
Односоставные предложения
Обобщающий урок
8 класс
Знать: признаки всех типов
односоставных предложений.
Уметь:
1) отличать односоставные предложения от
двусоставных;
2) находить односоставные предложения по их
значению и структурным особенностям;
3) правильно определять тип односоставных
предложений;
4) правильно ставить знаки препинания в сложных
предложениях, в состав которых входят
односоставные предложения;
5) употреблять односоставные предложения в
различных стилях речи.
Оборудование: таблица «Основные
группы односоставных предложений», карточки
(тест).
Тест взят из книги Г.А. Богдановой
«Уроки русского языка в 8-м классе» (М.:
Просвещение, 1998. С. 80–82).
ХОД УРОКА
I. Оргмомент. Сообщение темы и целей
урока.
II. Словарно-орфографическая работа.
Знать: значение и правописание
слов прения, дебаты, дискуссия (стр. 94
учебника).
Уметь: использовать эти слова в
речи, грамотно их писать.
Заранее подготовившийся ученик
сообщает значение каждого слова.
Открываем запись на доске:
Прения – обсуждение,
публичный спор по каким-либо вопросам. Открыть
прения по докладу.
Дебаты – прения, обсуждение
вопроса. Парламентские дебаты.
Дискуссия – спор, обсуждение
какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в
беседе. Научная дискуссия.
Задания1:
1) спишите словосочетания со словами прения,
дебаты, дискуссия, подчеркивая
«ошибкоопасные» места и запоминая правописание
данных слов (III вариант);
2) назовите выделенные слова одним словом,
продолжите ряд данных слов (II вариант);
3) придумайте и запишите предложения с
выделенными словами (желательно односоставные) (I вариант).
III. Проверка домашнего задания.
1. Связный рассказ учащихся об
односоставных предложениях.
2. Упражнение 216 (по вариантам).
I вариант
1. Сообщение об орфографических
правилах, использованных при расстановке
пропущенных букв. Графическое обозначение
пропущенных орфограмм.
2. Синтаксический разбор предложения Лед как
сахар.
3. Разбор предложений 6–10.
II вариант
1. Графическое обозначение пропущенных
орфограмм.
2. Разбор предложений 6–10.
III вариант
Разбор предложений 6–10.
IV. Тренировочные упражнения (по
вариантам).
I вариант
Конструирование предложений, одна из
частей которых – односоставное предложение.
Синтаксический разбор одного из придуманных
предложений.
II вариант
Упражнение 217 (1-, 7-е предложения)
учебника.
III вариант
Запись предложений под диктовку с
объяснением постановки знаков препинания.
Составление схем предложений.
Утро, и пастух гонит стадо.
Затих дождь, и посветлело на улице.
Вижу в окно, как во дворе играют дети.
V. Тест2.
I вариант
1. Найдите среди данных предложений
односоставное.
а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть
тополя. (С.Есенин)
г) Тротуары заливают асфальтом.
2. Определите тип предложения Ночь
как год.
а) односоставное;
б) двусоставное.
3. Какое из данных утверждений
является неверным?
Определенно-личные предложения –
это...
а) предложения, в которых окончания
сказуемых-глаголов определенно указывают на
лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в
разговорной речи.
4. Найдите безличное предложение.
а) Еще не успевшая остыть земля
излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем
воздухе.
г) Газеты приносят утром.
5. Определите тип предложения Тропинки
в лесу замело снегом.
а) двусоставное;
б) определенно-личное;
в) безличное;
г) неопределенно-личное.
6. Какая схема соответствует
предложению Россия вспрянет ото сна, и на
обломках самовластья напишут наши имена?
а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].
7. Укажите предложения, строение
которых соответствует схеме [двусоставное], и
[безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть
еще некому.
б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в) Небо было темное и только при вспышках молний
можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды
деревьев.
8. Найдите предложение, в котором
допущена пунктуационная ошибка.
а) Хорошо бегать по зеленому душистому
лугу и, набегавшись, полежать в траве под
березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем
сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и
оставили. (А.Пушкин)
II вариант
1. Найдите среди данных предложений
односоставное.
а) Веет в поле легкий ветерок.
б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
в) Свет луны во все концы.
г) В лесу держался запах прелой травы.
2. Определите тип предложения Земля
как невеста:
а) односоставное;
б) двусоставное.
3. Какое из данных утверждений
является неверным?
Определенно-личные предложения –
это...
а) односоставные предложения;
б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит
в форме 3-го лица множественного числа настоящего
(будущего) времени или в форме множественного
числа прошедшего времени;
в) предложения, в которых окончания глаголов
достаточно определенно указывают на подлежащее.
4. Найдите неопределенно-личное
предложение.
а) Встречай друзей, сынок!
б) Зачем все-таки человеку идти в горы по
непроходимым тропам?
в) Наконец-то позвали меня.
г) В классе тепло.
5. Определите тип предложения В
окружающей их осенней природе было уныло и
грустно в этот час:
а) неопределенно-личное;
б) определенно-личное;
в) безличное.
6. Какая схема соответствует
предложению Мне было жутко в холодном и сыром
осеннем лесу, и я поспешил домой:
а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [определенно-личное], и [двусоставное];
в) [безличное], и [двусоставное].
7. Укажите предложение, строение
которого соответствует схеме [двусоставное], и
[безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)
а) Вспыхнул костер и все стали
сушиться.
б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы
все остались дома.
в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
г) Минута и вдруг туман сгущается.
8. Найдите предложение, в котором
допущена пунктуационная ошибка.
а) Луна зашла за мыс, и огня не стало
видно.
б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет
зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко
до деревень.
в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все
осиновые листья дружно блестят на солнце.
г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном
воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.
VI. Подведение итога урока. Запись
домашнего задания.
Домашнее задание: 1) напишите
сочинение-миниатюру по данному началу с
использованием односоставных предложений (I
вариант): Первый снег! Сколько чувств вызывает
он!..
2) выпишите из произведений художественной
литературы 5–6 односоставных предложений (II
вариант);
3) упр. 217 (4-, 5-, 6-е предл.) (III вариант).
1 III вариант –
минимальный уровень, II вариант – общий
уровень, I вариант – продвинутый уровень.
2 Традиционное
деление класса на два варианта.
|