УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ
Предлагаю вашему вниманию исследовательскую
работу ученицы 9-го класса. Данная работа
посвящена вопросу об односоставных предложениях
и их роли в художественном тексте (на примере
повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой улицы»).
Выбрать такое произведение нам показалось
особенно интересным, так как Глеб Успенский –
наш земляк, уроженец Тулы, да и в произведении
рисуется Тула конца XIX века.
Почему была выбрана именно такая форма работы?
Процесс обучения становится осознанным,
учащийся осваивает научный стиль речи, учится
писать точно и лаконично. Кроме того, реферат
может быть засчитан в качестве экзаменационного
сочинения.
Учитель И.Е. ЛАРИКОВА
Ксения МАШКОВА,
9-й «Б» класс, лицей «Школа менеджеров»,
г. Новомосковск
Односоставные предложения и их роль в
художественном тексте
(на примере повести Г.Успенского
«Нравы Растеряевой улицы»)
9 класс
Введение
В русском языке наряду с простыми
двусоставными предложениями существуют
односоставные. «Односоставными называются
предложения, грамматическая основа которых
состоит из одного главного члена» ([1], с. 309). В
современной науке нет единого мнения об
односоставных предложениях. Некоторые лингвисты
не считают односоставные предложения
самостоятельными коммуникативными единицами и
рассматривают их как разновидность двусоставных
структур. В данной работе освещается
традиционная точка зрения на структуру
односоставных предложений, закрепленная в
учебниках по русскому языку под редакцией проф.
С.Г. Бархударова и В.В. Бабайцевой.
Известно, что различные виды односоставных
предложений неодинаково распространены в речи.
Мне показалось интересным понаблюдать за ролью
односоставных предложений в художественном
тексте. В качестве материала я выбрала повесть
нашего земляка писателя Г.Успенского «Нравы
Растеряевой улицы».
Определенно-личные предложения
«Определенно-личные предложения – это
односоставные предложения со сказуемым-глаголом
в форме 1-го или 2-го лица» ([2], с. 88). Глагол в
предложениях этого типа не нуждается в
обязательном наличии местоимения, так как в его
форме уже заключено указание на вполне
определенное лицо. Различаются два типа
определенно-личных предложений в зависимости от
форм выражения глагола-сказуемого:
1. Сказуемое выражено глаголом в форме
1-го и 2-го лица единственного и множественного
числа настоящего и будущего времени
изъявительного наклонения, например:
Ну что ж, посмотрим, попытаем
счастья...
Появление определенно-личных
предложений такого типа вызвано стилистическими
факторами.
2. Сказуемое выражено глаголом в форме
2-го лица единственного и множественного числа
повелительного наклонения, например:
На-ка, дурак, отдай матери!
Посылайте за полштофом...
Подавай деньги сюда!
На сколько, позвольте спросить, персон
накрывать?
Здесь играют роль не только
стилистико-экспрессивные моменты: отсутствие
подлежащего-местоимения объясняется строем
русского языка.
В древнерусском языке глагольная форма лица
выражалась окончанием глагола: говорили не я
шел, а есмь шел (ecu шел, есть шел). Затем есмь,
ecu, есть отпали, что привело к смешению лиц. Во
избежание этого при глаголе-причастии на -л
стали подставлять я, ты, он (я шел, ты шел, он шел).
По аналогии стали употреблять при иду – я
иду, при глаголе идешь – ты идешь. Так,
например, опущение местоимения 1-го и 2-го лица в
предложениях императивного характера
грамматически противопоставляет императив
омонимичным формам изъявительного наклонения
(ср.: Мы пойдем домой – Пойдем домой!) и
придает речи большую энергию и определенность.
Более категорично звучит приказание, если
опущено местоимение ты или вы. Сравните: Подойдите
сюда и Вы подойдите сюда. В предложении с вы
значение приказания стирается, появляется
значение просьбы.
Итак, образование определенно-личных
предложений объясняется историческими
факторами, а их применение – задачами
стилистическими, так как определенно-личные
предложения в сравнении с двусоставными придают
речи лаконизм, динамичность. Именно этот тип
односоставных предложений ценил Успенский:
Только не унывайте и не ропщите.
В первый раз в жизни вижу вас.
Именно они придают экспрессию
жизненным ситуациям, которые передает в своем
произведении наш удивительный земляк. Личная
форма сказуемого активизирует читательское
восприятие: Успенский как бы вовлекает читателя
в решение поставленной проблемы.
Лингвисты неоднократно отмечали преимущество
определенно-личных предложений перед
синонимичными двусоставными: указание лица в
последних придает речи лишь более спокойный тон,
делает ее, по выражению А.М. Пешковского, «более
вялой, разжиженной».
Неопределенно-личные предложения
«Неопределенно-личные предложения –
это односоставные предложения со
сказуемым-глаголом в форме 3-го лица
множественного числа» ([2], с. 88).
Сначала побирались целый день,
потом в церковь зашли.
Сказуемое обозначает действие,
совершаемое неопределенными лицами, не
обозначенными явно из-за того, что говорящий не
знает их или не хочет называть. Такое умолчание
возможно потому, что определить лицо по
глагольному сказуемому нельзя.
Модальность неопределенно-личных предложений
различна: они выражают действие реальное, только
возможное, невозможное, необходимое. По
эмоциональной окраске неопределенно-личные
предложения тоже могут быть различны. В
неопределенно-личных предложениях
глагол-сказуемое может быть употреблен в форме
любого времени:
Понедельничают еще: глагол
употреблен в форме настоящего времени; побирались:
глагол употреблен в форме прошедшего времени.
Неопределенно-личные предложения могут иметь
сказуемое, состоящее из личного глагола и
примыкающего к нему инфинитива (такой вид
предложений в произведении найти не удалось).
Неопределенно-личные предложения образуются
также из сказуемых-глаголов в форме условного
наклонения.
Конструкции неопределенно-личных предложений
могут быть распространенными и
нераспространенными, как и другие типы
предложений. Неопределенно-личные предложения
менее продуктивны в современном русском языке,
чем определенно-личные, сфера их употребления
более узкая. Это в основном разговорная речь,
откуда они легко переходят в художественную,
придавая ей живые интонации. Передавая речь
своих персонажей, Успенский широко использует
этот вид предложений:
Ведь посмотрите вы на эту лузгу, издыхают!
Вытащили его?
Хоть бы чуточку подождали!
Это позволяет автору живо передать
разговорную интонацию.
Подобные односоставные предложения нейтральны в
стилистическом отношении и могут быть
использованы в любом стиле. Неопределенно-личные
предложения интересны в стилистическом плане
тем, что в них подчеркивается действие.
Употребление таких предложений позволяет
Г.Успенскому акцентировать внимание на
глаголе-сказуемом, то есть на действии, в то время
как субъект действия отодвигается на задний план
независимо от того, известен он читателю или нет.
Особенно выразительными мне показались те
предложения, в которых носитель действия
представлен как лицо неопределенное.
Подчеркнутая глагольность придает им особый
динамизм.
Но это качество неопределенно-личных
предложений используется не только в
художественном стиле. Нельзя обойти стороной и
их эффективное использование в публицистическом
стиле речи. Особенно эффективно использование
неопределенно-личных предложений в качестве
заголовков газет. В научном стиле использование
неопределенно-личных предложений диктуется
стремлением автора обратить внимание на
характер действия. В официально-деловом стиле
неопределенно-личные предложения используются
наряду с безличными.
Обобщенно-личные предложения
Обобщенно-личными
называются односоставные бесподлежащные
предложения, главный член которых выражен обычно
глаголом в форме 2-го лица единственного числа,
реже – в форме 1-го или 3-го лица множественного
числа, обозначающие действие, потенциально
относимое к любому лицу (мысленно можно
подставить подлежащие все, каждый, любой и
так далее). Как правило, обобщенно-личные
предложения реализуются в пословицах и
поговорках. Часто обобщенно-личные предложения
образуются со сказуемым, выражающим значение
условия в сложных предложениях, например: Взялся
за гуж – не говори, что не дюж. В
обобщенно-личных предложениях используются
устойчивые конструкции, характерные для
разговорно-обиходной речи с просторечным
оттенком.
Обобщенно-личные предложения выделяются из всех
односоставных личных своей экспрессией.
Наиболее характерная форма сказуемого для этих
предложений – форма 2-го лица единственного
числа, получающая обобщенное значение, –
является и самой выразительной. Не случайно
очень часто этот тип предложений встречается в
русских пословицах и поговорках.
Народно-поэтический оттенок приобретают строки
из художественных произведений, в которых
писатели прибегают к обобщенно-личным
предложениям. Экспрессивность подобных
конструкций отчасти достигается переносным
употреблением форм лица: 2-е лицо глагола
указывает на самого говорящего.
Яркая экспрессивность таких конструкций
ограничивается их функционированием. Кроме
разговорной и художественной речи, для них
открыт публицистический стиль. А.М. Пешковский
писал по поводу обобщенно-личных предложений:
«Чем интимнее какое-либо переживание, тем
труднее говорящему выставить это напоказ перед
всеми, тем охотнее он облекает его в форму
обобщения, переносящую это переживание на всех, в
том числе и на слушателя, который в силу этого
более захватывается повествованием, чем при
личной форме».
Глеб Успенский в своем произведении широко
использует пословицы и поговорки. Особенно это
касается ситуаций, в которых герои получают
наставления от более старших по возрасту:
Снявши голову, по волосам не плачут.
Цыплят по осени считают.
С миру по нитке соберут, будет тебе рубашка.
Бездонную бочку водой не наполнишь.
Часто Успенский употребляет и
неопределенно-личные предложения в значении
обобщенно-личных. Эти предложения, таким образом,
приобретают значение «все должны поступать так,
это справедливо для любого лица» ([2], с. 89).
Не помолившись, из церкви не выходят.
Каких только людей не увидишь в Заречье!
Встаешь на работу засветло, приходишь – затемно.
Безличные предложения
«Безличные предложения – это
односоставные предложения со сказуемым, при
котором нет и не может быть подлежащего» ([2], с. 90).
Безличные предложения в русском языке могут
иметь следующие значения:
1.
Предложения, выражающие
логически-интеллектуальные восприятия
действительности, например: Ответа не было.
2. Предложения, выражающие
психологически-эмоциональные восприятия и
переживания, например: У мастерового отлегло от
сердца. Мне скучно. Стыдно подумать, что дальше-то
будет.
3. Предложения, выражающие состояние природы: Извольте
взглянуть, как оттуда понесло. Становилось
темнее и свежее.
Каждая из этих групп распадается на
многие подгруппы. По форме различаются следующие
разновидности безличных предложений:
1. Предложения со сказуемым, выраженным
глаголом в форме 3-го лица.
2. Безличные предложения со сказуемым – кратким
страдательным причастием.
3. Безличные предложения, образованные из
инфинитивных конструкций: Да издохнуть мне на
месте!
4. Безличные предложения со сказуемым – словом нет
(не было): В доме никого не было.
5. Безличные предложения идиоматического
характера: Как бы там ни было, а идти придется.
Безличные предложения отличаются
особым разнообразием конструкций и их
стилистическим применением в речи. Среди них
есть такие, которые типичны для разговорной речи,
и такие, которые выделяются канцелярской
окраской.
Есть лирические по эмоциональной окраске,
излюбленные поэтами конструкции, и есть
предложения, используемые в публицистической
речи. По сравнению с односоставными личными
предложениями, которые, по словам Д.Э. Розенталя,
«содержат элемент активности, проявления воли
действующего лица», безличным предложениям
присущ «оттенок пассивности, инертности» ([6], с.
375).
Особый разряд безличных предложений –
инфинитивные предложения. Они представляют
значительные возможности для эмоционального и
афористического выражения мысли. Поэтому они
используются в пословицах, в художественной речи
и даже для лозунгов.
Однако основная сфера их функционирования –
разговорный стиль.
Нет в доме хлеба!
Па-адать сюда Порфишку!
Художники слова обращаются к
инфинитивным предложениям как к средству
создания непринужденно-разговорной окраски речи
и вводят их в диалоги и монологи, насыщенные
эмоциями. При соответствующем интонационном
оформлении инфинитивные предложения несут
огромный экспрессивный заряд и выделяются
особой напряженностью.
Назывные предложения
«Назывные предложения – это такие
односоставные предложения, в которых есть только
один главный член – подлежащее. Они сообщают о
том, что какое-нибудь явление или предмет
существует (имеется) в настоящем» ([2], с. 96).
Назывные (номинативные) предложения по
содержанию могут:
1. Описывать природные явления: Жарища!
2. Описывать среду и обстановку.
3. Описывать внешний вид и психологическое
состояние живых существ: Прекрасные, мягкие и
белые руки, нелепое румяное лицо.
4. Выражать пожелание, приказ и приветствие: Сольцы,
сольцы!
Назывные предложения по сути своей как
бы созданы для описания: в них заложены большие
изобразительные возможности Называя предметы,
расцвечивая их определениями, писатели рисуют
картины природы, обстановку, описывают состояние
героя, дают оценку окружающему миру. Однако
подобные описания не отражают динамики событий,
так как номинативные предложения указывают на
статическое бытие предмета.
Линейное описание событий данными предложениями
невозможно: они фиксируют только настоящее
время.
Вот, например, как описывает Успенский в главе
«Первый опыт» дом после смерти «растеряевского
барина»:
Высокие медные подсвечники. Солдаты,
бабы. Унылая фигура последней фаворитки барина,
Лизаветы Алексеевны, в огромной атласной шляпе, с
заплаканными глазами и руками... Свечи, чадные
лампадки. Дьячок с широкой спиной приготовляется
читать псалтырь...
А вот как изображает писатель дом
мещанина Лубкова:
Самая фигура дома давала некоторое
понятие о характере хозяина. Гнилые рамы,
прилипнувшие к ним тонкие кисейные занавески
мутно-синего цвета, оторванные и болтавшиеся на
одной петле ставни, аляповатые подпорки,
упиравшиеся одним концом чуть ли не в середину
улицы, а другим в выпятившуюся гнилую стену.
Номинативные предложения могут
звучать с большим напряжением, выполняя
экспрессивную функцию при соответствующем
интонационном оформлении.
Заключение
Таким образом, стилистическая роль
односоставных предложений достаточно обширна.
Односоставные личные предложения придают речи
лаконизм, экспрессию, динамику, живые
разговорные интонации, выносят на первый план
действие, дают возможность избежать излишнего
повторения местоимений, а обобщенно-личные
предложения подчеркивают типичность
обозначаемого, придают сообщению характер
сентенции. Использование в речи «самой пестрой»,
по мнению В.В. Бабайцевой, «и наиболее
употребительной группы односоставных
предложений», безличных, позволяет дать
выразительную характеристику физического и
нравственного состояния человека, описать
пейзаж, обстановку, где происходит событие,
выразить различные оттенки – необходимости,
возможности и т.д., сделать повествование более
лиричным. Назывные предложения позволяют
лаконично изобразить картины природы,
внутреннее состояние героя; сосредоточив наше
внимание на отдельных предметах, автор тем самым
выделяет их из всей обстановки. Эти детали
представляются писателю, а вслед за ним и
читателю особо важными. Помогают воссоздать
картину в целом, а все лишнее, ненужное
опускается.
В течение последнего месяца я
наблюдала, анализировала, как «работают»
односоставные предложения в произведении Глеба
Успенского. Он активно использует односоставные
предложения. Наиболее употребительными
оказались определенно-личные,
неопределенно-личные и назывные, реже
употреблялись безличные предложения. На мой
взгляд, автору наиболее важны действия и
состояния конкретного лица, персонажа
произведения – доктора Хрипушина, Прохора
Порфирыча, «темного богача» Дрыкина, сироты
Алифана и многих других.
Произведение
Г.Успенского было крупным вкладом писателя в
демократическую литературу 60-х годов XIX века.
Оно привлекает большим художественным
мастерством, ярко и точно выписанными
характерами, превосходным языком, многообразной
интонацией авторской речи, по словам профессора
Милонова, «то задушевно скорбной, то ироничной,
то убийственно саркастичной». В «Нравах
Растеряевой улицы» и мастерски выписанные
портреты героев, и выразительные пейзажные
зарисовки, и картины Растеряевой улицы в разные
времена года. Но, пожалуй, особое значение для
автора имеют речь его персонажей, исповедь героя
(рассказ Прохора Порфирыча о начале своего
жизненного пути), монолог, диалог.
Литература
1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык.
Теория. 5–11-е кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.
заведений. М.: Дрофа, 1995.
2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык:
Учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учреждений. М.:
Просвещение, 2002.
3. Исследовательский проект по
русскому языку // Русский язык, № 38/98.
4. Милонов Н.А. Г.И. Успенский и Тула.
Тула: Интербумага, 1995.
5. Пешковский А.М. Русский синтаксис
в научном освещении. М.: Просвещение, 1956.
6. Розенталь Д.Э. Практическая
стилистика русского языка / Под ред. И.Б. Голуб. 3-е
изд., испр. М.: Рольф, 2001.
7. Рухленко Н.М. Односоставные
предложения в художественном тексте // Русский
язык в школе. 2001. № 5.
8. Успенский Г.И. Теперь и прежде. М.:
Сов. Россия, 1977.
От редактора. Такого рода
рефераты в последнее время модны; многие ученики
думают, что такая форма работы проста, и охотно
берутся за нее. Несомненно, ученику полезно более
подробно ознакомиться с грамматическим
материалом, задуматься об особенностях языка
писателя. Уверена, что сегодняшний материал
(типичный образец реферата) многому научил
девочку! Однако учитель, предлагающий работу
такого рода, должен объяснить школьнику, что его
главная задача – разбор текста, примеров, их
классификация. Грамматический материал нужно
излагать кратко и сжато, а в тексте выделить все
случаи, в которых можно наблюдать данное явление
(если примеры какого-то типа очень многочисленны,
надо об этом сказать, может быть, даже подсчитать
их). О стилистических функциях надо говорить
тогда, когда обсуждается пример, включенный в
контекст. Тогда реферат будет не просто
рефератом, а первым шагом к научному
исследованию.
|