УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
С.ВОВК,
г. Балхаш,
Карагандинская обл.,
Казахстан
Несколько интересных приемов
6 класс
Уважаемая редакция!
Получила газету со своими публикациями. Каким
это оказалось событием для всего городка! Вы даже
не можете представить себе, сколько в школе было
радости. Как радовались дети! За меня, за себя, за
школу... Приходили родители, чтоб посмотреть, где
напечатаны «труды» их детей. Спасибо вам
огромное за эти счастливые минуты!
Позвольте предложить вам еще несколько, на мой
взгляд, интересных приемов, используемых мною на
уроках русского языка.
Задание для настоящих сыщиков
«Преступники» (их было шестеро)
скрылись с места преступления. Правда, остались
их следы. Попробуйте собрать по следам как можно
больше сведений.
____________оть
____________ ишь
____________ ий
____________
__________жь
___________о
Были восстановлены сведения о
грамматических особенностях частей речи:
1) глагол, инфинитив, 1-е спряжение;
2) глагол, 2-е лицо, ед. число, 2-е спряжение;
3) прилагательное, полное, м. род, ед. число, им.
падеж;
4) существительное, м. род, ед. число, им. падеж,
2-е склонение;
5) существительное, ж. род, ед. число, им. падеж, 3-е
склонение;
6) наречие.
У этого задания может быть много
вариантов , например, включаем только суффиксы -ик-,
-ек-, -ан-, -ян-, -янн-, -онок-, -ну-, -ова-, -ева- и
другие. По ним мы можем узнать часть речи и
повторить правила орфографии. Еще один вариант:
включаем только приставки, например, при-,
пре-, с-, бес-, воз- и т.д. Можно эти задания
связать с определенной темой. Если изучаем
глагол, то выбираем только глаголы и т.д.
гра «Допиши слова»
Цель: отработка навыка
правописания глухих и звонких перед глухими.
Класс делится на две команды (или по рядам, каждый
ученик восстанавливает одно слово).
Этим утром я получила морскую почту,
а она, как известно, приходит по воде в бутылке.
Часть слов размыло, и я не могу прочитать их.
Помогите мне восстановить слова.
__________шка
__________шка
__________шка
__________шка
__________шка
__________шка
__________шка |
|
_____________жка
_____________жка
_____________жка
_____________жка
_____________жка
_____________жка
_____________жка |
Словообразование. Строим пирамиды
Задание. Отсекая от данного слова
(оно выделено шрифтом) только по одной-две
морфеме, постройте «пирамиду». Не забудьте
обратить внимание на чередование.
Цель: отработка навыка
словообразовательного разбора и умения строить
словообразовательную цепочку.
облако
облачный
облачность
безоблачность |
шить
вышить
вышивать
вышивание |
стук
стучать
постучать
постучаться |
рост
растить
вырастить
выращенный |
Узаконенная подсказка
Цель: отработка навыка
определять глухие и звонкие согласные, выбирать
орфограммы.
Однажды один ученик из нашего класса
сломал правую руку. Он ходил на уроки, но писать
не мог. Мы придумали ему задание, чтобы он не
переживал по поводу своего несчастья и не
чувствовал себя отстраненным от общего дела.
Изучали мы тогда приставки раз-/рас-, воз-/вос-
и т.д. Больной должен был подавать сигнал, с
какого звука начинается корень (звонкого или
глухого), а остальные ученики должны были выбрать
для написания соответствующую приставку. Перед
ним на парте лежали маленький колокольчик и
картонный кубик с камушками внутри. Если корень
начинался со звонкого, звучал колокольчик, если с
глухого – погремушка. Этот прием так понравился
детям, что мы пользуемся им и сейчас, когда все
здоровы.
Синтаксический кубик
Цель: развитие речи, умение
составлять и правильно оформлять предложения с
однородными членами.
Из картона делается кубик со сторонами
5–6 см, на каждой его стороне графически
обозначаются все члены предложения, на шестой
грани – схема с обобщающим словом. Ученик
бросает кубик. Если на грани кубика появится,
например, надпись «подлежащее», ученик
составляет предложение с однородными
подлежащими и записывает его на доске. Тема для
всех участников задается одна, к примеру,
«Осеннее ненастье», «Первый снег» и т.п.
Поездо'к
Цель: закрепление умения
определять род несклоняемых существительных.
Рисуются вагончики поезда с
обозначением «мест». Учащимся предлагается
разместить пассажиров по своим местам.
ж.р. – м.р. – с.р. – с.р. – ж.р. – м.р. –
общ. р.
Пассажиры: кенгуру, шимпанзе,
пианино, кашпо, кашне, какао, жабо, жюри, авеню,
кольраби, миссис, фрау, метро, пальто, задира,
забияка, невежа, соня, леди, эскимо, безе, кино,
маэстро, конферансье.
Цифровая разминка
Цель: отработка навыка
определения грамматических признаков различных
частей речи.
На доске записаны и пронумерованы
грамматические категории, например:
1. Число. 2. Род. 3. Падеж. 4. Склонение. 5.
Лицо. 6. Время. 7. Спряжение.
Задание: запишите предложение,
после каждого слова укажите цифрами те
категории, которыми обладает данное слово.
Учащиеся под диктовку записывают
какое-либо предложение, к примеру, Белеет ( )
парус ( ) одинокий ( ) / В тумане ( ) моря (
) голубом ( ), а затем в скобках указывают
соответствующие цифры.
Белеет (1, 5, 6, 7) парус (1, 2, 3, 4) ... и
т.д.
Сказка о кораблике
Цель: объяснить новый материал
«Сложение основ как способ словообразования».
Жил-был кораблик.
(Как вы думаете, каких размеров он был? Дети
отвечают: Маленьких, на это указывает суффикс -ик-.
Здесь можно спросить, почему этот суффикс
пишется с и.)
Каждый день кораблик выполнял добросовестно
свою работу: перевозил груз, пассажиров, почту.
Путь его проходил по небольшой речушке, и
кораблик мечтал хоть раз в жизни проплыть по реке
дальше и увидеть, что там, за горизонтом. Однажды
он собрался с духом и пустился в путь. Но путь был
не из легких. «Вот бы мне паровой двигатель», –
подумал кораблик. И только он представил себе,
как он помчится на всех парах, как с берега
закричали: «Смотрите, смотрите, пароход плывет!».
(Вопрос детям: «Как произошло превращение? Как
образовалось новое слово?
Запишем: пар + ход = пароход (сложение основ).
Как вы думаете, есть ли у этой сказки продолжение?
Попробуйте сочинить свою сказку о новом
превращении кораблика.)
Дети на выдумку горазды. Кто отправил кораблик в
Арктику и превратил его в ледокол, кто
помечтательнее – в воздухоход, энергоход
и т.д. Важно то, что дети поняли, как образуются
слова путем сложения основ.
Магические квадраты
Об этом приеме я узнала из книги «Я
познаю мир». Детская энциклопедия. Русский язык
(М., АСТ, 1999), использую его при изучении разных
тем. Изучая приставки, например, составляем такой
квадрат:
То же с суффиксами:
Угадай слово
Цель: отработка навыка
словообразовательного анализа и правил
орфографии.
1. У задуманного мною слова приставка
такая же, как у слова безрезультатно.
2. Корень такой же, как у слов прозвучать,
звуковой.
3. Суффикс – как у слов картинный, туманный.
4. Окончание – как у слов беленькое, съедобное.
Какое слово у вас получилось? Какой
части речи? Какими морфологическими признаками
оно обладает?
А теперь поиграйте в эту игру друг с другом.
Эти задания можно тоже делать тематическими,
например, для корней с чередованием или для
приставок при-, пре- и т.п.
В гостях у Дюймовочки
Объясняя новый материал по теме
«Правописание суффиксов -ик- и -ек-»,
я использую такой прием. Из небольшой картонной
коробки я сделала игрушечный домик с дверью,
окошками, мебелью... Задаю вопрос: «Кто мог бы жить
в этом домике? Давайте войдем в него и узнаем».
Чтобы проникнуть в этот дом, сначала надо открыть
ключиком замочек. Выясняем, какие здесь
суффиксы и как эти суффиксы пишутся. Потом
открываем дверь и называем увиденные в домике
предметы. Потом в тетрадях в одну колонку
записываем слова с суффиксом -ек-, в
другую – с -ик- (коврик, мячик, портретик,
котик, бантик, тортик, столик... цветочек,
горшочек, клубочек, потолочек, листочек и т.д.
Наконец делаем вывод, как пишутся суффиксы, что
они обозначают. Уместным будет и угощение от
Дюймовочки, ведь мы пришли к ней в гости, –
коржики. А как это слово надо написать, вам
ответит любой, применяя известное правило.
Физкультминутка
Цель: отработка навыков
правописания, тренировка памяти.
Ее проводим довольно часто и на разных
этапах урока. Ведущий призывает выполнять
определенные действия, используя только
определенные слова (чаще всего наречия). Потом
дети занимают свои места и записывают эти слова,
к примеру, влево, вправо, вперед, назад, снизу,
сверху, справа, слева. Это могут быть и глаголы: коснитесь,
не касайтесь, прикоснуться, не прикасаться...
Немой диктант
Цель: развитие речи и правильного
словоупотребления.
Учитель показывает всем рисунки, а
дети молча записывают то, что видят: четыре
девочки; две книги и т.д. Заранее
договариваемся, будут ли это словосочетания или
предложения.
На такие задания уходит не много
времени, а польза и интерес к предмету растут. Все
эти приемы можно варьировать и использовать на
любом уроке, особенно в конце четверти, когда
чувствуется усталость детей.
|