Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №47/2003

УЧЕНИКИ ИССЛЕДУЮТ

М.А. ПЛОТНИКОВА,
гимназия-лаборатория Салахова, г. Сургут


Диалог с учениками: изучаем глагол

Слово ученикам

Задания составляют семиклассники

Юля КОМАНДИРОВА

Задание 1. Выпишите «третье лишнее» и объясните свой выбор:

а) ограничивать, рассказать, заканчивать;
б) бросать, организовать, бить.

Задание 2. Замените глаголы несовершенного вида глаголами совершенного вида (эти глаголы должны составлять видовую пару).

1) Я быстро решаю задачи по геометрии.
2) Бабушка часто рассказывала свои сказки.
3) Он иногда заканчивает сочинения раньше других.
4) Мы всегда телеграфируем родным перед приездом.
5) Я долго делаю работу по дому.
6) Она обычно кладет все на свои места.
7) Тут часто пробегали спортсмены.

Задание 3. Это видовые пары глаголов из другого языка, но средства выражения грамматического значения в этом языке такие же, как и в русском. Укажите, как выражено грамматическое значение вида в каждой паре.

1) Кпрать – кприть;
2) звычать – вызвычать;
3) зиверзовать (часто) – зиверзовать (через час);
4) прить – кановить;
5) вытримать – вытримывать.

Задание 4. Образуйте от глагола стирать новые глаголы с помощью приставок: вы-, за-, от-, по-, пере-, со-. Какой из них составляет видовую пару с данным глаголом?

Задание 5. Диалог двух друзей.

– Что ты вчера делал?
– Играл в новую игру.

Как вы думаете, мальчик закончил играть в игру? Объясните свою точку зрения.

Назарий КОЛОМЕЕЦ

Задание 1. Из данных примеров выпишите только те, которые различаются значением вида:

1) выращивает – выращивается;
2) живет – жил – будет жить;
3) убирала – убрала;
4) решал – решал бы – решай.

Задание 2. Из каждого блока выпишите только видовую пару:

1) делать

– доделать,
– переделать,
– сделать,
– отделать;

2) таять

– подтаять,
– оттаять,
– растаять,
– вытаять;

3) писать

– расписать,
– выписать,
– написать,
– отписать.

Задание 3. Обозначьте средства выражения вида в данных видовых парах:

1) играть – сыграть;
2) проиграть – проигрывать;
3) решать – решить;
4) брать – взять.

Сергей СМИРНОВ

Задание 1. Распределите глаголы в две колонки: а) глаголы совершенного вида; б) глаголы несовершенного вида.

Писать, заканчивать, расписать, закрасить, прожить, искать, закончить, найти, красить, заплыть, рисовать.

Задание 2. Составьте с данными глаголами видовую пару.

Исполнять, выигрывать, занимать, говорить, делать, класть.

Задание 3. Обозначьте средства выражения грамматического значения вида в видовых парах (см. задание 2).

Задание 4. Докажите, что глаголы организовать и женить – двувидовые.

Максим ЗАЛИЛОВ

Задание 1. Найдите «третье лишнее» в каждом блоке.

А

1) писать – списать,
2) строит – строится,
3) озаряет – озаряется;

Б

1) играть – сыграть,
2) играть – проигрывать,
3) играть – отыграть;

В

1) таять – растаять,
2) поливать – полить,
3) строить – построить;

Г

1) решать – решить,
2) говорить – сказать,
3) брать – взять;

Д

1) проигрывать,
2) ранить,
3) мобилизовать;

Е

1) пробегать – пробегать,
2) выдумывать – выдумать,
3) рассказывать – рассказать.

Творческие работы семиклассников

Лиля АНДРИЕВСКИХ

МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВИДОВОЙ ПАРЕ

Рассмотрим два предложения: Он читал книгу и Он прочитал книгу. Нас интересуют два глагола: читал и прочитал. Лексическое значение их одинаково, а грамматическое – нет. Значит, перед нами две грамматические формы (ГФ). Глагол читал не содержит указания на предел действия, а прочитал содержит это указание. Следовательно, эти две формы представляют грамматическую категорию вида. Глаголы, которые различаются только значением вида, образуют видовую пару. Модель видовой пары можно записать так: ГФ1<||>ГФ2, так как первая грамматическая форма противопоставлена второй. Глаголы видовой пары могут различаться строением основы: делать – сделать, решать – решить, иногда видовую пару образуют глаголы с разными корнями (брать – взять), но это не влияет на лексическое значение (ЛЗ) глаголов.
А теперь рассмотрим еще несколько пар глаголов: играть – проиграть, играть – сыграть, играть – отыграть.
Соответствуют ли они нашей модели? Нет! ЛЗ1<||>ЛЗ2, ГФ1<||>ГФ2. Значит, перед нами не видовые пары, а пары глаголов, различающиеся значением вида. Таким образом, при определении видовой пары нужно помнить, что глаголы, составляющие видовую пару, различаются только грамматическим значением.

ДВА СОСТОЯНИЯ МОРЯ

С началом нового дня на горизонте вновь появляется солнце и освещает темно-синюю водную гладь.
По утрам море часто бывает спокойным. Морские волны тихонько отшлифовывают камни на берегу. Где-то вдалеке раздаются глухие крики чаек. В воде у причала мирно покачивается рыбацкая лодка. Море аккуратно ворочается с боку на бок и еще не собирается просыпаться.
Но недолго море будет спать. Вот задул холодный ветер, небо потемнело. Зеленая от водорослей волна разбилась о причал. Беззащитную лодочку отбросило в сторону. Разбушевалась морская бездна, хлынул из тучи дождь в три ручья, гром грянул в темном небе. Не осталось от морского сна и следа.

  • Определите вид глаголов в каждом абзаце текста.

  • Как употребление глаголов разного вида отражает авторскую позицию?

Катя БЫСТРОВА

МОРЕ ПРОСЫПАЕТСЯ

Утром море снимает свою синюю пижаму, украшенную золотыми звездами. Сладко потягивается, здоровается с проказником ветром, надевает на себя розово-оранжевый фартук под цвет рассвета, смотрит на себя в зеркало-небо. Синими волнами выплескивает на берег белоснежную пену – так оно отряхивает перину после сна, приводит свою постель в порядок. Потом занимается работой по дому: точит камни, промывает песок, будит своих обитателей и, поднимая легкие волны, приговаривает: «Просыпайся, все живое».

МОРЕ ПРОСНУЛОСЬ

Утром море сняло свою синюю пижаму, украшенную золотыми звездами. Сладко потянулось, поздоровалось с проказником ветром, надело на себя розово-оранжевый фартук под цвет рассвета, посмотрело на себя в зеркало-небо. Синими волнами выплеснуло на берег белоснежную пену – так оно отряхнуло перину после сна, привело постель в порядок. Потом занялось работой по дому: наточило камни, промыло песок, разбудило своих обитателей и, поднимая легкие волны, прокричало: «Проснитесь, посмотрите вокруг».

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ

Творческие работы семиклассников

Давид ГЛУХОВСКИЙ

СОН СТАРОГО ОХОТНИКА

Я, старый охотник, в последнее время на охоту вместо ружья стал брать фотоаппарат.
Прошлой весной со мной приключилась такая история. Иду я по лесу, прислушиваюсь к лесной жизни – и вдруг из-за старой сосны выбегает заяц. Я его тут же в кадр.
От неожиданности трусишка замер и смотрит на меня испуганно. Я подхожу, беру его на руки и слышу, как бьется его сердце. «Не бойся, зайчонок, я тебя не обижу», – успокаиваю серого.
Посмотрели мы друг на друга и расстались. Бежит мой заяц по лесу и рассказывает, как познакомился со старым охотником.

КАК ФОРМА НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ НАШЛА СВОЕ ЗНАЧЕНИЕ

(Лингвистическая история)

Задание. Продолжите эту лингвистическую историю.

С формой настоящего времени падают произошла удивительная история. Утром она проснулась и обнаружила, что рядом с ней живут противопоставленные ей формы падали и будут падать.
Про себя она отметила, что форма прошедшего времени обозначает действие, которое произошло до момента речи, а форма будущего времени обозначает действие, которое произойдет после момента речи. «А каково же мое грамматическое значение?» – спросила она себя. Никакого ответа в ее голове не появилось. И тут ее взгляд остановился на странице книги «Дневник старого матроса».
Понедельник.
Вчера я пишу дневник и вижу, как падают звезды.
Вторник.
Сейчас я пишу дневник и вижу, как падают звезды.
Среда.
Завтра я выхожу на палубу и вижу, как падают звезды.
Четверг.
Проходят года, столетия, а звезды все падают с неба.
Форма узнала себя и __________________

Юля КОМАНДИРОВА

ОСОБАЯ ФОРМА НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

(Лингвистическое сочинение)

Рассмотрим три предложения: 1) Каждый год в гимназии отмечается День влюбленных. 2) Прошлой весной я прихожу в гимназию, а там отмечается День влюбленных. 3) Через пять лет я прихожу в гимназию, а там отмечается День влюбленных.
В каждом из них есть глагол отмечается, и во всех трех предложениях он стоит в форме настоящего времени. Но в первом предложении он обозначает повторяющееся действие, не совпадающее с моментом речи, во втором предложении глагол тоже в форме настоящего времени, но он обозначает действие, произошедшее до момента речи. В третьем предложении глагол в той же форме обозначает действие, которое произойдет после момента речи.
Значит, форма настоящего времени может обозначать действие, которое совпадает или не совпадает с моментом речи. Она может обозначать действие, происходящее в момент речи, до момента речи, после момента речи и безотносительно к моменту речи. Этим она и отличается от форм прошедшего и будущего времени. И в этом ее особенность.

Слово учителя

Диагностическая работа по теме «Категория времени»

I. Грамматическое значение времени – это:

1) указание на предел действия или его отсутствие;
2) указание на отношение времени действия к моменту речи;
3) указание на реальность или нереальность действия.

II. Укажите среди противопоставленных форм грамматические формы времени.

1) Трямкали <||> стрямкали.
2) Трямкает <||> трямкал <||> будет трямкать.
3) Трямкал <||> трямкала <||> трямкало.
4) Трямкает <||> трямкал бы <||> трямкай.

III. Укажите номера предложения, в котором грамматическая форма имеет следующее грамматическое значение.
Запишите номера соответствующими парами.

1) Действие произошло до момента речи;
2) действие произойдет после момента речи;
3) действие совпадает с моментом речи;
4) действие, которое происходит безотносительно к моменту речи.

1. Глокая куздра бокрячила бокренка.
2. Глокая куздра уже бокрячит бокренка.
3. Глокая куздра будет бокрячить бокренка.
4. Каждый день глокая куздра бокрячит бокренка.

IV. Укажите номера слов, в которых вы согласны со средствами выражения грамматического значения.

1) будланула;
2) будет бокрячить;
3) дудонится.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru