ШКОЛА. УЧИТЕЛЬ. УЧЕНИК
М.М.НИКОЛАЕВ
С Новым годом!
В том году администрация нашей школы
решила не приглашать Деда Мороза со стороны.
Возможно, это было связано с тем, что школьный
фонд истощился после покупки новых парт и
унитазов. А может, слишком свежи были
воспоминания о недавнем утреннике, на котором
актеру, изображавшему Кощея, дети порвали
длинный черный плащ. Очень некрасивая была
история...
В общем, решили найти Мороза среди педагогов.
Мужчин, как водится, в школе не много. И этих
немногих завучи отлавливали в коридорах и
припирали к стене своими могучими бюстами.
– Сергей Николаевич, будете Дедом Морозом?
Седенький, кроткий, как ангел, физик страдающе
блуждал глазами и тихо стонал:
– Каким Морозом? Мне год до пенсии остался!..
Пузатый кучерявый физкультурник краснел и
возмущался:
– Это значит – подарки им давать, да? И пятому «А»
– тоже? Пусть они сначала прыгалки купят! Пять
прыгалок порвали, гаденыши!
Учитель труда с суровым прозвищем Наждак ничего
не сказал. Только дернул головой и так жутко
хохотнул, что завуч сразу отступила.
Остались двое: школьный психолог Андрей и я,
учитель рисования. Завуч по воспитательной
работе Марина Владимировна нашла меня в
курительной. Переступив порог, скривилась,
замахала руками, разгоняя табачный сизый дым.
– Как в газовой камере! – заявила она и как-то
по-офицерски шагнула ко мне. – Ну что, Михалыч?
Спасешь школу?
Я тут же все понял, но зачем-то придал лицу
озадаченное выражение.
– От чего я должен ее спасать?
– Деда Мороза нет. Никто не соглашается. Ты –
наша последняя надежда. Соглашайся, Михалыч! Мы
тебе такую Снегурочку подыщем!.. Из
старшеклассниц. В десятом «В» такие красотки
есть... Видел?
Я горько усмехнулся. Еще бы не видел! Какие из них
снегурочки?! В лучшем случае... Не знаю даже, кем
они могут быть в лучшем случае...
– Марина, я не хочу быть Дедом Морозом.
Завуч потемнела лицом, поджала губы.
– Не хочешь... А кто хочет? Мне, что ли, это надо? За
такую зарплату бегать и мужчин уламывать. Между
прочим, Софья Абрамовна, математичка наша, тоже
не хотела, а вот пересилила себя и теперь будет
играть.
– Кого? – удивился я.
– Матушку Метелицу.
Я рассмеялся. Марина испытующе на меня
посмотрела, махнула рукой и сказала:
– Ладно, дай хоть сигарету.
В конце концов Мороза согласился сыграть
психолог Андрей, щуплый молодой человек с
волосами, собранными в лошадиный хвост, и с
серьгой в ухе.
Началась предновогодняя сумятица. Дети
разучивали жалобные песенки про елочку. Классы
наполнялись обрезками фольги и цветной бумаги. С
каждым днем глаза педагогов горели все ярче и
безумнее.
Меня таки принудили поучаствовать в празднике,
дали роль Лешего. К счастью, текста там было не
много. По сценарию Леший выходил из леса
навстречу Маше и Ване, которые должны найти и
разбудить Деда Мороза, злодейски усыпленного
Бабой-ягой. Леший обращался к детям со следующей
тирадой:
Ого-го, какие гости
К нам пожаловали в лес!
Пусть помрет Яга от злости,
А помочь я вам готов.
Я спросил у Марины – постановщицы
этого новогоднего шоу:
– А где же тут рифма: лес и готов?
Марина толкнула меня в грудь и воскликнула:
– Какая тебе еще рифма нужна?! И так хорош будешь.
Я не стал спорить. Вообще же репетиции проходили
весело. Математичка Софья Абрамовна появлялась в
белом балахоне и картонном кокошнике,
разбрасывала вокруг себя снег и хрипловато
декламировала:
Снег кружится, и вертится,
И ложится на поля.
Пусть под белым покрывалом
До весны уснет земля.
Вместо снега Матушка Метелица швыряла
в воздух пух из пожертвованной кем-то подушки.
Тут выскакивала Марина, мужественно взявшая на
себя роль Бабы-яги. Горбясь и стуча метлой в пол,
она пищала:
– Не будет у детей Нового года! Не хочу, чтобы они
радовались! Вот подсыплю Деду Морозу сонного
порошка в кисель, пусть он заснет на сто лет!
Далее следовала почти гамлетовская сцена с
усыплением Деда Мороза. Психолог Андрей, отведав
киселя, закатывал глаза, хрипел и падал на пол,
разметав в стороны рукава и валенки.
– Андрюх, ну ты чего?! – хохотала Марина. – Она же
его не отравила, а усыпила только! Попробуй тихо
заснуть...
Девочки из второго класса исполняли танец
снежинок. Один раз две снежинки подрались прямо
на сцене, поспорив, кто должен стоять ближе к
публике.
Наконец долгожданный день настал. В подсобке
рядом со сценой мы готовились к выступлению.
Через стену было слышно, как зал заполняется
детьми и преподавателями. Время от времени
ребячий визг перекрывал набатный голос
какой-нибудь учительницы:
– Первый класс! Головы ко мне повернули! Так, это
чей я затылок там вижу?.. Кирилл! Повернись ко мне,
чтоб я твои бесстыжие глаза видела!..
– Второй ряд! Или закрываем рты, или Новый год для
вас не наступит!
Психолог Андрей в шелковом синем кафтане и
разбойничьей шапке, надвинутой на брови, сидел в
углу, а Баба-яга Марина разрисовывала его щеки и
нос губной помадой. Помада имела неживой,
бледно-сиреневый оттенок.
Софья Абрамовна курила перед зеркалом,
озабоченно спрашивала у меня:
– Михал Михалыч, скажите как художник: я похожа
на Метелицу?
– Безусловно! – отвечал я, прикуривая от ее
сигареты.
– А по-моему, я похожа на старую идиотку... – Софья
Абрамовна поправила кокошник, по-актерски
подвигала лицом и резюмировала: – Ну что же, не
уехала вовремя в Израиль – теперь не жалуйся!
Загасив в мыльнице окурок, я тоже начал входить в
роль. Взлохматил волосы, набросил на плечи
клеенку с приклеенными кусками ваты, взял в руки
посох (палку, облитую латексом), подумал: «Хорошо,
что борода у меня своя, натуральная». А психолог
между тем вытащил из пакета нечто белое,
клочковатое и грязное.
– Борода! – хвастливо подмигнул он мне. – Друзья
достали!
Резинка оказалась слабоватой, борода
соскальзывала с острого подбородка молодого
психолога. Я стал помогать подтягивать резинку. В
этот момент в подсобку заглянул второклассник
Кукушкин. Поглядел на нас и остолбенел.
– Тебе чего? – хмуро спросил я, мучаясь с
психологической бородой.
Сглотнув слюну, Кукушкин еле слышно промямлил:
– Директор просила передать Деду Морозу, что
мешок с подарками будет за елкой лежать.
– Ладно, спасибо.
Кукушкин не уходил.
– Мы все поняли, закрой дверь, – сказала
Баба-яга.
– А кто из вас Дед Мороз? – не без трепета
осведомился Кукушкин.
– Скоро узнаешь, – зловеще усмехнулся я.
– О-о-о-ой, – ужаснулся мальчик и скрылся.
Психолог захохотал и чуть не подавился своей
бородой.
Начался спектакль. Девочки-снежинки
исполнили свой танец под аккомпанемент
разбитого рояля. На сцену вышла Матушка Метелица.
Из зала донесся звонкий детский голос:
– Здрасьте, Софья Абрамовна!
Метелица вздрогнула. Над хулиганом нависла
похожая на Петра Первого учительница из
начальной школы.
– Гогин! Это что такое?! Я тебя сейчас из зала
выведу!
Гогин струсил, забормотал:
– За что? Я только поздоровался...
Математичка покачала головой и стала
выбрасывать перья из целлофанового пакета.
Снег кружится, и вертится,
И ложится на поля...
Психолог Андрей в кафтане и шапке, с
измочаленной бородой и мертвенным лицом, говорил
глухо и протяжно:
– Снегу-то, снегу навалило! Постаралась Матушка
Метелица, сестрица моя двоюродная. Вот поем
киселя холодненького, поеду в город, в школу. Надо
детям подарки привезти – заждались поди меня.
Оставлю пока здесь, в сугробе, кувшинчик с
киселем, а сам пойду за мешком...
Едва он исчез, на сцене возникла Баба-яга. Жутко
засмеялась, застучала метлой.
– Не будет у детей Нового года! Не получат они
подарков!
Младшие классы забеспокоились. Кто-то отчетливо
произнес:
– Давайте ей по морде дадим!
Опять грозно поднялась с места учительница,
похожая на Петра Первого. Ученики постарше нагло
ржали в последних рядах.
Сонный порошок подсыпали в «холодненький
кисель». Дед Мороз глотнул – и завалился на бок.
Несмотря на весь драматизм происходящего, дети
завизжали от восторга.
Спектакль продолжался. Ваня и Маша отправились
за Дедом Морозом. По дороге они отгадывали разные
загадки, ученики в зале должны были помогать им.
Матушка Метелица читала по бумажке, старательно,
по-учительски артикулируя:
– Лежал, лежал, да и в речку побежал. Кто это?
Из зала орали:
– Сумасшедший!
– Пьяница!
– А действительно, что это такое? – шепотом
спросил я у Марины.
– Снег! – отвечала она, сдвигая накладной нос и
почесывая переносицу.
Следующая загадка была про ежа: «Не портной, а всю
жизнь с иголками ходит». Зал молчал. Взрослый
голос неуверенно произнес:
– Ежик, что ли?
– Нет, наркоман, – негромко сказал я Марине. Она
уткнулась в пыльный занавес и мелко затряслась.
Наконец Маша и Ваня с помощью Лешего, то есть
меня, отыскали спящего психолога, разбудили его,
сыграв на волшебной дудочке, и потом стали вместе
с залом звать Снегурочку. Снегурочку играла
десятиклассница Вика Виноградова. Она вышла в
коротком полушубке с предельно открытыми ногами.
Началась раздача подарков. Я от греха ушел в
подсобку. Сел на подоконник, придвинул
наполненную окурками мыльницу. Закурил. В черном
стекле отражался я – усталый, бледный, бородатый
Леший. И еще в окне светились кошачьи глаза
фонарей, голубели сугробы, шевелился от ветра
праздничный мусор в ржавом контейнере. За стеной
играла музыка, звенели детские голоса... На
столике лежал золотистый цилиндрик губной
помады. Я думал: «Ну вот, скоро и конец
празднику...»
Докурил, открыл дверь и встал за кулисой.
Первоклассники на сцене пели финальную песенку.
Стрелки к полночи подходят,
Новый год стучится в дверь...
Учительница, похожая на Петра Первого,
стояла в зале и дирижировала хором, успевая
грозить кулаком тем, кто умудрялся баловаться,
находясь на сцене. Психолог, зачарованно
улыбаясь, покачивался в такт музыке. Баба-яга и
Матушка Метелица о чем-то беседовали в стороне. В
зале колыхалась густая масса детских голов.
Директор милостиво улыбалась в первом ряду.
Снегурочка подошла ко мне и попросила:
– Посмотрите, пожалуйста, я не испачкалась сзади?
– Нет, Вика, все в полном порядке.
– А почему вы такой грустный?
Я взглянул на ее слишком подкрашенное, но все же
очень милое юное лицо, неловко передернул
плечами, ответил тихо и без всякого выражения:
– А леший его знает, девочка...
Ноябрь 2003 года
|