ИНФОРМАЦИЯ
Руководитель Департамента
общего и дошкольного образования МО РФ
А.В. БАРАНННИКОВ
О проведении государственной
(итоговой) аттестации выпускников 11-х классов
общеобразовательных учреждений
Российской Федерации по русскому языку и
литературе в 2003/2004 учебном году
В соответствии с «Положением о
государственной (итоговой) аттестации
выпускников 9-х и 11-х (12-х) классов
общеобразовательных учреждений Российской
Федерации (письмо Министерства образования
Российской Федерации от 04.02.03 № 03-51-17 ин/13-03)
письменный экзамен выпускников 11-х (12-х) классов
общеобразовательных учреждений по русскому
языку и литературе в 2003/2004 учебном году будет
проводиться в форме сочинения или изложения с
творческим заданием. Проведение письменного
экзамена по русскому языку и литературе будет
осуществляться по открытому перечню тем
сочинений, сгруппированных в комплекты.
Экзаменационные материалы основываются на
обязательных минимумах содержания основного
общего и среднего (полного) общего образования
(приказы Минобразования России № 1236 от 19.05.98 и № 56
от 30.06.99).
При подготовке экзаменационных
материалов будут учтены замечания и предложения,
высказанные в письмах из органов управления
образованием 52 субъектов Российской Федерации:
количество тем, сформулированных по
произведениям, которые изучаются обзорно, будет
сокращено, сложные цитатные темы будут заменены
более простыми, в каждом комплекте будут
предусмотрены темы различного уровня сложности.
«Перечень тем сочинений для
проведения письменного экзамена по русскому
языку и литературе за курс средней (полной) школы
в 2003/2004 учебном году» будет опубликован в третьей
декаде марта 2004 года. «Комплекты тем сочинений
для проведения письменного экзамена по русскому
языку и литературе за курс средней (полной) школы
в 2003/2004 учебном году» – во второй декаде мая
2004 года. Эти материалы будут отправлены в
органы управления образованием субъектов
Российской Федерации электронной почтой и
размещены на сайте Минобразования России в
Интернете (www.informika.ru).
Темы сочинений для проведения
письменного экзамена по русскому языку и
литературе за курс средней (полной) школы в 2003/2004
учебном году будут сгруппированы в 60 комплектов
(по 5 тем в каждом комплекте).
Каждый комплект будет формироваться в
соответствии со следующей структурой:
1. Анализ стихотворения поэта XIX–XX века
или анализ эпизода из художественного
произведения русской литературы XIX–XX века
(эпизоды указаны).
2. Тема, сформулированная в виде проблемного
вопроса или высказывания о произведении (автор,
произведение указаны).
3. Тема, связанная с творчеством писателя XIX века
(автор и произведение указаны).
4. Тема, связанная с творчеством писателя XX века
(автор и произведение указаны).
5. Тема, связанная с философскими, нравственными,
социально-общественными понятиями (указан XIX или
XX век; произведение русской литературы выбирает
учащийся).
Приложение: «Образцы комплектов тем
сочинения» на 1 л.
Приложение
Образцы комплектов тем
сочинений
Комплект № 1
1. Дуэль Печорина с Грушницким.
(Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени».)
Сцена дуэли Печорина с Грушницким. (Анализ
эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю.
Лермонтова «Герой нашего времени»)1.
2. «...Покупатель живой человеческой
совести, Чичиков, – подлинный черт, подлинный
провокатор жизни» (А.Белый).
3. а) Трагизм образа Базарова. (По роману
И.С. Тургенева «Отцы и дети».)
б) Пейзаж в романе И.С. Тургенева
«Дворянское гнездо».
4. Проблема человека и цивилизации в
рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
5. «Смех часто бывает великим
посредником в деле отличия истины от лжи...» (В.Г.
Белинский). (По одному из произведений русской
литературы XX века.)
Комплект № 2
1. Стихотворение А.А. Ахматовой
«Родная земля» (восприятие, истолкование,
оценка).
Стихотворение А.А. Ахматовой «Сегодня мне
письма не принесли...» (восприятие, истолкование,
оценка).
2. За что и против чего борется Чацкий?
(По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)
3. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.
Пушкина2.
4. Раздумья о Человеке в пьесе
М.Горького «На дне».
5. «Пойми живой язык природы – и скажешь ты:
прекрасен мир...» (И.С. Никитин) (По одному из
произведений русской литературы XX века.) |
1 Некоторые темы,
включенные в «Перечень...», выпускник школы с
родным (нерусским) языком обучения может
заменить на выделенный курсивом вариант, такие
темы даны в «Перечне...» под одним номером.
2 Темы сочинений,
связанные с поэзией, раскрываются на примере не
менее 2–3 стихотворений. Темы сочинений,
связанные с произведениями малой эпической
формы, раскрываются на примере 1–2 произведений.
(Их число может быть увеличено по усмотрению
выпускника.)
|