РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Б.Р. МАНДЕЛЬ
г. Норильск
Загадочный текст
Анализируем фантастический
рассказ
10 класс
Моим коллегам известно, как трудно порой
бывает подобрать текст для диктанта, изложения,
комплексного анализа. Мы понимаем, что он (текст)
должен обладать целым рядом свойств, обнаружить
которые вместе, в совокупности, иногда бывает
просто невозможно. Конечно, методическая
литература, газета «Русский язык» помогают нам в
этой работе, и все же, полагаю, каждый из нас,
наталкиваясь на что-либо интересное, просто не
может пройти мимо.
Я предлагаю вам рассказ об уроке, который будет
сочетать в себе элементы нескольких видов работы
с текстом, не совсем, может быть, привычным для
учителей-словесников, да и для наших учеников.
Урок можно провести в 10-м классе. Думаю, что
материал урока доступен самому обычному и даже,
мягко говоря, не очень сильному классу. Считаю
также, что сочетание элементов уроков русского
языка, словесности и литературы не является для
моих коллег такой уж диковинкой.
Цели данного урока, посвященного в
основном комплексному, разностороннему анализу
текста, следующие:
развитие аналитических способностей
учащихся, развитие логического мышления,
расширение кругозора, стимулирование
читательских интересов, повышение мотивации
учения, развитие внимания и фантазии;
повторение навыков комплексного
анализа текста, повторение основных
орфографических и пунктуационных правил за курс
5–9-х классов.
Перед каждым учеником на парте лежит
распечатанный текст. Предлагаю его вашему
вниманию.
Отрывок взят из рассказа американского
фантаста Р.Шекли «Носитель инфекции» (Шекли Р.
Паломничество на Землю. М.: Эксмо, 2002. С. 715).
Эдвард Экс проснулся, зевнул и
потянулся. Потом покосился на солнечный свет,
льющийся через открытую восточную стену его
однокомнатной квартиры, и позвал одежду.
Она не подчинилась! Экс прогнал сон и повторил
приказ. Но дверь шкафа осталась закрытой, а
одежда не двигалась. Основательно встревоженный,
Экс вскочил с кровати. Он вновь начал было
формулировать ментальную команду, но остановил
себя. Нельзя паниковать. Если одежда не
подчиняется – значит, в этом виновато его
полусонное состояние.
Экс неторопливо повернулся и подошел к восточной
стене. Он откатил ее ночью и сейчас остановился
там, где обрывался пол, и взглянул на город.
Было раннее утро. Молочники уже разносили молоко
по террасам. За окном пролетел разносчик газет.
Из его набедренного кармана высовывались
защитные очки. Паренек выровнял дыхание и
взлетел к особняку, выстроенному на крыше
двадцатиэтажного небоскреба.
«Особняк, – думал Экс, – вот это жизнь!» Он жил на
четвертом этаже такого старого здания, что здесь
была даже лестница с лифтом. Вот когда он окончит
Университет… Но сейчас не время мечтать.
Экс открыл стенной шкаф и оделся. Потом
совершенно спокойно приказал постели
застелиться. Одеяло наполовину приподнялось и
упало назад на кровать. Экс сердито повторил
приказ. Простыни лениво разгладились, одеяло
медленно поползло на место. Подушка двигаться не
желала. После пятого приказа подушка легла в
изголовье кровати. Уборка постели заняла пять
минут. Обычно на это требовались секунды.
Ужасная мысль потрясла Экса, его колени
задрожали. Он был не в состоянии управлять
простейшей телепортацией. Это болезнь! |
Как видите, текст в большой
мере насыщен материалом для повторения
орфографии и пунктуации в старших классах. Я не
говорю уже о необычном содержании отрывка.
Во время чтения сразу замечается
оживление, учащиеся обмениваются репликами,
раздаются восклицания, что, без сомнения, следует
отнести к совершенно неожиданному,
увлекательному и загадочному содержанию
отрывка. После того как все ознакомились с
текстом, прошу ученика (лучше того, кто умеет
хорошо, ярко читать незнакомые тексты) прочесть
отрывок вслух.
Одним из первых вопросов будет,
конечно, вопрос о том, к какому стилю речи
относится данный текст. Показательно, что
ответ на этот вопрос дается быстро, и ученики,
опережая учителя, сообщают, что это отрывок из
фантастического произведения. Тем самым
снимается вопрос о жанре. После этого следует
спросить о том, как дети определили стиль и
жанр отрывка.
Надо сказать, что и этот вопрос не
вызывает у десятиклассников затруднений: текст
достаточно ярко и точно определяется в жанровом
и стилистическом отношении. Ученики отмечают
необычность ситуации, действий героя и
предметов.
Один из следующих вопросов: все ли
понятно в отрывке, нет ли в нем слов, не
встречавшихся до сих пор, малоупотребительных и
т.д.? Здесь дается определение слов ментальный
– мысленный и телепортация – перемещение
предметов в пространстве с помощью мысли,
мысленных команд.
Теперь, когда стали понятными все
слова данного отрывка, стоит спросить о том,
какое впечатление произвел на учеников этот
текст. Ребята отмечают необычность текста,
неожиданность сюжета, а мы подводим их к мысли об
экспрессивности и динамике отрывка. В
чем причина динамичности, некоего внутреннего
ритма, ощущающегося при чтении отрывка? Если
детям нелегко найти ответ, то при помощи
вспомогательных вопросов о частях речи, наиболее
часто употребляющихся в этом тексте, можно
подвести их к мысли о том, что динамичность
текста обусловлена большим количеством глаголов
и глагольных форм – слов, передающих движение,
действия. Следующий вопрос может коснуться
синтаксических конструкций текста. Ожидаемый
ответ: наличие причастных, деепричастных
оборотов и однородных членов при небольшом
количестве сложных предложений. Это
наблюдение подтверждает мысль о динамичности
повествования – оно ничем не притормаживается,
действия происходят, быстро сменяя друг друга,
передавая тем самым смятенное состояние героя.
Очередной вопрос ученикам будет о том,
из какой части рассказа, по их мнению, взят этот
отрывок: из начала, середины, окончания? Вопрос на
развитие интуиции, и, как правило, он вызывает
бурную дискуссию, в ходе которой решается
альтернатива: начало – середина. Мнение, что
это – окончание рассказа, отметается сразу.
Ученики спорят о том, предшествовало ли
что-нибудь в полном тексте рассказа событиям,
вызвавшим странное состояние героя, или все
самое главное начнется после этого утра...… Можно
намеками подвести ребят к мысли о начале
рассказа, о его завязке (вполне уместно
воспользоваться их литературоведческими
познаниями). Итак, для героя все только
начинается.
Я очень часто при работе с текстами,
незнакомыми ученикам, задаю вопрос: «Как вы
полагаете, автор текста – российский (“наш”)
писатель или зарубежный?». Решение этого
вопроса лежит в основном в области интуиции,
однако не мешает выслушать аргументы детей, тем
более что среди старшеклассников найдется хотя
бы один, знакомый с фэнтези. Вопрос трудный,
имена героев не значат ничего, а вот некоторая
ощущаемая интуитивно «ненашесть»: молочники,
небоскребы и пр. – наталкивает детей на
ответ о том, что писатель зарубежный.
Сообщаю детям, что автор рассказа,
отрывок из которого мы исследуем, – американский
писатель Роберт Шекли. Знает ли кто-нибудь его
произведения? Ответ на этот вопрос чаще всего
отрицательный, имя этого писателя знакомо больше
представителям старшего поколения. Хотя следует
заметить ученикам, что многие из них смотрели
американский фильм «Беглец», поставленный по
роману Р.Шекли «Корпорация “Бессмертие”».
Думаю, здесь вполне уместно сообщить детям
краткие сведения о биографии, творческом пути
Роберта Шекли. Этот небольшой рассказ будет
завершающим этапом первой части урока.
После прослушивания биографического
материала начинается не совсем привычная для
учеников работа: я прошу их составить в тетрадях
пунктуационный план отрывка. Вот что должно
получиться в тетрадях:
1) ,. 2) ,,. 3) ! 4) . 5) ,. 6) ,. 7) ,. 8) . 9) –,.
10) . 11) ,,. 12) . 13) . 14) . 15) .
16) ,. 17) «,–,–!» 18) ,. 19) ... 20) .
21) . 22) . 23) . 24) . 25) ,. 26) . 27) . 28) . 29) .
30) ,. 31) . 32) ! |
Перед нами вся расстановка
знаков препинания в данном тексте.
После этой работы можно попросить
учеников найти трудные с их точки зрения слова. В
результате может появиться запись в рабочих
тетрадях:
встревоженный, формулировать,
ментальную, полусонное, терраса, разносчик,
выстроенный, двадцатиэтажный, университет,
застелиться, наполовину, телепортация, задрожали
и т.д. |
(Все слова взяты из работ
учеников.)
Можно провести небольшую
дополнительную лексическую работу, найти слова,
употребленные в переносном значении, выбрать
многозначные слова и заимствованные слова.
Записи в тетрадях будут представлять примерно
следующее:
Покосился, потянулся,
льющийся, прогнал, пролетел, легла и пр.
Квартира, шкаф, терраса, газета, лифт,
телепортация и др. |
Завершающим этапом данной
работы будет написание диктанта с творческим
заданием – здесь можно предложить самые разные
варианты.
1. Прочесть текст еще раз, сдать
учителю, записать по памяти.
2. Прочесть текст, сдать учителю, записать под
диктовку начиная со слов За окном пролетел...
3. Выборочный или проверочный диктант.
Обязательными для всех вариантов
являются следующие задания: придумать заголовок,
подчеркнуть обособленные члены предложения.
Можно предложить произвести синтаксический
разбор любого сложного предложения. Возможен
устный или письменный вариант творческого
задания: сочинение о том, что произойдет с
героем дальше.
Очень часто я разрешаю своим ученикам
при наличии времени после проверки и только по
желанию нарисовать иллюстрации к тексту.
Кроме того, учитывая тщательно
проделанную работу над текстом, ученикам можно
предложить провести самопроверку, выдав им снова
распечатанные тексты. В результате большинство
учеников получают сразу несколько оценок: за
грамотность, за выполнение творческого и
грамматического задания, за иллюстрацию (не
стоит бояться поощрять любое проявление
индивидуальности и творчества детей).
Одноклассники могут проверить друг друга на
знание текста.
Как видите, работа в принципе может
проводиться и в слабом классе. Конечно,
потребуется двойной урок для такого сочетания
видов работ.
При анализе работ и подведении итогов
неплохо зачитать варианты заголовков,
придуманных учениками, и сообщить им заголовок
автора – «Носитель инфекции». При проявлении
интереса можно дочитать рассказ до конца.
Может быть, этот урок вызовет споры и
несогласие моих коллег, но поверьте:
разнообразие работы на уроке, смена видов
деятельности, развитие интеллектуальных
способностей учеников, их интуиции, а в конечном
счете приобретение лингвистической зоркости и
заинтересованность учеников – все это для нас
является главным, для этого мы (простите за
пафосность) и используем свои силы и знания,
живем и работаем.
|