Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2004

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Предлагаем нашим читателям познакомиться с хорошим и полезным пособием, выпущенным в 2003 г. в Челябинске «Издательским центром ВЗГЛЯД». Приводим отрывок из предисловия авторов – учителей высшей категории В.Н. Александрова, О.Н. Александровой и методиста Т.В. Соловьевой.

В.Н. АЛЕКСАНДРОВ,
О.И. АЛЕКСАНДРОВА,
Т.В. СОЛОВЬЕВА


Подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ)

Приступая к работе над этим пособием, мы в первую очередь самым тщательным образом проанализировали итоги прошлогоднего ЕГЭ по русскому языку, выявили те разделы, которые вызвали у выпускников наибольшие затруднения, изучили способы предъявления заданий и содержание контрольных заданий.

В первой части (Диагностика) мы предлагаем учащимся учебный вариант ЕГЭ по русскому языку (части А и Б), результаты выполнения которого нужно проанализировать, выявить «слабые места» и, определив направление учебно-тренировочного курса, начать подготовку к экзамену.

Во второй части помещены разнообразные задания по основным разделам русского языка.
Каждый раздел предваряется краткими справочными материалами в виде схем по основным разделам школьного курса. Схемы помогают ученикам оперативно повторить базисные вопросы теории, проанализировать основные языковые явления.
Для того чтобы задания ЕГЭ не вызывали у выпускников затруднений, мы использовали различные виды опросников.

В третьей части ученикам предлагается выполнить контрольную работу, которая представляет собой вариант ЕГЭ по русскому языку.

В четвертой части содержится справочный и учебно-тренировочный материал для отработки навыков создания текста сочинения-рассуждения, что в типологии ЕГЭ соответствует заданию части С.

ДИАГНОСТИКА

Вариант № 1

ЧАСТЬ 1

Прочитайте предложения и выполните задания А1, А2, А3.

А. Правда, вне чеховского контекста в них нет той гуманистической содержательности и глубины, какой наделены страницы его повествования о русской природе.

Б. Чехов в числе первых обратил внимание на трагические последствия одностороннего развития технической цивилизации.

В. Будущее цивилизации и культуры Чехову представлялось как гармоническое единство гуманитарного и естественно-научного знания жизни.

Г. То, что было сказано им об истощении земли, о пересыхании рек, о гибели лесов, довольно часто используется теперь в виде иллюстраций в научных трудах по экологии.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, Б, В, Г;
2) Б, Г, А, В;
3) Г, Б, В, А;
4) В, Г, А, Б.

А2. Укажите неверное утверждение о предложениях текста.

1) Предложение А – сложноподчиненное, состоит из двух простых.
2) Предложение Б – простое, двусоставное.
3) Предложение В – простое, односоставное, безличное.
4) Предложение Г – сложноподчиненное, с придаточным местоименно-определительным.

A3. В каком предложении есть вводная конструкция?

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?

1) глубок_м дыхани_м;
2) в колюч_м кустарник_;
3) на общ_м собрани_;
4) резк_м движени_м.

А5. В каком примере на месте пропуска пишется буква и?

1) Посе_шь ветер – пожнешь бурю.
2) И хочется, и кол_тся.
3) Боль врача ищ_т.
4) Каково сошьешь, таково и износ_шь.

А6. В каком примере на месте пропуска пишется ь?

1) Нужда научит Богу молит_ся.
2) В добром житье лицо румянит_ся.
3) Отольют_ся кошке мышкины слезки.
4) Всяк крестит_ся, не всяк молится.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) несг_раемый, сп_шить, ф_нтазия;
2) поб_ждать, бл_стать, напр_жение;
3) ост_новиться, ч_столюбивый, насл_ждение;
4) п_ртрет, погл_деть, просв_щение.

А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) д_говориться, об_значить, з_писать;
2) без_мянный, пред_стория, меж_нститутский;
3) _близиться, бе_конечный, чере_чур;
4) пр_лечь, пр_оритет, пр_градить.

А9. В каком слове пишется е?

1) брос_л;
2) наде_ться;
3) засе_нное;
4) увид_нный.

А10. В каком примере пишется нн?

1) соловьи_ый;
2) вспаха_ы;
3) вяза_ый;
4) реше_ый.

А11. В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1) (Не)чего Бога гневить, надо правду говорить.
2) Он держался уверенно, говорил (не)спеша.
3) И эта гордая красавица сразу же (не)взлюбила сироту.
4) (Не)гнущейся рукой он все же смог схватить упавшую трубку.

А12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) скажи(ка), (по)братски, (литературно)музыкальный;
2) едва(ли), (пол)яблока, (пресс)конференция;
3) с (хлебом)солью, (древне)русский, (юго)восток;
4) (идейно)художественный, (где)нибудь, как(будто).

А13. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Пусть невзрачна книга, (за)то какой силой дышит каждая ее строчка!

1) зато – всегда пишется слитно;
2) за то – всегда пишется раздельно;
3) за то – здесь это местоимение с предлогом за;
4) зато – здесь это сочинительный союз.

А14. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) прочитали;
2) увидев;
3) перекошенный;
4) завтрашний.

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) все шофера нашего предприятия;
2) у обеих подруг;
3) кладите на стол;
4) в трехстах метрах.

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прочитав письмо,

1) мне сразу стало все ясно.
2) я без сил опустился на стул.
3) почерк показался мне знакомым.
4) сразу же зазвонил телефон.

А17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).

1) Мария Федоровна – прекрасный педагог.
2) В «Грозе» изображена тусклая жизнь провинциального городка.
3) По приезде в город он сразу же поспешил с визитом к своему старому приятелю.
4) В романе Л.Толстого пламенными патриотами своей страны является простой народ.

А18. В каком слове произносится [д]?

1) складка;
2) удирать;
3) отбой;
4) пароход.

А19. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) договор;
2) досуг;
3) искра;
4) облегчить.

А20. Значение какого слова определено неверно?

1) Декламировать – публично проповедовать свои взгляды, убеждения.
2) Симулянт – человек, который притворяется, создает видимость чего-либо.
3) Абсурдный – нелепый, бессмысленный.
4) Аскет – человек, ведущий строгий образ жизни, отказавшийся от жизненных благ.

А21. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Постепенно стемнело ( ) и по сумрачной долине с тихим шелестом пробежал прохладный ветер.

1) Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Незнакомые мне (1) гребцы (2) правившие лодкой (3) бросили весла (4) и (5) поставив парус (6) сели на дно шлюпки,

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6;
2) 1, 2, 3, 5, 6;
3) 2, 3, 5, 6;
4) 5, 6.

А23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Человек имеет право и возможность быть счастливым и не стыдиться своего счастья.
2) Он обычно надевал черную шляпу, либо ярко-красный берет.
3) Решительность, быстрота, сила – вот первые качества бойца.
4) В тесноте, да не в обиде.

А24. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Никогда и ни за что воскликнул он и отвернулся к окну.
2) Грибы ищут по лесу рыщут.
3) Зло есть грубейшая форма невежества.
4) Деревья, дома, дороги все было покрыто пушистым снегом.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Несмотря на постоянную занятость (1) он приехал к нам (2) чтобы повидаться со мной (3) и собственными глазами увидеть (4) в каком бедственном положении мы находимся.

1) 1, 2, 3, 4;
2) 2, 3, 4;
3) 1, 2;
4) 1, 2, 4.

А26. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)виду продолжительной болезни нам так и не удалось повстречаться с ним и поговорить (на)счет будущей книги.
2) Профессор так(же), как и я, полагал, что (от)того берега до села больше километра.
3) Он знал семь языков, разбирался в живописи, любил музыку, (за)то был совершенно наивен в вопросах житейских и пошел (по)тому пути, по которому шли все романтики.
4) Деньги (на)счет не поступили, и нам пришлось отказываться (от)того, что нами было задумано.

Прочитайте текст и выполните задания А27–А32, В1–В8.

1) Когда Гулливер посетил Великую академию в Легадо, ему показали пятьсот комнат, в каждой из которых обреталась какая-нибудь отрасль науки. 2) В одной комнате составлялся проект по извлечению из огурцов солнечных лучей, в другой – ученый муж бился над тем, как превратить лед в порох путем пережигания его на сильном огне. 3) Обитатель третьей комнаты работал над созданием механических приборов, предназначенных для открытия отвлеченных наук.

4) Мне кажется, что сегодня такие приборы уже есть. 5) Они изобретены нашим литературоведением. 6) И успешно применяются им на практике.

7) Судите сами. 8) Что такое «сатирический гнев» или «социологический реализм»? 9) Что означает «принцип вопиющего контраста»? 10) Никто не ответит. 11) Но зато это в высшей степени научно и наукообразно. 12) Удивительно: классики писали просто, а о них пишут сложно. 13) «Смесь несовместимостей, – утверждает В.Кулешов в книге о Чехове, – была вообще характерна для Чехова... 14) В этой смеси Чехов работал и как писатель». 15) И написано это не в какой-нибудь докторской диссертации, изданной на потребу тем же докторам или кандидатам наук, а в книге, выпущенной в свет в издательстве «Детская литература». 16) Пусть себе дети представляют, как Чехов «работал в cмеси». 17) Будто Чехов – это не Чехов, а взбиватель коктейля.

18) А вот что говорится о рассказе Чехова «Канитель»: «Канитель написана по гоголевской модели в передаче тугодумия». 19) Нет чтоб сказать по-человечески: в «Канители» Чехов следовал Гоголю. 20) Но это будет «ненаучным», это будет слишком легко для науки. 21) Надо утяжелить фразу сверхсмыслом, надо русский язык поставить с ног на голову, чтоб фраза эта приобрела характер высокого силлогизма.

22) Читая книги о классике, порой чувствуешь себя лесорубом в темном лесу. 23) Нет сил пробиться к первоисточнику через заросли «дефиниций», «экстраполяций», «полифункциональности».

24) Да, в русской литературе слишком много противоречий, чтоб ее можно было оценить по методу «черное – белое». 25) И их никак не может уловить двухцветная оптика нашей науки. 26) Теряясь, она начинает искать спасения в терминологии, в ученом языке, в формулировках, которые бросают такую тень на ясный день, что и самому просвещенному человеку, глядя на них, остается только поднять руки и сказать: «Сдаюсь!».

(По И.Золотусскому)

А27. Какова цель автора этого текста?

1) Показать, что «наукообразность» отражает неспособность некоторых ученых точно и понятно передать смысл художественного произведения.
2) Привлечь внимание читателей к наиболее острым проблемам преподавания русской литературы в средней школе.
3) Познакомить читателей с наиболее яркими работами современных литературоведов.
4) Доказать, что современное литературоведение является бесполезной наукой, потому что большинство ученых сами не понимают того, что пишут.

А28. С какой целью автор начинает свой текст рассказом о фантастической академии в Легадо?

1) Раскрыть главную мысль текста: функция науки – вести человечество к ярким вершинам познания.
2) Показать, какую страшную опасность таят научные открытия, дающие в руки человека могучие источники энергии.
3) Заинтересовать читателя, настроить его на ироничное восприятие текста.
4) Придать тексту торжественное звучание.

А29. Определите стиль и тип речи данного текста:

1) научный стиль, повествование;
2) публицистический, рассуждение;
3) художественный, описание;
4) научный, рассуждение.

А30. В каком предложении автор использует фразеологизм?

1) 1;
2) 3;
3) 15;
4) 21.

А31. Какое предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора и местоимения?

1) 2;
2) 4;
3) 19;
4) 25.

А32. Укажите ошибочное утверждение.

1) В предложении 12 используется антоним.
2) В предложении 14 используется сравнение.
3) В предложении 26 используется фразеологизм.
4) В предложении 23 используется метафора.

ЧАСТЬ 2

В1. Назовите часть речи, к которой относится слово изобретены из предложения 5.

В2. Из предложения 21 выпишите союзы.

В3. Среди предложений 22–25 найдите слово с чередованием гласной в корне.

В4. Какой тип связи используется в словосочетании в темном лесу?

В5. Среди предложений 1–6 найдите предложение, в котором подлежащее выражено личным местоимением.

В6. Среди предложений 18–22 найдите предложение, в котором именная часть сказуемого выражена прилагательным.

В7. Среди предложений 18–24 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

В8. Среди предложений третьего абзаца найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным.

Вариант № 2

ЧАСТЬ 1

Прочитайте предложения и выполните задания А1, А2, A3.

А. Сейчас эти помехи уже не страшны: дальнюю связь все чаще ведут через спутники.

Б. Но именно теперь некоторые факты дали почву опасениям, что перемены в магнитном поле Земли способны вызвать катастрофы, перед которыми побледнеют самые грозные силы природы.

В. Магнитные бури обычно не считаются грозным явлением природы, таким, как землетрясения, цунами, тайфуны.

Г. Правда, они нарушают радиосвязь в высоких широтах планеты.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, Б, В, Г;
2) В, Г, А, Б;
3) Б, В, А, Г;
4) Г, Б, А, В.

А2. Укажите неверное утверждение.

1) Предложение А сложное, бессоюзное, состоит из двух простых.
2) Предложение Б сложноподчиненное, состоит из трех простых.
3) Предложение В сложноподчиненное, состоит из трех простых.
4) Предложение Г простое, двусоставное, грамматическая основа – они нарушают.

A3. В каком предложении есть вводное слово?

1) А;
2) Б;
3) В;
4) Г.

А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?

1) в волчь_й ста_;
2) весенн_м пени_м;
3) в бушующ_й ярост_;
4) в последн_м путешестви_.

А5. В каком примере на месте пропуска пишется буква е?

1) Ни поет, ни свищ_т.
2) Нужды не увид_шь – и в добре не походишь.
3) И месяц свет_т, когда солнца нет.
4) За двумя зайцами погон_шься – ни одного не поймаешь.

А6. В каком примере на месте пропуска пишется ь?

1) С радости кудри вьют_ся, а с печали секут_ся.
2) Дело мастера боит_ся.
3) Любишь катат_ся, люби и саночки возить.
4) Гром не грянет – мужик не перекрестит_ся.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) покр_снеть, обозн_чать, прим_риться;
2) воссозд_вать, вд_леке, проск_чить;
3) вопл_щать, д_таль, уб_раться;
4) выск_зать, изл_гать, неув_даемый.

А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) р_скошный, над_рваться, н_лететь;
2) под_грать, под_тожить, по_скать;
3) бе_жалостный, и_черпать, _бываются;
4) пр_подняться, пр_вилегия, пр_шелец.

А9. В каком слове пишется е?

1) раста_вший;
2) выращ_нный;
3) съеж_лся;
4) постро_ться.

А10. В каком примере пишется нн?

1) ветре_ый;
2) оконче_а;
3) взволнова_ый;
4) некраше_ый.

А11. В каком предложении не со словом пишется слитно?

1) Я всегда говорил: если (не)чем распилить свои цепи, плюй на них, может, проржавеют.
2) Он ушел, ничего (не)ответив.
3) Мы до этого никогда (не)были в его доме.
4) Никем (не)понятая, всеми отвергнутая, она вернулась в родительский дом.

А12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (все)таки, (пол)листа, когда(же);
2) (по)детски, в (полу)тьме, (по)моему;
3) (темно)красный, (по)моему мнению, как(бы) нехотя;
4) (пол)ящика, (премьер)министр, (во)первых.

А13. Укажите верный вариант написания и его правильное объяснение.

Истина для глупцов – то(же), что факел среди тумана: он светится, не разгоняя его.

1) то же – всегда пишется раздельно;
2) тоже – всегда пишется слитно;
3) тоже – здесь это сочинительный союз;
4) то же – здесь это местоимение с частицей же.

А14. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) издавна;
2) перелетный;
3) убирали;
4) спасатель.

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) красивее;
2) дав;
3) более быстрее;
4) все директора школ.

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая произведения Пушкина,

1) рождается чувство огромной радости;
2) испытываешь истинное наслаждение;
3) каждое слово поэта наполнено лучистой любовью;
4) у нас возникает любовь к русскому слову.

А17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).

1) Несмотря на боль в спине, он не только вышел на лед, но и забил решающую шайбу.
2) Рев ветра, доносящегося из-за дрожащих стен, вызывал у меня чувство смутной тревоги.
3) Родители, заботясь об интеллектуальном развитии своего сына, много внимания уделяли чтению, постоянно покупали интересные и полезные книги.
4) В «Огоньке» опубликован интересный рассказ молодого автора.

А18. В каком слове произносится звук [б]?

1) пробка;
2) забота;
3) беленый;
4) прогреб.

А19. В каком слове ударение падает на первый слог?

1) начать;
2) звонит;
3) приданое (невесты);
4) средства.

А20. Значение какого слова определено неверно?

1) Парадокс – неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод.
2) Коррупция – прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.
3) Фатальный – роковой, неотвратимый, неизбежный.
4) Игнорировать – тонко вышучивать, насмехаться.

А21. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Порывистый ветер срывал листья с деревьев ( ) и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

1) Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.
3) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Как потревоженная плачем (1) мать (2) проснувшись (3) протягивает руку к ребенку (4) так и больное сердце (5) пробужденное от снов в ночи (6) тотчас же отдается своей муке.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6;
2) 2, 3, 4, 5, 6;
3) 3, 4, 5, 6;
4) 1, 2, 3, 4.

А23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Любовь к собакам, кошкам, птицам и вообще к природе воспитывает человека.
2) Эти вести его либо окрыляли, либо приводили в уныние.
3) В рюкзаке я нашел удивительные вещи: два огромных моржовых клыка, гудящую раковину и корень женьшеня.
4) Холмы были покрыты лиловым туманом, и с берега походили на сказочных великанов.

А24. В каком предложении не ставится тире?

1) Я самый обыкновенный, ничем не примечательный человек.
2) Не думаю с холодной учтивостью промолвил он.
3) Стол, кресла, стулья все было самого тяжелого и беспокойного свойства.
4) Хочешь узнать человека дай ему власть.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Когда колыхнулись шторы (1) Сережка догадался (2) что его пытаются разглядеть через окно (3) и нарочно стал так близко к двери (4) чтобы его нельзя было увидеть.

1) 1, 2, 3, 4;
2) 2, 3, 4;
3) 1, 2, 4;
4) 3, 4.

А26. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Что(бы) избежать ошибки, пришлось провести множество дополнительных экспериментов, (по)этому сроки контрольных испытаний пришлось сдвинуть на целый месяц.
2) Я не смог прийти (на)встречу с братом, (по)тому что болел всю последнюю неделю.
3) Он был так(же) упрям, как и его брат, и, что(бы) мы ни предлагали, он на все отвечал отказом.
4) Егор и сегодня говорил то(же) самое, что говорил вчера, за(то) теперь он смотрел на нас без обычного для него высокомерия.

Прочитайте текст и выполните задания А27–А32, В1–В8.

1) «Мертвые души» остались незаконченными. 2) Гоголь не оправдал возлагаемых на него надежд, он «не совершил». 3) Первая часть поэмы, которая, по мысли своего творца, должна была составлять только крыльцо величественного здания, осталась одна. 4) Во второй части все, что Гоголь хотел выставить как идеальное, было мертво. 5) Жили и светились порой со всей силой гения лишь типы отрицательные. 6) Но Гоголь подавлял свой юмор, как преступление против искусства, и признал себя бессильным закончить дело своей жизни. 7) И его «хрупкий состав» не выдержал этого крушения.

8) Какое трагическое недоразумение! 9) В сущности, первый том был уже тем величественным в художественном смысле зданием, о котором Гоголь мечтал и которое обещал России, «вперившей в него полные ожидания очи». 10) И если бы он понимал мыслью истинное свое назначение, он бы видел, что для «завершения здания» остается сделать не так уж много, во всяком случае не больше, чем уже сделано, быть может, поднять фронтон и покрыть крышу.

11) В самом деле, каково могло быть «логическое» продолжение «Мертвых душ»?

12) Если бы он не испугался выводов из своей сатиры и не побоялся осудить не только лица и не только должности, но и самый порядок, сверху донизу пораженный бессилием и маразмом, – то ему осталось бы только изобразить свободной кистью сатирика торжество чичиковского идеала.

13) Мирная помещичья усадьба. 14) Миловидная хозяйка, не то чтобы худая, но и не очень полная, маленькие Чичиковы, с веселыми, остро и пытливо бегающими отцовскими глазками, рабы, трудящиеся над созданием благополучия нового помещика, и сам Павел Иванович, который смотрит ясными очами в «глаза всякому почтенному отцу семейства», потому что он «приобрел» и, значит, недаром бременит землю.

15) Таковы общие очертания конца «Мертвых душ», логически продолжающие линию гоголевской сатиры. 16) Великое здание было бы завершено последовательно и встало бы пророческим символом страны, зачарованной в безоглядном самодовольстве рабства.

17) И над этой идиллией, на ее пока безоблачном горизонте чувствовалось бы, может быть, приближение грозовой тучи, которой суждено было потрясти гоголевскую Россию в самых ее основаниях.

18) Но он испугался «страшной правды»... 19) Под влиянием ложных идей он изменил собственному гению и ослабил полет творческого воображения, направляя его на ложный и органически чуждый ему путь.

(В.Г. Короленко)

А27. Какой вопрос не затрагивается в этом тексте?

1) Почему Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?
2) Что помешало Гоголю написать продолжение «Мертвых душ»?
3) Каким могло бы стать продолжение гоголевской поэмы?
4) Чем вызван духовный кризис Гоголя?

А28. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Гоголь не смог закончить свою поэму, потому что у него не хватило сил до конца быть верным жизненной правде.
2) Торжествующий Чичиков – это и есть наиболее полное выражение идеи «живой души».
3) Гоголевская поэма могла бы стать грозным предвестием грядущих социальных бурь.
4) Положительные образы во второй части поэмы получались у Гоголя неестественными, ненастоящими, лишенными художественной убедительности.

А29. Определите стиль и тип речи данного текста:

1) официально-деловой, описание;
2) художественный, описание;
3) публицистический, рассуждение;
4) художественный, рассуждение.

А30. Какой смысл в тексте имеет слово идиллия?

1) Мирное, счастливое существование;
2) надгробная надпись;
3) несбыточная мечта, фантазия;
4) рисунок, картина, изображающие природу.

А31. Какое предложение связано с предыдущим с помощью союза и местоимения?

1) 3;
2) 4;
3) 10;
4) 19.

А32. Какие языковые средства не используются в этом тексте?

1) Метафоры и эпитеты;
2) вводные слова и цитаты из поэмы «Мертвые души»;
3) назывные предложения и восклицания;
4) риторические вопросы и неполные предложения.

ЧАСТЬ 2

В1. К какой части речи относится слово незаконченными (предложение 1)?

В2. Выпишите частицу из предложения 3.

В3. Среди предложений первого абзаца найдите слово с чередующейся гласной в корне.

В4. Какой тип связи используется в словосочетании символом страны (предложение 16)?

В5. Среди предложений второго абзаца найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

В6. Среди предложений 14–19 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

В7. Среди предложений второго абзаца найдите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

В8. Среди предложений 10–16 найдите сложное предложение с последовательным подчинением.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru