УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
С.Я. ЯНОВСКАЯ,
г. Москва
Лингвистическая игра по теме
«Лексика»
6 - 7 классы
1. Что обозначают следующие
диалектные слова, употребляющиеся в разных
областях России?
1) Студенец, кипун, криница (родник,
ручей, ключ);
2) дрягва, мшара, лягва, зыбун, моховище, качь (болото);
3) большак, шлях, зимник, стежка, путик, объездок
(дорога, тропа);
4) ливник, заливень, полива, поплавень, проливень,
окатный (сильный дождь);
5) куржевень, ивень, окидь, обмороз, врасенец
(иней).
[Каждое слово – 1 балл.]
2. Вспомните как можно больше
пословиц, включающих слова-антонимы, например: Правой
рукой строит, а левой разрушает; Кто хочет много
знать, тому и мало спать.
[Каждая пословица – 1 балл.]
3. Дайте толкование фразеологизмов
и нарисуйте картинку, изображающую этот
фразеологизм, понятый буквально.
1-я команда: днем с огнем не
сыщешь.
2-я команда: держать в ежовых рукавицах.
4. Интересно происхождение
фразеологизмов. Например, фразеологизм казанская
сирота появился так. После завоевания
Иваном Грозным Казани татарские мурзы (князья),
пользуясь незлопамятностью русских,
прикидывались бедными и назойливо выпрашивали
награды. С той поры того, кто прибедняется, чтобы
разжалобить кого-либо и получить выгоду, народ
насмешливо называет казанской сиротой.
Выскажите предположения о том, как сложились
следующие фразеологизмы, и дайте их толкования.
1-я команда: дело в шляпе,
крокодиловы слезы, откладывать в долгий ящик.
2-я команда: спустя рукава, жить на широкую
(большую) ногу, чучело гороховое.
[Каждый верный ответ – 2 балла;
интересная версия – 1 балл.]
Крокодиловы слезы – притворные
слезы, неискренние сожаления. Когда крокодил
заглатывает свою жертву, он плачет, но не от
избытка чувств, а от избытка солей, которые
скапливаются у него в организме и выходят через
протоки, расположенные у самых глаз.
Жить
на широкую (большую) ногу – богато, роскошно, не
стесняясь в средствах. Это выражение связано с
тем, что в XIV столетии в Западной Европе знатность
определялась длиною башмака. Башмак дворянина
был в полтора фута (45 см), башмак барона – в два
фута (60 см), а башмак князя – в два с половиной
фута (75 см). По башмаку можно было узнать самого
знатного.
Дело в шляпе – о деле, уже почти
законченном, за исход которого нечего опасаться.
От обычая метать жребий, который чаще всего клали
в шапку и тянули оттуда. Другая версия: в старину
все сообщения доставлялись гонцами на лошадях.
Для безопасности важные бумаги, «дело» зашивали
за подкладку шляпы или шапки.
Долгий ящик – отложить на
неопределенно длительное время. При царе Алексее
Михайловиче существовал такой порядок: просьбы и
жалобы, обращенные к царю, опускали в специальный
ящик, прибитый к столбу возле дворца в селе
Коломенском под Москвой. В те времена все
документы писали на бумаге, свертываемой в виде
свитка. Свитки эти были длинными, поэтому и ящик
был длинный, или, как тогда говорили, долгий. Но
ответ просители обычно получали не скоро.
Спустя
рукава – трудиться неохотно, небрежно.
Старинная русская одежда была с длинными,
спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во
время работы приходилось подбирать их,
засучивать.
Чучело гороховое – о человеке,
несуразно и безвкусно одетом, вызывающем
всеобщие насмешки. Исстари так называли пугала,
устанавливаемые на гороховых полях.
5. Представьте (разыграйте в виде
пантомимы) фразеологизм. Вторая команда должна
его отгадать. Дайте толкование фразеологизма
команды противников.
1-я команда: вешать лапшу на уши.
2-я команда: брать быка за рога.
[3 балла – показ; 1 балл – отгадка.]
6. Напишите рассказ о дне школьника,
включив в него как можно больше фразеологизмов.
[5 баллов.]
7. «Оденьте» человека, используя
только:
1-я команда: устаревшие слова.
2-я команда: заимствованные слова.
[Каждое слово – 0,5 балла.]
8. Назовите части тела, лица
человека с помощью устаревших слов.
[Каждое слово – 0,5 балла.]
9. Слова одной части речи, одинаково
звучащие и пишущиеся, но разные по лексическому
значению, называются омонимами. Если такие
слова являются разными частями речи, но звучание
и написание каких-либо их форм совпадает, то это омоформы
(дождь косой, косить косой). Омофоны –
слова, одинаково звучащие, но по-разному
пишущиеся (лет до ста расти нам без старости).
Поэты часто используют эти слова, иногда слагая
при этом каламбуры (игра слов), например:
Область рифм – моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
(Д.Минаев)
Сочините свое стихотворение, используя
возможности таких слов. В помощь предлагаются
следующие слова (на выбор):
Бокс
– вид спорта;
– мужская стрижка (подстричь под бокс);
– палата для изолированного содержания
больного.
Заставлять
– принудить кого-то что-то сделать;
– загородить, закрыть чем-нибудь поставленным.
Повод
– предлог, причина;
– ремень, узда.
Надуть
– например, шар;
– обмануть.
Охота
– например, на уток;
– чего-то хочется.
Можете использовать свои слова.
[5 баллов.]
10. Выберите один из синонимов,
данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.
Подчеркните его.
Уже (темнело, вечерело), когда Герасим
(возвращался, шел обратно). По его (усталому,
измученному, изнуренному) виду, по неверно_
(поступи, шагу), по запыленному (костюму, платью)
его можно было (думать, предугадать), что он успел
обежать пол-Москвы. Он (стал, задержался) (возле,
напротив) (господских, помещичьих) окон,
(осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором
столпилось человек семь (прислуги, челяди),
отвернулся и промычал еще раз: «Муму».
[3 балла.]
11. Неологизмами называются новые
слова, возникающие в языке. Но некоторые писатели
и поэты сами придумывают слова. Какие слова
придумал М.Яснов и как они у него получились?
(Выпишите и объясните.) Придумайте таким же
способом три своих слова.
ЧУДЕТСТВО
В чудетство откроешь окошки –
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки,
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом...
Мы с ними в чудетство скорее войдем –
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть-заглядеться:
Что там за окошком? Чу!.. Детство!
[1 балл за каждое удачно придуманное
слово.]
12. Другой способ создания
неологизмов – появление у известного слова
нового значения. Можно придумать смешное
значение, например:
Привратник – тот, кто любит
приврать.
Мимоза – девочка, проходящая мимо.
Придумайте свои значения для известных слов:
1-я команда: волнушка, крахмал,
насупиться.
2-я команда: сорванец, циркуль, прислониться.
Если сможете, найдите сами в русском
языке слово, которому можно придумать шутливое
толкование.
[Каждое слово с удачным объяснением –
2 балла,
1 балл – не очень удачное объяснение;
свое слово – 3 балла.]
Вопросы для зрителей
1. Дайте толкование фразеологизмов:
На птичьих правах – временно,
незаконно.
Собаку съел – приобрел опыт,
навык в чем-либо.
С иголочки – совершенно новый,
только что сделанный, изготовленный.
Сказка про белого бычка –
бесконечное повторение одного и того же.
Как с гуся вода – совершенно
безразлично, все нипочем, ничего не действует.
2. Дайте толкование фразеологизмов.
Как говорят о человеке:
который
часто меняет свои решения – семь пятниц на
неделе;
которого трудно заставить поверить
чему-либо – Фома неверующий;
кротком, безобидном, добром – мухи
не обидит;
робком, скромном, незаметном – тише
воды, ниже травы;
который чувствует большую неловкость
– готов сквозь землю провалиться;
очень болтливом – язык без костей;
который испытывает чувство сильного
испуга, ужаса – волосы дыбом становятся.
3. Кто подберет больше
фразеологизмов со словом нос? Дайте их
толкование.
Задирать нос, вешать нос, водить за нос,
зарубить на носу, встретиться носом к носу,
клевать носом, не видеть дальше своего носа,
боится нос показать, не показывать носа, остаться
с носом, держать нос по ветру.
4. В русском языке много
фразеологизмов, которые обозначают высшую
степень различных признаков. Назовите их по
толкованию.
Очень
беречь – как зеницу ока;
любить – души не чаять, на руках
носить;
ругать – на чем свет стоит;
сильно краснеть – до корней волос;
крепко спать – как убитый, без
задних ног;
быстро скакать – во весь опор;
быстро бежать – во весь дух, во все
лопатки, сломя голову;
смеяться – кататься со смеху,
животики надорвать;
громко кричать – во все горло;
промокнуть, промерзнуть – до костей;
хорошо знать – как свои пять
пальцев.
5. Закончите фразеологизм и дайте
его толкование:
на одно
чужими руками
кто в лес,
как снег
мастер
черным |
лицо
жар загребать
кто по дрова
на голову
на все руки
по белому |
Использованы некоторые материалы из
книги А.Т. Арсирия «Занимательные материалы по
русскому языку» (М.: Просвещение, 1995) и
Н.Н. Соловьевой «Необычное словообразование»
(М.: ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1998).
|