Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2004

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

С.М. ВОВК,
г. Балхаш-9, Карагандинская обл.,
Казахстан


Необычные домашние задания

Уважаемая редакция!
В этот раз мне хочется поделиться с любимой газетой несколькими работами, которые я объединила под названием «Необычные домашние задания». Все привыкли, что домашняя работа – это различного вида письменные задания. Конечно, я не отказываюсь ни от упражнений, ни от сочинений... Но очень часто задаю такие задания, которые требуют сообразительности, развивают наблюдательность, мышление, память, речь учащихся и самое главное – пробуждают интерес к предмету, вырабатывают чувство ответственности и укрепляют дружеские отношения между одноклассниками.

Статья опубликована при поддержке производственно-конструкторского центра "Констар", разрабатывающего, изготавливающего и внедряющего в производство механизмы различного назначения. Ищете, где купить электрический труборез в Обнинске? Нет ничего проще! В "Констаре" Вам предложат разъемные труборезы с пневмо- и электроприводом для резки труб и снятия фаски, а также фаскорезы для обработки торцев трубопроводов, сварочные автоматы, комплексы специального режущего и сварочного оборудования для проведения замены технологических каналов реактора РБМК, оборудование для ремонта и монтажа теплообменников, запорной арматуры и многое другое. Не удовлетворяет имеющееся у Вас оборудование? В "Констаре" в соответствии с Вашими требованиями и пожеланиями, точно под решение стоящих перед Вашим предприятием или фирмой задач, в кратчайшие сроки модернизируют существующее или разработают и изготовят новое уникальное нестандартное оборудование. С подробной информацией об ассортименте предлагаемой продукции, оказываемых услугах и ценами на них Вы можете ознакомиться на сайте konstar.ru.

Существительные, имеющие только множественное число

Изучая существительные, имеющие только множественное число, я попросила ребят поискать такие слова у себя дома, в мастерской, в шкафу, на кухне. На рисунках вы видите, что получилось. А на уроке мы разделились на команды и одевали бумажных кукол. Выиграла команда, сумевшая надеть на кукол наибольшее количество вещей, названия которых употребляются только во множественном числе. (Бусы, брюки, штаны, часы, трусы, колготки, шорты, очки, усы, джинсы и т.д.)

Переход из одной части речи в другую

При изучении темы «Способы словообразования» заметила, что шестиклассникам трудно справиться с неморфемными способами образования слов. Поэтому я попросила ребят выполнить такое задание: нарисовать улицу, где бы располагались только те магазины, названия которых образовались путем перехода из одной части речи в другую. Что из этого получилось, вы можете судить по детским рисункам.

Лес омонимичных корней

Вообще тема словообразования – самая благодарная для разного рода творчества. Ребятам очень понравилось «бродить» в словообразовательном лесу. На большом листе бумаги я нарисовала дерево, а на нем написала однокоренные слова с корнем -вод-: водитель, проводник, заводить, путеводитель, водиться, поводок. Затем я покрыла этот лист целлофаном, к которому были прикреплены слова: водяной, водичка, паводок, наводнение, водолаз, водица. Слова смешались. Слова с разными значениями корня надо было записать в разные колонки. Проверить эту работу легко – достаточно только снять целлофан. Здесь же можно повторить правописание -ться, -ца, вспомнить о безударных гласных корня, приставках... Даю домой аналогичное задание: «вырастить» похожее дерево. Получился действительно «лес».

Корни с чередованием

На уроке решаем следующую задачу. Вместо пропущенных букв надо вставить такой корень, чтобы образовались слова.

из-
по-
с-
раз-
пред-
при-

(-лож-)

...ение

из-
по-
с-
раз-
пред-
при-

(-лаг-)

...ать

Домой даю задание: придумайте подобные задачки с другими чередующимися корнями. Потом на уроке можно предложить отгадать их товарищу по парте или поиграть с учителем, что детям особенно нравится.

Сложение слов: из двух – одно

Это домашнее задание – индивидуальное. Каждому надо найти по своей тематике несколько слов, образованных способом сложения целых слов. Например:

Мебель: стол-книжка, стол-тумба, кресло-кровать, диван-кровать.

Породы собак: доберман-пинчер, чау-чау, кокер-спаниель, сеттер-гордон.

Профессии: шеф-повар, инженер-экономист, летчик-испытатель, летчик-космонавт, кулинар-повар, врач-микробиолог, ветеринар-зоотехник, парашютист-десантник.

Рыбы: еж-рыба, рыба-пила, игла-рыба, луна-рыба, меч-рыба, молот-рыба, рак-отшельник.

Сказочные персонажи: жар-птица, ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, сивка-бурка, чудо-юдо, чудо-богатырь, Шалтай-Болтай, шапка-невидимка.

Жуки: жук-носорог, жук-плавунец, жук-рогач, жук-скакун, жук-скарабей, жук-точильщик, жук-олень.

Растения: иван-да-марья, иван-чай, лук-порей, мать-и-мачеха, перекати-поле, плакун-трава, разрыв-трава, сон-трава и т.д.

И не беда, если это задание дети выполняют с родителями, ведь это всего лишь игра, но игра, приносящая пользу: детям – учебную, родителям – развлекательную, а вместе – сближает и тех, и других благодаря общему делу.

Омонимы

На уроке решаем один-два примера.

Не люблю запах_____
Туго натянуть тетиву _____ (лука)

Умыть _____
Определить _______ глагола (лицо)

Домашнее задание. Придумайте как можно больше таких пар и запишите их на отдельном листе-карточке. (Работа считается выполненной, если подобраны 5 и более пар.)
На уроке ученики меняются карточками с товарищем по парте и выполняют задание. Конечно, у учителя на всякий случай должны быть запасные карточки, но обычно дети легко подбирают омонимы.

Из детских работ:

В саду поет ____
____ на молоке (пенка)

_____ зайти в гости
На – это ______ (предлог)

Скорчить ___
Обезвредить вражескую _____ (мину)

______ для попугайчиков
Нервная ______ (клетка)

Подъемный _____
____ с горячей водой (кран)

Детская _____ для песка
Выступает на спине _____ (лопатка)

Забить в щель ___
Журавлиный ___ (клин)

Серенький _____
Морской _____ (котик)

Заключить дружеский _____
Чтобы – это ______ (союз)

Красивый ____ из окна
Несовершенный ____ глагола (вид)

Электрическая _____
_____ шоколада (плитка)

Прикусить ____
Английский ____ (язык)

Ледяная ______
Старинная ____ из красного дерева (горка)

Травка для ____
Много белых _____ на воде (барашков)

Кулачный бой – _____
Положить больного в ____ (бокс)

Рассыпать _____
Сыграть ноту _____ (соль)

Посеять _______
_______ на глазу (ячмень)

______ для ружья
Не целое число, а ______
Выбивать _______ (дробь)

Посидеть на дубовой ______
В ______ игральных карт (колоде)

Машинное ____
_____ из карельской березы (бюро)

Почтовая _____
Новая ____ машины (марка)

Толковый словарь сложных слов

Можно предложить детям составить Толковый словарь сложных слов, а затем вывесить его для ознакомления.

Айе-айе. Такое название имеет необычное животное. Оно прослушивает дерево в поисках личинок насекомых, а потом вытаскивает их из-под коры тонким средним пальцем.

Бой-девка. Так в народе прозвали острую на словцо и активную в делах девушку.

Ванька-встанька. На Руси – деревянная кукла с кусочком свинца, вложенным в основание, который не давал кукле лечь и все время возвращал ее в исходное состояние.

Город-герой. Почетное звание городов бывшего СССР, присужденное за массовый героизм во время Великой Отечественной войны. Городами-героями являются: Москва, Мурманск, Керчь, Ленинград (Санкт-Петербург), Сталинград (Волгоград), Новороссийск, Севастополь, Тула, Киев, Минск, Одесса.

Дерево-покровитель. Согласно древнему гороскопу друидов каждый человек имеет своего покровителя среди деревьев, на которого он будто бы похож чертами характера.

Еж-рыба. Разновидность океанической рыбы, внешне похожей на ежа.

Жук-спасатель. В Австралии жили кенгуру, утконосы, эму, какаду... но не было коров. Их завезли, но австралийская земля стала погибать от коровьего помета. Оказалось, что на этом континенте нет навозных жуков, которые, как известно, выполняют роль естественных санитаров. Пришлось и их завезти из Англии. Поэтому навозника австралийцы стали называть спасателем.

Зем-Зем. Родник рядом с храмом Каабы – священный источник для всех мусульман.

Инженер-геолог. Профессия человека, изучающего горные породы и способы их обработки.

Йерба-матэ. Растение, из листьев которого бразильцы делают напиток, похожий по вкусу на чай.

Каноэ-двойка. Лодка для двоих у североамериканских индейцев.

Кают-компания. Помещение на корабле, где собирается весь экипаж.

Луна-рыба. Разновидность океанической рыбы, похожей по внешнему виду на луну.

Медуза-корнерот. Обитательница Азовского и Черного морей, эта медуза может достигать 50 см в диаметре. Названа так потому, что у нее нет щупальцев, а добычу она хватает ротовыми лопастями.

Номбат-муравьед. Сумчатое животное эвкалиптовых лесов, поедающее термитов.

Оса-наездник. Хищник среди насекомых. Она откладывает свои яйца в личинки других насекомых.

Папье-маше. Техника выполнения изделия из прессованной бумаги, а также само изделие, изготовленное этим способом.

Перпетуум-мобиле. Дословно – «вечный двигатель». В переносном смысле – «невыполнимое, призрачное, нереальное».

Растения-хищники. Листья этих растений выделяют липкую жидкость, чтобы поймать комара или мошку. Это росянка, непентес и др. На земле их около 500 видов.

Сахар-рафинад. Кусковой сахар.

Томат-паста. Сметанообразная жидкость, получаемая из помидоров.

Улан-Батор. Столица Монголии, дословный перевод – «красный богатырь».

Фата-моргана. Как гласит древняя британская легенда, так звали волшебницу, сестру короля Артура. Она создавала воздушные замки, заманивала в них путников и губила их. Теперь это слово обозначает то же, что и «мираж».

Хлеб-соль. Образное выражение, характеризующее у русских гостеприимство.

Царь-пчела. Гигантская пчела размером с колибри, обитающая в Индонезии. Ее жало не имеет зазубрин и не остается в теле укушенного, поэтому ее укус менее опасен, чем укус обыкновенной пчелы.

Чудо-юдо. Вымышленный персонаж русских народных сказок.

Шри-Ланка. Остров и государство в Индийском океане.

Экс-чемпион. Бывший чемпион.

Юго-восток. Промежуточная часть света.

Яхт-клуб. Клуб для любителей парусного спорта или владельцев яхт.

Игра в слова

В эту игру, наверное, играли в детстве все. Играем и мы. Но условия у нас меняются в зависимости от того, какую тему изучаем. Если это «Словообразование», то прошу ребят составлять такие слова:

1-й ряд – слова могут состоять только из корня и окончания;
2-й ряд – обязательно должны быть приставка, корень и окончание;
3-й ряд – без приставки, но с суффиксом.

Например, со словом первоклассник ребята «расправились» так:

1-й ряд – сено, пора, весна, сало, село, нора, кора, сосна, икра, пена, вера, ссора, слова, пила, перо, слива, лиса, соска, лес, пресса, вокал, класс, нос, кол, рок, весло, осина, клен, полвека, керосин, спина, песок, сани... (здесь закрепляется понятие о нулевом окончании и повторяются правила орфографии гласных и согласных в корнях).

2-й ряд – повар, насос, наклон, провал, привал, присоска, окрас, рассол, напев, спрос... (повторяем правописание приставок).

3-й ряд – плавник, лесник, лесок, правило, вареник, клинок, ровесник, копирка, носик, слоник, коврик, классик, санки... (повторяем правописание суффиксов).

Сказка о Глаголе

Жил-был царь Глагол. Все в прошлом в его королевстве было хорошо, глаголы изменялись только по родам (сделал, сделала, сделало) да по числам (сделал – сделали), и никаких проблем не было.
Но вот наступили теперешние времена, а за ними и будущие грядут, и глаголы с безударным окончанием перестали слушаться старого царя, каждый так и норовит изменяться по-своему. Решил тогда царь разделить наследство между своими двумя сыновьями. Первому отдал все глаголы на -оть, -ать, -еть, -уть, а второму – только глаголы на -ить. И повелел царь всем подданным первого сына носить в окончании , а глаголам второго сына – . Обиделся второй сын, что ему такую малую долю отдал отец, и тайно ночью переманил к себе 4 глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать) и 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть). Как утром рассердился царь, узнав о предательстве! Решил тогда он установить справедливость, и по его приказанию 2 глагола на -ить вынуждены были перейти к 1-му сыну, чтоб хоть как-то скрасить его поражение (брить, стелить).
Разделил царь Глагол своих подопечных и теперь контролирует их только в прошедшем времени, а в настоящем и будущем за них отвечают его сыновья. Правда, и у них не все гладко: как ни бились, а несколько слов остались вне подчинения и спрягаются, как им угодно, – то как глаголы 1-го спряжения, то как глаголы 2-го (хотеть, бежать). Тогда братья-королевичи отселили непокорных на отдельный остров, и так их и стали называть – разноспрягаемые.
Дома прошу нарисовать иллюстрацию к этой сказке.

Работа над ошибками

Несколько лет назад у меня учился неплохой ученик, интересный собеседник, не без артистических данных и т.д. Но грамотность хромала на обе ноги. И тогда я посоветовала ему завести тетрадь для работы над ошибками. В выходные дни я выписывала из его работ слова с ошибками (по 10 слов). Это очень важно, чтобы выписывал именно учитель или кто-нибудь из родителей, чтобы ученик сам при списывании не сделал ошибок. С этими 10 словами работаем всю неделю:

понедельник – только списывание;
вторник – развилка е/исна);
среда – вставить пропущенные буквы (в_сна);
четверг – запись под диктовку;
пятница – диктант из словосочетаний или предложений, где бы встречались эти слова.

С новой недели – новых 10 слов. И так за 34 учебные недели можно проработать около 300 слов. Вы сами заметите, что с каждой неделей ошибок будет все меньше и меньше. Единственное требование – систематичность и настойчивость педагога. Даже если ученик начнет сдаваться, учитель обязан настоять на выполнении всех заданий. Хорошо, если и родители подключатся к этой работе.

Ну а мой ученик сдал вступительный диктант на четверку и теперь штурмует вузовские высоты.

Если такие работы совмещать с традиционными упражнениями из учебника, не только вырастает заинтересованность ребят в изучении языка, но и повышается грамотность, развивается память, закрепляется умение применять изученные правила на практике. Дети всегда находятся в поиске, и исчезает равнодушие – самый злейший враг современного преподавания.

Второй вариант Толкового словаря сложных слов

Аудиенц-зал. Зал для официальных приемов.

Баден-Баден. Город в Германии.

Выставка-ярмарка. Периодически устраиваемый съезд торговых и промышленных организаций, фирм, выставляющих образцы своих товаров для продажи.

Город-государство. В древние времена независимыми были города Афины, Спарта. Теперь самым известным городом-государством является Ватикан.

Далай-лама. Титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете.

Ей-богу. Разговорный вариант честного слова.

Женщина-водитель. Женщина за рулем автотранспорта.

Западно-восточный. Указывающий на промежуточную сторону света.

Ивано-Франковск. Украинский город, названный в честь украинского писателя Ивана Франко.

Краб-горошинка. Краб небольшого размера, по форме своей похожий на горошину.

Лох-Несс. Озеро в Шотландии, в котором якобы водится подводное доисторическое чудовище.

Монте-Карло. Город в Монако, на Средиземном море; центр туризма.

Нью-Йорк. Город в США, дословно «Новый Йорк».

Озерно-болотная местность. Местность, где озера чередуются с болотами.

Поезд-музей. В г. Ясиноватая стоит поезд дореволюционной постройки. Все вагоны и оборудование в нем остались такими, какими были первоначально.

Растения-часы. Когда-то Карл Линней разбил клумбу и по ней спокойно определял, который час: цикорий раскрывал цветки в 6–7 часов, колокольчик – в 7–8 и т.д.

«Союз – Аполлон». Программа первого советско-американского космического полета.

Телескоп-гигант. Его хотели построить как вызов Эйфелю, построившему во Франции башню высотой в 300 м. Но из 300 м длины в итоге в телескопе осталось всего 70 м.

Усть-Каменогорск. Город на месте впадения реки Ульбы (отсюда – устье) в Иртыш.

Фабрика-прачечная. Коммунально-бытовое предприятие крупного масштаба.

Хапи-Нил. Так древние египтяне называли реку Нил, возвышая ее в сонм божеств.

Цельталь-циоциль. Национальная группа индейцев, живущих и ныне на территории юга Мексики и выращивающих, как в древности, исключительно кукурузу (маис).

(В этом месте алфавита ребята воспоминали и Царь-пушку, и Царь-колокол.)

Часы-будильник.

Шаляй-валяй. Пренебрежительное слово, употребляемое по отношению к небрежному человеку.

Щебнисто-гипсовые пустыни. Вид пустынь, где преобладают почвы: серир, рег.

Экспериментально-исследовательский.

Ювелир-миниатюрист. Мастер по изготовлению изделий из драгоценных металлов маленьких размеров.

Ярко-оранжевый. Оттенок цвета.

Для нас такая работа имеет особенное значение, потому что мы живем в некоторой изоляции от внешнего мира и у нас нет возможности посещать музеи, выставки, концерты... Обращаясь к словарям, справочникам, мы не только закрепляем орфографические навыки, но и расширяем словарный запас и свои представления о мире.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru