Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2004

Я ИДУ НА УРОК

Н.А.ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
Смоленская обл.


Пунктуация при обращении и прямой речи

Повторение после каникул

5 класс

ХОД УРОКА

Предварительно два ученика получают домашнее задание. Один – подготовить диктант из 3–4 предложений с прямой речью, чтобы прямая речь была и перед словами автора, и после них. Другой подбирает предложения с обращениями.

1. Повторение. Что называется обращением и какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями?

Первый ученик, получивший домашнее задание, диктует второму, работающему у доски, приготовленные предложения, выслушивает объяснения, задает дополнительные вопросы. (Класс работает вместе с отвечающим учеником.)

2. Закрепление. На доске записаны предложения (без знаков препинания). Выпишите те предложения, в которых есть обращения.

1) Березы белоствольные растите веселей.
2) Шумит земля привольная ветвями тополей.
3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени звонок.
4) Здравствуй солнце здравствуй лес.

Коллективная проверка с объяснением знаков препинания.

3. Повторение пунктуации в предложениях с прямой речью. Подготовившийся ученик диктует предложения, просит объяснить пунктуацию и составить схемы предложений.

4. Закрепление. Графический диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика составляют схемы прочитанных учителем предложений (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается.

Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто хозяин?» – интересуется князь. Пастух растолковывает: «Местный помещик».
– Как можно записать эти предложения иначе? (В виде диалога.)

(Повторяем знаки препинания при диалоге. Ученики составляют схемы предложений, записанных в форме диалога.)

Учитель просит ребят прослушать еще раз диалог и назвать используемые в нем синонимы.

Спрашивает – интересуется, отвечает – растолковывает.

– Для чего используются в этом тексте синонимы? (Чтобы избежать повторения, речевой ошибки. Синонимы вносят дополнительные оттенки заинтересованности, делают речь богаче.)

5. Диктант с продолжением. Учитель диктует начало текста, а ребятам предлагается закончить его, введя прямую речь или диалог.

Однажды собрались ребята в лес. Настроение было прекрасное, все ожидали какого-то чуда, надеялись на встречу с удивительным. А Вадим недовольно пожимал плечами и у всех спрашивал: «Что удивительного можно увидеть в нашем обычном русском лесу?»...

(Работы проверяются в классе, либо задание продолжить начатый текст дается на дом.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru