Я ИДУ НА УРОК
Н.А.ЗАЙЦЕВА,
Стабенская средняя школа,
Смоленская обл.
Пунктуация при обращении и прямой речи
Повторение после каникул
5 класс
ХОД УРОКА
Предварительно два ученика получают
домашнее задание. Один – подготовить диктант
из 3–4 предложений с прямой речью, чтобы прямая
речь была и перед словами автора, и после них.
Другой подбирает предложения с обращениями.
1. Повторение. Что называется
обращением и какие знаки препинания ставятся в
предложениях с обращениями?
Первый ученик, получивший домашнее
задание, диктует второму, работающему у доски,
приготовленные предложения, выслушивает
объяснения, задает дополнительные вопросы.
(Класс работает вместе с отвечающим учеником.)
2. Закрепление. На доске записаны
предложения (без знаков препинания). Выпишите те
предложения, в которых есть обращения.
1) Березы белоствольные растите
веселей.
2) Шумит земля привольная ветвями тополей.
3) Пусть спокойно в нашей школе спит до осени
звонок.
4) Здравствуй солнце здравствуй лес.
Коллективная проверка с объяснением
знаков препинания.
3. Повторение пунктуации в
предложениях с прямой речью. Подготовившийся
ученик диктует предложения, просит объяснить
пунктуацию и составить схемы предложений.
4. Закрепление. Графический
диктант-соревнование «Кто лучше?». Два ученика
составляют схемы прочитанных учителем
предложений (класс работает в тетрадях). Работа
на доске коллективно проверяется и оценивается.
Князь спрашивает у пастуха: «Чьи это
поля?». «Хозяйские», – отвечает пастух. «А кто
хозяин?» – интересуется князь. Пастух
растолковывает: «Местный помещик».
– Как можно записать эти предложения иначе? (В
виде диалога.)
(Повторяем знаки препинания при
диалоге. Ученики составляют схемы предложений,
записанных в форме диалога.)
Учитель просит ребят прослушать еще
раз диалог и назвать используемые в нем синонимы.
Спрашивает – интересуется, отвечает –
растолковывает.
– Для чего используются в этом тексте
синонимы? (Чтобы избежать повторения, речевой
ошибки. Синонимы вносят дополнительные оттенки
заинтересованности, делают речь богаче.)
5. Диктант с продолжением. Учитель
диктует начало текста, а ребятам предлагается
закончить его, введя прямую речь или диалог.
Однажды собрались ребята в лес.
Настроение было прекрасное, все ожидали
какого-то чуда, надеялись на встречу с
удивительным. А Вадим недовольно пожимал плечами
и у всех спрашивал: «Что удивительного можно
увидеть в нашем обычном русском лесу?»...
(Работы проверяются в классе, либо
задание продолжить начатый текст дается на дом.)
|