МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Н.А.ШАПИРО
Полезные мелочи
На этот раз нашу копилку пополняют учителя с
Чукотки. Вот что написала Людмила Александровна
Худолеева, учитель русского языка и литературы и
директор школы поселка Эгвекинот Иультинского
района: «В школе работаю 29 лет, за это время
накопила много таких “штучек”, которые помогают
в объяснении трудностей русского языка, оживляют
урок и скучности делают интересными. Многое из
того, что использую в своей практике, взято из
опыта работы других учителей, что-то придумываю
сама и с удовольствием делюсь с коллегами, так
как знаю, как это трудно – сделать урок русского
языка простым и интересным». Представляем
«штучки» Людмилы Александровны и ее коллеги из
школы № 1 г. Анадыря Нины Михайловны Лебедевой.
1. Всегда с тобой
Рассказывает Людмила Александровна
Худолеева: «Использую любой подручный материал.
А то и руку – всегда с тобой. Представь, что палец
– это грамматическая основа предложения.
Сколько грамматических основ нашел в
предложении, столько пальчиков и покажешь. А
промежуток между ними – это запятая. Легко
посчитать, сколько запятых должно быть в
предложении».
2. Рисуем с удовольствием
Чукотские учителя не сговариваясь
рассказали о веселых табличках. Людмила
Александровна: «При изучении правописания ь
в окончаниях глаголов рисуем с детьми двоечку с
веселым личиком – это глагол 2-го лица, а
дальше все просто: в окончаниях глаголов 2-го лица
пиши ь ».
А теперь слово Нине Михайловне
Лебедевой: «При изучении темы “Морфологический
разбор имени существительного” в 5-м классе
использую цветик-шестицветик (по числу признаков
этой части речи). Дети рисуют цветок и получают
удовольствие от того, что на уроках русского
языка! в тетради!! можно рисовать и даже
раскрашивать (лепестки разноцветные). К этому
рисунку обращаемся всякий раз, выполняя
морфологический разбор имени существительного».
3. Пишу и зачеркиваю
Делится опытом Н.М. Лебедева: «При
работе над сочинением – описанием комнаты – на
доске записываю глаголы:
стоять,
лежать,
находиться,
располагаться,
– а затем зачеркиваю их и говорю, что
эти глаголы запрещено употреблять. Недоумение
детей перерастает в поиск. Результат: “Нога
утопает в ковре” (вместо ковер лежит), “С
полки шкафа улыбаются книжки” и т.д.».
Перечитывая уже собранный материал,
мы обратили внимание на то, какие слова в нем
наиболее часты. Кроме использую, это веселый,
с удовольствием. Мы не сомневаемся, что
учительницы, представленные в сегодняшней
рубрике, именно так и ведут уроки – легко, весело,
с удовольствием, доставляя удовольствие своим
ученикам. Редакция благодарит своих чукотских
коллег за то, что они еще раз напомнили всем нам:
преподавание русского языка – это не только труд
и ответственность, но и радость.
|