ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ
Б.Ю.НОРМАН,
г. Минск, Беларусь
Задачи для учеников и учителей
1. Сравните произношение обращений
типа Петь! Том! Кость!, распространенных в
разговорной речи, с произношением слов петь,
том, кость. В чем различия между ними?
2. Дано высказывание: Физика
интересует математика.
Как вы его понимаете? Какие вообще
существуют возможности его толкования? С чем это
связано – с какими морфологическими и
синтаксическими особенностями русского языка?
3. Изучавшим русский язык до 1918 года
рекомендовали заучивать следующий стишок:
Белый, бледный, бедный бес
Убежал, бедняга, в лес.
Лешим по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал...… – и т.д.
Как вы думаете: какое правило можно
было запомнить с помощью этого стишка?
4. Предположим, иностранец вас
спросил: как правильно сказать по-русски: бегите
или бежите? Что вы ответите? Какой ответ будет
наиболее полным?
5. Из следующего списка слов
выпишите названия инструментов. В каких случаях
у вас возникли сомнения? Что означает слово инструмент?
Молоток, карандаш, упорство, время,
ружье, игла, дача, рубанок, часы, ключ, деревня,
утюг, стамеска, клей, ножницы, велосипед.
6. Дана искусственная фраза:
Любя, съешь щипцы, – вздохнет мэр, –
кайф жгуч.
Как вы думаете: в какой ситуации и с
какой целью может использоваться эта фраза?
7. Сравните следующие высказывания:
Дятел устраивает гнездо.
Гнездо устраивает дятла.
Одинаково ли их синтаксическое
строение?
Одинаков ли их лексический состав?
Одинакова ли их смысловая структура?
Как можно объяснить эти расхождения?
8. Какими формальными средствами
можно доказать, что в следующих примерах
представлены разные (омонимичные) глаголы испытывать1
и испытывать2?
Летчик испытывает самолет.
Мария испытывает тоску.
9. Есть такая народная загадка:
Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень,
будет как камень (отгадка: пирог). К какой
части речи вы отнесете здесь формы пыльно и жидко?
Какие основания для этого вы находите?
10. Если бы мы прочитали такой текст:
«Почему тарахтит швейная машинка? Потому что
кто-то скучает по швее», – то он показался бы нам
странным. Почему же тогда нам не кажутся
странными слова песни «Старый клен»:
«Отчего, отчего, отчего гармонь поет?
Оттого, что кто-то любит гармониста»?
Какие смысловые звенья мы здесь в уме
восстанавливаем?
(Ответы – в следующем
номере)
|