Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №1/2004

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

Б.Ю.НОРМАН,
г. Минск, Беларусь


Задачи для учеников и учителей

1. Сравните произношение обращений типа Петь! Том! Кость!, распространенных в разговорной речи, с произношением слов петь, том, кость. В чем различия между ними?

2. Дано высказывание: Физика интересует математика.

Как вы его понимаете? Какие вообще существуют возможности его толкования? С чем это связано – с какими морфологическими и синтаксическими особенностями русского языка?

3. Изучавшим русский язык до 1918 года рекомендовали заучивать следующий стишок:

Белый, бледный, бедный бес
Убежал, бедняга, в лес.
Лешим по лесу он бегал,
Редькой с хреном пообедал...… – и т.д.

Как вы думаете: какое правило можно было запомнить с помощью этого стишка?

4. Предположим, иностранец вас спросил: как правильно сказать по-русски: бегите или бежите? Что вы ответите? Какой ответ будет наиболее полным?

5. Из следующего списка слов выпишите названия инструментов. В каких случаях у вас возникли сомнения? Что означает слово инструмент?

Молоток, карандаш, упорство, время, ружье, игла, дача, рубанок, часы, ключ, деревня, утюг, стамеска, клей, ножницы, велосипед.

6. Дана искусственная фраза:

Любя, съешь щипцы, – вздохнет мэр, – кайф жгуч.

Как вы думаете: в какой ситуации и с какой целью может использоваться эта фраза?

7. Сравните следующие высказывания:

Дятел устраивает гнездо.
Гнездо устраивает дятла.

  • Одинаково ли их синтаксическое строение?

  • Одинаков ли их лексический состав?

  • Одинакова ли их смысловая структура?

  • Как можно объяснить эти расхождения?

8. Какими формальными средствами можно доказать, что в следующих примерах представлены разные (омонимичные) глаголы испытывать1 и испытывать2?

Летчик испытывает самолет.
Мария испытывает тоску.

9. Есть такая народная загадка: Возьму пыльно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень (отгадка: пирог). К какой части речи вы отнесете здесь формы пыльно и жидко? Какие основания для этого вы находите?

10. Если бы мы прочитали такой текст: «Почему тарахтит швейная машинка? Потому что кто-то скучает по швее», – то он показался бы нам странным. Почему же тогда нам не кажутся странными слова песни «Старый клен»:

«Отчего, отчего, отчего гармонь поет?
Оттого, что кто-то любит гармониста»?

Какие смысловые звенья мы здесь в уме восстанавливаем?

(Ответы – в следующем номере)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru