НАША ПОЧТА
Письма о «Русском медвежонке»-2003
Третий год подряд наша газета публикует
материалы популярной олимпиады по лингвистике
«Русский медвежонок». Недавно мы получили письма
участников олимпиады – шестиклассников
гимназии № 18 из подмосковного Королева. Нам
кажется, что детские отклики могли бы
заинтересовать не только организаторов
конкурса, но и всех тех, кто еще по каким-либо
причинам не знает об этой новой олимпиаде для
школьников.
Языкознание действительно для всех
Олимпиада «Русский медвежонок –
языкознание для всех», на мой взгляд, очень
необычна. В устах школьников, еще не побывавших
на «Русском медвежонке», слово олимпиада звучит
как нечто созданное для отличников, и у
троечников создается впечатление, что попасть
туда – совершенно невозможное дело. Но, побывав
на олимпиаде и увидев, сколько ребят на нее
пришло, я убедилась, что это языкознание
действительно для всех. Хотя некоторые задачи
совершенно не относятся к языкознанию –
например, про футболиста Петю. И это тоже
необычно и здорово!
В основном все задания интересные, но мне
кажется, что авторам не следовало бы делать
одинаковые задания для третьих–пятых,
шестых–седьмых классов, поскольку некоторые
слова, такие, как фразеологизм и гипотенуза, мне,
например, были непонятны. Как говорится, мы это
еще не проходили.
Почти все задачи можно решить логическим путем,
что мне, человеку с математическим складом ума,
очень понравилось. Кстати, те задания, которые
остались нерешенными, можно ради интереса решить
дома: ведь листок с заданиями можно взять с собой,
оставить для тренировки и на память. И это еще
один плюс этой замечательной олимпиады.
Я советую всем ребятам поучаствовать в «Русском
медвежонке», чтобы испытать свои знания,
смекалку и логику.
Диана ВОЛКОВА
«Говорю» по-турецки
В олимпиаде «Русский медвежонок» есть
легкие и сложные задания. Некоторые из них на
теорию, а некоторые на сообразительность. Мне
очень нравятся задания на «самосоставление»
слов на каком-нибудь языке. Не зная самого языка,
вдруг догадываешься, как по-турецки (или по-казахски,
или еще как-нибудь) будут слова люди, двадцать
островов и др. Мне бы хотелось побольше решать
таких задач.
А не нравится мне то, что олимпиада долго
проверяется и бывает только раз в году. Я долго
жду ответа. Но вот он приходит. На красивой
открытке, на которой сообщается мой результат. А
в придачу я получаю еще и значок участника
олимпиады. Правда, я еще ни разу не стала
победителем, но это, по-моему, не столь важно.
Интересно участвовать в самой олимпиаде,
проверить свои знания и понять, над чем еще надо
поработать.
Даша МАХОВА
Стоит немного подумать
Если говорить о заданиях, то некоторые
были сложными, а некоторые – совсем легкими. Вот,
например, задание 1 для 6–7-х классов: из шести
заглавных букв русского и латинского алфавита (В,
М, Р, Н, Т, К) нужно было выбрать те, которые
обозначают совпадающие согласные звуки. Сначала
оно мне показалось очень трудным. Но когда я
принесла листок с заданиями домой и хорошенько
подумала, то оказалось, что оно совсем легкое.
В общем, стоит немного подумать – и любое задание
можно решить.
В этой олимпиаде я участвовала не для того, чтобы
занять призовое место (у меня вообще-то четверка
по русскому), а чтобы попробовать свои силы. А еще
мне захотелось пойти на олимпиаду в следующем
году.
Яна ЦЫГАНКОВА
Не хватает задач про медведей
«Русский медвежонок» – это олимпиада
по русому языку, и никакого отношения к медведям
она не имеет.
Я считаю, что это очень познавательная олимпиада.
И, по-моему, самые интересные задания – в конце.
Например, мне очень понравилось задание № 28:
«Даны турецкие слова и словосочетания, а также их
переводы на русский язык:
Ada – остров, аdalar – острова, iki tas – две чашки, adam –
человек, otuz adam – двадцать человек, taslar – чашки.
Как по-турецки будет: двадцать островов, люди?»
Я думаю, что otuz adalar, adamlar.
Еще интересными оказались ребусы – их не только
нужно отгадать, но и ответить, к примеру, на
вопрос: Какой термин не имеет отношения к
изучению языка? Таким образом, это не просто
ребусы, а ребусы с хвостиком – с заданием, то есть
ребусы в квадрате.
Я думаю, что олимпиада оправдала бы свое название,
если бы в каждом комплекте было хоть одно задание,
связанное с медведями. Но и без медведей она
просто замечательная!!!
София БОРИСЕНКО
Нужно быть внимательным
Я уже дважды участвовала в олимпиаде
«Русский медвежонок». Это интересный и
познавательный конкурс. На олимпиаде строгие
правила: надо зашифровать свое имя, фамилию,
класс, причем обязательно черной гелевой ручкой,
а потом еще и обвести правильный ответ в каждом
из 30 заданий. Кто ошибется, снимается с
соревнования, потому что работу проверяет
компьютер. Так что нужно быть очень внимательным.
Это, конечно, требует дополнительного
напряжения, но зато облегчает работу
проверяющим.
Перед олимпиадой у нас было время немного
потренироваться. Мы взяли прошлогодние задания и
решали их все вместе. Всем хотелось решить все
задания до одного, но не получалось. И тогда мы
проверяли себя по ответам, напечатанным в газете.
Кстати, от нашего класса было больше всего
учеников – полкласса!
Участвуйте в «Русском медвежонке»! Вдруг вы
победите? А победа – это всегда здорово!
Света ШТАНОВА
P.S. ЗАДАНИЯ С МЕДВЕДЯМИ
Об олимпиаде «Русский медвежонок» я,
как и многие другие, впервые узнала из газеты
«Русский язык». В 2002 году идеей участвовать в
конкурсе заразилась сначала наша школа, а уже в
следующем году – благодаря помощи городского
методобъединения и созданию собственного
оргкомитета – в олимпиаде участвовало уже
полгорода. Так «Русский медвежонок» зашагал по
Королеву.
…На мысль попробовать составить несколько своих
конкурсных заданий меня натолкнула собственная
дочь. В самом деле, олимпиада бы только выиграла,
если бы в каждом комплекте были задания «про
медведей». Так я называю любые задачи, в которых
обыгрываются слова с корнем медвед-/медвеж-.
Вот какие задания придумали мы с дочерью (задания
со звездочкой – ее). Будем считать, что перед нами
домашний вариант «Русского медвежонка». Его
можно предложить в классе или дома для
тренировки перед следующей олимпиадой или
просто для игры.
3–5-е классы
1*. Почему медведя называют медведем?
(А) он ест медь;
(Б) он ест мед;
(В) он ведает, где находится мед;
(Г) он ведет к меду;
(Д) он страшный.
2. Какое слово употребил А.Пушкин в названии
одной из своих сказок – «Сказки о …»?
(А) медведе;
(Б) медведице;
(В) медведихе;
(Г) медвежатах;
(Д) медвежатушках.
3*. Какого цвета бурый медведь?
(А) серый;
(Б) серовато-коричневый или серовато-рыжий;
(В) серо-буро-малиновый в крапинку;
(Г) с розовым оттенком;
(Д) не дано ни одного правильного ответа.
4*. Даны слова:
1) бурый;
2) красный;
3) черный;
4) белый;
5) шоколадный.
Какие из них являются названиями видов
медведей?
(А) 1, 2, 5;
(Б) все, кроме 3 и 4;
(В) 1, 3, 4;
(Г) 1, 4;
(Д) все.
5. Даны слова: аистенок, бобренок, крысенок,
щуренок, октябренок.
Сколько из них могли бы заменить слово
медвежонок в названии олимпиады?
(А) одно;
(Б) два;
(В) три;
(Г) четыре;
(Д) пять.
6–7-е классы
1. Греческое название медведя – арктос, что
значит «северный». Какие из слов происходят от
этого греческого слова?
(А) арка;
(Б) артикль;
(В) Арктика;
(Г) Антарктика;
(Д) Арктогея.
2. Сколько слов из перечисленных ниже являются в
современном русском языке непроизводными: медвежонок,
медведь, медвежий, мед, медвежата, медвежатки?
(А) одно;
(Б) два;
(В) три;
(Г) четыре;
(Д) пять.
3. Название какого материка по происхождению
связано с медведем?
(А) Африка;
(Б) Австралия;
(В) Северная Америка;
(Г) Антарктида;
(Д) Азия.
4. Как правильно пишется название созвездия:
(А) большая Медведица;
(Б) Большая медведица;
(В) Большая Медведица;
(Г) большая медведица;
(Д) Большая Медведиха?
5*. Какие из словосочетаний являются
фразеологизмами?
(А) медвежий угол;
(Б) медвежий дом;
(В) медвежья услуга;
(Г) медвежий подарок;
(Д) медвежья лапа.
ОТВЕТЫ
3–5-е классы.
1 – В; 2 – В; 3 – Б; 4 – Г; 5 – Г.
6–7-е классы.
1 – В, Г, Д; 2 – Б; 3 – Г; 4 – В; 5 – А, В.
Задания подготовили Н.БОРИСЕНКО и
С.БОРИСЕНКО
|