ПОДСПОРЬЕ
С.ЕВГРАФОВА
Зимняя мозаика
(мини-диктанты по Л.Толстому)
Запишите отрывки под диктовку и
выполните грамматические задания.
1. Наряженные дворовые, медведи, турки,
трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся
с собою холод и веселье, сначала робко прятались
в передней; потом, прячась один за другого,
вытеснились в залу; и сначала застенчиво, а потом
все веселее и дружнее начались пляски, хороводы и
святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись
на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья
Андреевич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя
играющих. Молодежь исчезла куда-то. Через полчаса
в зале между другими ряжеными появилась еще
старая барыня в фижмах – это был Николай.
Задания. 1) Найдите в тексте все
деепричастия и деепричастные обороты. Объясните
расстановку знаков препинания. 2)
Прокомментируйте правописание н/нн в словах ряженые
и наряженные. 3) Объясните значение слова
фижмы (вставлявшийся под юбку каркас из
китового уса).
2. Тройка старого графа, в которую сел
Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как
будто примерзая к снегу, и побрякивая густым
колокольцем, тронулась вперед. Пристяжные жались
на оглобли и увязали, выворачивая как сахар
крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первою тройкой; сзади
зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали
маленькою рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо
сада, тени от оголенных деревьев ложились часто
поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но, как
только выехали за ограду, алмазно-блестящая, с
сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая
месячным сиянием и неподвижная, открылась со
всех сторон.
Задания. 1) Допускает ли
орфографическую ошибку человек, если пишет слово
пристяжные через е? 2) Знакомо ли вам слово
месячный? В каких словосочетаниях оно обычно
употребляется? А в каком значении его использует
Л.Толстой? 3) Нужна ли в первом предложении
запятая перед союзом и (...и побрякивая...)? 4) В
каком значении употреблено в последнем
предложении слово часто («нередко» или
«близко, рядом»)? Распространено ли такое
употребление в современном языке?
|