МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Г.А. БОГДАНОВА,
г.Москва
Имя существительное
5 класс
Упражнение 1. Прочитайте текст.
Выпишите из него имена существительные,
обозначающие конкретные предметы, растения,
явления природы.
ПОСЛЕДНИЕ ГРИБЫ
Ветер разлетелся, липа вздохнула и как
будто выдохнула из себя миллион золотых
листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей
силой – и тогда разом слетели все листья и
остались на старой липе, на черных ее ветвях
только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче,
дунул, и брызнула туча и сразу разошлась дождем.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под
этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и
поля засверкали.
Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного
и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.
Это и были последние грибы.
(М.Пришвин)
Почему о ветре, о липе говорится как о
живых существах? Как называется такое средство
выразительности языка? Для чего оно использовано
автором?
Упражнение 2. Прочитайте
предложения. Выпишите из них имена
существительные, обозначающие признак, но как
предмет.
1. Тихо, и синева повисла между зелеными
деревьями. (М.Пришвин) 2. Белизна снежного поля
ослепляла. 3. Рыбки метнулись в глубину и исчезли.
4. Небо в феврале поражает голубизной. 5. Уже
тронула желтизна березовые рощи. 6. Чернота воды
пугала нас. 7. Смелость города берет. (Пословица)
8. Ловкость и щегольство молодого франта не
понравились гордому боярину. (А.Пушкин)
Упражнение 3. Прочитайте тексты.
Выпишите из них имена существительные, имеющие
значение действия.
а) Ребята окунулись в разноголосицу
необыкновенных звуков. Цоканье, стрекотание,
пощелкивание, скрипение, взвизгивание,
подвывание, лопотание, бульканье, уханье и еще
десятки их всяческих оттенков. Поначалу они
смущали землян, заставляли настораживаться,
терять темп движения. Но звуков было так много,
что постепенно они привыкли к ним и стали
разбирать и далекие разговоры.
(В.Мелентьев)
б) Разбудили меня какие-то непонятные
звуки. Слышались ворчанье, сухой скрип. Осторожно
вылезаю из спального мешка. Опять скрип,
ворчанье, шлепанье, хриплый клекот.
(По Н.Сладкову)
Упражнение 4. Прочитайте
стихотворение. Определите его основную мысль.
Выпишите по два существительных, обозначающих а)
предметы; б) признаки; в) действия.
ЗЕМНЫЕ СЛОВА
На всех
языках есть такие слова:
Мать. Родина. Счастье.
Река. Синева.
Кто б ни был, любому понятны они.
Слова – путеводные наши огни.
Живые. Земные.
И суть их проста:
Хлеб. Утро. Работа.
Мечта. Красота.
Но есть и такие слова в словарях,
Они вызывают тревогу и страх.
Слова, что исчезнуть должны навсегда:
Война. Разоренье.
Жестокость. Вражда.
Останутся с нами другие слова,
В них гордая сила людского родства:
Мир. Дружба. И радость высокой волной –
Мы – люди.
Мы – дети планеты одной.
(Р.Фархади)
Упражнение 5. Выпишите слова в три
колонки, вставляя пропущенные буквы.
существительные |
прилагательные |
глаголы |
|
|
|
Безжалос_ный, быстрота, желтизна,
др_жать, чес_ность, белила, плавательный, плавать,
желтый, соревнование, кривизна, кривой,
скривилась, землетр_сение.
Упражнение 6. Выпишите слова в
столбики, распределив их по группам с одним
грамматическим значением. Вставьте пропущенные
буквы, выделите корни. Обозначьте над каждой
колонкой, к какой части речи относятся группы
слов.
Соед_нение, присоед_няться; уд_вление,
уд_вительный, уд_вляться; насл_ждаться,
насл_ждение; т_мнота, т_мнеть; прибл_жение,
прибл_жаться, прибл_зительный; уд_ление,
уд_ляться, д_лекий; скр_пучий, скр_пит, скр_пач;
увл_кательный, увл_чение, увл_кать.
Упражнение 7. Сделайте
синтаксический разбор предложений.
1. Кижи – небольшой остров в Онежском
озере. 2. Роняет лес багряный свой убор. (А.Пушкин)
3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой и в
степь укатил. (М.Лермонтов) 4. Холодная сырость
выползала из кустов. (Ф.Абрамов)
Сделайте вывод о синтаксической роли
существительных в предложении. В каких случаях
существительное не является членом предложения?
Приведите свои примеры.
Упражнение 8. Составьте и запишите
предложения, в которых слова море, солнце,
роса выступали бы в роли различных членов
предложения.
Упражнение 9. Найдите в школьном
толковом словаре значения указанных слов.
Запишите их как предложения, подчеркните главные
члены, обозначьте, чем они выражены.
Сувенир, планер, лексикон.
Упражнение 10. Прочитайте текст.
Выпишите из него в два столбика существительные
одушевленные и неодушевленные.
Я очень волновался, как примут
барсучонка Барсика старожилы дома: кот Иваныч и
охотничий пес отца Джек.
Знакомство состоялось в тот же день. Пока Барсик
спал, свернувшись комочком на диване, пришел
Иваныч с прогулки. Он направился к дивану и вдруг
заметил спящего зверька. «Кто такой?» Иваныч
широко раскрыл глаза, растопырил уши и шагнул к
незнакомцу. В этот момент Барсик проснулся, но
Иваныч не показался ему страшным зверем.
Барсучонок потянулся к нему и неожиданно лизнул
Иваныча прямо в нос. Кот фыркнул, тряхнул головой,
однако принял с одобрением дружеское
приветствие. Он замурлыкал, выгнул спину,
прошелся к дивану и устроился возле барсучонка,
напевая свою неторопливую песенку.
(По Г.Скребицкому)
Выпишите из текста имена собственные.
Упражнение 11. Прочитайте текст.
Объясните, почему некоторые слова в нем пишутся с
заглавной буквы.
Жил еще в этом доме охотник Пулька. У
него была маленькая собачка Булька и еще было
ружье, которое стреляло пробками. Жил художник
Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка,
Ворчун, Молчун, Пончик, Растеряйка, два брата –
Авоська и Небоська.* Но самым известным среди них
был малыш по имени Незнайка.
(Н.Носов)
* Объясните постановку двоеточия в
отмеченном предложении.
Упражнение 12. Спишите, раскрывая
скобки, расставляя недостающие знаки препинания.
В городе у них было очень красиво.
Вокруг каждого дома р_сли цветы маргаритки
ромашки одуван_чики. Там даже улицы назывались
именами цветов улица (К,к)олокольчиков аллея
(Р,р)омашек, бульвар (В,в)асильков. А сам город
назывался (Ц,ц)веточ_ным городом.
(Н.Носов)
Упражнение 13. Поиграем в названия
городов! Условия игры вам, конечно, известны. И
все же напомним: участник игры называет город на
ту букву, которой заканчивалось название
предыдущего города. Например: Сочи – Игарка
– Анапа и т.д.
Москва – __________.
Упражнение 14. Запишите по пять
названий кинофильмов, книг. Не забудьте эти
названия заключить в кавычки.
Упражнение 15 ++.
Образуйте от данных корней с помощью приставок и
суффикса -ениj-, -аниj- имена
существительные1.
-Един-, -влеч-, -дал-; -слав- (-славл-),
-драж-, -дрож-.
Выделите морфемы в записанных словах.
Упражнение 16 ++. Образуйте
имена существительные от прилагательных с
помощью суффикса -от(а). Выделите в
записанных словах корень и суффиксы.
Чистый, высокий, острый, черный, добрый,
мелкий.
Упражнение 17 ++. Образуйте
имена существительные от данных прилагательных
с помощью суффикса -изн-.
Крутой, голубой, кривой, желтый.
Упражнение 18 ++. Приведите
примеры имен существительных с суффиксами -оньк-,
-ушк-, -ик-. Какое значение придают
существительным эти суффиксы?
Упражнение 19 ++. Спишите,
вставьте пропущенные буквы. Объясните
графически выбор суффиксов -чик, -щик.
Опытный перевод_ик, компьютер_ик,
интересный рассказ_ик, болель_ик «Спартака»,
злостный прогуль_ик, разно_ик газет, набор_ик
типографии, корабельный сигналь_ик, перенос_ик
болезни.
Упражнение 20 ++. Спишите,
вставляя пропущенную букву в суффиксе. Выделите
суффиксы.
а) Редкий ельнич_к, кудрявый бараш_к,
забавный хвост_к, красивый карманч_к, забавный
котеноч_к, зеленый стебелеч_к, душистый горош_к,
желтый песоч_к, острый ножич_к, заросший овраж_к,
кусоч_к пирога, яркий зонт_к.
б) Горош_к, кирпич_к, дружоч_к, ножич_к,
шалаш_к, лесоч_к, камеш_к, подароч_к, птенч_к, ореш_,
доклад_ик, корабл_к, хвост_к, смаз_ик, груз_ик,
диванч_к, перепис_ик, букет_к, ветх_сть, мелк_та,
бел_зна, глуб_на.
Упражнение 21 ++. Прочитайте
текст, озаглавьте его. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Подчеркните большую букву в именах собственных.
Изд_вна просл_вляли свою землю русские
мастера. Настоящее ч_до создали в Кижах ре(з,с)_или
по дереву и плотники. Цветком уд_вительной
красоты кажется построенная ими без единого
гвоздя Преображенская церковь с двадцатью двумя
куполами.
В Москве за четыре года возв_ли Успенский собор
русские камен_ики под руководством итальянца
Фиораванти. Он был пор_жен росписью
Владимирского собора и спросил об имени
художника.
Звали его Андреем Рублевым с гордостью ответил перевод_ик.
(По Н.Иониной)
Выпишите выделенные слова, выделите
в них суффиксы, рядом напишите слово, от которого
оно образовано.
Упражнение 22. Выразительно
прочитайте стихотворение С.Аксакова.
Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
Выпишите имена существительные,
укажите их род, число. Все ли из выписанных
существительных имеют две формы числа?
Приведите примеры существительных, которые
имеют только одну форму.
Упражнение 23. Образуйте от данных
существительных форму множественного числа,
выделите в них окончания, поставьте ударение.
Магазин, адрес, отпуск, офицер,
директор, шофер, торт, столяр, растение, доктор.
Упражнение 24. Образуйте
родительный падеж множественного числа от
данных существительных. За справками
обращайтесь к словарю.
Крыло, килограмм, дождь, стул, яблоко,
дыня, вишня, туфля.
Упражнение 25. Прочитайте текст,
определите его тип. Перескажите его, используя
для рассказа существительные из предложения Вскоре
я заметил на высокой ели гнездо белки.
(Г.Корольков)
Слово берег – имя
существительное. Докажем это.
Во-первых, оно обозначает предмет и отвечает на
вопрос что? Во-вторых, относится к одному из
трех склонений, а именно – ко второму (т.к. это
существительное мужского рода с нулевым
окончанием). В-третьих, слово берег
изменяется по падежам – склоняется: берег, по
берегу, у берега и т.д.). В-четвертых, в
предложении может быть главным и второстепенным
членом: подлежащим (Берег реки зарос
кустами), дополнением (До берега мы с трудом
добрались), сказуемым (Главное препятствие
для нас – крутой берег), обстоятельством (На
берегу росли кусты).
Следовательно, слово берег – имя
существительное, так как оно имеет все признаки
этой части речи.
Упражнение 26. Спишите текст,
вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки
препинания, раскрывая скобки.
Наш енот приемный сын кошки (М,м)урки.
Мы назвали его (Ч,ч)авкой потому что он громко
чавкал во время еды.*
Однажды на прогулке (Ч,ч)авка вдруг рв_нулся
вперед и ок_зался в канав_. Кошка зам_талась
подб_жала к воде и жалобно зам_укала. Она
(не)св_дила глаз с канавк_ где плавал маленький
енот*. Кошка прыгнула бы за малышом но мы сами
выт_нули проказника из воды. На суш_ кошка стала
вылизывать его мокрую ш_рстку от ушей до хвоста.
(По Н.Дуровой)
Выпишите из текста по два
существительных женского, затем мужского и
среднего рода. Укажите, одушевленные они или нет.
Образуйте от них форму множественного числа. Все
ли существительные ее образуют? Найдите
собственные существительные. Назовите 2–3
существительных, обозначающих предмет.
Сделайте синтаксический разбор 1-го и 3-го
предложений и сделайте вывод о синтаксической
роли имени существительного. В каком случае
существительное не является членом предложения?
Приведите пример.
Составьте схему предложений, отмеченных
звездочкой.
Упражнение 27 ++. Спишите,
раскрывая скобки.
а) Устать с (не)привычки, пришел в
(не)годность; (не)точность, а приблизительность;
(не)внимательность, а рассеянность; (не)правда, а
ложь; (не)решительность, а робость; домашние
(не)урядицы; (не)решительность характера; явная
(не)приязнь; сказать (не)правду.
б) 1. (Не)настье приостановило
продвижение отряда. 2. (Не)ловкость, а расчет и
выдержка помогли скалолазу избежать беды. 3.
(Не)правду, а явную ложь почувствовал он в его
словах. 4. (Не)погода, а усталость заставила нас
сделать привал. 5. (Не)погода доставила нам много
(не)приятностей. 6. В решении задачи была допущена
(не)точность. 7 (Не)знакомец не расслышал вопроса.
8. Это была явная (не)правда.
Упражнение 28. Распределите
существительные в три колонки по склонениям.
Ночь, демонстрация, побережье, постель,
постелька, площадь, площадка, тетрадь, тетрадка,
Дима, Наталья, сарай, здание, предложение,
счастье, тополь, олень, альбом, течение.
Упражнение 29. Прочитайте текст,
составленный по сказке Л.Кэрролла «Алиса в
Стране чудес».
Алисе никогда раньше не приходилось
беседовать с Мышами, и она даже не знала, как
позвать Мышь, чтобы та не обиделась. К счастью,
она вспомнила, что ее брат как-то оставил на столе
(случайно) старинную грамматику, и она (Алиса)
заглянула туда (конечно, уж совершенно случайно)
– и представляете, там как раз было написано, как
нужно вежливо звать Мышь! Да, да! Прямо так и было
написано:
Именительный: кто? – Мышь.
Родительный: кого? – Мыши.
Дательный: кому? – Мыши.
.................................
.................................
.................................
А в конце:
Звательный: – О Мышь!
Поставьте вместо точек падежи и
просклоняйте слово мышь в остальных падежах.
Чем, по-вашему, в современном русском языке
является звательный падеж, который когда-то был в
русском языке? Составьте и запишите 3
предложения, в которых употреблялась бы подобная
форма, с существительными Москва, мальчик,
солнышко.
Упражнение 30. Запишите, объясняя
написание е – и в окончаниях
существительных по образцу.
Образец: шли по дорог] (1-е скл., д.п.)
а) В приморской гаван_, на ветк_ сирен_,
во время гололедиц_, в небесной лазур_, на ладон_,
шли по алле_, деревья в ине_, возле постел_,
шествовать по площад_, шли по дорог_ к деревн_;
говорили об Анн_ Петровн_.
б) Записал в тетрад_, были на площад_;
сидел на постельк_; на верхушк_ ел_; на самом верху
елк_; плавал в проруб_, рисовал в альбом_; говорили
об избушк_; ехал на лошад_, сидел на лошадк_; нашел
в сара_; вспоминали о бур_.
Упражнение 31. Спишите, вставляя
пропущенные буквы в окончаниях существительных.
Укажите в скобках склонение и падеж
существительных с пропуском в окончаниях.
1. Кругом деревн_ стеной поднимался
хвойный лес. 2. В избушк_ живет старый охотник. 3.
Крыша на избушк_ давно прогнила. 4. Не было возле
избушк_ забора, ворот. 5. Она возвращалась зимним
вечером из деревн_. 6. Собака исчезла в густой
зеленой чащ_. 7. Емеля прислонился к стволу ел_ и
ждал. 8. Олень пропал в зеленой чащ_. 9. В такую
погоду неприятно выходить из теплой сторожк_.
(Д.Мамин-Сибиряк)
Упражнение 32. Приведите по 5–6
примеров существительных на ия, ие, ий,
поставив их в и.п. и в п.п.
Образец записи:
На ия |
На ие |
На ий |
И.п. станци
П.п. о станци |
здани
в здани |
санаторий
в санатори |
Упражнение 33. Запишите, объясняя
написание е – и в окончаниях
существительных.
Образец: из поездк и (1-е скл.,
р.п.) по Ази и (Азия)
а) Работал в типографи_, служил в арми_,
ошибка в решени_, вошел в здани_, видел в здани_;
отдыхал в санатори_; учебники по географи_,
истори_; путешествовал по Средней Ази_, по
Австрали_, по Итали_; был в Сибир_.
б) Найти в папк_, в тетрадк_; в горном
селени_; близ той дорог_; цветы яблон_; отдыхал на
взморь_; об открыти_ выставк_; был на выставк_; на
лекци_ в планетари_; побывали в музе_, в зоопарк_;
стоял в раздумь_; в ярком сияни_; подле опушк_.
в) Быть на открыти_ выставк_; на встреч_
участников экспедиц_; встретиться на лекци_ в
музе_; бродить по отмел_; деревья в легком ине_;
говорили о живопис_, архитектур_; рассказать о
планетари_; в голубом сияни_; остановились в
ущель_; отдыхать на взморь_, говорили о счасть_.
Упражнение 34. Спишите, обозначая
орфограмму в окончаниях существительных.
1. В ущель_ белый пар клубится. (Н.Рубцов)
2. Ветер в пропаст_ уснул. (К.Бальмонт) 3. В неб_
вспыхнула радуга и отразилась в луж_ на тропе. (Г.Корольков)
4. На ельник_ сучья повисли и слиплись от снега. (Л.Толстой)
5. Барсов в зоопарк привезли из Средней Ази_. 6.
Крот метнулся к своей подземной галере_. (Г.Корольков)
7. Ястребок неожиданно скользнул из-за крыш_. (Г.Корольков)
Упражнение 35. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, обозначьте орфограмму в
окончаниях существительных.
а) 1. В усть_ реки была заложена
крепость. 2. На гибкой ел_ повис снег. 3. На листьях
сирен_ вздрагивали блестки капель. 4. Еж добрался
до зн_комой опушк_, устроился под густыми лапами
ел_ и крепко уснул. 5. Я сидел в своем укрыти_ на ел_
и наблюдал за черными аистами. 6. Ели и сосны
подх_дили бли_ко к деревн_. 7. В тот год мы жили в
старом дом_ на краю деревн_. 8. Они забавно
купались на отмел_. 9. На территори_ зоопарка
пришлось даже делать рвы, болотца.
(По Г.Королькову)
б) 1. В поведени_ кошки было много
непонятного. (Н.Дурова) 2. Рано по весне
облюбовали домик на ел_ полевые воробьи. 3. Много
лет посв_тил уч_ный исследованию лесов Южной
Америк_. (И.Акимушкин) 4. В Инди_ гепардов
приручают для охоты на антилоп. (И.Акимушкин)
5. Лучших охотничьих гепардов привозят в Индию из
Африк_. (И.Акимушкин) 6. Кроме Африк_, гепарды
живут только в Ази_. (И.Акимушкин).
Упражнение 36. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Наскальные изобр_жения пещерных львов
уч_ные находили в пещерах и гротах Испани_
Франци_ Англи_ Бельги_ Германи_ Австри_ Итали_
Алжир_ и Сири_.
Климат в Европ_ в доледниковую
эпоху был теплее. В Малой Ази_ и в Закавказь_ львы
дожили до исторической эпох_. В Инди_ львы всегда
считались удач_ным трофеем. Еще в конце прошлого
века эти звери об_тали в Африк_ в Иран_ Ирак_.
(По И.Акимушкину)
Сделайте морфологический разбор
выделенных существительных.
Упражнение 37. Запишите, объясняя
написание е – и в окончаниях
существительных.
Писали в древност_; раздаваться в
тишин_; шли от деревн_ к деревн_; говорили об
открыти_ выставк_; побывали на открыти_ выставк_;
деревья в ине_; говоря по совест_; побывал в театр_
на спектакл_; узнал по местност_; текла в ущель_;
учился в гимнази_; располагаться в долин_; в ходе
экспедици_; собираться на площад_.
Упражнение 38. Спишите, вставляя
пропущенные буквы.
а) 1. Из дирекци_ ц_рка пришли за советом.
2. Многое к_залось странным в пов_дени_ зверя.
3. На репетици_ Котька (рысь) снисходительно
принимала аплодисменты. (По Н.Дуровой) 4. Ночью
поезд ост_новился у маленькой станци_. (Д.Мамин-Сибиряк)
5. В ожидани_ старика я повесил чайник над
огнем. (Д.Мамин-Сибиряк) 6. Селение замерло в
ожидани_ великих событий. 7. От пристан_ дорога
св_рнула на холм. (В.Губарев)
Сделайте морфологический разбор
выделенного слова.
б) 1. Трава в предгорь_ выгорает от зноя. (Н.Сладков)
2. Шквальный ветер завывал за окном станци_. (А.Казанцев)
3. Некоторое время мы шли по дорожк_ молча. (А.Казанцев)
4. Новенькие автомобили стояли на обочин_ улиц_. 5.
Много звезд в безмолви_ ночном горит... (К.Бальмонт)
6. На елк_ галка скоком шалым стряхнула с ветк_
бахрому. (К.Бальмонт) 7. Сквозь зелень сосен
на красной крыш_ желтеет нежно закатный свет. (К.Бальмонт)
Сделайте синтаксический разбор
первого предложения.
Сделайте морфологический разбор выделенного
слова.
Упражнение 39 ++. Спишите,
вставляя пропущенные буквы, по образцу: времен
и .
1. Кто врем_нем не дорожит, у того всегда
убытки. 2. Сила лошад_ позн_ется в пути, сер_це
человека – с течением врем_н_. 3. Большого плам_н_
не задуешь. 4. Нет т_желее брем_ни, чем безделье. 5.
От доброго сем_н_ – добрый восход. 6. Птица рада
весне, а дитя – матер_. 7. Меняются врем_на,
меняются и люди. 8. У каждого врем_н_ свои песни. 9.
Не о лице думай, думай об им_н_.
(Пословицы)
Упражнение 40. Разделите
существительные на две колонки, дописывая на
конце слов после шипящих, где это необходимо,
мягкий знак.
существительные 1-го и 2-го
склонений |
существительные 3-го склонения |
|
|
С пастбищ_, тиш_, шалаш_, из-за туч_, после
встреч_, много задач_; дрож_; возле рощ_, остров
сокровищ_; мало луж_; обруч_; чиж_; реч_; ковш_; плющ_;
от передач_; плащ_; глуш_; камыш_; сыч_; кирпич_.
Допишите предложение: В именах
существительных с основой на шипящий на конце
пишется мягкий знак только в существительных ______
склонения.
Упражнение 41. Распределите
существительные на две колонки:
в окончаниях после
шипящих и ц пишется |
о |
е |
|
|
Луж_й, туч_й, лапш_й, карандаш_м, лыж_й,
плюш_м, ландыш_й, циркач_м; мяч_м, пейзаж_м, круч_й;
товарищ_м; пшениц_й, огурц_м; птенц_м; задач_й,
багаж_м; свинц_м; отц_в, братц_в.
Упражнение 42. Спишите, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Составьте схемы отмеченных значком предложений.
Сделайте морфологический разбор слова,
отмеченного звездочкой.
1. Ранней весной горячий луч_ солнца все
осв_тил и тронул даже семенную шишку на верху
старой ел_*. (М.Пришвин) 2. В пустом вокзал_ на
станци_ спал под тулупом сторож_. 3. После гроз
узорным чистым полотенц_м свисает радуга с берез.
(Н.Рубцов) 4. В Новой Зеланди_ р_стут
исчезнувшие всюду папоротниковые леса. (И.Акимушкин)
5. Он приоткрыл глаза и медленно огл_дел пляж_. (В.Мелентьев)
6. Когда воробьи уже ждали птенц_в по_вились возле
домика скворц_*. (Г.Корольков) 7. Под крыш_й было
гнездо ласточек. 8. Начал падать мя_кий снежок
который охотники называют порош_й*. (Д.Мамин-Сибиряк)
Проверьте свои знания!
Вариант 1
1. Составьте и запишите с данными
существительными словосочетания прилагательное
+ существительное, согласуя имена
прилагательные с существительными.
Вермишель, фамилия, мозоль, фламинго,
тюль.
2. Вставьте пропущенные буквы, указывая
падеж и склонение имен существительных.
Образец: Беседовал в беседк е (1-е
скл., п.п.).
Ехал на трамва_, держал в коробк_,
деревья в ине_, сидел на лекци_, служил в арми_,
читал в произведени_.
3. Выпишите имена существительные, у
которых в дательном и предложном падежах
окончание -е.
Станция, литература, математика,
здание, ботаника, география, пустошь, фасоль,
пригорок.
4. Выпишите имена существительные, у
которых только в предложном падеже имеется
окончание -е. Укажите склонение
существительных.
Портфель, счастье, свидетель, заросль,
якорь, тополь, дрожь, олень, осень, июль, пальто,
поверхность, тюлень, шалаш, герой.
5. Выпишите имена существительные, у
которых в родительном и дательном падежах
окончание и. К какому склонению они
относятся?
Рояль, речь, календарь, врач, еж, мозоль,
прорубь, пень, мать, дочь.
6. Запишите в дательном и предложном падежах
следующие слова:
Побережье, экспедиция, прорубь, случай,
предложение, Евгений, происшествие, воспитание,
гербарий.
7. Составьте словосочетания существительное
+ существительное, используя предлоги по,
на, в, при, о, об, для.
Образец: жизнь на взморь е , на
обложк е тетрад и .
Заглавие, рукопись; приближение, гроза;
корень, слово; корабль, опасность; иллюстрация,
книга; мечта, счастье; решение, задача.
8. Выпишите имена существительные, у
которых после шипящих на конце пишется ь.
Шалаш_, ключ_, пустош_, мелоч_, много
груш_, решение задач_, нет встреч_.
9. Выпишите те существительные, у
которых в окончании творительного падежа
пишется о.
Яйцо, кольцо, птица, чертеж, саранча,
ковш, афиша, гостиница.
10. Перепишите текст, вставьте
пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки
препинания.
Дельфины легко по_даются дрессировк_.
Они быстро обучаются различным ц_рковым трюкам с
увл_чением играют в мяч_ гоняют его по поверхност_
бассейна прыгают через обруч_.
Дельфины народ дружный. С трогательной
заботой относятся они друг к другу. Дельфины не
думают об опас_ност_ и мчатся по первому зову на
помощ_ товарищу когда тот поп_дает в беду.
Вариант 2
1. Составьте с данными
существительными словосочетания прилагательное
+ существительное, согласуя прилагательное с
существительным.
Шампунь, кофе, авеню, прорубь, кашне.
2. Вставьте пропущенные буквы, укажите
склонение и падеж существительных.
Жил в гостиниц_, на протяжени_ вечера,
гуляли в сквер_, рисовал в альбом_, при изменени_
числа, бабочка на лили_, утопает в сирен_, гнездо
на берез_; говорили о происшестви_, был на
демонстраци_.
3. Выпишите имена существительные, у
которых в дательном и предложном падежах
окончание -е:
Грамота, хрестоматия, литература,
территория, здоровье, увлечение, сарай,
соревнование, сушь, пустошь.
4. Выпишите имена существительные, у
которых только в предложном падеже пишется
окончание -е. Укажите склонение этих
существительных.
Озеро, вихрь, полынь, степень, оттепель,
якорь, поверхность, побережье, страна,
гимнастика.
5. Выпишите имена существительные, у
которых в родительном, дательном и предложном
падежах окончание -и. К какому склонению
относятся эти существительные?
Ключ, метель, тополь, тетрадь, степь,
песня, мороз, строй.
6. Выпишите имена существительные,
которые только в предложном падеже имеют
окончание -и.
Лентяй, здание, издание, акация,
заседание, планетарий, дивизия, тропинка.
7. Составьте словосочетания существительное
+ существительное, используя предлоги по,
на, в, при, о, об, для.
Образец: на поверхности стола,
при приближении опасности.
Повесть, экспедиция; помещение,
станция; запись, журнал; строительство, Сибирь;
приближение, буря.
8. Выпишите имена существительные, у
которых после шипящих на конце слов пишется ь.
Роскош_, глуш_, с круч_, возле дач_,
камыш_, пейзаж_, ерш_, нет туч_, чудовищ_, много луж_.
9. Выпишите имена существительные, у
которых в окончаниях после шипящих и ц в
творительном падеже пишется -ом.
Чиж, борщ, нож, туча, сердце, блюдце,
улица, мяч, товарищ, зеркальце, лапша.
10. Перепишите текст, вставляя
пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.
Гранит очень проч_ный камень. Его добывают на
Урал_ в Сибир_. При сильном нагр_вани_ и быстром
охл_ждени_ он теряет свою проч_ность и
разрушается. При его разрушени_ образуются глина
и песок.
1Значком «++»
отмечены упражнения и задания для учащихся,
которые обучаются по учебнику «Русский язык. 5-й
класс» под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А.
|