МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик, Белгородская обл.
Месяцеслов
Комплексная работа с текстом
Январь
Слово январь заимствовано из
латинского языка, и связано оно с именем Янус.
Янус – староиталийский бог солнечного
круговращения, начинаний и завершений, года и
времени, двумя своими лицами, старым и молодым,
обращенный одновременно в прошлое и настоящее.
Январь – это перелом зимы. В народе его называют
Васильев месяц.
В древнерусском языке январь носил
название просинец, которое, по мнению
этимологов, связано с глаголом сиять, ведь этот
месяц – действительно время прибавления
солнечного света. День после зимнего
солнцестояния начинает увеличиваться.
14 января (мы его называем Старый Новый
год) – день святого Василия Кесарийского,
Васильев день. К этому дню относится много
примет, связанных с будущим урожаем. Крестьяне
предсказывали его по снегу, инею, состоянию неба.
Если, к примеру, на Новый год небо звездное или
туман, то быть году урожайному. Ветер – к обилию
орехов. К урожаю и иней на деревьях. И чем он
крупнее, тем урожай будет обильнее.
Утром 14 января встряхивали плодовые
деревья, приговаривая: Как отряхиваю я, раб
Божий (имя), бел пушист иней, так отряхнет червя,
гада всякого по весне и святой Василий. Слово мое
крепко. Аминь.
От Рождества до Старого Нового года
стоят васильевские морозы. Еще и сейчас можно
услышать, что мороз величали Морозом
Васильевичем. За васильевскими морозами следуют
крещенские, афанасьевские, тимофеевские,
сретенские и власьевские.
С Рождества до Крещения идут Святки
– древний языческий праздник славян. По народным
поверьям это время особого разгула нечистой
силы. К Святкам приурочены всевозможные гадания,
хождения ряженых, игрища. Песни, с которыми в
Святки крестьяне ходили по домам, прославляя
хозяев, желая им жизненных благ, и собирали
вознаграждение, называются колядками. На Святках
можно было гадать в любой день, но особенно
верными считались гадания в ночь под Рождество,
под Новый год, под Крещение. Молодые загадывали о
своей судьбе, замужестве, семейной жизни. Одно из
самых распространенных святочных гаданий –
бросание валенка через ворота на улицу. Затем
гадающие девушки выходили и смотрели: куда
валенок обращен носком, в той стороне и быть
замужем. Если валенок был повернут к воротам
родного дома, то в этот год девушка замуж не
выйдет.
Слушание под окном – также вечернее
святочное гадание. Ходили слушать под окна чужих
домов. Если услышат веселый или скучный разговор,
то такая же жизнь будет и в замужестве. Или же
гадающие девушки садились у окон, выговаривая: Суженый-ряженый,
поезжай мимо окна. Поезд с криком, со свистом
сулит хорошую, веселую жизнь. Если же поезд будет
тихий, то замужнюю жизнь предстоит провести в
бедности.
Расстилание белого плата, пение над
блюдом – еще один вид святочного гадания о
суженом. Вот как это бывает: девушки собираются
вместе, ставят на стол блюдо с водой, опускают в
него кольца, серьги и закрывают скатертью. Затем
все садятся за стол, и женщины, хорошо знающие
подблюдные песни, поют. В это время каждая
девушка старается вынуть из блюда свое кольцо
под звуки того песенного стиха, который ей
особенно приходится по сердцу.
18 января – канун Крещения, крещенский сочельник.
Сочельник также канун Рождества. Как считают
этимологи, название сочельник восходит к
слову сочень. Сочень – вид лепешки на
конопляном масле. В сочельник до освящения воды
не едят, а самый вечер накануне Крещения
называется поэтому голодной кутьей. Существует
поверье, что снег, собранный и опущенный в
колодцы в крещенский вечер, может сохранить в них
воду на весь год, а также исцелять недуги:
онемение в ногах, головокружение, судороги.
19 января – церковный праздник
Крещение, водокрещи. Он отмечался всегда
очень торжественно. Главным обрядом в этот день
было освящение воды в церкви и в проруби.
25 января – день святой Татьяны. Нам он
известен как Татьянин день. Приметы,
относящиеся к этому дню, такие: если на Татьяну
идет снег, лето будет дождливое, а если рано
проглянет солнышко, то и птицы возвратятся в
родные места рано.
Январь – году начало, зиме середина,
весне дедушка.
Февраль
Название месяца февраль
латинского происхождения. В переводе означает
«месяц очищения». Он был посвящен этрусскому
богу подземного царства по имени Februus. В феврале в
Древнем Риме совершались очистительные обряды
для живых и замаливались прегрешения усопших.
В древнерусском языке февраль носил
название сечень. Ученые-этимологи
предполагают, что оно возникло потому, что
февраль – период года, наиболее удобный для
рубки леса с целью получения деловой древесины.
Народные названия февраля – бокогрей,
лютый, снежень, широкие дороги, кривые дороги.
Название бокогрей возникло потому, что
солнце, начинающее сильнее светить в феврале,
могло уже обогреть бока выходящей из хлевов
скотине. А почему кривые дороги? Да потому, что
если дорога прямая, то февраль наделает изгибов,
поворотов.
Февраль известен еще как свадебный
месяц: весь месяц до Масленицы игрались свадьбы.
Февраль, сшиби рог с зимы – так
говорили в народе. Сшибить с кого-нибудь рог –
значит лишить силы. Рог в славянской мифологии –
символ могущества.
Февраль
силен метелью. У русских людей много названий
вьюг, метелей.
В январе и особенно в феврале
крестьянин сосредоточивал свое внимание на
погоде, стремился заглянуть в ближайшее будущее,
готовился к работе в поле. Обряды этих месяцев
нацелены были на борьбу с нечистой силой,
способной, по представлениям крестьян, навредить
в труде и быту. Считалось, что в эти месяцы
происходит очищение земли от нечисти.
14 февраля праздновался день святого
Трифона. С заботой о будущем урожае был связан
обряд заклинания мышей. Приглашенный для этого
знахарь вынимал из скирды по снопу со всех
четырех сторон, из стогов по клоку сена. Потом все
это клалось в печь и зажигалось раскаленной
кочергой. Зола от сожженной соломы и сена
высыпалась в те места, откуда были вынуты снопы и
сено. Все это время знахарь читал заговоры и
произносил заклятия: Как железо в воде тонет,
так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу
кипучую, в ад кромешный...
15 февраля празднуют Сретение. К
Сретению относится много примет, по которым
предсказывали, какова будет весна. Какая погода в
этот день, такая и весна: если оттепель, то весна
будет ранняя и теплая; если холодно, весна
поздняя; если снег, весна дождливая. На Сретение
небо звездное – зима не скоро начнет плакать,
весна ожидается поздняя. Существовали также
приметы, связанные с будущим урожаем. На Сретение
капель – урожай на пшеницу. А если вьюга, то хлеба
не будет.
Погода на Сретение бывает разная:
могут стоять сильные сретенские морозы, бывают и
сретенские оттепели. Народ насчет этого сложил
пословицы: На Сретение солнце на лето, зима на
мороз; На Сретение зима весну встречает,
заморозить красную хочет, а сама, лиходейка, от
своего хотения только плачет.
На Сретение вечером заклинали солнце,
чтобы оно выглянуло и тем самым показало, что
встретилось с весной. Если солнце перед закатом
выглянет, то это означает, что прошли последние
морозы, а если не покажется, то будут сильные
власьевские морозы. На Сретение коров выгоняют
из хлевов погреться на солнце.
16
февраля, день святой Анны Пророчицы, крестьяне
называли починками, так как осматривали и
чинили летнюю сбрую. В этот же день с целью
оберегания лошадей от домового, якобы
заезжающего их ночью, привязывали им на шею кнут
и онучи.
Корова являлась для крестьянина
кормилицей. Это очень точно отражено в пословице:
Корова на дворе – харч на столе. Поэтому о ней
особая забота. В день Агафьи-коровницы старались
отогнать коровью смерть, которую представляли то
злым чудовищем, оборотнем, то страшной старухой в
белом саване, то отвратительной женщиной с
руками-граблями. Чтобы не пустить коровью смерть
во двор и не допустить падежа скота, на хлевы
вешали лапти, пропитанные дегтем: коровья смерть
не выносит дегтярного духа и бежит без оглядки
прочь.
Крестьяне святого Власия, покровителя
скота, почитали особо. Власьев день, 24 февраля,
считался коровьим праздником. В этот день
совершали обряды, рассчитанные на то, чтобы
обеспечить скоту здоровье и плодовитость.
А вот на святого Онисима, 28 февраля,
окликали звезды, чтобы овцы лучше ягнились. Может
быть, вы заметили, что связь овец со звездами
отразилась в многочисленных загадках?
29 февраля в народном календаре
занимает особое место. Это Касьянов день.
Касьяна называют завистливым, злопамятным,
недоброжелателем, немилостивым, скупым. В этот
день прекращали все работы. Глаз Касьяна
считается настолько опасным, что 29 февраля
крестьяне предпочитали и вовсе не выходить из
избы, особенно до восхода солнца. Многие
убеждены, что во власти Касьяна наслать на людей
и скотину мор. Об этом гласит и пословица: Касьян
на что ни взглянет, все вянет.
Онисим-овчарник и Касьян завершают
зиму и передают эстафету весне.
Март
Название первого месяца весны – марта
– заимствовано из латинского языка. В переводе
оно означает «месяц Марса». Марс – один из
древнейших богов Италии и Рима, сын Юпитера и
Юноны, отец Ромула и родоначальник римлян,
божество плодородия и растительности,
покровитель полей и стад, бог дикой природы, а
также войны. К Марсу обращались землевладельцы,
производившие ритуальный очистительный обход
своего имения, с просьбой дать плодородие полям и
здоровье семьям, рабам, скоту.
Март – первый месяц древнего римского
календаря, когда совершался обряд изгнания зимы.
До XV века год на Руси также начинался с марта.
Народные названия месяца – снеготай, март
–сравняй загородки. О марте в народе говорят:
Март позимье кончает, апрелю пролетному
путь-дорожку кажет; Настанет марток – подберет
весь кормок; В марте курица из лужицы напьется.
7 марта – день Василия-капельника. В
этот день начинает капать с кровли, нарастают
длинные сосульки.
14 марта отмечается день святой
Евдокии. Поскольку по старому стилю Евдокия
выпадала на 1 марта, то есть открывала весну, с
нею было связано много примет и обычаев: Евдокия
красна, и весна красна; Какова Евдокия, таково и
лето; У Евдокии вода – у Егория трава. С
Евдокией к мужику приходили хозяйственные
заботы: соху точить, борону чинить. Короче говоря,
Евдокия весну снаряжает. С Евдокии запевали
веснянки, в которых призывали птиц «закрыть зиму
холодную и открыть, отпереть теплое лето»:
Жавороночки,
Прилетайте вы сюда!
Нам зима-то надоела,
Весь и хлебушек поела...
Кулик, кулик,
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Теплое лето.
Со дня святой Евдокии весна уже
проявляет себя оттепелями, красными солнечными
днями.
Все вы, наверное, слышали пословицу: Федот,
да не тот. А знаете ли, почему так говорят? 15
марта – это день святого Федота. Ожидается
последняя оттепель. А если вместо нее случается
мороз, то и вспоминают пословицу про Федота.
К дню Герасима-грачевника, 17 марта,
выпекали из ржаного и пшеничного теста фигурки
птичек: грачей, жаворонков, а также кресты. Обычно
в этот день прилетали грачи. Бытовала примета:
если грачи прямо на старые гнезда летят, дружная
весна будет, полая вода сбежит вся разом. Об этом
дне говорили: Герасим-грачевник грача на Русь
ведет, а со святой Руси кикимору гонит.
На март, как правило, приходится
Великий пост. Он начинается с первой недели после
масленицы и длится семь недель до Пасхи. На
четвертой неделе поста праздновалось
Средокрестие. Это перелом поста. Крестьяне
радовались, что время идет к Пасхе, что скоро
конец Великого поста, можно будет есть скоромное,
гулять и веселиться. На Средокрестие пекли из
теста кресты – обрядовый хлеб, который должен
был дать плодородие земле, силу пахарю, лошади,
способствовать весеннему севу. С целью гадания в
лепешках запекали какой-либо предмет. Ребятишки
ходили по домам, собирали выпеченные кресты и
пели.
18 марта, в день Конона-градаря, в руки
не брали ни вил, ни граблей, иначе летом хлеб
будет побит градом. Почему так? Да потому, что
именно по воле Конона по народному поверью идут
дождь и град.
22 марта всегда ждали. Конечно, вы сразу
догадались почему. Это Сороки, день сорока
мучеников, день весеннего равноденствия. Не
случайно говорят, что на сорок мучеников день с
ночью меряется. У русских повсюду существовала
вера в то, что в этот день из теплых стран
прилетают сорок разных птиц и первая из них –
жаворонок. Все пекли жаворонков, в большинстве
случаев с распростертыми крылышками, как бы
летящих, и с хохолками. Птичек раздавали детям, и
те с криком и звонким смехом бежали закликать
жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных
жаворонков прикрепляли к длинным палкам и
выбегали с ними на пригорки или насаживали
птичек на плетни и, сбившись в кучу, что есть силы
кричали: Жаворонки, прилетите, красное лето
принесите...
Предпоследний день марта – это день
Алексея теплого. Звонкие весенние ручьи, тепло
предапрельского солнышка особенно радовали
ребятишек. Большую часть времени они уже
проводили на улице, затевая разные игры. Одна из
них – «Родничок». Дети становятся друг за другом
по одну сторону весеннего ручья, обхватывая
впереди стоящего руками за пояс, и поют «Разлился
ручеек». Спев песню, боком перепрыгивают через
ручей на другую сторону, при этом мешая друг
другу, придерживая, стараясь столкнуть в воду.
Тот из ребят, кто коснется воды, из игры выбывает.
Считается, что мартовский снег и
снеговая вода целительны. В старину в марте
собирали снег с пригорков и поили снеговой водой
больных. С таянием снега связано много примет
насчет будущего урожая. Одна из них: Много снега
– много хлеба, много воды – много травы.
Март весну начинает, но, как гласит
одна из пословиц, это еще не весна, а подвесенье.
Трудно с этим не согласиться.
Масленица
На вторую половину февраля – первую
половину марта обычно приходилось празднование Масленицы.
Вслед за ней шел семинедельный Великий пост.
Масленица – древний языческий праздник славян,
праздник проводов зимы и встречи весны,
поминовения усопших. Канун Масленицы –
вселенская суббота, в которую поминали
родителей.
Первый испеченный блин на Масленице
посвящали Власию или умершим, давали нищим в
память о предках или съедали его за упокой
усопших. Масленица была также праздником молодых
семей, начала новой жизни. Время после Крещения
до Масленицы называлось свадебным.
Масленицу повсюду ожидали с большим
нетерпением. Это самый разгульный и поистине
всеобщий праздник. Все дни недели было великое
веселье: катались на лошадях, украшенных лентами,
бубенцами (санный поезд с нарядными мужчинами и
женщинами назывался масленичным обозом), с гор –
на санках, санях, обледенелых рогожках, качались
на качелях, пели песни о Масленице, брали снежные
городки, сжигали чучело Масленицы, пекли блины и
ели их с маслом, сметаной, икрой. Дети катались с
гор во все дни недели, взрослые же присоединялись
к ним позже, примерно со среды-четверга. Сил,
энергии, задора хватало на все, поскольку царила
атмосфера раскрепощенности, радости.
Без
пирогов не именины, без блинов не Масленица. Во
многих семьях блины начинали печь с
понедельника. А накануне вечером, с появлением
звезд, старшая в семье женщина выходила к реке
или к колодцу потихоньку от остальных и
призывала месяц заглянуть в окно и подуть на
опару: Месяц ты, месяц, золотые твои рожки!
Выглянь в окошко, подуй на опару! Каждая
хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и
держала его в секрете от соседей. Обычно блины
пекли из гречневой или пшеничной муки, большие и
толстые, тонкие и легкие, во всю сковородку и с
чайное блюдце. Русская Масленица всегда
славилась именно блинами, их качеством и
количеством. Это подтверждают такие пословицы: Блин
добро не один; Блины брюха не портят; Блин не клин,
брюха не расколет. Поедали огромное количество
блинов, так что многие потом расплачивались за
подобное обжорство плохим самочувствием,
болезнями.
В первый день праздника дети обходили
избы деревни, поздравляли с наступлением
Масленицы и выпрашивали блины.
Целый ряд масленичных обычаев был
направлен на то, чтобы ускорить свадьбу,
содействовать холостой молодежи найти себе пару.
Самым главным, однако, событием, связанным с
молодоженами и справляемым по всей Руси, было
посещение тещи зятьями, для которых она пекла
блины и устраивала настоящий пир, если зять был
по душе, разумеется. Этому обычаю посвящено
немалое количество пословиц, поговорок, песен, в
основном шуточных, анекдотов. В народе говорят: Зять
на двор – пирог на стол; У тещи про зятя и ступа
дает; Придет зять, где сметанки взять? Если в
среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу
зятья устраивали «тещины вечерки», то есть
приглашали на блины.
Центральной фигурой все же
оказывалась сама Масленица – кукла из соломы.
Куклу наряжали в кафтан, шапку, опоясывали
кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и
везли в гору с песнями. Сопровождала Масленицу
ряженая молодежь. Чаще всего рядились цыганами.
Иногда рядом с Масленицей-чучелом в сани
садилась женщина, изображающая Масленицу, за
прядильным станком крутящую масло.
В русском языке бытуют различные
названия масленицы: Маслена, Масленая, Масленая
неделя, Сырная неделя, всемирный праздник,
прожорная неделя, блинница, блинщина, блинная
неделя. Каждый день Масленицы имел свое
название, за каждым были закреплены определенные
действия, правила поведения: понедельник – встреча,
вторник – заигрыши, среда – лакомка,
четверг – широкий четверг, пятница – тещины
вечерки, суббота – золовкины посиделки,
воскресенье – целовник, Прощеный день.
В
воскресенье прощали друг другу прегрешения,
целовались в знак прощения, ходили на кладбище,
оставляли на могилах блины, поклонялись праху
родственников. В этот день прощались с
Масленицей, жгли чучело Масленицы. Вот как это
происходило: ребятишки с утра начинали собирать
дрова, солому для костра, который складывали за
деревней. Вечером почти все жители с песнями
отправлялись к костру. При этом пели особые
песни, прыгали через огонь, валяли в снегу
недавно обвенчавшихся. Подбрасывая солому в
огонь, дети усердно повторяли: Масленица,
прощай! А на тот год опять приезжай! Молодежь
вела себя более бурно и выкрикивала: Убирайся
вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока
цела! Поношение Масленицы, как видите, часть
обрядов, относящихся к ее проводам и похоронам.
Кидали в костер блины. Парни, перемазанные сажей,
старались и других выпачкать, в первую очередь,
конечно же, девушек.
За Прощеным воскресеньем наступала
первая неделя Великого поста. Народ по этому
поводу образно заметил: Не все коту Масленица,
будет и Великий пост; Боится Маслена горькой
редьки да пареной репы.
Задания
1. Прочитайте текст. Подготовьтесь к
выразительному чтению. Определите, где нужны
логические ударения, короткие и более
значительные паузы.
2. Что в данном тексте, по-вашему,
находится в центре внимания?
3. Что нового и полезного для себя вы
узнали из данного текста?
4. Придумайте вопросы к данному тексту.
5. Проанализируйте виды и средства связи
между предложениями и частями текста.
6. Найдите в тексте слова, в которых
согласные буквы: а) не обозначают звуков; б)
обозначают согласные звуки, не соответствующие
их написанию.
7. Выпишите слова, в которых разными
способами обозначена на письме мягкость
согласных звуков.
8. Приведите примеры слов, в которых все
согласные звуки звонкие, глухие, мягкие, твердые.
9. Выпишите несколько слов с шипящими
звуками. Какими буквами они обозначены?
10. Определите, какие звуки обозначают
в разных словах текста буквы е, я, ю, ё, и, о.
Приведите примеры слов с разными звуковыми
значениями указанных букв. В каких случаях при
употреблении этих букв возникают орфограммы в
корне?
11. Найдите и выпишите слова, в которых:
а) одинаковое количество звуков и букв; б)
звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем
звуков.
12. Выпишите из текста 3 слова с закрытыми
слогами и 3 слова – с открытыми.
13. Произведите фонетический разбор 2–3
слов.
14. При произнесении каких слов вы
затруднялись? Проверьте себя по орфоэпическому
словарю.
15. Выпишите из текста непонятные вам
слова. Найдите их значение в словаре (толковом,
этимологическом).
16. Какие однокоренные слова имеются в
данном тексте? Выпишите их, обозначьте корень.
Приведите примеры форм одного и того же слова.
17. Приведите примеры слов, в корнях
которых происходит чередование согласных.
18. Найдите в тексте слова с одинаковым
грамматическим значением.
19. Укажите слова, употребленные в
переносном значении. Покажите, какую роль они
играют в тексте.
20. Встречаются ли в данном тексте
синонимы, антонимы, омонимы? Если да, то укажите
их.
21. Найдите слова, которые уже вышли из
активного повседневного употребления. Историзмы
это или архаизмы? Ответ обоснуйте.
22. Встречаются ли в тексте
старославянизмы? Укажите их признаки.
23. Вспомните и запишите фразеологизмы, в
состав которых входят названия месяцев.
24. Произведите лексический разбор 2–3
слов.
25. Выпишите слова с трудными для вас
орфограммами, объясните их.
26. Заполните таблицу подходящими
примерами.
Орфограммы в приставках |
|
Орфограммы в корнях |
|
Орфограммы в суффиксах |
|
Орфограммы в окончаниях |
|
27. Объясните правописание не и ни.
28. Найдите интересные слова для
морфемного и словообразовательного разборов.
29. Выпишите из текста по нескольку слов
всех частей речи, а также причастий и
деепричастий. Сделайте их морфологический
разбор.
30. Подберите примеры на употребление
слов одной части речи в роли различных членов
предложения.
31. Приведите примеры различных
способов выражения подлежащего.
32. Укажите примеры различных видов
сказуемых, определений, дополнений,
обстоятельств.
33. Выпишите словосочетания с
различными способами связи слов.
34. Найдите сложносочиненные,
сложноподчиненные и бессоюзные сложные
предложения. Где это возможно, замените
придаточные предложения причастными и
деепричастными оборотами.
35. Произведите пунктуационный анализ
текста. Какие виды осложнений имеются в данном
тексте? Дайте графические схемы.
36. Объясните постановку знаков тире и
двоеточия. Поясните случаи постановки или
отсутствия запятой перед союзом и.
37. Определите виды имеющихся в тексте
односоставных предложений.
38. Укажите предложения с прямой речью,
объясните знаки препинания. Произведите замену
прямой речи косвенной. Встречаются ли в тексте
случаи цитирования? Приведите примеры.
39. Сделайте полный синтаксический
разбор одного из предложений.
40. Выберите одну из частей текста и
подготовьтесь к самодиктанту.
41. Напишите сочинение-миниатюру на
тему одной из пословиц.
Продолжение следует
|