Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №2/2004

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

Б.Ю.НОРМАН,
г. Минск, Беларусь

Начало см. N1/2004


Задачи для учеников и учителей

Ответы

1. В обращениях типа Петь! Том! Кость! (так называемой новой звательной форме) ударный гласный обязательно удлиняется, а также становится выше по тону.

2. Высказывание Физика интересует математика можно понять по крайней мере двумя способами. Один вариант: ‘человек, который профессионально занимается физикой, интересуется также наукой математикой’. Другой вариант: ‘наука физика интересует человека, который по своей специальности является математиком’. Выбор одного из этих двух вариантов зависит более всего от того, в каком контексте окажется данная фраза и, в частности, от того, что ей предшествовало. Ср., например: Современный физик – многосторонний ученый. Физика интересует математика. Его волнуют также проблемы философии. Другой вариант: Сегодня физика нужна всем. Физика интересует математика. Она нужна даже гуманитарию…...
Такая многозначность высказывания связана с некоторыми свойствами русского языка. Во-первых, в русском языке нередки случаи морфологической омонимии (те или иные формы слова совпадают друг с другом или же разные слова совпадают в тех или иных своих формах). Во-вторых, для русского языка характерен относительно свободный порядок слов (в частности, у подлежащего и дополнения нет обязательной позиции в высказывании: они могут стоять в различных его местах).

3. В словах, использованных в этом стишке (белый, бледный, бедный, бес и т.д.) до орфографической реформы 1918 года писалась особая буква «ять» (которая произносилась так же, как буква е), поэтому школьникам приходилось специально заучивать слова, в которых писалась «ять».

4. По-русски можно сказать и бегите, и бежите, обе формы правильные. Выбор одной из них зависит от того, что вы хотите сказать: бегите – это форма повелительного наклонения (например: Не бегите, а идите спокойно); бежите – это форма изъявительного наклонения (например: Я иду спокойно, а вы все время бежите).

5. «Несомненные» инструменты – это молоток, рубанок, стамеска. Это если мы понимаем слово инструмент узко, как ‘производственное (техническое) орудие’. Если же мы понимаем инструмент более широко, как ‘предмет, с помощью которого регулярно совершается та или иная трудовая операция’, то в этот список попадут и игла, и ножницы, и утюг (например, игла – это инструмент швеи). Если же понимать инструмент еще шире, как ‘предмет, который помогает совершить какое-то действие’, то наш список еще более увеличится, в него попадут и карандаш, и ключ, и клей... Наконец, если вкладывать в слово инструмент общее значение ‘средство для достижения цели’, то таким образом можно трактовать и дачу или даже упорство (Например: Своим упорством он добился всеобщего уважения). Конечно, последний случай более редкий и специфичный, но в принципе язык этого не запрещает. На данном примере хорошо видно, что у языковых классов нет жестких границ, а есть размытые, «предпочтительные» очертания.

6. Приведенная фраза создана со специальной целью – употребить по одному разу все буквы русского алфавита. Она может использоваться, например, для проверки работы телеграфного аппарата или клавиатуры компьютера.

7. Синтаксическое строение данных высказываний одинаково (подлежащее, сказуемое, дополнение). Лексический их состав различен: слово устраивать в первом и втором примерах – это два омонимичных глагола с разными значениями. И смысловая структура высказываний, несомненно, различна. В первом случае речь идет о ситуации создания субъектом объекта (‘дятел строит гнездо’), во втором случае – о ситуации отношения субъекта к объекту (‘дятлу нравится гнездо’).
Причина этих расхождений – в относительной независимости уровней (частей) языковой системы друг от друга. А именно: не только с помощью одних и тех же слов можно построить разные по структуре предложения, но и с помощью одной и той же синтаксической структуры можно выразить разный смысл. Кроме того, формально сходные слова могут соответствовать разным языковым единицам (это случай лексической омонимии, представленный у нас словом устраивать).

8. Испытывать1 означает ‘проверять на опыте, экзаменовать’, испытывать2 – ‘чувствовать, ощущать’. Доказать омонимичность этих слов можно несложными формальными средствами. Конструкции с испытывать1 легко преобразуются в другие конструкции, сохраняющие тот же основной смысл и отношения между словами, например: испытание самолета (летчиком). Но нельзя сказать «испытание тоски Марией». От действия испытывать1 образуется название соответствующей профессии: испытатель (самолета). А про Марию нельзя сказать: «испытательница (тоски)». У этих глаголов разные способности к образованию форм залога и наклонения. Глагол испытывать1 допускает образование формы страдательного залога: Самолет испытывается летчиком; он может стоять в повелительном наклонении: Не испытывайте самолет в сложных метеоусловиях – и т.п. Но нельзя сказать «Тоска испытывается Марией» или «Мария, не испытывай тоску!». Зато конструкция с испытывать2 имеет в качестве синонимичных высказывания, в которых глагол вообще опускается, «пропадает», ср.: Мария в тоске; У Марии тоска.

9. Пыльно и жидко здесь – это существительные (точнее, субстантивированные наречия). Об этом свидетельствуют условия их употребления в высказывании. Обе формы играют роль прямого дополнения и обозначают некоторый предмет. Что же до их морфологического облика, то он в общем-то не так уж сильно отличается от формы каких-нибудь существительных вроде пятно или древко. Стоит добавить, что в истории русского языка наречия и существительные были связаны между собой значительно сильнее, чем сегодня.

10. Приведенные строки из песни кажутся нам совершенно естественными, потому что за ними мы находим определенные причинно-следственные связи. Эти связи можно описать примерно следующим образом. Гармониста кто-то любит. Когда человека любят, то он счастлив. Когда человек счастлив, то он поет. Гармонист может не петь, потому что у него есть инструмент, которому он передоверяет эту функцию. Гармонь поет и означает гармонь играет (вместо того чтобы человек пел). Разумеется, все эти смысловые звенья восстанавливаются нами в уме автоматически: мы не задумываемся над ними специально. В лингвистике такие условия правильного понимания называются пресуппозициями.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru