ГОТОВИМСЯ К
ЭКЗАМЕНАМ
Е.В. МУРАВЕНКО,
г. Москва
Словообразование
Компакт-тема № 4*
Словообразование – это раздел
языкознания, в котором изучаются способы
образования слов языка. Изучая словообразование,
можно понять средства обогащения языка в целом.
Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно
изменяется, все, что происходит в обществе,
получает отражение в языке через новые слова и
значения слов, а главный источник появления
новых слов в языке – это словообразование.
Понятия производной, непроизводной,
производящей основ
Основа слова, от которого образуется
новое слово, называется производящей.
Основа образованного слова называется производной,
и само слово с такой основой называется
производным. Основа же слова, которое ни от чего
не образовано (т.е. основа, равная корню),
называется непроизводной, само слово
также называется непроизводным.
Например, в слове дом основа
непроизводная. Если мы хотим от этого слова
образовать существительное с уменьшительным
значением с помощью суффикса -ик- (дом + -ик -->
домик), тогда основа дом выступает как
производящая, а основа нового слова домик –
производная.
Упражнения
1. Разделите данные ниже слова на
производные и непроизводные:
стенка, пушка, мушка, стирка, лавка,
столик, кролик, листок, восток, синий, лисий,
синеватый, здоровый, столовый, перловый, дать,
отдать, давать, умыть.
Ответ:
Производные слова: стенка, мушка, стирка,
столик, листок, лисий, синеватый, столовый,
отдать, давать, умыть.
Непроизводные слова: пушка, лавка,
кролик, восток, синий, здоровый, перловый, дать.
Пояснение:
стенка <-- стен-а + -к-,
мушка <-- мух-а + -к- (чередование х/ш),
стирка <-- стир-а-ть + -к-,
столик <-- стол + -ик-,
листок <-- лист + -ок-,
лисий <-- лис-а + -ий-,
синеватый <-- син-ий + -еват-,
столовый <-- стол + -ов-,
отдать <-- от- + дать,
давать <-- да-ть + -ва-,
умыть <-- у- + мыть.
|
2. Подчеркните
производящую основу слов: необходимость,
переносчик, заявление, приходить, беззаботный,
интересно, прекращение, охотничий, подорожник.
Ответ:
необходимость, переносчик, заявление,
приходить, беззаботный, интересно, прекращение,
охотничий, подорожник.
Основные способы словообразования
Приставочный способ
словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову приставок.
Приставочным способом могут образовываться
разные части речи (в примерах: сущ., прил., гл.,
нареч.), при этом производящее и производное
слова всегда относятся к одной и той же части
речи. Наиболее активно этот способ используется
в словообразовании глаголов.
со + ученик
производящая основа |
--> |
соученик
производная основа |
пре + большой
производящая основа |
--> |
пребольшой
производная основа |
пере + бежать
производящая основа |
--> |
перебежать
производная основа |
от + ныне
производящая основа |
--> |
отныне
производная основа |
Суффиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением суффиксов к производящей основе.
Этим способом образуются слова разных частей
речи:
комната + -к-
производящая основа |
--> |
комнатка
производная основа |
комната + -н-
производящая основа |
--> |
комнатный
производная основа |
свет + -л-
производящая основа |
--> |
светлый
производная основа |
светлый + -еньк-
производящая основа |
--> |
светленький
производная основа |
светлый + -еть
производящая основа |
--> |
светлеть
производная основа |
Приставочно-суффиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением к производящей основе
одновременно приставки и суффикса:
не- + избежать + -н-
производящая основа |
--> |
неизбежный
производная основа |
под- + слепой + -оват-
производящая основа |
--> |
подслеповатый
производная основа |
Часто такие слова образуются на базе
сочетаний предлога с существительным. При этом
добавляется суффикс, а бывшие предлоги
становятся приставками:
на столе + -н--
производящая основа |
--> |
настольный
производная основа |
при дороге + -н-
производящая основа |
--> |
придорожный
производная основа |
под одеялом +
-ник-
производящая основа |
--> |
пододеяльник
производная основа |
Упражнение
1. Даны слова: безработный,
бессмыслица, выключатель, высказать,
высказывать, высказывание, напевать, написать,
переводной, подставить, подставка, подстаканник,
попросить, по-старому, соавтор, собеседование,
содействовать, соотечественник, сопровождение.
Распределите слова по трем группам по
способу образования.
Ответ:
Постфиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову постфикса.
Производное и производящее слова относятся к
одной и той же части речи. С помощью постфикса -ся
образуются глаголы (увлечь --> увлечься, учить
--> учиться, сломать --> сломаться), с помощью
постфиксов -то, -либо, -нибудь –
неопределенные местоимения и местоименные
наречия (кто --> кто-то, чей --> чей-либо, какой
--> какой-нибудь, где --> где-то, когда -->
когда-либо, как --> как-нибудь).
Бессуффиксный способ
словообразования – образование существительных
от глаголов и прилагательных без присоединения
каких-либо суффиксов. Для образования
существительных от глаголов (часто со значением
действия) и от прилагательных (часто со значением
признака), как правило, используется
суффиксальный способ: изучать – изучение,
рисовать – рисование, ходить – ходьба,
белый – белизна, темный – темнота, слабый
– слабость. Однако нередко основа
существительных с подобным значением совпадает
с основой глагола или прилагательного (переносить –
перенос, выходить – выход, зеленый – зелень,
сухой – сушь). Тем не менее такие
существительные считаются производными от
соответствующих глаголов и прилагательных (а не
наоборот), поскольку значение действия является
первичным для глагола, а признака – для
прилагательного. Иногда от одной основы можно
образовать существительное и суффиксальным, и
бессуффиксным способом: переписать –
переписывание, перепись; синий – синева, синь.
Способ словообразования, который в школьной
практике принято называть бессуффиксным,
лингвистами обычно рассматривается как
разновидность суффиксального способа, при
котором используется нулевой суффикс, ср.: син(ий)
+ -ев- --> синева и син(ий) + --> синь.
Сложение – образование слов
соединением двух или более основ или слов. Слова,
образованные этим способом, называют сложными.
Выделяются следующие разновидности сложения:
А. Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Б. Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог,
пылесос, полуслепой.
В. Сложение сокращенных основ, в результате чего
получается сложносокращенное слово, или аббревиатура.
Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное
словосочетание. Этот способ в русском языке
характерен только для существительных. Наиболее
частые случаи – это сложение начальных букв слов
(МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов
полного названия (продмаг, спецкор) и
сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета,
главврач, полдыни, пол-арбуза).
Сложение основ может сопровождаться
одновременным присоединением суффикса: земледелие,
пятиэтажный.
Переход в другую часть речи –
способ словообразования, при котором слово или
отдельная форма слова определенной части речи
начинает осмысляться как слово другой части
речи. При этом фонетический облик слова остается
прежним, но происходят изменения в
грамматических свойствах слова, сопровождающие
переход в другую часть речи. Примеры: больной
(прил. в форме м. рода) --> больной (сущ.), приемная
(прил. в форме ж. рода) --> приемная (сущ.), лежа
(дееприч.) --> лежа (наречие), весной (сущ. в
форме тв. падежа) --> весной (наречие).
Упражнения
1. Укажите способ образования слов:
подсчитать, столярничать, подняться,
желто-зеленый, какой-нибудь, предрассветный,
незначительный, подружка, собеседник, водолаз,
пятиугольник.
Ответ:
2. Укажите способ образования
следующих существительных:
бездорожье, военный, вывих, знание,
мороженое, подгруппа, приговор, пришкольный,
продмаг, суперобложка, теплоход, тишь, читатель,
шашлычная, шестиклассница, школьный.
Ответ:
3. Какое слово является производным
в данных парах, первое или второе? Какой способ
образования производных слов здесь
используется?
Зелень – зеленый, вылет – вылетать,
вход – входить, вынос – выносить.
Ответ: первое, бессуффиксный;
4. Какой способ использован при
образовании слова пригорок?
Ответ: приставочный, от
существительного горка (отмечаем
чередование нуль звука /беглая гласная о.)
Другие способы словообразования
Приставочно-постфиксальный способ
словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову
одновременно приставки и постфикса, например: думать
--> вдуматься, шутить --> отшутиться, зевать -->
зазеваться.
Суффиксально-постфиксальный
способ словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову
одновременно суффикса и постфикса, например: гордый
--> гордиться, толпа --> толпиться.
Приставочно-суффиксально-постфиксальный
способ словообразования – образование слов
присоединением к производящему слову
одновременно приставки, суффикса и постфикса,
например: стрелять --> перестреливаться,
говорить --> переговариваться.
Словообразовательный анализ
Словообразовательный анализ
позволяет узнать, от чего и с помощью чего
образовано данное производное слово, другими
словами, анализируемое производное слово
делится на две части: производящую основу и
словообразовательную морфему.
Порядок
словообразовательного анализа.
1. Поставить анализируемое слово в
начальную форму.
2. Подобрать к анализируемому слову производящее
слово; объяснить значение производного слова
через значение производящего; обозначить
производящую основу.
3. Указать словообразующую морфему.
4. Указать способ словообразования.
5. Указать процессы, сопровождающие
словообразование, если они есть (прежде всего
чередование гласных и согласных). |
Проведем
словообразовательный анализ слов, содержащихся
в предложении:
В обеденный перерыв сотрудники поели
и отправились за мороженым.
Обеденный <-- обед
1. Начальная форма – обеденный.
2. Производящее слово – обед. Обеденный –
‘относящийся к обеду’.
3. Словообразующий суффикс – -енн-.
4. Способ словообразования – суффиксальный.
Перерыв <-- перерывать
1. Начальная форма – перерыв.
2. Производящее слово – перерывать. Перерыв –
‘промежуток времени, на который
приостанавливается, «перерывается» какое-л.
действие’.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – бессуффиксный.
5. При образовании существительного отсекается
гласный а, стоящий в конце глагольной
инфинитивной основы.
Сотрудники <-- трудиться
1. Начальная форма – сотрудник.
2. Производящее слово – трудиться. Сотрудники
– ‘те, кто трудится вместе’.
3. Словообразующие морфемы: приставка со- и
суффикс -ник-.
4. Способ словообразования –
приставочно-суффиксальный.
5. При образовании существительного отсекается
гласный и, стоящий в конце глагольной
инфинитивной основы, и постфикс -ся.
Поесть <-- есть
1. Начальная форма – поесть.
2. Производящее слово – есть. Поесть –
глагол совершенного вида, парный к глаголу есть.
3. Словообразующая приставка – по-.
4. Способ словообразования – приставочный.
Отправились <-- отправить
1. Начальная форма – отправиться.
2. Производящее слово – отправить. Отправиться
– ‘отправить себя’.
3. Словообразующий постфикс – -ся.
4. Способ словообразования – постфиксальный.
Мороженое (сущ.) <-- мороженое (прич.)
1. Начальная форма – мороженое.
2. Производящее слово – прич. мороженое в
форме среднего рода.
3. Словообразующих морфем нет.
4. Способ словообразования – переход в другую
часть речи: причастия в существительное.
Дополнительные сведения о некоторых
особенностях русского словообразования
1. Словообразовательные омонимы.
Суффиксы, так же как и слова, могут быть
омонимичными. Например, суффикс -к- может
образовывать существительные со значением лица
женского пола от названия лица мужского пола (студент
– студентка, москвич – москвичка),
уменьшительные существительные (репа – репка,
комната – комнатка), отглагольные
существительные со значением действия (стирать
– стирка, установить – установка) и т.д. Иногда
омонимичные суффиксы добавляются к одной и той
же производящей основе, и тогда получаются два
слова-омонима. Поскольку возникновение таких
омонимов связано со словообразованием, их
называют словообразовательными омонимами,
например: дождевик (плащ) и дождевик
(гриб); пожарище (большой пожар) и пожарище
(место после пожара), топорище (большой топор)
и топорище (рукоятка топора). Пожарище
(место) и топорище (рукоятка) –
существительные среднего рода: страшное
пожарище открылось нашему взору; у топора
удобное топорище. А существительные с
увеличительным значением топорище и пожарище
– мужского рода (так же как сапожище, домище и
т.д.), так как при образовании уменьшительных или
увеличительных существительных род, как правило,
не меняется.
Часто у омонимов бывает разный морфемный состав.
Так, слово норка (зверь) непроизводное, а
слово норка (маленькая нора) образовано с
помощью уменьшительного суффикса -к- от слова
нора.
2. Наложение морфем.
Прилагательное розоватый
образовано от прилагательного розовый и
обозначает слабую степень проявления этого
признака. Значит, производящая основа розов-.
Остающийся суффикс -ат- встречается в
прилагательных, но он имеет значение обладания и
образует прилагательные от существительных (усатый,
бородатый, полосатый). А значение слабой
степени проявления признака имеет суффикс -оват-
(ср. красноватый, голубоватый). По правилу
должно было бы получиться слово розововатый.
Но в слове возник повтор двух звуковых отрезков: ов
– ов. Они совместились друг с другом, и в
результате получилось слово розоватый. Это
явление называется наложением морфем. Другие
примеры: Смоленск + -ск- --> смоленский (ср. Суздаль
+ -ск- --> суздальский), лермонтовед (ср. пушкиновед),
чествовать (ср. приветствовать).
По орфографическим правилам русского языка в
слове не могут соседствовать три одинаковые
согласные, даже если это и требуется составом
слова. Это частный случай наложения морфем: рас-
+ ссорить --> рассорить, колонн(а) + -н- -->
колонный, Одесса + -ск- --> одесский.
3. Различие словообразовательного и
исторического (этимологического) анализа слова.
В процессе развития языка морфемный
состав слова может измениться: производное
слово, ранее членившееся на морфемы, может
потерять членимость и стать непроизводным. Так,
например, слова льгота, польза и нельзя
были когда-то однокоренными словами. Но теперь,
после исчезновения из языка слова льга (льзя),
каждое из этих слов воспринимается как
непроизводное.
Еще более удивительна история слова зонтик.
Это слово пришло к нам из голландского языка:
zonnedek ‘навес от солнца’. Первоначально в слове зонтик
не выделялся суффикс, и значение его было ближе к
значению голландского слова. Вот как его
употребляет Н.В. Гоголь в «Мертвых душах»: Подъезжая
ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого
хозяина, который стоял в зеленом шалоновом
сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика
над глазами, чтобы рассмотреть получше
подъезжавший экипаж. С течением времени
произошли изменения не только в значении слова,
но и в его морфемном составе. Теперь мы
воспринимаем последнюю часть слова -ик как
уменьшительный суффикс и, отбрасывая его,
получаем слово зонт. Так что с исторической
точки зрения слово зонт образовано от слова зонтик.
А словообразовательный анализ современного
русского слова показывает, что слово зонтик
образовано от слова зонт с помощью
уменьшительного суффикса -ик (ср. домик,
столик).
* Компакт-темы № 1,2,3
опубликованы в № 39, 43, 47/2003 газеты
«Русский язык».
|