РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Н.В. ЛАДЫЖЕНСКАЯ,
г. Москва
Будь своему слову господин
О речевой ответственности
10-й класс
Хорошо ли мы (и наши ученики) осознаем,
что несем ответственность за свою речь, за
сказанное слово? В XIX веке за оскорбительное
слово вызывали на дуэль. В наше время, к
сожалению, нетрудно привести примеры
безответственного отношения к слову в
информационных передачах по телевидению, в
выступлениях в Государственной думе, газетных и
журнальных публикациях и т.д.
Многие полагают, что безответственное отношение
к слову приводит к «отравлению» информационной
среды, наносит вред человеку, так как
дезориентирует его, вызывает у него чувство
неуверенности, недоверия ко многим явлениям
жизни. Ведь безответственное отношение к слову
не всегда можно преодолеть с помощью закона (в
судебном порядке), а также публичного
опровержения или осуждения недобросовестного
оратора, журналиста и т.д.
Слово ответственность означает
«обязанность, необходимость давать отчет в своих
действиях, поступках и т.п. и отвечать за их
возможные последствия, за результат чего-л.».
Речевая ответственность
подразумевает связь слова и дела, предугадывание
возможных последствий своих речевых действий,
уважительное отношение к человеку.
Сейчас о речевой ответственности начинают
говорить и в школе. В курс школьной риторики1 входят материалы, помогающие
формировать эту ответственность. Например, уже в
первом классе (не употребляя термина речевая
ответственность) мы говорим, что словом можно и
развеселить, и огорчить, и успокоить. Школьники
осознают, что отказ выполнить просьбу не должен
обидеть человека, что в споре нельзя употреблять
невежливые, грубые, агрессивные слова, потому что
это может привести к ссоре даже с близкими
людьми. Мы подчеркиваем, что в официальной
ситуации неуважительно обращаться к человеку
так, как в ситуации неофициального общения, что
употребление незнакомых для собеседника слов
мешает взаимопониманию. Таким образом, ученики
приходят к мысли о необходимости осознавать
последствия своих речевых действий.
Особое внимание в учебных
пособиях уделяется связи между словом и делом. В
частности, изучение таких речевых жанров, как
«утешение», «совет», «обещание» и т.д., дает
возможность осознать эту связь, задуматься о
последствиях своих речевых действий, о
необходимости выполнять свои обязанности.
Предлагаем нашим читателям познакомиться с
разработкой урока на тему «Обещание» (по
материалу параграфа «Будь своему слову
господин» из учебного пособия «Риторика» для
10-го класса)2.
В предлагаемой разработке урока
использован проблемно-диалогический метод:
ученики сами называют тему урока, подводят его
итоги, в ходе решения проблемных вопросов
осознают и формулируют важный вывод о
необходимости выполнять обещания.
На уроке выполняются задания 95, 96, 102 по
риторическому анализу. Ученики знакомятся с
особенностями обещания как речевого жанра,
изучают речевые средства, которые используются
при обещании.
Задания 100, 103 (работа с пословицами) заставляют
задуматься об этических нормах поведения.
Обещание как жанр речи
(Разработка урока)
Задача: познакомить учеников с
речевым жанром «обещание», подвести к выводу, что
человек несет ответственность за свои слова, что
он должен выполнять принятые на себя
обязательства.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
– Сегодня, ребята, мы поговорим об
одном речевом жанре, который часто используется
при общении, в речи. Есть определенные ситуации,
когда мы берем на себя обязательства кому-нибудь
помочь, что-то сделать или, наоборот, никогда не
делать (например, не совершать недостойных
поступков). Свои намерения мы выражаем в речи. Как
вы думаете: как называется этот речевой жанр? (Обещание.)
И тема нашего сегодняшнего урока – «Обещание как
жанр речи».
Работа по учебнику (стр. 57)
Обещание – речевой жанр, в котором
выражается обязательство, уверение что-либо
сделать, исполнить, дать и т.д.
(Если ты что-то добровольно пообещал, то
непременно должен это выполнить. Обещание
предполагает выполнение каких-либо действий в
будущем.)
Задание 1. Подумайте: что значит
обещать (или давать слово)? Рассмотрите
схему. Какими речевыми средствами можно выразить
обещание? Что, кому и как вы можете обещать?
Приведите примеры.
Возможные ответы:
обещаю Пете <принести> книгу;
прийти вовремя;
даю слово папе сдать экзамены на
«хорошо» или «отлично»;
обещаю родителям не пропускать ни
одного занятия на подготовительных курсах;
даю слово учителю всегда выполнять
домашние задания;
твердо обещаю директору школы от
имени одноклассников не допускать беспорядка на
дискотеке;
твердо обещаем маме убрать квартиру
перед приходом гостей (или дети обещали маме,
что уберут квартиру перед приходом гостей);
даем слово бабушке и дедушке помочь
вскопать огород – и т.д.
Задание 2. Прочитайте. Найдите в
тексте словосочетания, выражающие обещание.
После школы я обычно задерживался,
потому что мы с ребятами играли в футбол. А мама
ждала меня, чтобы заниматься математикой,
которая мне не давалась. Наконец мама взяла с
меня обещание. Пришлось сказать: «Мама, я обещаю
никогда и нигде не задерживаться после школы».
После этих слов я не мог нарушить обещание и
всегда приходил вовремя.
(Слова обещания: «Мама, я обещаю нигде и никогда
не задерживаться после школы». Мальчик выполнил
обещание, сдержал слово.)
Задание 3. Прочитайте
пословицы. Как вы их понимаете? Что значит сулить?
Обратитесь к словарю.
Много сулит, да мало дает.
Посулил сапоги, а дает пироги.
Как тонет – топор сулит, а вытащишь –
и топорища жаль.
– Иногда мы слышим, как о каком-то
человеке говорят: «Он дает безответственные
обещания». О каких обещаниях идет речь? (О тех,
которые, безусловно, не могут быть выполнены, а
может быть, человек и не собирается сдержать
слово, а старается лишь ввести в заблуждение,
даже обмануть.)
Задание 4. Слово ответственность
означает «обязанность, необходимость давать
отчет в своих словах, действиях, поступках и
отвечать за их возможные последствия, за
результат чего-либо».
О чем просит мама сына? О каких возможных
последствиях поведения сына говорит мама из
текста Ю.Яковлева?
Я пришел домой поздно. Открыл дверь
сам. Громыхнул табуреткой. Стал вешать пальто, но
не попал на крючок, и пальто упало на пол. Я долго
шарил впотьмах, никак не мог его поднять.
Потом я лежал в кровати, а мама сидела с краю.
– Обещай мне, – тихо сказала мама. – Обещай мне
больше никогда не пить.
Я молчал.
– Ты не представляешь себе, как это... страшно. Это
может разрушить любовь, дружбу. Самые светлые
чувства... рушатся. Превращаются в ничто...
Слышишь, Толя?
Задание 5. Приходилось ли вам
слышать выражения: кормить обещаниями
(завтраками), надавать кучу обещаний, обещанного
три года ждут. Как вы их понимаете?
Задание 6. Какая тема
объединяет приведенные пословицы? Какие из них
говорят о высокой цене данного кому-либо слова?
Попробуйте развернуть тему, предложенную в
пословицах. Подумайте, какие примеры из жизни и
литературы вы можете привести. Продумайте
структуру своего выступления.
Обещать-то легко, да думай исполнить.
Давши слово, держись, а не давши,
крепись!
На словах – как на гуслях, а на деле –
как на балалайке.
Уговор дороже денег.
Примерные варианты ответов:
Для государственного деятеля очень
важно выполнять свои обещания. Не зря говорится:
«Обещать-то легко, да думай исполнить»... Если
политик дает нереальные обещания (например,
быстро повысить уровень жизни народа, резко
снизить цены на продукты), кто ему поверит...
Как часто мы встречаем людей, у
которых «на словах – как на гуслях, а на деле –
как на балалайке». Разве верят такому человеку
сослуживцы или родные? Уважают ли его?
Если не уверен, что сможешь
выполнить обещание, лучше не давай его. «Давши
слово, держись, а не давши, крепись» – так говорит
русская пословица. К примеру, царь из сказки
А.С. Пушкина сулил мудрецу «горы золота», а
также исполнение любого желания («Волю первую
твою я исполню как мою»). За невыполненное
обязательство (царь не только отказывается
отдать мудрецу Шамаханскую царицу, но и убивает
старика) царя наказывают смертью (Золотой
петушок царя «клюнул в темя»).
Пушкин заканчивает сказку словами:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Какой же намек содержится в этой сказке?
Подведение итогов
– Итак, о чем мы говорили сегодня? (Мы
говорили о речевом жанре «обещание». О том, что
если дал слово – надо его держать, надо выполнять
обязательства, взятые на себя.)
– Наносит ли речевая
безответственность вред людям? В чем этот вред? (Безответственный
человек дает пустые обещания и разочаровывает,
по существу, обманывает другого человека.)
– А если человек безответственно
относится к своему слову, к каким последствиям
для него самого это может привести? (Со
временем обман раскрывается, такого человека
перестают уважать, он теряет доверие друзей,
близких, сотрудников и т.д.)
1 Ладыженская
Т.А. и др. Детская риторика. Учебные пособия,
методические рекомендации к ним для
1–4-х классов; Школьная риторика. Учебные
пособия, методические рекомендации к ним для
5–7-х классов под ред. Т.А. Ладыженской; Риторика.
Учебные пособия, методические рекомендации к ним
для 8–11-х классов под ред. Т.А. Ладыженской.
Издательский дом «С-инфо», Издательство
«Баласс», 1992–2003.
2 Риторика. 10-й
класс: Учебное пособие для общеобразовательной
школы / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Издательский
дом «С-инфо», Издательство «Баласс», 2002. С. 57–61.
Статья опубликована при поддержке Школы английского языка Speak Up. В современном мире знание иностранного языка является чрезвычайно важным умением, полезным как в повседневной жизни, так и в работе. Но не каждый может похвастаться врожденным умением к языкам, что тогда делать? Запишитесь на курсы и освойте разговорный английский на www.speak-up.com.ua на страницы официального сайта школы Speak Up www.speak-up.com.ua и вы не пожалеете. Профессиональные преподаватели и удобное расписание занятий, все это поможет вам быстро освоить английский язык в школе Speak Up.
|