Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №3/2004

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Н.В. ЛАДЫЖЕНСКАЯ,
г. Москва


Будь своему слову господин

О речевой ответственности

10-й класс

Хорошо ли мы (и наши ученики) осознаем, что несем ответственность за свою речь, за сказанное слово? В XIX веке за оскорбительное слово вызывали на дуэль. В наше время, к сожалению, нетрудно привести примеры безответственного отношения к слову в информационных передачах по телевидению, в выступлениях в Государственной думе, газетных и журнальных публикациях и т.д.
Многие полагают, что безответственное отношение к слову приводит к «отравлению» информационной среды, наносит вред человеку, так как дезориентирует его, вызывает у него чувство неуверенности, недоверия ко многим явлениям жизни. Ведь безответственное отношение к слову не всегда можно преодолеть с помощью закона (в судебном порядке), а также публичного опровержения или осуждения недобросовестного оратора, журналиста и т.д.
Слово ответственность означает «обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и т.п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-л.».

Речевая ответственность подразумевает связь слова и дела, предугадывание возможных последствий своих речевых действий, уважительное отношение к человеку.
Сейчас о речевой ответственности начинают говорить и в школе. В курс школьной риторики1 входят материалы, помогающие формировать эту ответственность. Например, уже в первом классе (не употребляя термина речевая ответственность) мы говорим, что словом можно и развеселить, и огорчить, и успокоить. Школьники осознают, что отказ выполнить просьбу не должен обидеть человека, что в споре нельзя употреблять невежливые, грубые, агрессивные слова, потому что это может привести к ссоре даже с близкими людьми. Мы подчеркиваем, что в официальной ситуации неуважительно обращаться к человеку так, как в ситуации неофициального общения, что употребление незнакомых для собеседника слов мешает взаимопониманию. Таким образом, ученики приходят к мысли о необходимости осознавать последствия своих речевых действий.

Особое внимание в учебных пособиях уделяется связи между словом и делом. В частности, изучение таких речевых жанров, как «утешение», «совет», «обещание» и т.д., дает возможность осознать эту связь, задуматься о последствиях своих речевых действий, о необходимости выполнять свои обязанности.
Предлагаем нашим читателям познакомиться с разработкой урока на тему «Обещание» (по материалу параграфа «Будь своему слову господин» из учебного пособия «Риторика» для 10-го класса)2.

В предлагаемой разработке урока использован проблемно-диалогический метод: ученики сами называют тему урока, подводят его итоги, в ходе решения проблемных вопросов осознают и формулируют важный вывод о необходимости выполнять обещания.
На уроке выполняются задания 95, 96, 102 по риторическому анализу. Ученики знакомятся с особенностями обещания как речевого жанра, изучают речевые средства, которые используются при обещании.
Задания 100, 103 (работа с пословицами) заставляют задуматься об этических нормах поведения.

Обещание как жанр речи

(Разработка урока)

Задача: познакомить учеников с речевым жанром «обещание», подвести к выводу, что человек несет ответственность за свои слова, что он должен выполнять принятые на себя обязательства.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

– Сегодня, ребята, мы поговорим об одном речевом жанре, который часто используется при общении, в речи. Есть определенные ситуации, когда мы берем на себя обязательства кому-нибудь помочь, что-то сделать или, наоборот, никогда не делать (например, не совершать недостойных поступков). Свои намерения мы выражаем в речи. Как вы думаете: как называется этот речевой жанр? (Обещание.) И тема нашего сегодняшнего урока – «Обещание как жанр речи».

Работа по учебнику (стр. 57)

Обещание – речевой жанр, в котором выражается обязательство, уверение что-либо сделать, исполнить, дать и т.д.
(Если ты что-то добровольно пообещал, то непременно должен это выполнить. Обещание предполагает выполнение каких-либо действий в будущем.)

Задание 1. Подумайте: что значит обещать (или давать слово)? Рассмотрите схему. Какими речевыми средствами можно выразить обещание? Что, кому и как вы можете обещать? Приведите примеры.

Возможные ответы:

  • обещаю Пете <принести> книгу; прийти вовремя;

  • даю слово папе сдать экзамены на «хорошо» или «отлично»;

  • обещаю родителям не пропускать ни одного занятия на подготовительных курсах;

  • даю слово учителю всегда выполнять домашние задания;

  • твердо обещаю директору школы от имени одноклассников не допускать беспорядка на дискотеке;

  • твердо обещаем маме убрать квартиру перед приходом гостей (или дети обещали маме, что уберут квартиру перед приходом гостей);

  • даем слово бабушке и дедушке помочь вскопать огород – и т.д.

Задание 2. Прочитайте. Найдите в тексте словосочетания, выражающие обещание.

После школы я обычно задерживался, потому что мы с ребятами играли в футбол. А мама ждала меня, чтобы заниматься математикой, которая мне не давалась. Наконец мама взяла с меня обещание. Пришлось сказать: «Мама, я обещаю никогда и нигде не задерживаться после школы». После этих слов я не мог нарушить обещание и всегда приходил вовремя.
(Слова обещания: «Мама, я обещаю нигде и никогда не задерживаться после школы». Мальчик выполнил обещание, сдержал слово.)

Задание 3. Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? Что значит сулить? Обратитесь к словарю.

  • Много сулит, да мало дает.

  • Посулил сапоги, а дает пироги.

  • Как тонет – топор сулит, а вытащишь – и топорища жаль.

– Иногда мы слышим, как о каком-то человеке говорят: «Он дает безответственные обещания». О каких обещаниях идет речь? (О тех, которые, безусловно, не могут быть выполнены, а может быть, человек и не собирается сдержать слово, а старается лишь ввести в заблуждение, даже обмануть.)

Задание 4. Слово ответственность означает «обязанность, необходимость давать отчет в своих словах, действиях, поступках и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо».
О чем просит мама сына? О каких возможных последствиях поведения сына говорит мама из текста Ю.Яковлева?

Я пришел домой поздно. Открыл дверь сам. Громыхнул табуреткой. Стал вешать пальто, но не попал на крючок, и пальто упало на пол. Я долго шарил впотьмах, никак не мог его поднять.
Потом я лежал в кровати, а мама сидела с краю.
– Обещай мне, – тихо сказала мама. – Обещай мне больше никогда не пить.
Я молчал.
– Ты не представляешь себе, как это... страшно. Это может разрушить любовь, дружбу. Самые светлые чувства... рушатся. Превращаются в ничто... Слышишь, Толя?

Задание 5. Приходилось ли вам слышать выражения: кормить обещаниями (завтраками), надавать кучу обещаний, обещанного три года ждут. Как вы их понимаете?

Задание 6. Какая тема объединяет приведенные пословицы? Какие из них говорят о высокой цене данного кому-либо слова? Попробуйте развернуть тему, предложенную в пословицах. Подумайте, какие примеры из жизни и литературы вы можете привести. Продумайте структуру своего выступления.

  • Обещать-то легко, да думай исполнить.

  • Давши слово, держись, а не давши, крепись!

  • На словах – как на гуслях, а на деле – как на балалайке.

  • Уговор дороже денег.

Примерные варианты ответов:

  • Для государственного деятеля очень важно выполнять свои обещания. Не зря говорится: «Обещать-то легко, да думай исполнить»... Если политик дает нереальные обещания (например, быстро повысить уровень жизни народа, резко снизить цены на продукты), кто ему поверит...

  • Как часто мы встречаем людей, у которых «на словах – как на гуслях, а на деле – как на балалайке». Разве верят такому человеку сослуживцы или родные? Уважают ли его?

  • Если не уверен, что сможешь выполнить обещание, лучше не давай его. «Давши слово, держись, а не давши, крепись» – так говорит русская пословица. К примеру, царь из сказки А.С. Пушкина сулил мудрецу «горы золота», а также исполнение любого желания («Волю первую твою я исполню как мою»). За невыполненное обязательство (царь не только отказывается отдать мудрецу Шамаханскую царицу, но и убивает старика) царя наказывают смертью (Золотой петушок царя «клюнул в темя»).

Пушкин заканчивает сказку словами:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Какой же намек содержится в этой сказке?

Подведение итогов

– Итак, о чем мы говорили сегодня? (Мы говорили о речевом жанре «обещание». О том, что если дал слово – надо его держать, надо выполнять обязательства, взятые на себя.)

– Наносит ли речевая безответственность вред людям? В чем этот вред? (Безответственный человек дает пустые обещания и разочаровывает, по существу, обманывает другого человека.)

– А если человек безответственно относится к своему слову, к каким последствиям для него самого это может привести? (Со временем обман раскрывается, такого человека перестают уважать, он теряет доверие друзей, близких, сотрудников и т.д.)


1 Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика. Учебные пособия, методические рекомендации к ним для 1–4-х классов; Школьная риторика. Учебные пособия, методические рекомендации к ним для 5–7-х классов под ред. Т.А. Ладыженской; Риторика. Учебные пособия, методические рекомендации к ним для 8–11-х классов под ред. Т.А. Ладыженской. Издательский дом «С-инфо», Издательство «Баласс», 1992–2003.

2 Риторика. 10-й класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Издательский дом «С-инфо», Издательство «Баласс», 2002. С. 57–61.

Статья опубликована при поддержке Школы английского языка Speak Up. В современном мире знание иностранного языка является чрезвычайно важным умением, полезным как в повседневной жизни, так и в работе. Но не каждый может похвастаться врожденным умением к языкам, что тогда делать? Запишитесь на курсы и освойте разговорный английский на www.speak-up.com.ua на страницы официального сайта школы Speak Up www.speak-up.com.ua и вы не пожалеете. Профессиональные преподаватели и удобное расписание занятий, все это поможет вам быстро освоить английский язык в школе Speak Up.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru