Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №4/2004

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В.И. СЛУЦКИЙ,
г. Петрозаводск


Искусство сравнивать

5 - 7-е классы

Нужно ли учить детей пользоваться сравнениями? С одной стороны, не всем быть писателями; с другой – сравнение не роскошь, не украшение, без которого можно обойтись, а один из основных мыслительных навыков (все познается в сравнении). Кто не умеет сравнивать, у кого не возникает ассоциаций, кто не видит аналогий, тот не умеет мыслить, а значит, не владеет речью.
Конечно, нельзя научить всех детей пользоваться сравнением на уровне мастеров художественного слова, но можно научить их ценить это искусство, этот элемент речевого мастерства; и можно так организовать работу на уроках развития речи, чтобы у каждого ребенка выработался элементарный навык. Пусть он не станет Львом Толстым, зато его мышление и речь будут полноценно развиты.
Как же учить искусству сравнивать?

I ЭТАП

Основная цель здесь – создание мотивации: дети должны услышать, ощутить прелесть точных, ярких, неожиданных сравнений, понять, для чего они нужны и как это здорово – владеть этим искусством.
Учитель говорит: Вы все прекрасно знаете, что такое сравнение. Можно сказать: У нее глаза яркие, блестящие. А можно так: У нее глаза как звездочки. Это и есть сравнение.
Один писатель (сейчас я скажу, кто именно) рассказывает о том, как его герой, очень рассеянный человек, по ошибке сел не на тот корабль. Проснувшись утром, он вышел на палубу и стал с недоумением осматриваться; выглядело это довольно забавно, тем более что человек этот был огромного роста, тощий и сутулый.
Вот это все (что он был смешной, что он был высокий, тощий и сутулый и что у него был недоумевающий вид) писатель сумел сказать в трех словах! Да-да! Он сказал все это тремя словами. Ну-ка догадайтесь: как?.. Ну конечно, это очень трудно.
Этот писатель – Жюль Верн, произведение – «Дети капитана Гранта», рассеянного героя зовут Жак Паганель. Так вот, автор сказал, что Паганель был похож на гигантский вопросительный знак. И все!
И нам смешно; и мы понимаем, что он высокий, худой и сутулый (как вопросительный знак) и что у него недоумевающий (вопрошающий) вид.
Вот что такое искусство сравнения.
Другой известный писатель, А.Грин, в своей знаменитой повести «Алые паруса» рассказывает о том, как его герой, Артур Грей, ребенком впервые попал на кухню. Ведь Грей из знатной семьи, он живет в огромном замке, где много слуг, кухарок – и вот он в первый раз забрел на кухню, ему 10 лет. Он видит там огромную кастрюлю, в которой варится суп. На кастрюле нет крышки, вода бурно кипит, над ней поднимается густой пар.
Так вот, с чем, как вы думаете, можно сравнить эту кастрюлю, чтобы, во-первых, стало ясно, какая она большая, как она бурно кипит, и, кроме того, нужно показать, как ее вид поразил мальчика.
Дети предлагают свои варианты; прокомментируйте их, отметьте удачные.
Так вот, А.Грин написал, что кастрюля бурлила, подобно Везувию. Везувий – это вулкан (находится он в Италии). Кастрюля похожа на вулкан! Здорово, правда?
Знаете ли вы, что такое концлагерь?.. Теперь вспомните: вокруг концлагеря – забор из колючей проволоки и еще вышки, а на вышках часовые. С чем сравнить эти вышки, чтобы было понятно, какие они (высокие, сверху площадка с навесом, там ходит часовой), и чтобы выразить свое к ним отношение (нам они отвратительны)?..
А писатель В.Гроссман сказал (в романе «Жизнь и судьба»), что вышки стояли словно поганые грибы на высоких ножках!
Другой не менее талантливый писатель, Дж.Оруэлл, сочинил фантастический роман, действие которого происходит в стране Океании, где тайная полиция следит за всеми людьми: кто что делает, кто о чем говорит и даже думает – такая вот гадкая и страшная страна; там даже над городом (столицей этой страны) летают вертолеты (и много!) и заглядывают людям в окна!
И вот Оруэлл написал, что эти вертолеты были как жирные трупные мухи!
Тоже здорово, правда? Сразу понятно, что они черные, жужжащие, их много и они очень противные.
А с чем бы вы сравнили прекрасную музыку?..
Ну что ж, у вас есть неплохие варианты (назовите лучшее из того, что предлагают дети). А французский писатель Р.Роллан сказал о своем герое (это маленький мальчик): Чудесная музыка вливается в него, словно струя молока.
Хорошо, правда?
А с чем можно сравнить чувство радости, счастья?..
А А.Грин написал о своей героине Ассоль: Счастье сидело в ней пушистым котенком.
С чем бы вы сравнили ночное море в тихую погоду?.. У А.Грина океан – как спящий человек. А с чем можно сравнить золотую осень, если это тихий, безветренный день?.. У К.Паустовского Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
Вас, может быть, огорчает, что те сравнения, которые вы предлагаете, гораздо хуже тех, которые я вам привожу. Напрасно. Ведь это написали большие мастера, великие писатели. Так мало кто умеет. Но я хотел показать вам, как это замечательно – уметь сравнивать.
Впрочем, ведь каждый человек может научиться сравнивать лучше, чем умеет сейчас. К этому и нужно стремиться.

А для начала запомните:

1. Чтобы хорошо сравнивать, нужно внимательно рассмотреть то, что вы хотите описать, постараться заметить что-то такое, чего мы обычно не замечаем.

2. Определите свое отношение к описываемому (помните – вертолеты, похожие на мух? А если бы это были спасательные вертолеты, которые помогают людям? Мы бы их увидели по-другому, потому что наше отношение к ним было бы другим).

3. Подумайте, для чего вы хотите использовать сравнение:

  • чтобы лучше, интереснее, образнее описать, дать возможность представить себе описываемое;

  • чтобы открыть что-то необычное, неожиданное в нем;

  • чтобы выразить свое отношение?

А может быть, вы хотите добиться и того, и другого, и третьего?

4. Наконец, попробуйте вспомнить, что вызывало у вас такое же (сходное) впечатление, как то, что вы описываете.

При этом нужно помнить, что сравнивать можно по внешнему сходству, по формальным признакам, а можно – по сути.
Например, психолог М.Осорина в одной своей книге описывает, как некая мама показывала своей трехлетней дочке Катюшке книжку «Живые Африки» и спрашивала:

– А это кто, доченька?
– Это ма-ма! – обрадовалась Катюшка.
– Нет, доченька, это не мама, это крокодил, – поправила огорченная «наставница».

Все дело в том, что на маме был зеленый халат шашечками, действительно похожий на крокодилью кожу. Вот это и имела в виду Катюшка: она ведь совсем маленькая. Она вовсе не хотела сказать, что мама такая же жестокая и злая, как крокодил: она сравнивала не по сути (а суть человека – его характер, душевные качества), а по внешним признакам.

Так сравнивать тоже можно, только нужно сознавать, что это – именно формальное сравнение.

II ЭТАП

Начнем учиться сравнивать

Задача в значительной мере остается прежней: увлечь детей искусством сравнения. Кроме того, начинаем вырабатывать элементарный технический навык.

Учитель говорит:

Вот простое задание: мы должны описать большую, очень полную даму. Нам нужно с чем-то (кем-то) ее сравнить так, чтобы было понятно, какая она, и еще чтобы выразить к ней свое отношение.

а) Допустим, она очень солидная, внушительная, но совсем не неприятная и не страшная.
С чем (кем) ее сравнить?..
А вот героиня В.Гроссмана комиссар Вавилова большая, точно дом. Отберите лучшие варианты, запишите их вместе с детьми.

б) Теперь предположим, что она довольно противная, но не страшная...
в) А теперь – страшная, все ее боятся...
г) А теперь – добрая, мягкая, всем нравится...

Очень важно не только дать возможность каждому желающему назвать свой вариант, но и тут же его прокомментировать: что тут удачно, что нет. Например, у меня на уроке предложен был такой вариант (задание «в»): большая, как шкаф. Я сказал, что это сравнение действительно передает, какая она большая, огромная, но: шкаф мужского рода, а главное – кто боится шкафа? А ведь наша героиня страшная. Зато безоговорочно одобрен был вариант большая, как носорог (носорог бывает и женского рода, и он довольно страшный). Кто-то сказал большая, как танк: это лучше, чем как шкаф, но хуже, чем как носорог.

Такое комментирование на этом этапе работы – самое главное.
Можно не сомневаться в том, что на первых порах дети «выдадут» вам полную обойму речевых штампов: сравнений образцово банальных, вроде толстый, как бочка. Нужно объяснить, почему такие сравнения не ценятся; что такое «штамп», «банальность»; почему сказать толстый, как бочка и очень толстый – значит сказать одно и то же (зачем же тогда сравнение, если оно ничего не дает?). Привычное, затертое перестает восприниматься, а ценится неожиданное, оригинальное.

Задания на описание

Можно предложить детям несколько заданий:

Опишите с помощью сравнений. Примеры.

1. Бледный (или белый), как...

а) очень бледный,
б) нас забавляет его бледный вид или
в) тревожит;

(у А.Грина белый, как мука; у А.Чехова как привидение; у В.Скотта лицо стало бледным, как сало – от страха).

2) Торопится, как...

а) нас это забавляет,
б) удивляет.

Задание на оценку сравнения

Учитель дает готовые сравнения, ученики их оценивают (комментируют).

Критерии:

1) помогает ли сравнение представить себе то, что мы описываем;
2) понять, как мы относимся к тому, что (кого) описываем;
3) оригинально ли это сравнение, точное ли оно.

Возможные ряды сравнений:

  • О мальчике, который еле-еле тащится вслед за родителями: как гусеница, как черепаха, как мед, вытекающий из банки, как улитка, как змея, как каток, как осенняя муха, как время накануне субботы (воскресенья, каникул)... Ваши варианты?

  • Об огнях небольшого селения, видимых с моря ночью: как звезды, как угольки, как светлячки, как печная дверца, прогоревшая дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь (А.Грин). Ваши варианты?

  • О бесхарактерном человеке: как тряпка, как сырое тесто, как кисель... Ваши варианты?

  • Об очень холодных, злых глазах: как лед, как у жабы, как у змеи, как у мороженой рыбы, будто пластмассовые, словно стеклянные... Ваши варианты?

  • Об очень глупых грубоватых песенках: как урчание в животе (А.Грин), как громыхание пустых консервных банок, как лягушачье кваканье... Ваши варианты?

Главное здесь – обратить внимание на все оттенки, например: ползет, как черепаха – банальность; как мед из банки – оригинально, но не очень удачно: мы ведь говорим о человеке; как улитка – уместно, если мальчик кажется медлительным, а если он сонный, усталый – лучше как осенняя муха – и пр., и пр.

Результат работы на этом этапе: у детей появляется «вкус» к сравнениям, желание искать наилучшие варианты сравнений.

III ЭТАП

Работа над употреблением сравнений в речи

Здесь возможны более сложные задания: это уже работа не с отдельными сравнениями, а с небольшими текстами, содержащими 3–4 и более сравнений.

Задание 1. Переделайте тексты, разнообразив их сравнениями (письменная работа).

ТЕКСТ 1

У нас на даче жила коза Зося. Она была белая-белая, шерсть длинная, красивая, шелковистая; глаза маленькие, круглые, черные; ножки стройные с изящными копытцами и маленькие аккуратные рожки. Очень красивая коза.
Так вот эта Зося была ужасная хулиганка и пакостница. Только отвернешься от нее, так и жди, что она пребольно поддаст тебе рожками под зад или стукнет лбом под коленки, а сама тут же отбежит и смотрит этак хитро, склонив голову, и тянет: «Ме-е-е!». Дескать, ну что, получил?
У-у, вредина!

ТЕКСТ 2

Моя покойная тетушка Клара Ксаверьевна была полурусская-полунемка. Высокого роста, худая, высохшая, нос тонкий, кожа бледная, а на носу роговые очки с толстыми стеклами. Причесана всегда гладко.
Тетя была очень умной и интеллигентной, но очень вспыльчивой. Когда кто-то из детей шалил, она закатывала глаза и говорила: «Нет, это просто провиденциально!». Или: «Фатально! Просто фатально!». Нормальными человеческими словами она выражаться не умела.

Все написанные детьми тексты читаются в классе, обсуждаются и оцениваются (вместе с учениками.

Задание 2 (устное). Учитель читает два текста, объяснив детям, что это описания одного и того же события, увиденного разными людьми: ученики должны объяснить, почему авторы текстов так по-разному воспринимают одно и то же, назвать сравнения, прокомментировать их (удачны ли они?), объяснить, какова их роль в тексте.

ТЕКСТ 1

В этот день военрук повел нас встречать танковую колонну. Сперва мы увидели серую тучу, набухавшую на горизонте. Потом подошвами ощутили мощную вибрацию, будто землетрясение. Все звуки исчезли, перекрытые грохотом гусениц. И вот первый танк, как пуля, пробил стену пыли и полетел на нас. В его движении чувствовалась такая мощь, что я вдруг представил себе земной шар, который эти танки – наши танки! – могут весь освежевать. По одной короткой команде. И это переполнило меня гордостью...

ТЕКСТ 2

...Сперва мы увидели целую тучу пыли, она все поднималась, набухая, как атомный гриб, надвигаясь на нас. Земля дрожала, будто в лихорадке. Грохот стоял такой, будто кто-то колотил палкой по моей голове. Наконец из стены пыли выполз, как гусеница из кокона, первый танк. Он был серый, равнодушно-жестокий, страшный, как крадущийся хищник: я знал, что этот танк наш и сейчас нет войны, а значит, бояться нечего, но все равно я чувствовал, что эта приземистая стальная машина сделана для убийства – и мне стало противно и жутко...

Разумеется, все дело в отношении рассказчиков к тому, что они видят.
А теперь представьте себе, что есть какой-то третий наблюдатель: если первый восхищен, второй испытывает страх и отвращение, то третьему просто скучно. Попробуйте рассказать то же от имени этого третьего рассказчика (сумеют это сделать не все дети, но это не страшно: остальные послушают, примут участие в обсуждении).

Результат работы на этом этапе: дети начинают понимать, какую роль играют сравнения в нашей речи. Очень важно, чтобы у каждого ребенка появились, пусть маленькие, удачи, интересные находки.
Начинает вырабатываться привычка употреблять сравнения там, где это возможно и необходимо.

IV ЭТАП

Самостоятельная творческая работа (возможно, домашняя) с использованием сравнений

Например, это может быть сочинение «Что можно увидеть в нашем дворе?» или даже «Известные люди России». Если работа классная, можно использовать картины или фотографии (желательно достаточно характерные).
Сочинения читаются и обсуждаются в классе.
Для совершенствования в искусстве сравнивать очень полезна игра «Что это такое?», которую придумал В.А. Левин.
Кто-то один выходит из комнаты, остальные загадывают один из предметов (или одного из людей), находящихся в комнате, после чего «водящий» заходит – и ему говорят, например, так:
– Это похоже на прическу Аллы Пугачевой.
Оказывается, что это один из цветков в горшке – с длинными тонкими листьями, похожими на волосы, разбросанные в разные стороны наподобие копны сена.
Другому «водящему» сказали:
– Это похоже на селедку после обеда.
А это лампа под потолком: она действительно напоминает хребет и ребра съеденной рыбы.
Играть в эту игру можно до тех пор, пока она не надоест детям, совсем не обязательно только на уроках развития речи.
Разумеется, специальная работа именно над сравнениями не может продолжаться долго – можно потратить 3–4 урока, не более: результат же будет достигнут, только если учитель постоянно обращает внимание детей на удачные сравнения, если поощряет внимание учеников к этому элементу нашей речи – как в художественных текстах (на уроках литературы), так и в творческих работах детей (на уроках развития речи). Я стараюсь добиться в своих классах определенной культуры сравнения, когда банальность, штамп уже невозможны, класс встречает их презрительным смехом; когда дети чувствуют, где нужны, уместны сравнения, и активно ищут их, умеют их употреблять.

Связаться с автором можно по адресу: sluzk@mail.ru

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru