РАЗВИТИЕ РЕЧИ
В.И. СЛУЦКИЙ,
г. Петрозаводск
Искусство сравнивать
5 - 7-е классы
Нужно ли учить детей пользоваться
сравнениями? С одной стороны, не всем быть
писателями; с другой – сравнение не роскошь, не
украшение, без которого можно обойтись, а один из
основных мыслительных навыков (все познается в
сравнении). Кто не умеет сравнивать, у кого не
возникает ассоциаций, кто не видит аналогий, тот
не умеет мыслить, а значит, не владеет речью.
Конечно, нельзя научить всех детей пользоваться
сравнением на уровне мастеров художественного
слова, но можно научить их ценить это искусство,
этот элемент речевого мастерства; и можно так
организовать работу на уроках развития речи,
чтобы у каждого ребенка выработался
элементарный навык. Пусть он не станет Львом
Толстым, зато его мышление и речь будут
полноценно развиты.
Как же учить искусству сравнивать?
I ЭТАП
Основная цель здесь – создание
мотивации: дети должны услышать, ощутить
прелесть точных, ярких, неожиданных сравнений,
понять, для чего они нужны и как это здорово –
владеть этим искусством.
Учитель говорит: Вы все прекрасно знаете, что
такое сравнение. Можно сказать: У нее глаза
яркие, блестящие. А можно так: У нее глаза как
звездочки. Это и есть сравнение.
Один писатель (сейчас я скажу, кто именно)
рассказывает о том, как его герой, очень
рассеянный человек, по ошибке сел не на тот
корабль. Проснувшись утром, он вышел на палубу и
стал с недоумением осматриваться; выглядело это
довольно забавно, тем более что человек этот был
огромного роста, тощий и сутулый.
Вот это все (что он был смешной, что он был
высокий, тощий и сутулый и что у него был
недоумевающий вид) писатель сумел сказать в
трех словах! Да-да! Он сказал все это тремя
словами. Ну-ка догадайтесь: как?.. Ну конечно, это
очень трудно.
Этот писатель – Жюль Верн, произведение – «Дети
капитана Гранта», рассеянного героя зовут Жак
Паганель. Так вот, автор сказал, что Паганель был
похож на гигантский вопросительный знак.
И все!
И нам смешно; и мы понимаем, что он высокий, худой
и сутулый (как вопросительный знак) и что у него
недоумевающий (вопрошающий) вид.
Вот что такое искусство сравнения.
Другой известный писатель, А.Грин, в своей
знаменитой повести «Алые паруса» рассказывает о
том, как его герой, Артур Грей, ребенком впервые
попал на кухню. Ведь Грей из знатной семьи, он
живет в огромном замке, где много слуг, кухарок –
и вот он в первый раз забрел на кухню, ему 10 лет. Он
видит там огромную кастрюлю, в которой варится
суп. На кастрюле нет крышки, вода бурно кипит, над
ней поднимается густой пар.
Так вот, с чем, как вы думаете, можно сравнить эту
кастрюлю, чтобы, во-первых, стало ясно, какая она
большая, как она бурно кипит, и, кроме того, нужно
показать, как ее вид поразил мальчика.
Дети предлагают свои варианты; прокомментируйте
их, отметьте удачные.
Так вот, А.Грин написал, что кастрюля бурлила,
подобно Везувию. Везувий – это вулкан
(находится он в Италии). Кастрюля похожа на
вулкан! Здорово, правда?
Знаете ли вы, что такое концлагерь?.. Теперь
вспомните: вокруг концлагеря – забор из колючей
проволоки и еще вышки, а на вышках часовые. С чем
сравнить эти вышки, чтобы было понятно, какие они
(высокие, сверху площадка с навесом, там ходит
часовой), и чтобы выразить свое к ним отношение
(нам они отвратительны)?..
А писатель В.Гроссман сказал (в романе «Жизнь и
судьба»), что вышки стояли словно поганые
грибы на высоких ножках!
Другой не менее талантливый писатель, Дж.Оруэлл,
сочинил фантастический роман, действие которого
происходит в стране Океании, где тайная полиция
следит за всеми людьми: кто что делает, кто о чем
говорит и даже думает – такая вот гадкая и
страшная страна; там даже над городом (столицей
этой страны) летают вертолеты (и много!) и заглядывают
людям в окна!
И вот Оруэлл написал, что эти вертолеты были как
жирные трупные мухи!
Тоже здорово, правда? Сразу понятно, что они
черные, жужжащие, их много и они очень противные.
А с чем бы вы сравнили прекрасную музыку?..
Ну что ж, у вас есть неплохие варианты (назовите
лучшее из того, что предлагают дети). А
французский писатель Р.Роллан сказал о своем
герое (это маленький мальчик): Чудесная музыка
вливается в него, словно струя молока.
Хорошо, правда?
А с чем можно сравнить чувство радости, счастья?..
А А.Грин написал о своей героине Ассоль: Счастье
сидело в ней пушистым котенком.
С чем бы вы сравнили ночное море в тихую погоду?..
У А.Грина океан – как спящий человек. А с
чем можно сравнить золотую осень, если это тихий,
безветренный день?.. У К.Паустовского Земля была
нарядная, похожая на застенчивую невесту.
Вас, может быть, огорчает, что те сравнения,
которые вы предлагаете, гораздо хуже тех, которые
я вам привожу. Напрасно. Ведь это написали
большие мастера, великие писатели. Так мало кто
умеет. Но я хотел показать вам, как это
замечательно – уметь сравнивать.
Впрочем, ведь каждый человек может научиться
сравнивать лучше, чем умеет сейчас. К этому и
нужно стремиться.
А
для начала запомните:
1. Чтобы хорошо сравнивать, нужно
внимательно рассмотреть то, что вы хотите
описать, постараться заметить что-то такое, чего
мы обычно не замечаем.
2. Определите свое отношение к
описываемому (помните – вертолеты, похожие на
мух? А если бы это были спасательные вертолеты,
которые помогают людям? Мы бы их увидели
по-другому, потому что наше отношение к ним было
бы другим).
3. Подумайте, для чего вы хотите
использовать сравнение:
чтобы лучше, интереснее, образнее
описать, дать возможность представить себе
описываемое;
чтобы открыть что-то необычное,
неожиданное в нем;
чтобы выразить свое отношение?
А может быть, вы хотите добиться и того,
и другого, и третьего?
4. Наконец, попробуйте вспомнить, что
вызывало у вас такое же (сходное) впечатление, как
то, что вы описываете.
При этом нужно помнить, что сравнивать
можно по внешнему сходству, по формальным
признакам, а можно – по сути.
Например, психолог М.Осорина в одной своей книге
описывает, как некая мама показывала своей
трехлетней дочке Катюшке книжку «Живые Африки» и
спрашивала:
–
А это кто, доченька?
– Это ма-ма! – обрадовалась Катюшка.
– Нет, доченька, это не мама, это крокодил, –
поправила огорченная «наставница».
Все дело в том, что на маме был зеленый
халат шашечками, действительно похожий на
крокодилью кожу. Вот это и имела в виду Катюшка:
она ведь совсем маленькая. Она вовсе не хотела
сказать, что мама такая же жестокая и злая, как
крокодил: она сравнивала не по сути (а суть
человека – его характер, душевные качества), а по
внешним признакам.
Так сравнивать тоже можно, только
нужно сознавать, что это – именно формальное
сравнение.
II ЭТАП
Начнем учиться сравнивать
Задача в значительной мере остается
прежней: увлечь детей искусством сравнения.
Кроме того, начинаем вырабатывать элементарный
технический навык.
Учитель говорит:
Вот простое задание: мы должны описать
большую, очень полную даму. Нам нужно с чем-то
(кем-то) ее сравнить так, чтобы было понятно, какая
она, и еще чтобы выразить к ней свое отношение.
а) Допустим, она очень солидная,
внушительная, но совсем не неприятная и не
страшная.
С чем (кем) ее сравнить?..
А вот героиня В.Гроссмана комиссар Вавилова большая,
точно дом. Отберите лучшие варианты, запишите
их вместе с детьми.
б) Теперь предположим, что она довольно
противная, но не страшная...
в) А теперь – страшная, все ее боятся...
г) А теперь – добрая, мягкая, всем нравится...
Очень
важно не только дать возможность каждому
желающему назвать свой вариант, но и тут же его
прокомментировать: что тут удачно, что нет.
Например, у меня на уроке предложен был такой
вариант (задание «в»): большая, как шкаф. Я
сказал, что это сравнение действительно
передает, какая она большая, огромная, но: шкаф мужского
рода, а главное – кто боится шкафа? А ведь наша
героиня страшная. Зато безоговорочно
одобрен был вариант большая, как носорог
(носорог бывает и женского рода, и он довольно
страшный). Кто-то сказал большая, как танк: это
лучше, чем как шкаф, но хуже, чем как носорог.
Такое комментирование на этом этапе
работы – самое главное.
Можно не сомневаться в том, что на первых порах
дети «выдадут» вам полную обойму речевых
штампов: сравнений образцово банальных, вроде толстый,
как бочка. Нужно объяснить, почему такие
сравнения не ценятся; что такое «штамп»,
«банальность»; почему сказать толстый, как
бочка и очень толстый – значит сказать
одно и то же (зачем же тогда сравнение, если оно
ничего не дает?). Привычное, затертое перестает
восприниматься, а ценится неожиданное,
оригинальное.
Задания на описание
Можно предложить детям несколько
заданий:
Опишите с помощью сравнений. Примеры.
1. Бледный
(или белый), как...
а) очень бледный,
б) нас забавляет его бледный вид или
в) тревожит;
(у А.Грина белый, как мука; у
А.Чехова как привидение; у В.Скотта лицо
стало бледным, как сало – от страха).
2) Торопится, как...
а) нас это забавляет,
б) удивляет.
Задание на оценку сравнения
Учитель дает готовые сравнения,
ученики их оценивают (комментируют).
Критерии:
1) помогает ли сравнение представить
себе то, что мы описываем;
2) понять, как мы относимся к тому, что (кого)
описываем;
3) оригинально ли это сравнение, точное ли оно.
Возможные ряды сравнений:
О мальчике, который еле-еле тащится
вслед за родителями: как гусеница, как черепаха,
как мед, вытекающий из банки, как улитка, как змея,
как каток, как осенняя муха, как время накануне
субботы (воскресенья, каникул)... Ваши варианты?
Об огнях небольшого селения, видимых
с моря ночью: как звезды, как угольки, как
светлячки, как печная дверца, прогоревшая
дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь
(А.Грин). Ваши варианты?
О бесхарактерном человеке: как
тряпка, как сырое тесто, как кисель... Ваши
варианты?
Об очень холодных, злых глазах: как
лед, как у жабы, как у змеи, как у мороженой рыбы,
будто пластмассовые, словно стеклянные... Ваши
варианты?
Об очень глупых грубоватых песенках: как
урчание в животе (А.Грин), как громыхание
пустых консервных банок, как лягушачье кваканье...
Ваши варианты?
Главное здесь – обратить внимание на
все оттенки, например: ползет, как черепаха –
банальность; как мед из банки – оригинально,
но не очень удачно: мы ведь говорим о человеке; как
улитка – уместно, если мальчик кажется
медлительным, а если он сонный, усталый – лучше как
осенняя муха – и пр., и пр.
Результат работы на этом этапе: у
детей появляется «вкус» к сравнениям, желание
искать наилучшие варианты сравнений.
III ЭТАП
Работа над употреблением сравнений в
речи
Здесь возможны более сложные задания:
это уже работа не с отдельными сравнениями, а с
небольшими текстами, содержащими 3–4 и более
сравнений.
Задание 1. Переделайте тексты,
разнообразив их сравнениями (письменная работа).
ТЕКСТ 1
У нас на даче жила коза Зося. Она была
белая-белая, шерсть длинная, красивая,
шелковистая; глаза маленькие, круглые, черные;
ножки стройные с изящными копытцами и маленькие
аккуратные рожки. Очень красивая коза.
Так вот эта Зося была ужасная хулиганка и
пакостница. Только отвернешься от нее, так и жди,
что она пребольно поддаст тебе рожками под зад
или стукнет лбом под коленки, а сама тут же
отбежит и смотрит этак хитро, склонив голову, и
тянет: «Ме-е-е!». Дескать, ну что, получил?
У-у, вредина!
ТЕКСТ 2
Моя
покойная тетушка Клара Ксаверьевна была
полурусская-полунемка. Высокого роста, худая,
высохшая, нос тонкий, кожа бледная, а на носу
роговые очки с толстыми стеклами. Причесана
всегда гладко.
Тетя была очень умной и интеллигентной, но очень
вспыльчивой. Когда кто-то из детей шалил, она
закатывала глаза и говорила: «Нет, это просто
провиденциально!». Или: «Фатально! Просто
фатально!». Нормальными человеческими словами
она выражаться не умела.
Все написанные детьми тексты читаются
в классе, обсуждаются и оцениваются (вместе с
учениками.
Задание 2 (устное). Учитель
читает два текста, объяснив детям, что это
описания одного и того же события, увиденного
разными людьми: ученики должны объяснить,
почему авторы текстов так по-разному
воспринимают одно и то же, назвать сравнения,
прокомментировать их (удачны ли они?), объяснить,
какова их роль в тексте.
ТЕКСТ 1
В этот день военрук повел нас
встречать танковую колонну. Сперва мы увидели
серую тучу, набухавшую на горизонте. Потом
подошвами ощутили мощную вибрацию, будто
землетрясение. Все звуки исчезли, перекрытые
грохотом гусениц. И вот первый танк, как пуля,
пробил стену пыли и полетел на нас. В его движении
чувствовалась такая мощь, что я вдруг представил
себе земной шар, который эти танки – наши танки!
– могут весь освежевать. По одной короткой
команде. И это переполнило меня гордостью...
ТЕКСТ 2
...Сперва мы увидели целую тучу пыли,
она все поднималась, набухая, как атомный гриб,
надвигаясь на нас. Земля дрожала, будто в
лихорадке. Грохот стоял такой, будто кто-то
колотил палкой по моей голове. Наконец из стены
пыли выполз, как гусеница из кокона, первый танк.
Он был серый, равнодушно-жестокий, страшный, как
крадущийся хищник: я знал, что этот танк наш и
сейчас нет войны, а значит, бояться нечего, но все
равно я чувствовал, что эта приземистая стальная
машина сделана для убийства – и мне стало
противно и жутко...
Разумеется, все дело в отношении
рассказчиков к тому, что они видят.
А теперь представьте себе, что есть какой-то
третий наблюдатель: если первый восхищен, второй
испытывает страх и отвращение, то третьему
просто скучно. Попробуйте рассказать то же от
имени этого третьего рассказчика (сумеют это
сделать не все дети, но это не страшно: остальные
послушают, примут участие в обсуждении).
Результат работы на этом этапе:
дети начинают понимать, какую роль играют
сравнения в нашей речи. Очень важно, чтобы у
каждого ребенка появились, пусть маленькие,
удачи, интересные находки.
Начинает вырабатываться привычка употреблять
сравнения там, где это возможно и необходимо.
IV ЭТАП
Самостоятельная творческая работа
(возможно, домашняя) с использованием сравнений
Например, это может быть сочинение
«Что можно увидеть в нашем дворе?» или даже
«Известные люди России». Если работа классная,
можно использовать картины или фотографии
(желательно достаточно характерные).
Сочинения читаются и обсуждаются в классе.
Для совершенствования в искусстве сравнивать
очень полезна игра «Что это такое?», которую
придумал В.А. Левин.
Кто-то один
выходит из комнаты, остальные загадывают один из
предметов (или одного из людей), находящихся в
комнате, после чего «водящий» заходит – и ему
говорят, например, так:
– Это похоже на прическу Аллы Пугачевой.
Оказывается, что это один из цветков в горшке – с
длинными тонкими листьями, похожими на волосы,
разбросанные в разные стороны наподобие копны
сена.
Другому «водящему» сказали:
– Это похоже на селедку после обеда.
А это лампа под потолком: она действительно
напоминает хребет и ребра съеденной рыбы.
Играть в эту игру можно до тех пор, пока она не
надоест детям, совсем не обязательно только на
уроках развития речи.
Разумеется, специальная работа именно над
сравнениями не может продолжаться долго – можно
потратить 3–4 урока, не более: результат же будет
достигнут, только если учитель постоянно
обращает внимание детей на удачные сравнения,
если поощряет внимание учеников к этому элементу
нашей речи – как в художественных текстах (на
уроках литературы), так и в творческих работах
детей (на уроках развития речи). Я стараюсь
добиться в своих классах определенной культуры
сравнения, когда банальность, штамп уже
невозможны, класс встречает их презрительным
смехом; когда дети чувствуют, где нужны, уместны
сравнения, и активно ищут их, умеют их
употреблять.
Связаться с автором можно по адресу:
sluzk@mail.ru
|