БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ. XLIII
Л.Б. ПАРУБЧЕНКО,
г. Барнаул
А.М. Пешковский – современной школе
Статья А.М. Пешковского «Навыки
чтения, письма и устной речи в школах для
малограмотных» впервые была опубликована в № 1
журнала «Просвещение на транспорте» в 1925 г.
Затем, в отредактированном виде, она была
включена А.М. Пешковским в сборник «Вопросы
методики родного языка, лингвистики и
стилистики». М.–Л., 1930. С. 20–29. Настоящая
публикация воспроизводит (с сокращеними) текст
второго издания.
В этой статье А.М. Пешковский обобщает
свой собственный опыт работы в школах ликбеза в
20-е годы XX в. Несмотря на то, что это события
почти столетней давности, все, о чем идет речь в
статье, ни в малейшей мере не потеряло своей
актуальности для нашей школы.
В первую очередь нам представляется
важным и ценным само определение грамотности как
«способности расчленения речевых
представлений»: на слова, на морфемы, на слоги,
на звуки – и малограмотности как отсутствия
способности к такому членению. Литературная речь
и письмо, утверждает А.М. Пешковский, «требуют
осознания этой расчлененности. Степень этого
осознания и есть степень грамотности» (с. 21;
подчеркнуто А.М. Пешковским). Членением
человеческой речи занимается, как известно,
грамматика. Таким образом, обучение правописанию
невозможно без обучения грамматике: морфологии,
словообразованию, синтаксису.
Другая важная мысль статьи А.М.
Пешковского – о различии языковой компетенции
учителя – и ученика: «...Учительство в массе
плохо представляет себе в этом отношении психику
малограмотного. Оно смотрит на него с высоты
своего собственного уменья произвольно членить
речь на слова, формы, слоги, звуки и не
представляет себе всей цельности, слитности
речевых представлений малограмотного. <...>
Учитель должен проникнуть силой воображения в это
смутное языковое мышление, в котором отдельные
элементы речи не выкристаллизовываются с
достаточной ясностью, – и тогда он поймет, против
чего ему бороться и чего добиваться» (с. 21–22;
подчеркнуто А.М. Пешковским). Примером такого
невнимания к языковой компетенции ученика в
современной школе является повсеместная
практика обучения правописанию на основе
орфографических правил при отсутствии в
большинстве школьных программ добротного
грамматического фундамента для этих правил.
Между тем школьные ошибки просто кричат о
необходимости неусеченного, полноценного курса
грамматики в школе. Ненавидил пишет
школьник, объясняя написание тем, что слышать –
видеть, ненавидеть 2-го спряжения; написание со
смеющемся лицом старшеклассница объясняет
тем, что смеяться – глагол 1-го спряжения.
Причина ошибок – неправильное членение
школьниками слов, когда в первом случае суффикс
основы инфинитива принят за окончание, а во
втором, напротив, окончание принято за суффикс.
Орфографическое правило для обоих бесполезно,
потому что оно легло на неподготовленную почву.
Весьма актуальны и советы ученого,
относящиеся к обучению чтению, актуальны в
первую очередь потому, что современные
школьники, по нашим наблюдениям, плохо читают – в
том смысле, что сегодня редкий школьник, включая
старшеклассников, в том числе хорошо успевающих,
прочтет средней длины предложение, не исказив
одного-двух слов (в причины этого грустного
феномена современной школы не вдаемся, это
отдельная тема). Предложенная А.М. Пешковским
методика обучения чтению: исправление ошибок,
«бухштабирование» и др. – поможет не только в
работе с теми, кто только учится читать, но и с
теми, кто «уже умеет» читать – с ошибками.
Нельзя переоценить важность выразительного
чтения и способов его выработки, рекомендуемых
автором, в том числе для обучения пунктуации «по
интонационному методу», а также методик,
обучающих пониманию текста.
Особо хочется обратить внимание
читателей на оригинальные и остроумные
«дограмматические» приемы обучения правописанию
в специфических условиях школ ликбеза.
С полным основанием можно утверждать,
что ни одна из рекомендаций ученого-методиста
А.М. Пешковского не потеряла своей
актуальности для современной школы.
|