ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ
Предлагаем нашим читателям отрывок из
сборника «Современный русский язык. Тесты». Это
учебное пособие под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой
предназначено для студентов гуманитарных вузов
и абитуриентов. Составители – коллектив
преподавателей МГЛУ: Е.М. Белкина, Л.И. Васильева,
Ж.В. Ганиев и др. (М.: Издательский центр
«Академия», 2002)
Большой комплекс интересных тестовых упражнений
поможет ученикам старших классов углубленно
изучить темы, слабо представленные в школьном
курсе.
Е.М.БЕЛКИНА,
Л.И.ВАСИЛЕВА,
Ж.В.ГАНИЕВ и др.
Тесты
ЛЕКСИКА
Задание. Определите тип
лексического значения выделенных слов.
КП-43
1 |
переносное значение с
потухшей образностью |
2 |
переносное значение с
живой образностью |
3 |
прямое значение |
1) Узкая дорога.
2) Он – величина в искусстве.
3) Алмазное небо.
4) Верх совершенства.
5) Хвойный лес.
6) Малая величина.
7) Гасить ссору.
8) Верх дома.
9) Седой пепел.
10) Ситец неба.
11) Встретить знакомого.
12) Встретить Новый год.
13) Гасить свечу.
14) Сказать правду.
15) Мягкие манеры.
16) Бархат ночи.
17) Лезвие огня.
18) Зеленое поле.
19) Связать инициативу.
20) Перебросить войска.
21) Море смеялось.
22) Руки человека.
23) Пепел воспоминания.
24) Седая борода.
25) Короткие волосы.
Задание. Определите среди
выделенных слов многозначные слова и омонимы.
КП-32
1 |
многозначные слова |
2 |
омонимы |
1) Лететь на самолете – лететь
со стула.
2) Мудрый старец – мудрое решение.
3) Мутная вода – мутное сознание.
4) Лава вулкана – угольная лава.
5) Кирпичный завод – завод у часов.
6) Нагнать беглеца – нагнать тоску.
7) Халат из байки – слушать байки.
8) Напряженная работа – напряженные
отношения.
9) Нести чемодан – нести наказание.
10) Консервная банка – песчаная банка.
11) Механический блок – военный блок.
12) Болтать ногами – болтать языком.
13) Земляной вал – стальной вал.
14) Номер автомобиля – номер одежды.
15) Оборвать лепестки – оборвать спорщика.
16) Внешний вид – глагольный вид.
17) Широкий ворот – грузоподъемный ворот.
18) Топить печь – топить корабль.
19) Освободиться от плена – освободиться
от заведования.
20) Отделение в концерте – отделение в
пехоте.
21) Глава правительства – глава книги.
22) Трудовая дисциплина – гуманитарная дисциплина.
23) Выбивать дробь – десятичная дробь.
24) Рабочий класс – подготовительный класс.
25) Хвойные леса – строительные леса.
Задание. Найдите омонимичные слова
или омонимы и определите их тип.
КП-35
1 |
омограф |
2 |
омоформа |
3 |
омофон |
4 |
полный омоним |
5 |
неполный омоним |
1) Военный блок – подъемный блок.
2) Железный прут – илистый пруд.
3) Временные постройки – временные отношения.
4) Породистая такса – умеренная такса.
5) Рублю дрова – дали по рублю.
6) Ключ от квартиры – студеный ключ.
7) Металлургический завод – неисправный завод.
8) Съедобный гриб – вирусный грипп.
9) Попадали в цель – попадали от ветра.
10) Тенистый парк – троллейбусный парк.
11) Репчатый лук – старинный лук.
12) Порядочный человек – порядочный нахал.
13) Три морковь – три рубля.
14) Книжные полки – вражеские полки.
15) Острая коса – русая коса.
16) Повод для ссоры – повод для лошади.
17) Критическая статья – критическая ситуация.
18) Лечу самолетом – лечу зубы.
19) Глубокая балка – стальная балка.
20) Воздушный замок – врезной замок.
21) Сегодня среда – неблагополучная среда.
22) Односоставное предложение – выгодное
предложение.
23) Ударный слог – высокий слог.
24) Непромокаемый дождевик – крупный дождевик.
25) Простой мотив – простой станка.
Задание. Образуйте словосочетание,
выбрав подходящий по смыслу пароним.
КП-12
1 |
первое слово |
2 |
второе слово |
1) Собрание (провести; произвести).
2) Производство (эффектное; эффективное).
3) Внешность (эффектная; эффективная).
4) Замечание (дельное; деловое).
5) Чернила (водные; водянистые).
6) Оттенок (земляной; землистый).
7) Грубый (невежда; невежа).
8) Несведущий (невежда; невежа).
9) Племя (военное; воинственное).
10) Шелк (искусственный; искусный).
11) Кисель (водянистый; водный).
12) Подход (дельный; деловой).
13) Родство (кровяное; кровное).
14) Вал (земельный; земляной).
15) Поверхность (землистая; земная).
16) Платок (цветистый; цветочный).
17) Смысл (двоякий; двойной).
18) Покров (кожный; кожаный).
19) Признательность (государства; людей).
20) Мастер (искусственный; искусный).
21) Отношения (производительные;
производственные).
Задание. Определите тип антонимов
в выделенных словах в следующих предложениях.
КП-32
1 |
контекстуальные |
2 |
общеязыковые |
1) Душой дитя – судьбой монах. (М.Лермонтов)
2) Да здравствует солнце, да скроется тьма.
(А.Пушкин)
3) Под «таранным» стилем я понимаю ловлю шайбы на
корпус не только защитниками, но и форвардами.
(Из газеты)
4) Все было интересно, все важное необходимо, даже неинтересное
было интересным, потому что требовало
активного к себе отношения. (Ю.Герман)
5) Врага уничтожить – большая заслуга, но друга
спасти – это высшая честь. (А.Твардовский)
6) Тогда она принялась стучать то кротко, то властно,
пока настороженный Машин голос не спросил из-за
двери. (Л.Леонов)
7) Скорбеть надо, а не радоваться. (А.Чехов)
8) Несмотря на родство, между ними стояли
равнодушие и рознь. (Л.Леонов)
9) И сразу взамен невезенья в любви проявилось
насмешливое к нему благоволение удачи.
(Л.Леонов)
10) Горе старит, а радость молодит.
(Пословица)
11) На чужбине и калач не в радость, а на родине
и чужой хлеб в сладость. (Пословица)
12) Светлые и темные воспоминания
одинаково его терзали. (И.Тургенев)
13) На своей стороне мило, на чужой постыло.
(Пословица)
14) Ну что ж ты, ненаглядный и бессовестный
мой! И сам не приходишь, и к себе не берешь?
(Л.Леонов)
15) Бызин хмурился и прятал глаза, а Семен
Митрофанович улыбался. (Б.Васильев)
16) И там кончился один мир и начался
другой. (В.Инбер)
17) Ольга Ивановна вспомнила свою жизнь с ним, от начала
до конца, со всеми подробностями. (А.Чехов)
18) Лаяли собаки, и слышалась, то появляясь, то исчезая,
песня. (М.Горький)
19) А ранним утром стало ясно,
Что сомневался я не зря,
Что верил все-таки напрасно
Теплу в средине декабря. (В.Кузнецов)
20) Не знали, казнить ли смельчаков, миловать ли.
(В.Горбачев)
21) Целый луг в узор врисуют.
Там закат, а тут – рассвет. (С.Кирсанов)
22) А дом все тот же.
И в жару, и в стужу,
Не то что нам –
Ему износу нет. (К.Симонов)
23) От Ивана до Фомы,
Мертвые ль, живые,
Все мы вместе – это мы
Тот народ, Россия. (А.Твардовский)
24) Дела идут не так уж худо –
И друг, и недруг признают. (А.Твардовский)
25) Мы что сами даем, то помним, а что берем,
того не помним. (А.Чехов)
Задание. К какому типу относятся
синонимы в следующих предложениях из
произведений А.П. Чехова?
КП-32
1 |
общеязыковые |
2 |
контекстуальные |
1) Как иногда мужики миром починяют
дорогу, так и все мы сообща, миром, искали бы
правды и смысла жизни, и – я уверен в этом, правда
была бы открыта очень скоро.
2) Самая высокая и святая задача
культурного человека – это служить ближним, и мы
пытаемся служить, как умеем.
3) – Клянусь вам, вы не пожалеете и не раскаетесь,
– сказал Саша с увлечением. – Поедете, будете
учиться, и там пусть вас носит судьба.
4) О, если б поскорее наступила эта новая, ясная
жизнь, когда можно будет прямо и смело смотреть в
глаза своей судьбе, сознавать себя правым, быть
веселым, свободным.
5) Почти каждый вечер попозже они уезжали
куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад, и
прогулка удавалась, впечатления неизменно
всякий раз были прекрасны, величавы.
6) – Мама, мама, – повторяла она, – родная моя,
если б ты знала, что со мной делается. Прошу тебя,
умоляю, позволь мне уехать. Умоляю.
7) Разве было что-нибудь красивое, поэтическое,
или поучительное, или просто интересное в его
отношениях к Анне Сергеевне?
8) Это была тихая, добродушная, жалостливая
барышня с кротким, мягким взглядом, очень
здоровая.
9) – Не могу... – проговорила она. – Как я могла
жить здесь раньше, не понимаю, не постигаю.
Жениха я презираю, себя презираю, презираю всю
эту праздную, бессмысленную жизнь.
10) Сотни верст пустынной, однообразной,
выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния,
как один человек, когда он сидит, говорит, и
неизвестно, когда он уйдет.
11) Он видел, как в ворота вошел нищий и на него
напали собаки, потом, час спустя, слышал игру на
рояле, и звуки доносились слабые, неясные.
12) На лице у него всегда было написано отчаяние,
но все же он возбудил в ней настоящее, глубокое
чувство.
13) – Работаешь, стараешься, мучишься, ночей не
спишь, все думаешь, как бы лучше, – и что же? С
одной стороны, публика невежественная, дикая.
Ей нужен балаган! Ей подавай пошлость. С другой
стороны, взгляните на погоду. Почти каждый вечер
дождь.
14) Я каждый раз видел, как эта дама, очень полная,
пухлая, важная, похожая на откормленную гусыню,
гуляла по саду.
15) – Вы не можете даже представить себе, как много
вы сделали для меня, мой хороший Саша! В сущности,
для меня вы теперь самый близкий, самый родной
человек.
16) Она много читала, не писала в письмах ъ,
называла мужа не Дмитрием, а Димитрием, а он
втайне считал ее недалекой, узкой, неизящной,
боялся ее и не любил бывать дома.
17) Надя ходила по саду, по улице, глядела на дома,
на серые заборы, и ей казалось, что в городе все
давно уже состарилось, отжило и все только
ждет не то конца, не то начала чего-то молодого,
свежего.
18) ...он (Саша) и постарел, и похудел, и все
покашливал. И почему-то показался он Наде серым,
провинциальным.
19) – А вот и отец идет! – обрадовался Андрей
Андреич и замахал шляпой. – Люблю я своего батьку,
право, – сказал он, расплачиваясь с извозчиком, –
славный старик, добрый старик.
20) – Голубчик мой! – зарыдала Оленька, – Ванечка
мой миленький, голубчик мой! На кого ты покинул
свою бедную Оленьку, бедную, несчастную?..
Задание. Какие из выделенных слов в
стихотворении А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц
шумных...» по происхождению относятся к
старославянским, а какие – к исконно русским?
Охарактеризуйте стилистическую роль
старославянских слов.
КП-22
1 |
старославянское |
2 |
исконно русское |
(1) Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный (2) храм,
Сижу ль меж (3) юношей безумных,
Я (4) предаюсь моим мечтам.
Я (5) говорю: промчатся (6) годы,
И сколько (7) здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок (8) час.
Гляжу ль на дуб (9) уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
(10) Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне (11) время (12) тлеть, тебе (13) цвести.
День (14) каждый, каждую (15) годину
Привык я думой (16) провождать,
(17) Грядущей (18) смерти годовщину
Меж их (19) стараясь (20) угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, в (21) волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый (22) прах?
И хоть бесчувственному телу
(23) Равно повсюду истлевать,
Но ближе к (24) милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет (25) жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Задание. Определите разновидность
следующих устаревших слов.
КП-32
1) вкупе
2) выя
3) лекарь
4) ротмистр
5) кивер
6) доколе
7) белогвардеец
8) ланита
9) нумер
10) кадет
11) волость
12) меньшевик
13) продразверстка
14) десница
15) лукавствовать
16) есаул
17) вече
18) казна
19) нервический
20) рукомесло
21) епанча
22) мушкет
23) кольчуга
24) гусар
25) алебарда
ФРАЗЕОЛОГИЯ
Задание. Какие из приведенных
словосочетаний со словом рука являются
свободными, а какие – фразеологическими
оборотами?
КП-32
1 |
свободные словосочетания |
2 |
фразеологические обороты |
1) Красивые руки.
2) Согреть руки.
3) Ранить в руку.
4) На скорую руку.
5) Умывать руки.
6) Вымыть руки.
7) Золотые руки.
8) Надеть на руку.
9) Помахать рукой.
10) С легкой руки.
11) Плыть в руки.
12) Сон в руку.
13) Отбиться от рук.
14) Перевязать руку.
15) Схватить рукой.
16) Под горячую руку.
17) Положа руку на сердце.
18) Тяжел на руку.
19) Сломать руку.
20) Прикоснуться рукой.
21) Нечист на руку.
22) Дать руку на отсечение.
23) Руки не доходят.
24) Играть на руку.
25) Руки коротки.
Задание. Определите тип следующих
сочетаний слов с точки зрения их связей с другими
словами.
КП-43
1 |
свободные |
2 |
свободные и фразеологические |
3 |
фразеологические |
1) С легким сердцем.
2) Брать книгу.
3) Плыть по течению.
4) Смуглое лицо.
5) В поте лица.
6) Дать стрекача.
7) Дышать носом.
8) Седьмая вода на киселе.
9) Мутить воду.
10) Набрать в рот воды.
11) Мозолить глаза.
12) Холодная вода.
13) С глазу на глаз.
14) Зарубить на носу.
15) Черная лента.
16) Намылить голову.
17) Тянуть лямку.
18) Тянуть канитель.
19) Больное сердце.
20) Выгодное дело.
21) Закинуть удочку.
22) Навострить лыжи.
23) Заткнуть за пояс.
24) Держать в черном теле.
25) Скрепя сердце.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Задание. Определите морфемную
структуру данных словоформ (постфикс здесь
обозначен как суффикс).
КП-14
1 |
корень |
2 |
корень и окончание |
3 |
корень и суффикс |
4 |
приставка и корень |
1) вчера
2) зима
3) позавчера
4) хотя (деепричастие)
5) хотя (союз)
6) шагом (существительное)
8) что (союз)
9) что (местоимение)
10) навсегда
11) тише
12) кафе
13) тихо (наречие)
14) тихо (краткое прилагательное)
15) весь
16) здесь
17) никогда
18) уже
19) уже
20) учи
21) учу
22) кого
23) кое-где
24) где-то
25) где
Задание. Определите морфемную
структуру приведенных словоформ.
КП-16
1 |
корень, суффикс,
окончание |
2 |
корень, суффикс, суффикс,
окончание |
3 |
корень, суффикс, суффикс,
суффикс, окончание |
4 |
приставка, корень,
окончание |
5 |
приставка, корень,
суффикс, окончание |
6 |
приставка, корень,
суффикс, суффикс, окончание |
1) чудак
2) чудаковатый
3) причуда
4) чудаковатость
5) причудливый
6) причудливость
7) выучивший
8) учить
9) учитель
10) выучу
11) учительница
12) выучить
13) выучили
14) усыновить
15) сыновний
16) говорить
17) договор
18) рыбачивший
19) порыбачат
20) порыбачить
Задание. Какие словоформы имеют
окончание (в том числе и нулевое), а какие не имеют
окончаний?
КП-22
1 |
есть окончание |
2 |
нет окончания |
1) ура
2) зима
3) кто (местоимение)
4) бордовый
5) бордо
6) Сочи
7) исстари
8) весело (наречие)
9) весело (прилага тельное)
10) весел
11) случай
12) невзначай
13) хлопая
14) хлопал
15) похлопав
Задание. Сколько суффиксов
выделяется в данных словах?
КП-26
1 |
один |
2 |
два |
3 |
три |
4 |
четыре |
5 |
нулевой |
6 |
нет |
1) опасность
2) наблюдательность
3) семейственность
4) горячность
5) ведомость
6) подпол
7) подпись
8) смешно (наречие)
9) болезненно (наречие)
10) жизненно (наречие)
11) глубина
12) картина
13) дисциплина
14) правительственный
15) выход
16) распределительный
17) презрительный
18) синь
19) сирень
20) положительный
Задание. Современным или
историческим является предложенное членение
слов?
КП-22
1 |
современное |
2 |
историческое |
1) в-кус (ср. вкусный – кусать)
2) при-вкус
3) при-кус-и-ть
4) троп-инк-а (ср. тропа, тропочка)
5) троп-ин-к-а
6) палат-к-а (ср. больничная палата –
туристическая палатка)
7) о-пас-н-ый (ср. опасаться – спасаться)
8) лов-к-ий (ср. ловить – ловкий, ловчить)
9) мелк-ий (ср. мель – мелкота, мелочь)
10) сним-а-ть (ср. снимок, снять – отнять, отнимать)
11) рас-пре-дел-и-ть (ср. предел – делить)
12) пример (ср. мера – пример, например)
13) род-ин-а (ср. род – народ – родной)
14) дотошн-ый (ср. тошнить)
15) па-смур-н-ый (ср. смурый)
Задание. Являются ли данные слова
формами одного слова или разными словами?
КП-22
1 |
формы одного слова |
2 |
разные слова |
1) Нести, принести.
2) Нести, нес.
3) Нести, несомый.
4) Нести, носить.
5) Носить, ноша.
6) Носить, разносить.
7) Низкий, низовой.
8) Низкий, низший.
9) Низкий, ниже.
10) Низкий, низки.
11) Низкий, нижайший.
12) Низкий, низко (наречие).
13) Знак, значок.
14) Знак, знаки.
15) Супруг, супруга (ж.р., им. п., ед. ч.).
16) Супруг, супругом.
Задание. Укажите, от каких
слов образованы приведенные слова1.
КП-23
1 |
первое |
2 |
второе |
3 |
третье |
1) Грузовик – (1) грузить, (2) грузовой,
(3) груз.
2) Болезнь – (1) болеть, (2) больной, (3) боль.
3) Штамповщица – (1) штамп, (2) штамповать, (3)
штамповщик.
4) Перепись – (1) переписать, (2) переписанный, (3)
переписчик.
5) Ласковый – (1) ласкать, (2) ласково, (3) ласка.
6) Красочный – (1) красочность, (2) красить, (3)
краска.
7) Желтеть – (1) желтизна, (2) желтый, (3) желтеющий.
8) Отзвучать – (1) отзвук, (2) звучать, (3) звук.
9) Мирить – (1) мир, (2) мирный, (3) мировой.
10) Символически – (1) символ, (2) символика, (3)
символический.
11) Втайне – (1) тайна, (2) тайно, (3) тайный.
12) Ненадолго – (1) долго, (2) долгий, (3) надолго.
Задание. Определите вид
морфологического способа словообразования.
КП-44
1 |
суффиксальный |
2 |
префиксальный |
3 |
префиксально-суффиксальный |
4 |
безаффиксный (нулевая
суффиксация) |
1) пододеяльник
2) полдник
3) привкус
4) причал
5) высветить
6) высветлить
7) выдумывать
8) приморский
9) приветливый
10) прибалтийский
11) перерасчет
12) перевод
13) сотрудник
14) созвучный
15) составной
16) советник
17) собрат
18) раздать
19) разведчик
20) синь
21) синева
22) подновить
23) подвезти
24) по долгу
25) повсюду
Задание. Определите значение
приставок в данных глаголах.
КП-35
1 |
неполнота |
2 |
начало |
3 |
повторение |
4 |
завершение |
5 |
интенсивность |
1) выгладить
2) подсыпать
3) надломить
4) наловить
5) запеть
6) вскипеть
7) пересолить
8) переписать
9) недолить
10) переварить
11) отколотить
12) отцвести
13) зацвести
14) приоткрыть
15) дочитать
16) вырядить
17) подмести
18) побежать
19) примирить
20) привстать
21) превышать
22) разбудить
23) раскормить
24) закрыть
25) засмеяться
1 При
установлении словообразовательной структуры
слов рекомендуем обращаться к словарям: Тихонов
А.Н. Школьный словообразовательный словарь
русского языка. М., 1978; Тихонов А.Н.
Словообразовательный словарь русского языка: В 2
т. М., 1985.
Продолжение следует
|