ОЛИМПИАДА
Н.ШАПИРО,
г. Москва
Продолжение. См. № 2, 3/2004
Ломоносовский турнир
Конкурс по литературе
III.
В одном из рассказов, написанных в конце XIX в.,
есть такой диалог:
– Вы скажите мне, какой же Пушкин
психолог?
– А то разве не психолог? Извольте, я приведу вам
примеры.
И Никитин продекламировал несколько мест из
«Онегина», потом из «Бориса Годунова».
– Никакой тут нет психологии, – вздохнула Варя.
– Психологом называется тот, кто описывает
изгибы человеческой души, а это прекрасные стихи
и больше ничего.
– Я знаю, какой вам нужно психологии! – обиделся
Никитин. – Вам нужно, чтобы кто-нибудь пилил мне
тупой пилою палец и чтобы я орал во все горло, –
это, по-вашему, психология...
<...>
За него вступились офицеры. Штабс-капитан
Полянский стал уверять Варю, что Пушкин в самом
деле психолог, и в доказательство привел два
стиха из Лермонтова; поручик Гернет сказал, что
если бы Пушкин не был психологом, то ему не
поставили бы в Москве памятника.
Как называется рассказ и кто его
автор?
Как вы думаете: какого писателя
можно назвать психологом и применимо ли такое
определение к Пушкину? Докажите свою мысль.
Какие вы знаете произведения, герои
которых говорят об А.С. Пушкине и его творчестве?
Зачем, по-вашему, это понадобилось их авторам?
(Рассмотрите каждый случай.)
|
Публикация статьи произведена при поддержке психологического центра «Квартет». Психологический центр «Квартет» предоставляет полный спектр психологических услуг для детей, подростков и их родителей. В число специалистов центра входит профессиональный детский и подростковый психолог Антон Сорин, который поможет родителям найти общий язык с ребенком, подобрать методику для его воспитания и преодолеть различные жизненные трудности в его развитии. Подробно ознакомиться со всеми предоставляемыми услугами и анкетами работников психологического центра «Квартет», а так же записаться на прием online можно на сайте http://www.psy-77.ru
В третьем задании приведен
отрывок из рассказа А.П. Чехова «Учитель
словесности».
Разумеется, ни конечного списка
писателей-психологов, ни единственно
правильного ответа на вопрос, можно ли того или
иного писателя считать психологом, не
существует. Ниже приводится некоторое
количество удачных высказываний участников
конкурса.
Психологизм – это попытка автора
описать внутренний мир героя художественными
средствами. «Психологизм» –
литературоведческий термин, который традиционно
относят к нескольким авторам, в первую очередь к
Толстому и Достоевскому, затем к Тургеневу с его
«тайным психологизмом». Хоть Тургенев и не
вводит нас прямо во внутренний мир героя, но
тщательно следит за ним, давая читателю
многочисленные детали, которые и приоткрывают
душевный мир героя. Поэтому такое важное место у
Тургенева занимают внешний вид героев и жесты.
Кусок масла, застывший в воздухе во время
разговора о нигилизме, Базаров, припавший к
стеклу во время разговора с Одинцовой. Толстой,
безусловно, великий психолог, заостряет внимание
на духовном становлении героя, на его развитии.
Узловыми моментами толстовского психологизма
являются «звездные минуты» героев, моменты, в
которые какая-то высшая истина открывается им.
Герои
Достоевского в постоянном состоянии болезни,
душевного надрыва, они идут от катастрофы к
катастрофе, их человеческое достоинство
раздавлено, и Достоевский исследует их души
именно в эти моменты. Сам он говорил, что не
психолог, а только реалист. (Анастасия Белоусова,
11-й кл., школа № 57, г. Москва)
Я думаю, что именно о психологизме
Достоевского Никитин говорит: «Вам нужно, чтобы
кто-нибудь пилил мне тупой пилою палец и чтобы я
орал во все горло». (Вера Белоусова, 11-й кл.,
школа № 57, г. Москва)
Вацлав Зелинский. Воспоминания
Психологом можно назвать писателя,
который в произведении вскрывает внешнюю и
внутреннюю правду факта. Внутренняя
достоверность изображения человеческого
чувства присуща Пушкину. Самый яркий пример.
«Онегин». Сцена дуэли. Онегин стреляет в
Ленского. Зарецкий: «Ну что ж, убит». «Убит! Сим
страшным восклицаньем сражен Онегин...»
Констатация факта внутренне слышится Онегиным
как восклицание. Подобных примеров множество.
(Ася Потехина)
Для меня лично Пушкин – великий
психолог, потому что великий поэт и великий
художник, а художественная правда должна быть и
психологически достоверна. Конечно, у Пушкина
нет «исповедей», огромных внутренних монологов,
выверенных читаемых жестов, но тем не менее он
психолог. (Анастасия Белоусова)
На мой взгляд, сам писательский
талант – это всего две вещи: психология и
чувство языка… Что касается Пушкина, то он,
по-моему, был гениальным психологом. По моему
мнению, в «Евгении Онегине» тонкое понимание
человека можно увидеть в любой строчке, от
«любите самого себя, достопочтенный мой
читатель» до «русский Н как N французский
произносить умела в нос». (Вера Акулова)
Разумеется, Пушкина едва ли можно
назвать вершиной русского психологизма в
русской литературе. Писатели второй половины XIX
в. иначе взглянули на человека. Тургенев, Толстой,
Достоевский достигли непревзойденных вершин в
области создания психологического портрета. (Светлана
Белозерова, 11-й кл., школа № 57, г. Москва).
Про Пушкина ничего однозначно
сказать нельзя. Поскольку произведений Пушкина
много и они очень разнообразны, разнохарактерны
и разножанровы, можно сказать, что, помимо многих
других аспектов, Пушкина занимает еще и этот –
психология. Например, в «Онегине» или «Борисе
Годунове» одним из занимающих его предметов
может быть психология власти, толпы, личности…
Читателю «Дубровского» и «Капитанской дочки»
интересна мотивация поступков Маши Троекуровой,
Дубровского, Пугачева. (Елизавета Маньковская)
Обратим внимание на то, что в задании
требовалось припомнить произведения, в которых о
Пушкине и его творчестве говорят герои. Поэтому
не идут к делу ни «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова,
ни «Смуглый отрок бродил по аллеям»
А.А. Ахматовой.
Ответы на последний вопрос не очень
разнообразны, но довольно интересны.
Очень много существует произведений,
в которых вспоминается Пушкин. Например, в
«Ревизоре» Гоголя («С Пушкиным на дружеской
ноге», – говорил Хлестаков) этот момент
необходим для комичности откровенного вранья
Хлестакова. В «Отцах и детях» Тургенева отец
Аркадия, старший Кирсанов, читает Пушкина. Он
рассказывает брату Павлу Петровичу о том, что
читал Пушкина, а сын вошел, забрал книгу и дал ему
современную, которая ему не понравилась, – ему
ближе Пушкин. Этот момент необходим Тургеневу
для контраста поколений. Сын под влиянием
Базарова уже пытается быть человеком нового
времени, отец и дядя – представители старого,
пушкинского времени... (Елена Демиденко, 11-й кл.,
школа № 1567, г. Москва)
В «Учителе словесности» автор
вкладывает такие слова в уста героини, чтобы
показать ее ограниченность и неспособность
мыслить, ведь Варе все равно, о чем спорить, лишь
бы спорить. ...Гоголь показывает развязность и
пустость героя. (Надежда Хотеева, 11-й кл., школа
№ 1554, г. Москва)
В «Обыкновенной истории» Гончарова
дядюшка Адуев Пушкина, и не только, знает
наизусть. Здесь Пушкин – необходимое условие
знаний образованного и чувствительного (!)
человека. (Ася Потехина)
О Пушкине говорят в «Бедных людях»
Достоевского. Варенька копит деньги на покупку
собрания сочинений Пушкина для своего
возлюбленного; в «Преступлении и наказании»
Лебезятников в своих рассуждениях упоминает его,
говоря, что любая мелкая работа значит для
общества больше, чем все произведения Пушкина;
этот отрывок говорит нам о глупости,
ограниченности Лебезятникова, делает его идеи
еще более неприятными. Вообще упоминание Пушкина
имеет некое символическое значение. Это знак для
читателя. Если герой любит, понимает Пушкина, то
он скорее всего хорош, а если герою чужда поэзия,
если он не понимает Пушкина, это говорит о его
духовной ограниченности. (Анастасия Белоусова)
В романе «Отцы и дети» И.Тургенева
есть сцена, где Аркадий упоминает о Пушкине, а
Базаров говорит, что Пушкин – военный, так как у
него все про войну (насколько я помню). Этот
эпизод показывает, что Базаров не только не
интересуется поэзией, но даже подчеркивает свое
пренебрежение к ней. Таким образом, Пушкин
выступает здесь как «классическое незыблемое» в
поэзии, а Базаров лишний раз показывает свое
неуважение ко всему «незыблемому». В романе
«Идиот» Достоевского в доме у Епанчиных речь
заходит о стихотворении Пушкина «Жил на свете
рыцарь бедный», и Аглая намекает на то, что этот
«рыцарь бедный» – князь Мышкин, главный герой
романа. (Иван Лимонченко)
Об А.С. Пушкине говорится, например, в
нескольких рассказах М.М. Зощенко, описывающих
столетие со дня смерти Пушкина. Разговоры о
Пушкине здесь понадобились автору для того,
чтобы показать ярче образы современников. Пушкин
в то время был злободневной темой, и не говорить о
нем в «юбилейные» дни было невозможно. (Александр
Пиперский)
В «Записках на манжетах» Булгакова
упоминается о творчестве Пушкина (вечер
творчества Пушкина). Булгаков передает дух эпохи
30-х годов XX в. (ошибка – «Записки» писались в 20-е
годы. – Н.Ш.). (Полина Маркова, 9-й кл., школа №
1514, г. Москва)
Это «Мастер и Маргарита» Булгакова с
вопросами Никанора Ивановича Босого о том, кто же
будет покупать нефть или кто вывинтил лампочку
на лестнице, – «стало быть, Пушкин?», со сном
Никанора Ивановича, где Куролесов читает
«Скупого рыцаря», и с раздумьями отвозившего
Иванушку Бездомного поэта над тем, что
«решительно все шло ему <Пушкину> на пользу»…
К советскому периоду имя Пушкина превратилось в
нечто обычное и бытовое, никакого отношения к
стихам и поэзии не имеющее (в словах Никанора
Ивановича); когда поэт из МАССОЛИТа рассуждает о
Пушкине, его поэзии и славе, он показывает нам
себя, а не Пушкина. (Елизавета Маньковская)
Довольно смешно выглядели фразы вроде
«Я согласен с Варей…», «Прав поручик Гернет…»;
те, кто так написал, как будто не заметили, что в
рассказе Чехова описана дискуссия
бессмысленная, нелепая; а вот аргументацию
поручика Гернета многие повторили, хотя
«психолог» – это не почетное звание и не заслуга,
а всего лишь особенность творчества. Но, пожалуй,
самый смешной ответ – Звание психолога можно
присвоить Есенину, в своем стихотворении «Песнь
о собаке» он образно раскрывает психологию
человека.
|