МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Н. ШАПИРО
Полезные мелочи
1. Движущиеся таблички
Рассказывает Людмила Александровна
Худолеева: «Изучая темы “Чередование гласных в
корнях слов” (см. рис. 1 и 2), “Слитное и раздельное
написание не и ни в местоимениях”
(см. рис. 3), применяю движущиеся таблички.
Исчезает необходимость долго проговаривать
правило – все и так видно. Кроме учительского
образца, есть и карманные, которые ученики с
удовольствием делают для себя сами, а потом с не
меньшим удовольствием используют и в классе, и
дома. Просто и очень действенно. Проверено».
Чередование гласных в корнях слов
Рис. 1
Планка с буквами вставляется в прорези с
обратной стороны и движется вверх-вниз. На
табличке появляются орфографические варианты кос
или кАсА.
Рис. 2
И здесь планка с буквами вставляется в прорези
с обратной стороны и движется вверх-вниз. На
табличке появляются орфографические варианты
корней -бир-, -мир-, -тир-.
Написание не и ни (слитное или
раздельное) в местоимениях
Рис. 3
Сгибая и разгибая табличку,
наглядно показываем и объясняем, когда не и ни
пишутся слитно, когда – раздельно.
2. Компенсация
Ирина Самуиловна Савельзон помогает
пятиклассникам запомнить, что в родительном
падеже надо говорить чулок, но носков,
рассказывая сказку. Обиделись носки, что они
короче, чем чулки, что ниток на них меньше идет, и
потребовали: «Тогда пусть мы на письме будем
длиннее хоть на одну букву». С тех пор у них в
родительном падеже окончание из двух букв, а у чулок
– нулевое.
Любопытно, что ответят пятиклассники, если
спросить их, почему в окончании родительного
падежа у носков две буквы, а слово оказалось
длиннее, чем чулок, всего на одну.
|