ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ
Б.Ю. НОРМАН,
г. Минск, Беларусь
Задачи по русскому языку для
учеников и учителей
1. Сколько звуков в составе
словоформы браться? Одинаково ли ее
произношение с произношением словоформы братца?
2. Представим себе ситуацию: вы
позвонили приятелю, тот поднял трубку – и вы
поняли, что оторвали его от стола: он завтракал
или, скажем, обедал. По каким признакам вы
догадались об этом?
3. Почему мы говорим гром и молния,
а не наоборот: молния и гром (что было бы
естественней с точки зрения природы: сначала
ведь сверкает молния, а лишь потом раздается
гром)?
4. Определите, чем различаются в
современном русском языке значения слов ложный
и лживый.
5. Есть такая шутливая загадка:
«Какие месяцы в году имеют 28 дней?». Ответ:
«Все». Как вы считаете: на чем основана эта
загадка? Каковы ее языковые предпосылки?
6. Любители кроссвордов и прочих
словесных игр знают: слово легче отгадать, если
известны его начальные буквы, чем если известны
последние. Почему? Как вы думаете: для всех ли
языков это верно?
7. Есть такие фразеологические
выражения: пуганая ворона и стреляный
воробей. Что общего и различного в их
значениях?
8. В стихотворении А.С. Пушкина
«Зимняя дорога» читаем:
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Что значит здесь версты? Что значит
одне? Мог ли Пушкин сказать про версты – одни?
9. Задача по этимологии и по истории
культуры: что общего между апельсином и
крепдешином?
10. В научно-популярной литературе
встречаются задачи на продолжение некоторой
последовательности букв. Например: дан ряд букв: п,
в, с, ч… (Или: о, д, т, ч…) Необходимо его
продолжить. Дайте лингвистическое обоснование
таким задачам. Придумайте сами аналогичную
задачу.
Публикация статьи произведена при поддержке Образовательного Центра «Берг». На сайте Центра, который располагается по адресу http://dsz-berg.ru/2-uncategorised, Вы можете записаться на курсы немецкого всего за пару минут. В Образовательном Центре опытные и высококвалифицированные педагоги проводят обучение немецкому языку людей разного уровня владения языком – от А1 и до С2. Занятия в Центре сроятся по коммуникативной методике, а это значит, что Вы начнете общаться с носителем языка уже на первом занятии.
(Ответы – в следующем
номере)
|