ПОДСПОРЬЕ
Вспоминая юбиляров
9 класс
I. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИВАНА
(Изложение)
Напишите сжатое изложение по тексту.
Дополните его сочинением на тему: «Что для
современного россиянина значат басни Крылова?».
При работе с сочинением не забудьте о
фразеологизмах, появившихся в русском языке
благодаря этим басням.
В безусловной, широчайшей славе Ивана
Андреевича Крылова ощущается привкус
второсортности. Эта терпкость – конечно, от
оскомины, которую набили за два века крыловские
басни. Однако и современники не все были в
восторге от его произведений: весьма критически,
например, смотрел на Крылова саркастический
интеллектуал Вяземский. Но он и ему подобные
находились в явном меньшинстве. «За Крылова»
были и Пушкин с Жуковским, и Булгарин с Гречем, и
Гоголь с Белинским. Наверное, такое единодушие
как раз и смущало Вяземского.
Дальше – по всей российской истории – в любви к
Крылову сходятся консерваторы и либералы,
монархисты и социал-демократы, красные и белые.
Вопреки завету Некрасова никто не нес и не несет
с базара Белинского и Гоголя, а вот Крылова –
несут и знают наизусть. С популярностью дедушки
Крылова может сравниться разве что Пушкин. То,
что в массовой памяти хранятся только отдельные
строчки, – это нормально, иначе и не бывает в
общественном функционировании стихов. С
Пушкиным дело обстоит точно так же: «Мой дядя
самых честных правил», «Я помню чудное
мгновенье», «Богат и славен Кочубей» – а как
дальше?
Когда Крылов умер, последовало высочайшее
повеление воздвигнуть ему памятник. Как сказано
в циркуляре министерства просвещения, «сии
памятники, сии олицетворения народной славы,
разбросанные от берегов Ледовитого моря до
восточной грани Европы, знамениями жизни и
духовной силы населяют пространство нашего
необозримого отечества».
Крылову предстояло немедленно после кончины
стать таким символом духовной силы, каким до него
были признаны только три литератора: Ломоносов,
Державин и Карамзин.
Компания характерная. Основатель первого
университета, реформатор русского языка
Ломоносов, величественный одописец Державин,
главный российский историк Карамзин. И с
ними – автор стишков, по определению Гегеля,
«рабского жанра». Басенник. <…>
Этой поистине баснословной славе не могли
помешать никакие вяземские. Введение плебея – по
рождению и по жанру – в сонм русских духовных
небожителей было только частичной расплатой за
науку. Признание, которым облекали Крылова все
режимы и все властители, – лишь малая толика
долга, в котором пребывает перед Крыловым Россия.
Потому что его басни – основа морали, тот
нравственный кодекс, на котором выросли
поколения российских людей. Тот камертон добра и
зла, который носит с собой каждый русский.
Такая универсальность Крылова ввергает его в
гущу массовой культуры. Отсюда и ощущение
второсортности – слишком уж все ясно. Хоть
парадоксы и двигают мысль, в сознании
закрепляются только банальные истины. Когда
обнаружилось, что сумма углов треугольника не
всегда равна 180 градусам, а параллельные прямые
могут и пересечься, – обрадоваться могли лишь
извращенные интеллектуалы. Нормального человека
эти новости должны раздражать – как
бесцеремонное вторжение в налаженный умственный
быт.
Заслуга Крылова не в том, что он произнес
бесконечно банальные и оттого бесконечно верные
истины. Они были известны и до него. В конце
концов нельзя забывать, что Крылов следовал
известным образцам – от Эзопа до Лафонтена.
Главным его достижением стали прописные истины.
<…>
Незатейливые крыловские басни во многом
заменили в России нравственные установления и
институты.
Примечательно, что и сам Крылов, и его
современники – даже весьма проницательные –
полагали, что он растет как раз от моралистики к
высокой поэзии, и не ценили утилитарную пользу
басен. <...>
Великие русские умы оказались не правы. Крылов
написал две сотни басен, из которых уцелели для
отечественной культуры не больше двух десятков.
Десять процентов – это очень высокий показатель.
Но существенно то, что уцелели вовсе не те стихи,
которыми гордился автор и восхищались
современники. Только в специальных работах
упоминаются когда-то сенсационные «Пестрые
овцы» или «Рыбья пляска», в которых Крылов
разоблачал и бичевал. Они – за пределами
массового сознания, как пересекающиеся
параллельные прямые. Зато бессмертны строки «А
вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не
годитесь». Неслаженные квартеты существуют во
все времена, без всяких политических аллегорий.
<…> Посвященные современники могли тонко
улыбаться: как отхлестал Крылов Мордвинова с
Аракчеевым. Но уже через несколько недель никто
не помнил о разногласиях в Государственном
совете – тем более через годы. Осталась складно
выраженная банальная истина: суть не подменишь
суетой, умение – болтовней. Тем и жив «Квартет» –
а не сатирой.
(Из кн.: П.Вайль и А.Генис. «Родная
речь»)
(608 слов)
II. ТУРКМАНЧАЙСКИЙ МИР
(Диктант)
Появилась маленькая заметка в газете
«Северная пчела», в нумере от 14 марта:
Сего числа в третьем часу пополудни возвещано
жителям столицы пушечным выстрелом с
Петропавловской крепости о заключении мира с
Персией. Известие о сем и самый трактат привезен
сюда сегодня, из главной квартиры действующей в
Персии Российской Армии, ведомства
Государственной Коллегии Иностранных Дел
Коллежским Советником Грибоедовым.
С трех часов все перепугались.
Пушки Петропавловской крепости – орудийная
газета Петербурга. Они издавна вздыхают каждый
полдень и каждое наводнение. На миг в Петербурге
все торопеют. В жизнь каждой комнаты и канцелярии
вторгается пушечный выстрел. Краткий миг
изумления кончается тем, что взрослые проверяют
часы, а дети начинают бессознательно играть в
солдатики.
Привычка эта так сильна, что, когда начинается
наводнение, чиновники бросаются переводить часы.
Но с трех часов 14 марта 1828 года пушки вздыхали
по-боевому. Был дан двести один выстрел.
Петропавловская крепость была тем местом, где
лежали мертвые императоры и сидели живые
бунтовщики.
Двести один, друг за другом, выстрел напоминал не
торжество, а восстание.
Между тем все было необычайно просто и даже
скучно. Вечером коллежский советник прибыл в
нумера Демута.
(Ю.Тынянов)
(174 слова)
11 класс
III. ДЕНЬ ЕДИНОГЛАСИЯ
(Диктант)
Сквозь стеклянные стены дома –
ветреный, лихорадочно-розовый, тревожный закат. Я
поворачиваю кресло так, чтобы передо мною не
торчало это розовое, перелистываю записи – и
вижу: опять я забыл, что пишу не для себя, а для
вас, неведомые, кого я люблю и жалею, – для вас,
еще плетущихся где-то в далеких веках, внизу.
Вот – о Дне Единогласия, об этом великом дне. Я
всегда любил его – с детских лет. Мне кажется, для
нас – это нечто вроде того, что для древних была
их «Пасха». Помню, накануне, бывало, составишь
себе такой часовой календарик, – с торжеством
вычеркиваешь по одному часу: одним часом ближе,
на один час меньше ждать… Будь я уверен, что
никто не увидит, – честное слово, я бы и нынче
всюду носил с собой такой календарик и следил по
нему, сколько еще осталось до завтра, когда я
увижу – хоть издали…
<…>
Завтра я увижу все то же из года в год
повторяющееся и каждый раз по-новому волнующее
зрелище: могучую Чашу Согласия, благоговейно
поднятые руки. Завтра – день ежегодных выборов
Благодетеля. Завтра мы снова вручим Благодетелю
ключи от незыблемой твердыни нашего счастья.
Разумеется, это не похоже на беспорядочные,
неорганизованные выборы у древних, когда –
смешно сказать – даже неизвестен был заранее
самый результат выборов. Строить государство на
совершенно не учитываемых случайностях, вслепую
– что может быть бессмысленней? И вот все же,
оказывается, нужны были века, чтобы понять это.
Нужно ли говорить, что у нас и здесь, как во всем,
– ни для каких случайностей нет места, никаких
неожиданностей быть не может. И самые выборы
имеют значение скорее символическое: напомнить,
что мы единый, могучий, миллион(н?)оклеточный
организм, что мы – говоря словами «Евангелия»
древних – единая Церковь. Потому что история
Единого Государства не знает случая, когда в этот
торжественный день хотя бы один голос осмелился
нарушить величественный унисон.
Говорят, древние производили выборы
как-то тайно, скрываясь, как воры; некоторые наши
историки утверждают даже, что они являлись на
выборные празднества тщательно
замаскированными (воображаю это
фантастически(-)мрачное зрелище: ночь, площадь,
крадущиеся вдоль стен фигуры в темных плащах;
приседающее от ветра багровое пламя факелов…).
Зачем нужна была вся эта таинственность – до сих
пор не выяснено окончательно; вероятнее всего,
выборы связывались с какими-нибудь мистическими,
суеверными, может быть, даже преступными
обрядами. Нам же скрывать или стыдиться нечего:
мы празднуем выборы открыто, честно, днем. Я вижу,
как голосуют за Благодетеля все; все видят, как
голосую за Благодетеля я – и может ли быть иначе,
раз «все» и «я» – это единое «Мы». Насколько это
облагораживающей, искренней, выше, чем трусливая
воровская «тайна» у древних. Потом: насколько это
целесообразней. Ведь если даже предположить
невозможное, то есть какой-нибудь диссонанс в
обычной монофонии, так ведь незримые Хранители
здесь же, в наших рядах: они тотчас могут
установить нумера впавших в заблуждение и спасти
их от дальнейших ложных шагов, а Единое
Государство – от них самих.
(Е.И. Замятин)
(321 слово или 440 слов)
Задания.
1. Что означает в современном
русском языке словосочетание тайное
голосование? Как обыгрывается его значение в
тексте?
2. Как следует писать сочетание
слов фантастически мрачное в предложении У
него было фантастически мрачное выражение лица?
Какое значение имеет здесь слово фантастически?
А какое значение это слово имеет в тексте? Как
следует писать (фантастически) мрачное зрелище
в тексте?
3. Является ли грамматически
правильной форма сравнительной степени облагораживающей?
Обоснуйте свою точку зрения.
4. Мы пишем: миллионный посетитель
с нн, потому что к основе миллион-
добавлен суффикс -н-. А как правильно писать
отсутствующее в словарях выражение миллион(н)оклеточный
организм? По какой модели оно образовано?
(Вспомним такие слова, как тысячелетний,
сторукий, слоноподобный.)
В зависимости от планов учителя
можно выбрать либо краткий (без фрагмента,
выделенного курсивом), либо более полный вариант
диктанта. Орфографические темы для повторения:
употребление прописных букв; правописание н/нн;
правописание сложных прилагательных;
правописание наречий; словарные слова
иноязычного происхождения. Синтаксис и
пунктуация: вводные слова; неполное предложение;
предложения с различными типами связей;
употребление двоеточия и тире; авторские знаки.
|