Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №6/2004

ПОЛОМАЕМ ГОЛОВУ

Б.Ю. НОРМАН
г. Минск, Беларусь

Продолжение. Начало см. В № 5/2004


Задачи по русскому языку для учеников и учителей

Ответы

1. В словоформах браться и братца одинаковое количество звуков – пять: [б], [р], [а], долгое [ц] и гласный звук, средний между [а], [э] и [ы] (в фонетической транскрипции его обозначают как [ъ] или как [q]). Такие одинаково звучащие словоформы называют омофонами.

2. Важную роль в артикуляции (произношении) звуков играют резонаторные объемы, в том числе полость рта. Если в этой полости находятся посторонние предметы (в частности, не проглоченные еще остатки пищи, даже крошки), то произношение звуков меняется. Кроме того, язык (орган, находящийся во рту) не может сразу «перестроиться», перейти от простых движений, связанных с пережевыванием пищи, к сложным и тонким движениям, направленным на артикуляцию звуков речи. Вот по этим-то признакам вы и узнаете, что своим звонком прервали трапезу приятеля.

3. Во-первых, для таких сочинительных конструкций, как гром и молния, существует нежесткое правило: на первое место в них чаще ставится более короткое слово (ср.: дом и корабль, вода и камень, ручки и карандаши и т.п.). Во-вторых, при установлении порядка однородных существительных язык придерживается некоторой «табели о рангах»: взрослые лица обычно называются раньше, чем дети, мужчины – раньше, чем женщины, живые существа – раньше, чем неживые предметы, большие предметы – раньше, чем маленькие, и т.д. Поэтому мы говорим: мать и ребенок, братья и сестры, воробей и овсяное зернышко… (хотя ср. более позднее выражение дамы и господа). Так и существительное мужского рода гром получает некоторые «привилегии» перед существительным женского рода молния. В-третьих, для архаичного сознания, возможно, гром и молния были не так уж строго связаны между собой причинно-следственной связью (поэтому в русском языке закрепляется название громоотвод, а не «молниеотвод»), и гром казался более наглядным проявлением Божьего гнева, чем молния. По всем этим причинам его название и оказывается на первом месте.

4. В значениях слов ложный и лживый есть общая часть: это ‘содержащий в себе неправду’. Поэтому можно сказать и ложные показания, и лживые показания. Но есть и семантические различия, проявляющиеся в сочетаемости этих слов. Лживый чаще говорят о человеке (лживый свидетель, лживая девчонка), и это прилагательное развивает в себе оттенок ‘склонный ко лжи, систематически лгущий’ (свойство субъекта). А ложный чаще употребляется применительно к предмету, отношению, абстрактному явлению (ложные показания, ложный вызов, ложное учение), и это слово развивает в себе значение ‘обманчивый, неправильный’ (свойство объекта).

5. Если бы вас спросили: «Какие месяцы в году имеют только 28 дней?» – вы бы уверенно ответили: «Февраль». Но вопрос «Какие месяцы в году имеют 28 дней?» можно истолковать и так: «Какие месяцы в году имеют 28 дней или более?» – и тогда ответ, конечно, должен быть: «Все».

В основе этой многозначности вопроса лежат отношения между множествами, выражаемые языковыми средствами. Существует множество месяцев, которые, в свою очередь, состоят из множества дней. Количество последних колеблется в пределах от 28 до 31. Вопрос «Какие месяцы имеют 28 дней?» направлен на нижнюю границу этого интервала, он может означать: «Какие месяцы имеют не более, чем 28 дней?» (ответ: «Февраль») или «какие месяцы имеют не менее, чем 28 дней?» (ответ: «Все»). Поскольку человек знает, что один месяц в году выпадает из общего ряда – в нем только 28 дней (не считая високосных годов), то первый ответ (из двух указанных вариантов), который приходит в голову, – это именно «Февраль».

6. Дело в том, что в русском языке корень слова, несущий в себе основную часть его лексического значения, находится обычно в начале слова. Зная корень, легче угадать все слово. А в конце слова располагаются грамматические морфемы (суффиксы и окончания), которые мало что дают для определения лексического значения. Однако это правило верно не для всех случаев. Есть языки (например, суахили в Африке), в которых корень располагается как раз в конце слова, а перед ним размещаются разнообразные морфемы с грамматическим значением.

7. Оба фразеологических выражения – и пуганая ворона, и стреляный воробей – употребляются по отношению к человеку, который прошел через какие-то жизненные испытания, опасности и передряги… Но в результате этих испытаний один человек стал боязливым и осторожным – его-то и называют пуганой вороной, а другой закалился и приобрел опыт; про него говорят: стреляный воробей.

8. Верста – старая русская мера длины, примерно равная километру. В царской России вдоль дорог через каждую версту ставили столбы, раскрашенные косыми полосами. Вот в этом значении и употреблено А.С.  Пушкиным слово верста.

Одне – архаичная форма множественного числа женского рода от слова один в значении ‘только’. Когда-то в русском языке прилагательные, а также другие слова, изменяющиеся по типу прилагательных (некоторые числительные и местоимения), во множественном числе имели разные формы для мужского, женского и среднего рода. Применительно к существительным женского рода следовало говорить одне. Однако уже в XIX в. это правило соблюдалось нестрого, и у того же Пушкина мы встречаем: …Одни лампады Во мраке храма золотят Столпов гранитные громады… Так что в стихотворении «Зимняя дорога» выбор формы одне в значительной степени обусловлен требованиями рифмы.

9. По своему происхождению оба эти слова связаны с названием страны Китай. Название апельсин пришло к нам через голландское слово appelsien из французского pomme de Chine (Sine), что значит ‘яблоко из Китая’. А название ткани крепдешин заимствовано прямо из французского языка: там выражение crepe de Chine означает ‘креп (т.е. прозрачная ткань) из Китая’. И названные в задаче фрукты, и легкая ткань впервые попали в Европу именно из Китая.

10. Задачи такого рода основаны на наличии в нашей памяти некоторых устойчивых последовательностей названий. Это могут быть названия дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг...; или названия натурального ряда чисел: один, два, три, четыре... Их начальные буквы и составляют материал загадки. Другие возможные примеры таких последовательностей – я, ф, м, а… (названия месяцев: январь, февраль, март, апрель…); или к, о, ж, з… (названия цветов солнечного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый…).

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru