ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
В дни школьных каникул с 3 по 10 января нового 2004
г. в дер. Райки в Подмосковье состоялась VI Зимняя
лингвистическая школа. Школа состоялась
благодаря усилиям сотрудников НИИРО (зав.
лабораторией словесности Е.С. Абелюк) и поддержке
Московского департамента образования. На с. 2–9
сегодняшнего номера мы рассказываем, как Школа
проходила.
О Лингвистической школе
Вместо вступления
Идея проведения лингвистических
школ принадлежит М.А. Кронгаузу и Е.В. Муравенко.
История. В июле 1992 года была
организована первая Летняя школа в Дубне. Все
последующие Летние школы (1993, 1995, 1997 годы) также
проводились в Подмосковье, но каждый раз в новом
месте. Однажды школа уже была проведена в зимние
каникулы (январь 1997 года). Однако название
«Летняя школа» стало для ее участников столь
привычным, что и зимнюю все равно именовали
«летней».
Главная задача Лингвистической
школы — познакомить участников с новыми
направлениями гуманитарных наук, создать
условия для самостоятельной творческой
деятельности (пусть и не очень сложной), по
возможности увлечь их этим и, наконец, обеспечить
хороший и веселый отдых. Общение школьников с
учеными не только в учебных аудиториях, но и вне
их создает замечательную интеллектуальную и
духовную атмосферу.
Результаты работы Лингвистической
школы. Она дает участникам возможность
приобщиться к современным достижениям
лингвистики, проверить свои способности и
склонности, определить свои профессиональные
интересы. Большинство участников прежних
Лингвистических школ получили образование в
РГГУ и МГУ. Прошедшие школы стали местом
формирования культурной и научной среды, помогли
образованию прочных связей между учеными,
студентами и школьниками.
Преподавательскому составу VI Зимней
лингвистической школы может позавидовать любой
университет. Перед ребятами выступали известные
ученые, авторы многих книг и учебников.
Е.В. МУРАВЕНКО,
председатель оргкомитета
Лингвистической школы
ПРОГРАММА VI ЗИМНЕЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ
ШКОЛЫ
Лекции и семинары
Абелюк Е.С.
Реминисценции и их значение в
поэтическом тексте (на материале стихотворений
А.Блока и О.Мандельштама).
Значение слова и индивидуальный
поэтический контекст (на материале
стихотворений О.Мандельштама).
Язык мифологических образов в
живописи.
Алпатов В.М. Иероглифы, алфавиты,
графика, орфография.
Бешенкова Е.В. Слитное и
раздельное написание не: правило и практика.
Бурлак С.А. Что мы знаем и чего не
знаем о происхождении человеческого языка.
Гуревич С.Б. Два качества языка:
жадность и щедрость.
Держански И.А.
Иомдин Л.Л. Уроки машинного
перевода для детей и взрослых.
Крейдлин Г.Е. Что такое
невербальная семиотика.
Кронгауз М.А. Что случилось с
русским языком.
Муравенко Е.В.
Что такое самодостаточная
лингвистическая задача.
Игра-конкурс «“Русский медвежонок”
– языкознание для всех» (история конкурса,
особенности задач, типичные ошибки в решении и
неудачи в составлении задач).
Как решать и составлять языковые
головоломки.
Муравенко Е.В. и Шапиро Н.А. Лингвистический
и литературный конкурсы Турнира им.
М.В. Ломоносова.
Рахилина Е.В. Значение
множественности в русском языке.
Тестелец Я.Г. Структура
предложения.
Федорова Л.Л. Методы дешифровки.
Шапиро Н.А. Некоторые приемы
редактирования научных и научно-популярных
текстов.
Шаронов И.А. Так все-таки кофе
мой или моё? (о вариативности в грамматике).
Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской
языковой картины мира.
Круглый стол «Чем нужно
заниматься на уроках русского языка» с участием
главного редактора газеты «Русский язык» Л.А.
Гончар.
И каждый день – олимпиады, конкурсы,
интеллектуальные игры.
|