Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2004

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

В дни школьных каникул с 3 по 10 января нового 2004 г. в дер. Райки в Подмосковье состоялась VI Зимняя лингвистическая школа. Школа состоялась благодаря усилиям сотрудников НИИРО (зав. лабораторией словесности Е.С. Абелюк) и поддержке Московского департамента образования. На с. 2–9 сегодняшнего номера мы рассказываем, как Школа проходила.

О Лингвистической школе

Вместо вступления

Идея проведения лингвистических школ принадлежит М.А. Кронгаузу и Е.В. Муравенко.

История. В июле 1992 года была организована первая Летняя школа в Дубне. Все последующие Летние школы (1993, 1995, 1997 годы) также проводились в Подмосковье, но каждый раз в новом месте. Однажды школа уже была проведена в зимние каникулы (январь 1997 года). Однако название «Летняя школа» стало для ее участников столь привычным, что и зимнюю все равно именовали «летней».

Главная задача Лингвистической школы — познакомить участников с новыми направлениями гуманитарных наук, создать условия для самостоятельной творческой деятельности (пусть и не очень сложной), по возможности увлечь их этим и, наконец, обеспечить хороший и веселый отдых. Общение школьников с учеными не только в учебных аудиториях, но и вне их создает замечательную интеллектуальную и духовную атмосферу.

Результаты работы Лингвистической школы. Она дает участникам возможность приобщиться к современным достижениям лингвистики, проверить свои способности и склонности, определить свои профессиональные интересы. Большинство участников прежних Лингвистических школ получили образование в РГГУ и МГУ. Прошедшие школы стали местом формирования культурной и научной среды, помогли образованию прочных связей между учеными, студентами и школьниками.

Преподавательскому составу VI Зимней лингвистической школы может позавидовать любой университет. Перед ребятами выступали известные ученые, авторы многих книг и учебников.

Е.В. МУРАВЕНКО,
председатель оргкомитета
Лингвистической школы

ПРОГРАММА VI ЗИМНЕЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Лекции и семинары

  • Абелюк Е.С.

    • Реминисценции и их значение в поэтическом тексте (на материале стихотворений А.Блока и О.Мандельштама).

    • Значение слова и индивидуальный поэтический контекст (на материале стихотворений О.Мандельштама).

    • Язык мифологических образов в живописи.

  • Алпатов В.М. Иероглифы, алфавиты, графика, орфография.

  • Бешенкова Е.В. Слитное и раздельное написание не: правило и практика.

  • Бурлак С.А. Что мы знаем и чего не знаем о происхождении человеческого языка.

  • Гуревич С.Б. Два качества языка: жадность и щедрость.

  • Держански И.А.

    • Трите поросенка, или Дружеская встреча с болгарским языком.

    • Школьная лингвистика в Болгарии.

  • Иомдин Л.Л. Уроки машинного перевода для детей и взрослых.

  • Крейдлин Г.Е. Что такое невербальная семиотика.

  • Кронгауз М.А. Что случилось с русским языком.

  • Муравенко Е.В.

    • Что такое самодостаточная лингвистическая задача.

    • Игра-конкурс «“Русский медвежонок” – языкознание для всех» (история конкурса, особенности задач, типичные ошибки в решении и неудачи в составлении задач).

    • Как решать и составлять языковые головоломки.

  • Муравенко Е.В. и Шапиро Н.А. Лингвистический и литературный конкурсы Турнира им. М.В. Ломоносова.

  • Рахилина Е.В. Значение множественности в русском языке.

  • Тестелец Я.Г. Структура предложения.

  • Федорова Л.Л. Методы дешифровки.

  • Шапиро Н.А. Некоторые приемы редактирования научных и научно-популярных текстов.

  • Шаронов И.А. Так все-таки кофе мой или моё? (о вариативности в грамматике).

  • Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира.

  • Круглый стол «Чем нужно заниматься на уроках русского языка» с участием главного редактора газеты «Русский язык» Л.А. Гончар.

  • И каждый день – олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры.

 

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru