ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
И.БУКРИНСКАЯ,
О.КАРМАКОВА
Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3/2004
Графика. Орфография.
Принципы русской орфографии
Компакт-тема № 5

Графика
Всем известно, что существуют две
формы языка – письменная и устная. Любой язык
первоначально существует в устной форме, а на
определенном этапе его развития появляется
письменность. Теория письма делится на две
составляющие – графику и орфографию.
Графикой называется совокупность
начертательных средств того или иного письма.
Она включает не только буквы, но и знаки
препинания, ударения, дефис, апостроф, знак
параграфа, пробелы, а также различные шрифтовые
выделения (жирный шрифт, курсив, подчеркивания).
Графика устанавливает определенные
соответствия между звуками и буквами. Буквы –
это те знаки, которые мы пишем и читаем. Звуки
мы произносим и слышим.
Совокупность букв, расположенных в
определенном порядке, называется алфавитом.
Слово алфавит происходит от названия
греческих букв альфа и бета (в
новогреческом вторая буква именуется вита).
Ему соответствует русское слово азбука,
образованное от названия двух первых букв
славянского алфавита – азъ и буки.
Гласных звуков в русском языке 6, а букв
10; согласных звуков – 36, букв – 21, две буквы – ъ
и ь – не обозначают звуков.
Первую славянскую азбуку создали в 863
(или 855) году греки Кирилл и его брат Мефодий
(«первоучители славянские»). Многие
исследователи полагают, что это была глаголица
(от старославянского глаголъ ‘речь’) –
азбука, внешне напоминавшая греческую скоропись.
А современный русский алфавит
восходит к другой древней славянской азбуке –
кириллице, которую составили ученики братьев на
основе греческого (византийского)
торжественного письма. Для передачи звуков,
которых не было в греческом, они ввели новые
буквы. Многие буквы кириллицы обозначали также
числа, например: а (азъ) – 1, д
(добро) – 4.
Йотированные гласные буквы
Среди гласных есть четыре буквы: е
[jэ], ё [jо], ю [jу], я [jа], –
которые называются йотированными, так как могут
обозначать сразу два звука, в том числе звук йот
– j. Два звука эти буквы обозначают не всегда, а
лишь в трех позициях:
1) в начале слова: ель [jэл’], ёлка [jолка],
юла [jула], яма [jама];
2) после гласной: поел [паjэл], моё [маjо],
рою [роjу], мая [маjа];
3) после разделительных ъ и ь
знаков: разъезд [разjэст], подъём [падjом], вьюга
[в’jуга], обезьяна [абиз’jана].
Упражнения
1. В каких словах количество букв и
количество звуков не совпадает?
1) Объем; 2) приём; 3) вьёт; 4) веет; 5) шьют;
6) поют; 7) сеял; 8) изъян.
(Ответ: 2, 4, 6, 7.)
2. Определите: в каких словах больше
звуков, чем букв?
1) Яблоко; 2) приятный; 3) субъект; 4) поэт; 5)
поёт; 6) люстра.
(Ответ: 1, 2, 5.)
3. Определите: в каких словах число
звуков и букв совпадает?
1) Соя; 2) актёр; 3) ясный; 4) пьедестал;
5) сюжет; 6) юбка.
(Ответ: 2, 4, 5.)
Обозначение мягкости согласных на
письме
Твердые и мягкие согласные звуки в
русском языке на письме передаются одними и теми
же буквами. Значит, должен существовать способ
показа твердости – мягкости согласного звука.
Йотированные гласные е, ё, ю, я, а также и: лук
[лук], люк [л’ук], мал [мал], мял [м’ал],
мыл [мыл], мил [м’ил] – после согласного
обозначают мягкость предшествующего согласного
и соответствующий гласный.
Когда надо обозначить мягкость
согласного не перед гласным, а на конце слова или
перед последующим согласным, используется
мягкий знак – ь: мел – мель, кон –
конь, вес – весь; серьга, больной, весьма.
Во многих пособиях приводится
неверная формулировка функции йотированных
гласных: там написано, что они смягчают
предшествующий согласный. Желательно дать
ученикам четкое представление о том, что буквы –
это знаки, которые являются сигналами мягкости
предшествующего согласного, а не причиной, эту
мягкость вызывающей.
Орфография
Орфография (от греч. orthos
‘правильно’ и graphо ‘пишу’) – это исторически
сложившаяся система правил, устанавливающих
написания слов. В школьной практике мы часто
пользуемся термином орфограмма (от греч. orthos
‘правильно’ и gramma ‘буква’), им обозначают
написания, определяемые правилами орфографии.
Теория русской орфографии начала
складываться еще в XVIII в. Большой вклад в ее
становление внесли В.К. Тредиаковский, М.В.
Ломоносов, Я.К. Грот, Ф.Ф. Фортунатов.
Современная русская орфография
основывается на Своде правил, опубликованном в
1956 г. Правила русского языка отражены в
грамматиках русского языка и орфографических
словарях. Для школьников выходят специальные
школьные орфографические словари.
Язык меняется, поскольку меняется
общество. Появляется много новых слов и
выражений, своих и заимствованных. Правила
написания новых слов устанавливаются
Орфографической комиссией и фиксируются
орфографическими словарями. Самый полный
современный орфографический словарь составлен
под редакцией ученого-орфографиста Владимира
Владимировича Лопатина (М., 2000).
Принципы русской орфографии
Основной принцип русской орфографии –
морфемный, в некоторых пособиях он
называется морфологическим. Суть его
заключается в том, что каждая морфема пишется единообразно
вне зависимости от произношения. На этом
принципе основаны следующие правила:
правописание безударных гласных в корне,
правописание звонких и глухих согласных в корне,
правописание большинства приставок и суффиксов.
Когда выбор буквы нельзя проверить
сильной позицией, так как такой нет в современном
языке, слово пишется в соответствии с традицией,
и его написание определяется по словарю. В этих
случаях проявляется традиционный принцип
русской орфографии. На нем базируются такие
правила: правописание непроверяемых и
чередующихся гласных и согласных в корне,
правописание гласных после шипящих и ц,
употребление ь после шипящих, слитное и
раздельное правописание наречий, наречных
сочетаний и некоторых предлогов, правописание
окончания прилагательных мужского рода р.п. ед. ч.
-ого и др.
Фонетический принцип заключается
в том, что написание соответствует произношению;
правил, которые основываются на указанном
принципе, немного: правописание приставок на з/с
, а также гласной в приставке раз-/роз-, правописание
и/ы в корне после приставок на согласный.
Кроме того, орфография устанавливает
правила слитного, раздельного и дефисного
написания, переноса слов, а также употребления
прописных и строчных букв.
Упражнения
1. Укажите слова, в которых гласный
пишется в соответствии с традиционным принципом
русской орфографии:
1) ложка; 2) чашка; 3) кружка; 4) шишка; 5)
книжка; 6) игрушка.
(Подсказка: ч – всегда мягкий
согласный в русском языке, ш – всегда
твердый; ответ: 2, 4.)
1) трава; 2) бетон; 3) заслон; 4) батон;
5) вагон; 6) выгон.
(Ответ: 2, 4, 5.)
2. Укажите слова, написание которых
опирается на фонетический принцип русской
орфографии:
1) бездарный; 2) отважный; 3) бесплодный; 4)
подходящий; 5) отсталый; 6) подробный.
(Ответ: 1, 3.)
1) предыстория; 2) розыгрыш; 3)
представитель; 4) расписание; 5) заигрывать; 6)
расписка.
(Ответ: 1, 2, 4, 6.)
3. Укажите слова, написание которых
опирается на морфемный принцип русской
орфографии:
1) умирать; 2) миролюбивый; 3) разыгрывать;
4) подбор.
(Ответ: 2, 4.)
4. Найдите в предложении такие слова,
где буква т означает звук [д].
Мы повернули от дороги к избушке
лесника, где надеялись отдохнуть и согреться.
(Ответ: о[д]дороги, о[д]дохнуть.)
|