ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ
Р.Д. ЩЕРБАТОВА,
гимназия № 1567,
г. Москва
Каким может быть урок русского языка?
«Грязная речь», как письменная, так и устная,
звучащая с экрана телевизора, пугающая при
взгляде на газетную страницу, подчас чудовищная
в компьютерных сайтах, – не результат ли это
общего отношения к «великому, могучему и
свободному», к тому, наконец, языку, на котором мы
говорим и думаем?! Возможно ли решить эту
проблему на школьных уроках русского языка?.. По
крайней мере закрывать на нее глаза мы не имеем
права!
Урок русского языка важен не только и
не столько отработкой знаний, умений и
навыков – он должен быть интересным и
проблемным для ребенка, развивающим его
способности. Тогда и наше представление о
ребенке становится полнее. Может быть, и в самом
деле не стоит идти на урок, если он не обещает
быть интересным прежде всего самому учителю.
Творческие задания, стимулирующие у
детей желание выразить себя, – основа личностно
ориентированного обучения, подразумевающего
индивидуальный подход, знание возрастной
психологии ребенка. Они особенно полезны и
уместны в 5–7-х классах (разумеется, творческие
работы нельзя исключать и в старших классах, но
они будут несколько иного плана), когда дети еще
не боятся искренне говорить о самом разном, не
боятся фантазировать и делиться своими
маленькими победами с другими.
Творческие работы мы всегда читаем
вслух. Иногда даже не успеваешь спросить, хочет
ли кто-нибудь прочитать свою работу. Юные авторы
уже напоминают в начале урока: «Можно, я первый
буду читать?» – с радостью представляют на суд
товарищей свои сочинения. Не стоит бояться
резкой критики одноклассников – дети находят
правильную интонацию, а кроме того, последнее
слово все равно будет за учителем. Зато верно
сделанные замечания полезны и автору, и самому
критику. Оценку за сочинение учащийся получит
уже потом – когда исправит (или не исправит) свое
сочинение в соответствии с высказанными
замечаниями.
Небесполезно давать детям творческие
задания в виде мини-сочинений, связанных с
какими-нибудь грамматическими или
пунктуационными правилами, при этом обязательно
формулируя тему. Именно трудность выбора темы
отпугивает от творческой работы. Объявленная
тема должна быть интересной. Учитель сразу
поймет, задевает ли она ребят или оставляет их
равнодушными. Записывая домашнее задание, ребята
оживляются, перешептываются – пятиклашкам и
шестиклашкам хочется сразу поделиться друг с
другом возникшими идеями.
Другая сторона работы – тесная связь
уроков русского языка с уроками литературы. Она
не ограничивается только разбором предложений,
отобранных учителем для урока русского языка из
изучаемых произведений. Кстати, лучше не
составлять предложения самому. Слишком велико
желание учителя изобрести конструкции типа Прелестная
искусница осень в желтой юбчонке пробирается по
блистающему ковру разноцветных листьев, куда
можно «запихать» побольше орфограмм. Обратимся к
безупречным в стилистическом отношении текстам
русских поэтов и писателей. В основе такого
текста может лежать какая-нибудь языковая,
этическая или даже житейская проблема. И детям
захочется во время дискуссии тоже обсудить ее с
вами...
Очень часто в качестве домашнего
задания я прошу детей найти примеры изученного
на уроке русского языка грамматического
материала в художественной литературе, отсылая к
конкретным произведениям или просто называя
автора. И как ни удивительно, нередко слышишь: «Я
вчера предложения выписывал из Гоголя и
зачитался!». Подобные задания, кстати, можно
давать и в старших классах, когда анализ
лексических и стилистических особенностей
предложения приводит к разговору о стилистике
изучаемого произведения и является весьма
серьезным подспорьем для уроков литературы.
Основа грамотной речи – внимательное
отношение к слову. К сожалению, нередко
приходится убеждаться, что язык наших учеников
очень ограничен и крайне беден. Попросите детей
найти однокоренные слова к какому-нибудь слову,
или антоним, или (что еще хуже) синоним.
Очень важно умение работать со
всевозможными словарями – энциклопедическими,
толковыми, орфографическими. И на уроках
литературы, и на уроках русского языка я всегда
останавливаю детей, когда они употребляют совсем
не понятные или не совсем понятые слова. Советую:
если не успели выяснить значение слова дома,
возьмите перед уроком нужный словарь с полки в
кабинете и справьтесь о значении непонятного
слова, где бы оно ни встретилось – в учебнике или
в художественном тексте. Да я и сама всегда
готова помочь, но только с условием: ребята
должны найти непонятное слово раньше, чем я, и
попытаться, подобно кладоискателям, отыскать в
словарях его значение. Дети часто обращаются к
словарю Даля, когда нужно объяснить устаревшие
слова.
Мне кажется ошибкой, когда учителя
запрещают пользоваться орфографическим
словарем на уроке, – это, мол, все равно что
пользоваться калькулятором на уроке математики.
Да нет же! Если у ребенка (особенно пяти-,
шестиклассника) появилась потребность
посмотреть в орфографический словарь, это само
по себе уже хорошо. Большинство ошибок возникает
именно оттого, что этой потребности нет. Ученики
самых разных классов делают ошибки вовсе не
потому, что не знают правил, гораздо чаще потому,
что «не видят» ошибку, не чувствуют «опасности» в
слове, не обращают внимания на то, что пишут. Я
нередко даю задания по орфографическому словарю:
найдите примеры, иллюстрирующие изучаемые
правила. Навык работы со словарем очень важен.
Конечно, я не призываю класть рядом с ребенком
орфографический словарь, например, на словарном
диктанте, но работа со словарными словами должна
предполагать не только выучивание их по книге, но
и работу над ними в классе – с проговариванием,
включением в контекст, неоднократным
прописыванием.
Важнейшие разделы курса русского
языка, помогающие развивать речь, – морфемика и
словообразование. Разбирая слово, анализируя, от
чего и с помощью чего оно образовано, ученик
определяет значение морфем именно при сравнении
с другими словами языка (обладающими теми же
морфемами) и одновременно находит место этого
слова в соответствующем словообразовательном
процессе.
Хотелось бы представить примеры
заданий, которые я даю на уроках русского языка
(с. 25); творческие работы учащихся 5–7-х классов –
своеобразный итог систематической работы по
лексике и стилистике, а также дидактические
материалы по некоторым разделам курса, которые
подобрали ученики.
Краски осени
Осень –
очень красивое время года. Все деревья
окрашиваются в разные цвета. Первая в свой
осенний желтый наряд одевается липа. Затем
наряжаются клены. Они становятся красными или
желтыми. Береза приобретает золотой цвет, а
осина – красный. Самым последним одевается
дуб в свои бронзовые доспехи.
Осенью поспевает рябина. Ее красные
грозди висят, как сережки. На кустах
снежноягодника появляются белые ягоды, которые
громко хлопают, когда на них наступишь. Кусты
бересклета летом невзрачные, а к осени на них
появляются ярко-оранжевые ягоды с черным
глазком. Над каждой ягодой четыре розовых
лепестка.
Осенью овощи и фрукты самых
разнообразных цветов появляются на рынках и на
уличных лотках. Морковь оранжевая, помидоры и
яблоки красные, огурцы зеленые, баклажаны и сливы
фиолетовые. Все цвета не перечислить. Я очень
люблю осень.
Юля Бойкова, 5-й класс
Каким бывает снег
Поздней
осенью выпадает первый снег. Все радуются ему. В
этом году первый снег был недолго, всего
полмесяца. Но я за это время уже успела
покататься на санках. Иногда зимой снег бывает
пушистый-пушистый. Этот снег очень красиво
переливается на солнце. Очень хорошо зимой, гуляя
в лесу, смотреть, как красиво снег лег на ветки
деревьев. На полях при свете луны снег кажется
серебристым, он мерцает и искрится при ее сиянии.
Когда бывает вьюга, снег валит большими хлопьями,
тогда по улице приходится идти, полуприкрыв
глаза. Иногда зимой бывает оттепель. Снег
становится липким, и из него очень хорошо лепить
снеговиков. Если после оттепели начинаются
сильные морозы, то на снегу появляется наст, и
если он крепкий, то по нему можно ходить. Весной
снег начинает таять и становится грязным, и
хочется, чтобы он поскорее растаял. Мне очень
интересно, выпадет ли снег на этот Новый год,
потому что без снега это только полупраздник.
Оля Гвоздяр, 5-й класс
Что больше всего меня поразило в
Третьяковской галерее
Недавно
мы всем классом ходили в Третьяковскую галерею.
Нас хотели познакомить с искусством Древней
Руси. Когда мы вошли в здание музея, первое, что
нас поразило, это белая мраморная лестница. Она
была красивая и торжественная. Все сразу стали
вести себя тише. Оставив пальто и куртки в
раздевалке, мы вошли в первый зал. Но там не
остановились и сразу прошли во второй, где на
стенах висели иконы. Там нас встретила
экскурсовод. Она была очень приятной и
приветливой и сразу нам понравилась. Экскурсовод
стала рассказывать про иконы. Меня поразило, что
у каждой иконы есть своя история. Ни одной
похожей истории я не услышала. Еще меня поразило,
что золотую краску делали из настоящего золота.
На иконах люди не такие, как в настоящей жизни или
на других картинах. Люди на иконах симметричные и
выглядят плоскими. Когда я глядела на иконы, я все
время думала: «Почему на них так мало голубой и
синей краски?». Нам рассказали, что голубую и
синюю краску получали из полудрагоценного камня
лазурита. Его растирали в порошок, добавляя
связующие, а потом наносили на икону. Такого
камня на Руси было очень мало. Его привозили
купцы из дальних стран и продавали очень дорого.
Поэтому чем богаче был город, в котором делали
икону, тем больше на ней было синего и голубого
цветов. Мы не заметили, как закончилась
экскурсия. Мне очень хотелось прийти в музей еще
раз. Я думала, что я одна хочу вернуться, но
оказалось, что весь класс хотел бы посетить
Третьяковскую галерею еще раз.
Оля Арбузова, 6-й класс
Самое загадочное здание Москвы
Самое загадочное для меня здание – это
Большой театр. Особенно он красив и торжествен
вечером, когда включаются тысячи разнообразных
огней. Огни отражаются в мощно бьющих струях
фонтана, находящегося в сквере возле Большого
театра. А сверху смотрит пронизывающим взглядом
алебастровый Аполлон, стоящий одной ногой в
алебастровой колеснице, запряженной четверкой
лошадей. Они рвутся вперед, и кажется, что вот-вот
спрыгнут и помчатся по скверу, но Аполлон их
удерживает. Освещенные колонны загадочно
застыли и выглядят как мраморные деревья. По
вечерам у Большого театра всегда бывает много
народу, и кажется, что эти люди идут в греческий
храм солнечного бога, взирающего на них с высоты.
Это здание наполняет душу какой-то
непонятной радостью. Я считаю, что Большой театр
– это герой России, Москвы, вынесший и пожар, и
войну. Я думаю, что это здание будет стоять века.
Оно, как дворец императора, украшает нашу
столицу. Колонны загадочно освещаются вечером,
выделяясь на фоне ярких афиш. И вот именно
Большой театр манит к себе любого любящего
Москву человека.
Наташа Камарницкая, 7-й класс
Дидактический материал подобрали
ученики
Сложные предложения. Правописание
частиц не и ни
1. Отчужденный несчастьем своим от
общества людей, он вырос немой и могучий, как
дерево растет на плодородной земле. (И.Тургенев)
2. Толпа разошлась, исключая немногих
любопытных мальчишек, а Гаврила вернулся домой и
через Любовь Любимовну велел доложить барыне,
что все исполнено, а сам на всякий случай послал
форейтора к хожалому. (И.Тургенев)
3. Она была в духе, смеялась и шутила;
приживалки смеялись и шутили тоже, но особой
радости они не чувствовали: в доме не очень-то
любили, когда на барыню находил веселый час,
потому что, во-первых, она тогда требовала от всех
немедленного и полного сочувствия и сердилась,
если у кого-нибудь лицо не сияло удовольствием, а
во-вторых, эти вспышки у ней продолжались недолго
и обыкновенно заменялись мрачным и кислым
расположением духа. (И.Тургенев)
4. Егорушка снял шляпу и не сказал ни
слова, но уже не понимал вкуса каши и не слышал,
как вступились за него Пантелей и Вася. (А.Чехов)
5. Но как он ни старался вообразить себя
самого в темной могиле, вдали от дома, брошенным,
беспомощным и мертвым, это не удавалось ему;
лично для себя он не допускал возможности
умереть и чувствовал, что никогда не умрет. (А.Чехов)
6. Ветер со свистом понесся по степи,
беспорядочно закружился и поднял с травою такой
шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни
скрипа колес. (А.Чехов)
7. Они начинали свою работу с того, что
сочиняли короткий, но доходчивый текст, который
специально обученные рисовальщики большими
буквами, как правило, красной краской писали на
видных местах. (В.Тарновский)
8. Все желающие могли прийти туда, где
пировали те, для кого завтрашний день мог стать
последним в жизни. (В.Тарновский)
9. О жизни самих этрусков в памяти
потомков сохранились лишь самые скудные
сведения, их города были разрушены римлянами в
долгих, ожесточенных войнах. (В.Тарновский)
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА
Задание 1. Подберите как можно
больше слов с данными корнями (в том числе
исторически родственных).
кол- (колесо) – колея,
околесица, околица, колесница;
кал- (калить) – накал,
раскаленный, закалка, прокалить;
тих(ш)- (тихий) – тишина,
стихнуть, тихоня, притихнуть, потихоньку;
тех(ш)- (тешить) – потеха,
утешать, тешиться, потешник, потешный.
Задание 2. Сгруппируйте
однокоренные слова; запишите их в разные
столбики.
1) Подавить, удовольствие, вдоволь,
предавать (друга), придавать (значение),
задаваться, удав, довольный, сдаваться, сдавить,
продавец.
2) Развить, развивать, веять, веер,
обвевать ветерком, обвивать лентой, извилина.
3) Промахнулся, мохнатый, размах,
маховик (механизм), мох, моховик (гриб), моховой,
маховой, отмашка.
4) Ком, камень, окаменелый, комок,
комкать, каменистый, комочек, камушек, каменный,
окаменеть, скомкать.
5) Грамматика, грамота,
грамматический, программа, безграмотный,
программировать, разгромить, громкий, огромный,
грамотей.
Задание 3. Подберите к данным
словам как можно больше однокоренных слов с
приставками; запишите все родственные слова в
алфавитном порядке.
1) Мирить – замириться, помирить,
примирить, перемирие, смирить(ся).
Мерить – безмерный, замерить,
измерить, намерить, обмерить, отмерить,
перемерить, померить, размер, умеренный,
чрезмерный.
2) Валить – ввалиться, взвалить,
навалить, обвал, обвалить, привал, привалить,
подвал.
Воля – вызволить, изволить,
неволить, позволить, подневольный, приволье.
Задание 4 (по лексике).
Рассматриваем букет осенних цветов, называем их
цвета и подбираем синонимы, обозначающие оттенки
цветов.
Красный – алый, багряный,
пурпурный, пунцовый, бордовый, малиновый,
брусничный.
Желтый – золотой, лимонный, солнечный,
медный, медовый, охристый.
Оранжевый – терракотовый, кирпичный,
огненный.
Зеленый – болотный, изумрудный, салатовый,
фисташковый, бутылочный.
Синий – небесный, лазурный, аквамариновый,
голубой.
Лиловый – фиолетовый, сиреневый.
Коричневый – бурый.
Серый – свинцовый.
|