Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №7/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

О.М. ЧУПАШЕВА,
г. Мурманск


Изучаем безличные предложения

Односоставные безличные предложения вызывают затруднения и у школьников, и у студентов. Причины кроются прежде всего в разнообразии их грамматической формы и многообразии значений. Представляется целесообразным, анализируя безличные предложения, сосредоточить внимание на степени устранения субъекта в разных типах данных конструкций, на синонимии их с двусоставными предложениями и – одновременно – на отграничении их от последних, на сопоставлении разновидностей безличных предложений, на особом месте инфинитивных предложений по отношению к безличным.
Изучение безличных предложений можно вести различными путями – от освоения теории к анализу конкретного материала или от анализа языковых фактов к их обобщению. Предлагаемые материалы помогут учителю обновить систему упражнений, конкретный дидактический материал, а в случае необходимости составить свои упражнения – тренировочные и контрольные – на основе предлагаемых.

Задание 1. Распределите предложения по двум группам: а) с безличными глаголами, б) с личными глаголами в безличном употреблении. Ответ аргументируйте.

1) Еще в сенях его обожгло свежим холодом. (В.Смирнов) 2) Пахнет елками и снегом. (Н.Рубцов) 3) Вот смерклось. Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять. (М.Лермонтов) 4) Друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого. (Н.Рубцов) 5) В воздухе посвистывало и выло. (Г.Павленко) 6) Она поглядела, – на крыльце лежал сверток, в свертке пищало. (В.Панова) 7) Веет древней гордою печалью от развалин скорбных деревень. (Ю.Друнина) 8) Мне не хватает нежности твоей, тебе моей заботы не хватает. (С.Щипачев) 9) Что [= почему] так Снегурочку тянуло к тому высокому огню? (Б.Ахмадулина) 10) Зовется Тошкой пес. Ах, Тошка, ты понимаешь все. Ответь, что так мне совестно и тошно сидеть и на тебя глядеть? (Б.Ахмадулина) 11) Вдруг облаком тебя покроет... (Б.Ахмадулина) 12) Темнеет в полночь и светает вскоре. (Б.Ахмадулина) 13) Но рассвело. Свет боле не иском. (Б.Ахмадулина) 14) Яблок на сосне не бывает. (Пословица) 15) Древностью повеет вдруг из дома. (Н.Рубцов)

Задание 2. Сравните предложения из задания 1 с предложениями, содержащими глаголы в 3-м лице настоящего времени в загадках. Можно ли считать эти предложения безличными? Почему?

1) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок) 2) Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет – тогда заревет. (Снег) 3) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. (Лед) 4) Ночью ходит, а днем спит. (Месяц) 5) К вечеру умирает, поутру оживает. (День)

Задание 3. Устраните из приведенных ниже предложений подлежащее, где это возможно. Как изменился тип предложений по грамматическому составу?

1) Всю ночь что-то скребло, гудело. 2) Справа что-то громко стучало. 3) Забурлило и заклокотало что-то внутри парохода. 4) Все кругом было пустынно. 5) Тихо было все на небе и на земле. (М.Лермонтов)

Задание 4. Установите способ выражения реального деятеля в предложениях. Какими синонимичными конструкциями можно заменить данные предложения?

1) Мне в эту пору думается, пишется, ходится и дышится вольно. 2) Лужи затянуло сизым ледком. (М.Шолохов) 3) Пахнуло полынным теплым ветерком с юга. (М.Шолохов) 4) В передней низкой комнате никого не было. (М.Шолохов) 5) Ни одного звука не доносилось из здания. 6) Ни единого огня не зажглось в сумрачных громадах домов. (К.Паустовский) 7) У новой хозяйки и ее дочери контакта с Ромкой не получилось. (Ю.Нагибин) 8) По вечерам во всем городе ни в одном окне не светилось огня. (А.Куприн) 9) Ему хотелось побыстрее вернуться домой.

Задание 5. Составьте с данными глаголами двусоставные предложения, подберите к этим предложениям синонимичные односоставные. К какому типу они относятся? Могут ли глаголы, употребленные в односоставных предложениях, использоваться в двусоставных предложениях?

Образец. Сидеть. Ребенок не сидит на месте. – Ребенку не сидится на месте.

Сидеть, гулять, есть, мечтать, петь, читать, лежать, думать.

Задание 6. Определите способ выражения сказуемых в безличных предложениях. К какому типу относятся такие сказуемые?

1) В горнице моей светло. (Н.Рубцов) 2) Нам с тобой не будет одиноко. (Н.Рубцов) 3) Там фантастично тихо в темноте, Там одиноко, боязно и сыро. (Н.Рубцов) 4) Мне хорошо в моей пустыне, Не страшно мне, когда темно. (Н.Рубцов) 5) Мне было холодно, Мне было голодно... (Б.Слуцкий)

Задание 7. Из приведенных ниже предложений выпишите безличные. Сравните их с безличными предложениями из задания № 6. Чем различаются их сказуемые?

1) Сказано – сделано. (Пословица) 2) Писано черным по белому. (Пословица) 3) С утра небо было затянуто тяжелыми свинцовыми тучами. (Г.Павленко) 4) И брито, и стрижено. (Пословица) 5) Как много прожито на свете. (К.Ваншенкин) 6) Никто не забыт, ничто не забыто. 7) Я долго пытался дозвониться до родителей, но все время было занято. (Г.Павленко) 8) В доме было вымыто. 9) Документов при нем не найдено. (Из газеты) 10) Окно было отворено настежь. 11) Горячее молоко было перелито в чашки. 12) Голос Татьяны звучал невнятно, поэтому ее часто переспрашивали. (Г.Павленко) 13) Не сказано лишнего слова, наружу не вылито слез. (Н.Некрасов) 14) Птиц в саду не было слышно.

Задание 8. В чем своеобразие сказуемых данных предложений? Какое значение имеют эти предложения?

1) Поутру снега словно не бывало. (В.Максимов) 2) Нет цели у природы [, есть теченье...]. (Ю.Мориц) 3) Не было ни памяти, ни тревоги... (Д.Гранин) 4) Нет ничего страшнее, оскорбительнее и тоскливее пошлости. (А.Чехов) 5) Нет надежней медицины, чем природная среда! (Л.Филатов) 6) Никому не было дела до моего детства... (Д.Гранин)

Задание 9. С каждым из данных слов составьте по два предложения – односоставное безличное и двусоставное.

Образец. Пора. Мне пора домой. Наступила удивительная пора – золотая осень.

Пора, лень, охота, время.

Найдите грамматические основы. В позиции каких членов предложения находятся данные слова в каждом предложении?

Задание 10. С каким словом связан инфинитив в следующих безличных предложениях и каким типом связи? Какую функцию в предложении он выполняет?

1) В увлекательной книжке, обращенной к детям, ученому удалось выразить очень глубокие идеи. (Из газеты) 2) Однажды мне пришлось наблюдать ледоход. 3) Не стоило ни о чем беспокоиться.

Составьте четыре аналогичных предложения.

Задание 11. С каким словом связан инфинитив в следующих безличных предложениях и каким типом связи? Какую функцию в предложении он выполняет? Чем отличаются сказуемые этих предложений от сказуемых предложений в задании № 10?

1) Не зная типов бесконечности, бесполезно и говорить о единстве бесконечного и конечного. (А.Лосев) 2) Мне было трудно жить – от беды. (Б.Слуцкий) 3) Чтобы дело делать, не нужно сначала строить теорию этого делания дела. (А.Лосев) 4) Мне легче вспоминать у этого ручья... (Ю.Мориц) 5) Тут опоздать ни на секунду невозможно! (Ю.Мориц) 6) С поэтами надо говорить о жизни. (Из газеты)

Задание 12. Распределите предложения по двум группам – с зависимым и независимым инфинитивом (если предложение входит в состав сложного, то выпишите только эту часть). Как рассматриваются предложения с независимым инфинитивом в грамматике?

1) Нужно совершенствоваться. Любой характер можно изменить. Терпение, способности, даже физическую силу – все можно выработать в себе, если по-настоящему захотеть, если не давать себе поблажек. (М.Фрунзе) 2) Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость. (Д.Писарев) 3) Невозможно одновременно любить кататься и любить саночки возить. (Из газеты) 4) Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что разъединяет его с людьми, а то, что соединяет его с ними. (Л.Толстой) 5) Чтобы понять себя, чтобы осознать главное в жизни и в человеке, особенно молодым ребятам, надо работать над собой, уметь чувствовать. (Из газеты)

Задание 13. Составьте инфинитивные и безличные предложения с данными глаголами.

Смотреть, бороться, делать, прилететь, представить, явиться, попасть, живописать.

Задание 14. Проанализируйте главные части сложноподчиненных предложений. Являются ли они односоставными безличными? (При выполнении задания установите, какую синтаксическую позицию занимает придаточная часть.)

1) Мне нравится, что вы больны не мной. (М.Цветаева) 2) Софья Андреевна бушевала. Возможно, что она прочитала в дневнике Льва Николаевича запись от 22 июля: «Писал в лесу». (М.Булгаков) 3) Поразительно, что мы не встретились раньше. 4) Тогда впервые мелькнуло, что пора думать о будущем. (Г.Павленко) 5) Известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. (Из газеты)

Задание 15. Выпишите безличные и инфинитивные предложения. Какова их грамматическая форма (способ выражения сказуемого)? Какое значение они имеют? К какому типу по грамматической основе относятся остальные предложения?

1) И тихо, и ясно, И пахнет сиренью... (К.Медвецкий)

2) Мне пришлось выслушать ваше мнение.

3) Ваше мнение мне пришлось по душе.

4) Не умереть после смерти сумейте! (Л.Филатов)

5) Правдивость, дети, нам нужна
Не только в честном слове.
Правдивость надобно беречь,
Как берегут здоровье.

(И.Сельвинский)

6) День настал,
И вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый-белый...
Отчего же так темно?

(В.Берестов)

7) Сегодня мне снилось что-то непонятное. 8) В полнолунье труднее дышится, слаще пишется... (Ю.Мориц) 9) Ведь как хорошо, как хорошо устроена великая природа! (В.Дудинцев) 10) Мне как раз сейчас не хватало улыбки... (Д.Гранин) 11) Нигде нельзя так хорошо заблудиться, как здесь [в Киото]. (Д.Гранин)

12) Не грустите, братцы, – надо драться!
За работу, братцы, надо браться.

(Л.Филатов)

13) У меня нечего было взять. (Д.Гранин) 14) Стоит человеку заблудиться – и сразу все исчезнет из памяти. (Д.Гранин) 15) Все справедливо, никаких обид. (Л.Филатов) 16) Башни не оказалось никакой. Оказался дом с террасой... (М.Цветаева)

17) Мчатся кони что есть силы
Вдоль селений и столиц –
Нет шлагбаума в России,
Чтобы их остановить!

(Л.Филатов)

Задание 16. Сделайте полный синтаксический разбор безличных и инфинитивных предложений из текста.

В дороге можно испытывать тоску не только по тому, что оставил позади себя, но и по тому, чего остро недостает сейчас (по морю – в пустыне, по земле – в море). Серьезная вещь – дорожная тоска... Если ее не утолить вовремя, можно и заболеть. А дилижанс наш едет теперь на север. Медленно-медленно мы въезжаем в ворота города Брюгге. Пустынно и сумрачно. Осень, поздний час. Островерхие дома, извилистые улицы, тусклые огни в окнах.

(Е.Богат)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru