НАША ПОЧТА
О пользе интегрированных уроков
Уважаемая редакция!
Прочитала в газете «Русский язык» (№ 42/2003) материал
М.А. Богомоловой и ее размышления об
интегрированном уроке и решила вам написать (тем
более что могу теперь считать себя одним из
авторов любимой газеты: в № 40/2003 есть и
моя публикация).
Мне как учителю русского языка,
литературы и мировой художественной культуры
близка позиция журнала «Искусство в школе»:
учителя, преподающие литературу, музыку,
изобразительное искуство, мировую
художественную культуру, просто «обречены» на
интеграцию.
Читателям «Русского языка»,
интересующимся проблемами интеграции,
рекомендую прочитать журнал «Искусство в школе»
№ 4/2001, целиком посвященный этой теме.
Я согласна с редакцией журнала, что
«находить общее в разных искусствах, прочитать
что-то о музыке и извлечь пользу для преподавания
изобразительного искусства или литературы – это
могут только очень немногие, так называемые
«продвинутые» учителя...… Учитель, понимающий
«другие» искусства, несравненно лучше преподает
«свое» («Искусство в школе» № 4/2003).
Мною накоплен уже большой опыт
проведения интегрированных уроков, которые, как
пишет М.А. Богомолова, «дают возможность
вырваться за рамки одной учебной дисциплины,
наглядно, в действии показать, как все в мире
взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию
изучения своего предмета». Один из них, «Образ
преподобного Сергия Радонежского в литературе и
изобразительном искусстве», опубликован в
газете «Литература»
№ 1/2004.
Перед началом изучения темы «Культура
Древней Греции» я объявила мини-конкурс знатоков
греческого и латинского языков, чем вызвала
удивление детей («Мы не знаем этих языков!»). В
итоге дети еще раз убедились в том, что в русском
языке много слов из греческого и латинского
языков. Новая тема стала ближе, понятнее («Русский язык» №
31/2003).
В качестве домашнего задания желающим
можно дать кроссворд «Культурное наследие
античного мира» («Русский
язык» № 6/2002).
При изучении темы «Русская культура
XVIII века» как не предложить ученикам кроссворд
«Медный всадник в русской поэзии XVII–XVIII веков»
(тем более что недавно отмечался юбилей
Петербурга, символом которого стал памятник
Петру I, созданный Фальконе), опубликованный в № 38/2003.
На уроках мировой художественной
культуры я постоянно провожу словарную работу с
терминами, и мои ученики, хочется надеяться, не
напишут вместо «римское барокко» «римская
бородка». Но материал, опубликованный в «Русском
языке» (№ 41/2003. С. 15), «Диктант со словарем, или
Эффект оптической иллюзии», навел на размышления
и будет использован в работе так же, как
публикация В.Царик «Мифологические мотивы в
поэзии Афанасия Фета» («Русский язык» №
26/2001).
Газета «Русский язык» (№ 47/1998. С. 5–12), в
которой напечатаны «Искусствоведческие тексты
для изложений» по книге А.Бенуа «История русской
живописи в XIX веке», тоже постоянно на моем
рабочем столе. Игра «Фразеологический зверинец»
(«Русский язык»
№31/2002) подсказала, как можно организовать игру
по фразеологизмам из древнегреческой мифологии.
Я могла бы привести еще много примеров
того, как газета «Русский язык» помогает мне в
преподавании мировой художественной культуры,
но в заключение скажу, что каждый номер газеты –
это маленький праздник.
С уважением,
РОЖАНОВСКАЯ Нина Ивановна,
учитель гимназии № 24 города Томска
|