Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №9/2004

Я ИДУ НА УРОК

Е.В. ЗЕМЛЯНСКАЯ,
г. Нижний Новгород


Сценарий урока по теме «Разговорный стиль (по письмам А.С. Пушкина)»

9-й класс

Оборудование:

1. Портрет А.С. Пушкина (работы В.А. Тропинина).
2. Портрет Н.В. Гоголя (работы А.А. Иванова).
3. Портреты М.С. Воронцова, П.А. Плетнева, А.С. Пушкина.
4. Фотографии Михайловского, виды Черного моря.
5. Газета «Я к вам пишу...», напоминающая ребятам об эпистолярном жанре, этикете, принятом при написании писем.
6. Таблица «Уровни русского языка», приготовленная ребятами в рабочих тетрадях на предыдущем уроке.
7. Распечатанные письма Пушкина (находятся на партах перед учениками).
8. Справочник лингвистических терминов под ред. Д.Э. Розенталя.
9. Индивидуальные задания в конвертах.

 

Эпиграф:

Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!

(Н.В. Гоголь).

Тип урока: обобщение.

Форма урока: экспресс-семинар.

Цели: углубить знания учащихся о языке как многоуровневой системе.
Способствовать повышению лингвостилистической культуры учащихся, сознательному отношению к явлениям русского языка.
Содействовать развитию у детей наблюдательности.

ХОД УРОКА

1. Мотивация учебной деятельности, проверка домашнего задания (5–7 мин.).

Учитель. Начну с печального заявления. Наш родной язык под угрозой. И его книжные варианты, и даже разговорный. Послушайте, как мы говорим. Круто, стремно – несколько слов – и все наши чувства и мысли выражены. Сегодняшний урок и посвящен нашему «знакомому незнакомцу», разговорному стилю. Мы вспомним о его особенностях и увидим на примере писем А.С. Пушкина, каким красивым может быть текст разговорного стиля.

Записывание темы урока в рабочих тетрадях.

Беседа о том, кто из учеников пишет письма, кому. Почему не пишут остальные.

Учитель. Писал письма и Пушкин. Перед вами три его письма. Прочитаем первое, оно адресовано другу А.С. Пушкина П.А. Плетневу.

Письмо первое

22 июля 1831 г. Из Царского Села в Петербург.

Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы.
Жаль мне, что ты моих писем не получал. Между ими были дельные; но не беда. Эслинг сей, которого ты не знаешь, – мой внук по лицею и, кажется, добрый малый – я поручил ему доставить тебе мои сказки; прочитай их ради скуки холерной, а печатать их не к спеху.
Кстати, скажу тебе новость (но да останется это, по многим причинам, между нами): царь взял меня в службу – но не в канцелярскую, или придворную, или военную – нет, он дал мне жалованье, открыл мне архивы, с тем чтоб я рылся там и ничего не делал. Это очень мило с его стороны, не правда ли?
Когда же мы, брат, увидимся? Ох уж эта холера!
Прощай. Кланяюсь всем твоим.
Будьте здоровы. Христос с вами.

22 июля

Чтение письма подготовленным учеником.

Учитель. Не правда ли, красивое, изящное, интересное письмо? О нем можно сказать словами Гоголя, которые и будут эпиграфом к нашему уроку: Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!

Записывание эпиграфа.

– Чужие письма читать неприлично. Письма же Пушкина опубликованы, и они для нас – прежде всего произведение искусства, образец для подражания. Однако посланы они близким людям, друзьям и брату. И в них отчетливо видны черты разговорного стиля.
Вот на эти черты и обратите внимание. Их можно систематизировать при помощи таблицы (ученики ее сделали заранее и уже самостоятельно заполнили первые две части).

Разговорный стиль.

Характеристика

(примеры взяты из писем А.С. Пушкина)

Сфера применения:

В устной речи

 

В письменной речи

 

Средства языка, характерные для разговорного стиля:

1) фонетические;
2) словообразовательные;
3) лексические;
4) морфологические;
5) синтаксические

 

Учитель. Посмотрим, что у вас получилось.

Ученики. Цель текста разговорного стиля – обмен с близкими людьми информацией, мыслями, чувствами, эмоциями. Применяется этот стиль в неофициальной обстановке: в беседах, в дружеских письмах.

2. Экспресс-семинар (20 мин.).

Учитель. Продолжите заполнение таблицы, а именно – ее части под названием «Средства языка, характерные для разговорного стиля».
Язык – это сложная, многоуровневая система, что и отражено в вашей таблице. Разговорной речи присущи заметные особенности на всех уровнях языковой системы. Мы сейчас попробуем это доказать.
У каждого из вас на столе конверт с заданием. Вы делаете его, заполняя нужную строку таблицы.

Вопросы и задания

(индивидуально каждому ученику)

УРОВЕНЬ I

1. Выпишите из письма 1 личные и притяжательные местоимения. Подумайте, в какую часть таблицы их нужно записать.
2. Найдите в письмах вопросительные предложения. В какую часть таблицы вы их запишиете?
3. Найдите в письмах восклицательные предложения. В какую часть таблицы вы их запишете?

УРОВЕНЬ II

4. Выпишите из письма 1 разговорные и просторечные слова, образованные суффиксальным способом. Какой оттенок значения привносят суффиксы в эти слова?
5. Выпишите из письма 1 слова со сниженной стилистической окраской.
6. Выпишите разговорный фразеологизм из письма 2.
7. Выделите из письма 3 глаголы, стоящие в форме повелительного наклонения. Чем вы можете объяснить частотность их употребления в тексте письма?
8. Отметьте употребленные междометия в письмах А.С. Пушкина. Какие настроения и чувства они выражают?
9. Выделите из текста письма 3 обращения. Как характеризуют они автора письма, в каких отношениях находится он с адресатом?

УРОВЕНЬ III

10. Найдите в письме 2 интересно звучащую русскую фамилию. О чем свидетельствует такое произношение фамилии?
11. Выпишите из письма 1 неполное предложение. Дайте (устно) его полный вариант. Почему, по-вашему, для письма Пушкин выбрал именно неполный вариант предложения?
12. Подберите синонимичное двусоставное предложение к пушкинскому ...мне грустно без него. Сравните варианты. Почему Пушкин употребил безличное предложение?

Домик Арины Родионовны в Михайловском

Домик Арины Родионовны в Михайловском

Самостоятельная индивидуально-групповая работа по вопросам

3. Корректировка учителем работы детей (5 мин.)

Учитель. Итак, что у вас получилось? Начнем с фонетики. Фонетика имеет не так много средств для создания разговорной экспрессии в письменной речи, но Пушкин эти средства использует. Прочитаем письмо Д.М. Шварцу, наше условно второе письмо.

Письмо второе

Около 9 декабря 1824 г. из Михайловского в Одессу.

Буря, кажется, успокоилась, осмеливаюсь выглянуть из моего гнезда и подать вам голос, милый Дмитрий Максимович. Вот уже 4 месяца, как нахожусь я в глухой деревне, – скучно, да нечего делать; здесь нет ни моря, ни неба полудня, ни итальянской оперы. Но зато нет ни саранчи, ни милордов Уоронцовых. Уединение мое совершенно – праздность торжественна. Соседей около меня мало, я знаком только с одним семейством и то вижу его довольно редко – целый день верхом – вечером слушаю сказки моей няни, оригинала няни Татьяны; вы, кажется, раз ее видели, она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно. Об Одессе ни слуху, ни духу. Сердце вести просит – долго не смел затеять переписку с оставленными товарищами – долго крепился, но не утерпел. Ради Бога, слово живое об Одессе – скажите мне, что у вас делается, – скажите, во-первых, выздоровела ли маленькая графиня Гурьева, я сердечно желаю всем счастья, почт. и благ.

Л.С. Пушкин. Рис. А.О. Орловского. 1820-е гг.Л.С. Пушкин. Рис. А.О. Орловского. 1820-е гг.

Чтение письма подготовленным учеником.

Учитель. В этом письме вы должны обнаружить интересно произнесенную Пушкиным русскую фамилию. О чем свидетельствует такое произношение?

Ученик. Эта фамилия – Уоронцов. Звучит она у Александра Сергеевича на английский лад, тем самым подчеркивается ироническое отношение автора письма к данному человеку, к его англомании.

Ученики записывают фамилию в строку «Фонетические особенности» с пометкой ироническ.

Учитель. Что является следующей после звука единицей языка?

Ученик. Морфема – вторая единица языка.

Учитель. Специалисты по словообразованию сейчас поделятся с нами своими наблюдениями.

Ученик. Мы нашли в письме П.Плетневу следующие слова с уменьшительно-ласкательными, шутливыми или пренебрежительными значениями: хрычовки, детки, девчонки.

Дети записывают в нужную строку таблицы данные слова, выделяя суффиксы и в скобках записывая их значения.

Учитель. А теперь найдем в этом письме слова без ярких разговорных суффиксов, но относящиеся к разговорной лексике.

Ребята, работавшие по этому заданию, называют слова любо, вздор... Все записывают их в часть таблицы под названием «Лексические особенности».

Учитель. Сюда же запишем и разговорный фразеологизм.

Ученик называет ни слуху ни духу (у Пушкина с запятой).

Учитель. Слово может рассматриваться и как грамматическая единица, как часть речи. Давайте вспомним, какие части речи и грамматические формы характерны для разговорного стиля.

Ученик. Для разговорного стиля характерны глаголы в форме повелительного наклонения, например, у Пушкина: Смотри, не хандри.

Учитель. Что эти формы могут выражать?

Ученик. Приказ, просьбу, пожелание.

Учитель. А что у Пушкина?

Ученик. В письме автор выражает просьбу.

Учитель. И даже просьба смягчается. Каким образом?

Ученик. Просьба в письме Пушкина смягчается междометием: Эй, смотри.

Учитель. Назовем и запишем другие междометия.

Ученики выполняют задание.

Ученик. Еще для разговорного стиля характерно частотное употребление личных и притяжательных местоимений.

Ученики записывают такие местоимения из пушкинских писем в часть таблицы под названием «морфологические особенности разговорного стиля».

Учитель. А какую синтаксическую конструкцию использует Пушкин, чтобы избежать частого повтора личных местоимений?

Ученик. Чтобы избежать повтора личных местоимений, Пушкин использует односоставные предложения: Опять хандришь...

Ученики записывают предложение в «Синтаксические особенности разговорного стиля», в скобках указывают его тип.

Учитель. Двум нашим ученикам было дано задание подобрать к безличному ...мне грустно без него... синтаксический двусоставный синоним и сопоставить эти предложения.

Ученик. Мы подобрали его: Я грущу без него. Безличное предложение звучит непосредственнее, эмоциональнее, выражение грусти в нем сильнее.

Учитель. Употребление неполных предложений – также характерная черта разговорного стиля. Давайте запишем пример неполного предложения из пушкинского письма.

Ученик диктует пример, остальные записывают: Вот уже четыре месяца...

Ученик. Неполное предложение позволяет сосредоточить внимание читающего на самом главном, придает речи естественность и непринужденность.

Учитель. А еще признаком разговорного стиля является наличие обращений.

Ученик диктует примеры обращений: душа моя, брат.

4. Фронтальная работа (5–7 мин.).

Учитель. Прочитайте еще одно письмо А.С. Пушкина, адресованное его брату Льву, и найдите и здесь обращения. Подумайте, как они характеризуют автора письма и его адресата.

Письмо третье

Первая половина ноября 1824 г. Из Михайловского в Петербург.

Брат, ты мне пришлешь немецкую критику «Кавказского пленника»? (спросить у Греча), да книг, ради Бога, книг. Если гг. издатели не захотят удостоить меня присылкою своих альманахов, то скажи Сленину, чтоб он мне их препроводил, в том числе и «Талию»* Бумарина. Кстати, о талии: на днях я мерялся поясом с Евпраксией, и тальи наши нашлись одинаковы. След из двух одно: или я имею талью 15-летней девушки, или она талью 25-летнего мужчины. Евпраксия дуется и очень мила, с Анеткою бранюсь: надоела! Еще комиссии: пришли мне рукописную мою книгу да портрет Чаадаева, да перстень – мне грустно без него: рискни – с Михайлом.
Что «Онегин»? перемени стих Звонок раздался, поставь: Швейцара мимо он стрелой.
Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин. Что он за нехрист? Он русский, из перерусских русский.
Здесь слышно, будто губернатор приглашает меня во Псков. Если не получу особенного повеления, верно, я не тронусь с места. Разве выгонят меня отец и мать. Впрочем, я всего ожидаю. Однако поговори, заступник мой, с Жуковским и с Карамзиным. Я не прошу от правительства полумилостей, это была бы полумера, и самая жалкая. Пусть оставят меня так, пока царь не решит моей участи. Зная его твердость и, если угодно, упрямство, я бы не надеялся на перемену судьбы моей, но со мной он поступил не только строго, но и несправедливо. Не надеясь на его снисхождение, надеюсь на справедливость его. Как бы то ни было, не желаю быть в Петербурге, и, верно, нога моя дома уж не будет. Сестру целую очень. Друзей моих также – тебя в особенности. Стихов, стихов, стихов! Знаешь мои занятия? До обеда пишу «Записки», обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! Ах! Боже мой, чуть не забыл! Вот тебе задача: историческое, сухое известие о Стеньке Разине, единственном поэтическом лице русской истории.
Прощай, моя радость. Что ж чухонка Баратынского? Я жду.

Чтение письма учеником.

Выписывание обращений. Ответы на вопросы учителя.

Учитель. Обращения заступник мой, моя радость говорят о «солнечном» характере автора письма, о его близких отношениях с братом. Не так ли?
А еще Пушкин – остроумный человек. В этом письме он весело каламбурит.

Чтение учеником определения каламбура из «Справочника лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя.

Учащиеся находят каламбур в письме А.С. Пушкина (о талии) и делают вывод, что строится он на использовании омонимов.

Учитель. Вот так виртуозно Пушкин выстраивает свою фразу.

5. Подведение итогов. Выводы. Выставление оценок. Домашнее задание (10 мин.).

Учитель. Согласитесь ли вы, что и текст разговорного стиля, имеющий свои особенности, совсем не похожий на строгий научный, может быть создан так, что о нем можно сказать: Какая точность во всяком слове! Какая значительность всякого выражения!

Домашние задания.

1. Подготовьте устное сообщение по таблице о разговорном стиле.
2. Напишите мини-сочинение «Каким мне видится автор письма...», выбрав одно из писем, которое особенно пришлось по душе.


* «Талия» – «Русская Талия», первый театральный альманах в России.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru