МЕТОДИЧЕСКИЕ
РАЗРАБОТКИ
Н.ШАПИРО
Полезные мелочи
1. Движущиеся таблички
Еще одно предложение (см. № 5/2004)
от Людмилы Александровны Худолеевой, учителя с
Чукотки, – движущиеся таблицы в помощь тем, кто
делает ошибки в написании приставок на
-з(-с)
Табличка «Правописание з и с в
приставках»
Круги крепятся с обратной стороны
таблички, при их движении по кругу можно
создавать разные сочетания букв.
2. Чем платили за ратный труд?
А это еще одна «мелочь» от Ирины
Самуиловны Савельзон. Малыши нередко делают
ошибку в слове солдат. Если рассказать им
недостоверную историю о том, как давным-давно в
одном войске расплачивались с солдатами солью,
они хорошо запоминают это словарное слово.
Но можно освоить его и с помощью науки.
Этимологические словари сообщают, что в русский
язык слово солдат попало из немецкого,
который заимствовал его из итальянского, и
восходит оно к soldo (монета, деньги, жалованье).
Может быть, наши ученики вспомнят, что именно так
назывались монетки, которые папа Карло выручил
за свою куртку, чтобы купить Буратино букварь и
еду. Слово солдат буквально означало
«получающий жалованье».
3. Еще проще
Кажется, количество способов
запоминания некоторых орфографических правил
приближается к количеству слов на эти правила.
Так, Анна Владимировна Волкова рассказала об
изобретении, сделанном пятиклассницей в
процессе изучения правила «о и е
после шипящих в суффиксах и окончаниях
существительных»: «Под ударением – о,
без ударения – е».
|