Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2004

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

Н.А. БОРИСЕНКО,
г.Королев


О её книгах хочется писать отзыв…

Сочинение-отзыв о книгах Тамары Крюковой

Впервые о Тамаре Крюковой я узнала из газеты «Русский язык», прочитав статью Л.Тиминой «“Такой сказки я еще не читала!”, или Размышления об уроках внеклассного чтения» (№ 19/1998). Речь шла о сказочной повести «Гордячка», которую я тут же стала искать и очень скоро нашла. И если вначале некоторые эпитеты в адрес книги могли показаться преувеличенными, – ну откуда взяться в наше время «добрым, мудрым сказкам», – то, прочитав книгу буквально за несколько часов, я мгновенно стала поклонницей таланта этой удивительной писательницы.

С тех пор прошло пять лет, за это время я прочитала почти все произведения Т.Крюковой и с нетерпением жду появления новых.

Мои ученики узнали новое писательское имя сначала на уроках русского языка: Т.Крюкова принимала участие в создании учебников курса «Русская филология», и ее стихи, рассказы и басни очень нравятся детям. Потом то один, то другой ребенок стал говорить, что читал «Гордячку», «Заклятие гномов», «Ловушку для героя»...… И я предложила провести встречу с писательницей. Никто не верил, что это возможно. Но чудо произошло – во время Недели детской книги Т.Крюкова приехала к нам в школу.

Живое общение с писательницей, игры, викторины, дарственные надписи на книгах – все это создало ту атмосферу, без которой уроки внеклассного чтения не были бы такими яркими. Класс на целый месяц (хорошо, что это было в мае) «заболел» Крюковой.

У Т.Крюковой есть книги для разных возрастов. 3–5-м классам подойдут «Маг на два часа», «Чудеса не понарошку», цикл сказочных романов о королеве Злате...… 6–7-классники с удовольствием читают крюковскую фантастику – «Ловушку для героя», «Гения поневоле». Старшеклассники в восторге от нового романа о любви «Костя + Ника». В общем, каждый находит свое. Мои ребята (если говорить о классе в целом) прочитали «всю Крюкову», без всяких возрастных ограничений. Но у каждого была своя любимая книга. О ней и было решено написать в сочинении-отзыве.

Отзыв о прочитанной книге – первый шаг на пути к трудному жанру рецензии. Сколько мук изведает учитель, прежде чем научит детей писать мало-мальски приличные сочинения в этом жанре. А на самом деле ничего сверхъестественного в этом нет – нужно лишь предложить детям такую книгу, о которой им захочется рассказать. И, конечно, важен мотив. Для чего пишется отзыв? Для учителя, для отметки, просто потому, что нужно же что-то писать?

В случае с современными авторами дело обстоит по-другому. Такой отзыв имеет реальный шанс дойти до писателя, помогает установить обратную связь. Но встает вопрос: где найти автора, книги которого дети читают с удовольствием и о котором им хотелось бы рассказать?

Т.Крюкова, по словам детей, самый-самый лучший из современных авторов. Она пишет про наше время и про нас. О ее книгах хочется писать отзыв.

Разумеется, и такому отзыву нужно учить, иначе все сочинение сведется к одной-единственной строчке: Мне эта книга очень понравилась…...

Можно предложить ученикам план написания отзыва из пособия Е.И. Никитиной «Русская речь. 5–7» (М., 1992. с. 159). С небольшими поправками. Табу, по моему мнению, нужно наложить на вопросы типа «Какова тема и основная мысль произведения? Чем обогатила вас книга? Над чем заставила задуматься?». Они из разряда формальных, искусственных, ничего не прибавляющих к живой детской мысли.

В окончательном варианте план имеет такой вид:

1. Как произошла твоя встреча с книгой (автором)? Расскажи об этом, если считаешь это интересным.

2. О чем книга? Где и когда происходят изображенные в ней события? Перескажи сюжет так, чтобы было понятно тем, кто не читал произведения. Заинтригуй будущего читателя!

3. Какие места в книге произвели на тебя наиболее сильное впечатление? Кто из героев особенно понравился? Почему?

4. Обратил ли ты внимание на то, каким языком написана книга? Что показалось необычным? Запомнились ли какие-нибудь фразы, образы?

5. Подумай, в какой форме ты будешь писать свой отзыв: письмо автору, письмо в издательство, статья в детский журнал или газету, в школьную стенгазету, эссе, сочинение-впечатление, «просто сочинение».

Примечание для учителя: можно предложить и такую современную форму отзыва, как сообщение на сайт Т.Крюковой (он указан на всех книгах писательницы). Кстати, этой формой захотели воспользоваться многие ребята.

6. Несколько советов: пиши просто, искренне, так, будто рассказываешь о книге близкому другу. Избегай таких слов и выражений, которыми пишут многие, то есть штампов (например: книга произвела на меня огромное (неизгладимое) впечатление).

7. Если тебе не нравится этот план-помощник, придумай свой, пиши по-своему!

После того как план был принят, приступили к написанию отзывов. Поскольку ребята прочитали «почти всю Крюкову», сочинения получились разные и о разных книгах. Я выбрала по одной работе о каждой.* (Для того чтобы легче было ориентироваться, в заголовке указывается, о каком произведении идет речь.)

Думаю, что эти сочинения можно прочитать в классах, где еще не знают о таком писателе. Их можно использовать в качестве обучающих, обсуждать содержание, композицию, стиль, язык и т.п. – короче, писать «отзыв об отзыве». Главным при этом будет вопрос: удалось ли автору заинтересовать своим отзывом будущих читателей?

Хочется надеяться, что после такого заочного знакомства с творчеством умного, доброго, талантливого автора читателей у Т.Крюковой станет намного больше.

ПЯТИКЛАССНИКИ О КНИГАХ ТАМАРЫ КРЮКОВОЙ

«Лунный рыцарь»

Уважаемая Тамара Крюкова!
Встреча с Вами взволноваа меня: ведь впервые передо мной настоящий, живой автор. На этой встрече Вы читали такие интересные рассказы, что мне захотелось прочитать одну из Ваших книг. Выбор пал на «Лунного рыцаря».
Книга просто необыкновенная! Едва только начинаешь читать первую главу, как остановиться уже не можешь и хочется узнать, что же будет дальше.
Ваши книги легко читать. «Лунного рыцаря» я прочитала за семь дней, и мне тут же захотелось перечитать его еще несколько раз.
Это книга сказочная. Само название – «Лунный рыцарь» – завораживает. Вот он появляется в полнолуние на своем призрачном коне. Он и сам как призрак. Но горе злым и жадным людям, которые встретятся с ним. Пощады им не будет…
Как и в других Ваших книгах (а я еще читала «Гордячку»), в этой речь идет о добре и зле, о горе и счастье. И хотя вначале мне показалось, что «Лунный рыцарь» – книжка для более младшего возраста, оказалось, что я была не права. Это мудрая сказка для детей всех возрастов. Мне она настолько понравилась, что я решила прочитать все другие Ваши книги.

С уважением, Ваша читательница ДЮКАРЕВА ЛЕНА


* Сегодня мы предлагаем вашему вниманию только одно сочинение. Остальные отзывы будут опубликованы в следующем номере.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru