ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ,
О.И.АЛЕКСАНДРОВА,
Т.В.СОЛОВЬЕВА
Продолжение. Начало в № 1, 5/2004
Подготовка к Единому государственному
экзамену (ЕГЭ)
Часть II
КОНТРОЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Глава 2. Морфемика и словообразование
МОРФЕМЫ
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Задание 1. Укажите правильный ответ.
1. Подчеркните слово с нулевым
окончанием:
а) платье; б) украсив; в) уходящий; г)
поставила; д) могуч.
2. Подчеркните слово, от которого
образовалось наречие легко:
а) облегчить; б) легкость; в) легкий; г)
легкое; д) полегчало.
3. Какое из данных слов не является
однокоренным к слову горный?
а) гористый; б) пригорок; в) горелый; г)
горняцкий; д) горец.
4. Подчеркните слово без окончания:
а) подрос; б) гражданка; в) сбросил; г)
по-братски; д) лисий.
5. Подчеркните слово, которое
соответствует следующей морфемной схеме:
а) по-русски; б) втайне; в) присказка; г)
задумавшись; д) убегающий.
6. Подчеркните слово, образованное
приставочно-суффиксальным способом:
а) настольный; б) входить; в) белизна;
г) переходить; д) бескорыстный.
7. Подчеркните слово, в котором два
корня:
а) водянистый; б) снегопад; в) подземный;
г) преопасный; д) безысходный.
8. Подчеркните слово с приставкой:
а) вьюга; б) пьедестал; в) декорация; г)
объявить; д) слушатель.
9. Подчеркните слово, в котором есть
суффикс -тель-:
а) оборонительный; б) строительный; в)
содержательный; г) уравнительный; д)
подсознательный.
10. Подчеркните слово, которое
образовано сложением начальных звуков:
а) МГУ; б) МВД; в) ЦСК; г) ТАСС; д) ВТО.
11. Определите словообразовательную
цепочку:
1) переподготовка; 2) подготовка; 3)
готовить; 4) подготовить.
а) 1, 2, 3, 4; б) 3, 4, 2, 1; в) 4, 3, 2, 1; г) 4, 3, 1, 2; д) 2,
1, 4, 3.
12. Подчеркните слово, образованное
суффиксальным способом:
а) пригорок; б) заварить; в) побелка; г)
соавтор; д) ледокол.
13. Подчеркните слово, образованное
приставочным способом:
а) самокат; б) прадед; в) переносица; г)
глазастый; д) вдуматься.
14. Подчеркните слово, образованное
приставочно-суффиксальным способом:
а) преподавательница; б) лесостепь; в)
антивоенный; г) безбилетный; д) рассказать.
15. Подчеркните слово, которое имеет
такое морфемное строение:
а) Отъезд; б) обрывок; в) обсудить; г)
обидный; д) полегче.
16. Подчеркните слово, которое имеет
такое морфемное строение:
а) Ответ; б) отвар; в) увидел; г) отросток;
д) вьюжный.
17. Составьте словообразовательную
цепочку:
1) теплеть; 2) потеплеть; 3) теплый; 4)
потеплевший.
а) 1, 2, 3, 4; б) 4, 3, 2, 1; в) 2, 1, 4, 3; г) 3, 2, 1, 4; д) 3,
1, 2, 4.
18. Какое слово является лишним в группе
однокоренных слов?
а) Белизна; б) белка; в) побелить; г)
беленький; д) белый.
Задание 2. Какая схема
соответствует морфемному строению слова?
Задание 3. Морфемное строение
какого слова соответствует схеме?
Задание 4. Разберите слова по
составу.
Задание 5. Запишите правильный
ответ.
№ |
Вопрос |
Ответ |
Эталон |
+ |
1. |
Часть слова,
которая служит для образования формы слова,
называется __________ |
|
Окончанием |
|
2. |
Какое окончание в
слове договорилась? |
|
-а- |
|
3. |
Какой корень в
слове досрочный? |
|
-сроч- |
|
4. |
Какое окончание в
слове видел? |
|
Нулевое |
|
5. |
С помощью какого
суффикса образовано слово охотник? |
|
-ник |
|
6. |
Какой корень в
слове маленький? |
|
мал- |
|
7. |
Слово белизна
образовано _______ способом |
|
Суффиксальным |
|
8. |
Верно ли, что у
наречий нет окончаний? |
|
Да |
|
9. |
Верно ли, что в
слове ремесленник два суффикса? |
|
Да |
|
10. |
От какого слова
образовано слово сотрудник? |
|
Труд |
|
11. |
Разберите слово по-зимнему
по составу. |
|
|
|
12. |
Каким способом
образовано слово героизм? |
|
Суффиксальным |
|
13. |
Можно ли выделить
приставку в слове сложный? |
|
Нет |
|
14. |
Являются ли
однокоренными в современном языке слова автор
и авторитет? |
|
Нет |
|
15. |
Верно ли, что в
слове шире (раздвинуть) окончание -е? |
|
Нет |
|
16. |
Каким способом
образовано слово заголовок? |
|
Приставочно-
суффиксальным |
|
17. |
Верно ли, что в
слове преуспеть одна приставка – пре-? |
|
Да |
|
18. |
Являются ли
однокоренными слова колоситься и колоссальный? |
|
Нет |
|
19. |
Каким способом
образовано слово железобетон? |
|
Сложением |
|
20. |
Верно ли, что
слова конфликт и конфликты являются
однокоренными? |
|
Нет, это формы
одного и того же слова |
|
21. |
Верно ли, что в
слове символизируя нет окончания? |
|
Да, потому что это
деепричастие – неизменяемая форма глагола |
|
22. |
Верно ли, что
слово измельчить образовалось от слова
мелкий? |
|
Нет, измельчить
– от слова мельчить |
|
23. |
Сколько корней в
слове трубочист? |
|
Два |
|
24. |
Сколько приставок
в слове приободрился? |
|
Две |
|
25. |
Верно ли, что в
словах собирательный и приблизительный один
и тот же суффикс – -тельн-? |
|
Да |
|
26. |
Верно ли, что
слово бег образовалось от слова бегать
бессуфиксным способом? |
|
Да |
|
27. |
Есть ли приставка
в слове напряжение? |
|
Нет |
|
28. |
Верно ли, что в
словах вмешательство и привлекательный есть
суффикс -тель-? |
|
Нет |
|
29. |
Являются ли
однокоренными слова перегорел и огарок?
|
|
Да |
|
30. |
Сколько суффиксов
в слове пожелтели? |
|
Два |
|
31. |
Верно ли, что
слово синий образовано от существительного синь? |
|
Нет |
|
3 2. |
Какое окончание в
слове заячий? |
|
Нулевое |
|
33. |
Каким способом
образовалось слово послезавтра? |
|
Приставочным |
|
34. |
Верно ли, что
слово переносица образовано
приставочно-суффиксальным способом? |
|
Да |
|
35. |
Какое окончание в
глаголе выберем? |
|
-ем |
|
36. |
Верно ли, что в
слове кормлю есть суффикс прошедшего времени
-л-? |
|
Нет, это глагол в
настоящем времени |
|
37. |
Верно ли, что в
слове допризывник суффикс -ник-? |
|
Нет, два суффикса: -н-
и -ик- |
|
38. |
Одинаковые ли
суффиксы в словах разведчик и ключик? |
|
Нет, во втором
слове суффикс -ик |
|
39. |
Как образовано
деепричастие уговорив? |
|
От глагола уговорить |
|
40. |
Являются ли слова смелый
и измельчать однокоренными? |
|
Нет |
|
41. |
Одинаковые ли
суффиксы в словах отечество и мастерство? |
|
Нет, в первом
слове суффикс -еств- (отец) |
|
42. |
Каким способом
образовано слово сгоряча? |
|
Приставочно-
суффиксальным |
|
43. |
Являются ли
однокоренными слова отчество и отчетливо? |
|
Нет |
|
44. |
Верно ли, что в
слове изменился есть суффикс -ил-? |
|
Нет; суффиксы -и-,
-л- |
|
45. |
Какие суффиксы
есть в слове усилитель? |
|
-и-, -тель- |
|
46. |
Сколько суффиксов
в слове утешительный? |
|
Три: -и-,
-тель-, -н- |
|
47. |
От какого слова
образовалось слово поручение? |
|
Поручить |
|
48. |
Верно ли, что в
словах порошковый и поравняться есть
приставка по-? |
|
Нет, в первом
слове по- – часть корня |
|
49. |
Верно ли, что
слова популярность и порядочность
образованы суффиксальным способом? |
|
Да |
|
50. |
Верно ли, что в
словах переподготовка и перевязка есть
приставка пере-? |
|
Да |
|
Всего
набрано баллов |
|
Задание 6. Выполните блок
тренировочных упражнений.
Спишите текст, раскрывая скобки,
вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
В своих произв_дениях поэт Константин
Скворцов г_в_рит о су_ьбах Росси_ отдельных людей
о су_ьбе мира. Ему пр_сущи глуб_на историч_ской
пам_т_ смелая (не)ожида(н,нн)ая тр_ктовка
историч_ских событий все то что было
свойстве(н,нн)о русской дра_атической поэзи_. Но у
К.Скворцова свой путь в и(с,сс)ку(с,сс)тве свой
взгля_ на мир поэт продолжа_т тр_диц_и русской
литературы но он самобытен (не,ни)на кого
(не,ни)похож. Глуб_на и острота чу_ств бл_городство
верн_сть себе пр_клонение перед женщиной
нравстве(н,нн)ая ч_стота высота духа вот что
отл_ча_т его лир_ку. «Я наследую небо...» это кредо
поэта и человека Константина Скворцова.
1. Определите стиль текста:
1) научный; 2) публицистический; 3)
художественный.
2. Определите основную мысль отрывка и
запишите ее.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________
3. Выпишите из текста существительное,
в котором нет окончания.
_______________________________________________________
4. Найдите ошибочное утверждение:
1) окончание образует формы слова;
2) окончание не входит в основу слова;
3) все слова в русском языке имеют окончания.
5. Укажите номера слов с нулевым
окончанием:
1) жег; 2) здание; 3) тоньше; 4) купаешься;
5) домой; 6) унес; 7) молодец; 8) комментарий; 9)
горжусь; 10) поразителен.
6. Укажите номера слов с приставкой разо-:
1) разорвать; 2) разоружить; 3)
разобидеться; 4) разочаровать; 5) разозленный; 6)
разорить; 7) разобщить; 8) разобранный; 9)
разогнаться; 10) разоткровенничаться.
7. Укажите значение приставки в слове разрезать:
1) распределение; 2) распределение
действия в разные стороны; 3) раздробление; 4)
разделение на части.
8. Укажите значение приставки в слове вдуматься:
1) направленность движения или
действия внутрь;
2) сосредоточенность и напряженность действия;
3) направленность движения вверх.
9. Выпишите из текста слово(а), в
котором(ых) не является приставкой.
_______________________________________________________
10. Укажите номера слов, в которых нет
суффикса:
1) узкий; 2) направо; 3) массаж; 4)
аккуратный; 5) ящик; 6) корзина; 7) домина; 8) мостик; 9)
лисий; 10) двурогий; 11) Москворечье.
11. Укажите номера слов, в которых есть
два суффикса:
1) колечко; 2) речка; 3) скоростной; 4)
сказанный; 5) спасатель; 6) увиденный; 7)
бумагоделательный; 8) будничный.
12. Укажите слово (слова), от которого(ых)
образовано данное. Назовите способ
словообразования.
Столовая, ЕГЭ, мореходный, разноязыкий,
достучаться, неподвижно, скрип.
13. Разберите слова по составу:
1) приусадебный; 2) безветренный; 3)
заупрямился; 4) проигрыватель.
14. Запишите слова в два столбика.
Однокоренные (родственные)
слова |
Формы одного и того же слова |
|
|
Плохой, плохонький; журналист,
журналистика; писать, буду писать; красивый,
более красивый; напишу, напиши; я, меня; конферанс,
конферансье; шоколад, шоколадка.
15. Найдите «лишнее» слово:
1) нож, ножны, стреножить, ножевой;
2) нос, носик, переносица, переноска;
3) приводить, проводка, проводник, оленевод.
16. В каком(их) слове(ах) есть суффикс -л-?
1) влюбленный; 2) капля; 3) зубило; 4)
приплыли; 5) бережливость; 6) носильщик.
17. Обозначьте приставки.
Пододеяльник, подорожник, подострить,
подошва, надорвать, надоить, наболтать, набат,
наступить, наст.
18. В каких словах нет суффикса?
1) соловьиный; 2) синий; 3) лисий; 4) зверье;
5) спугнуть; 6) мамин.
19. Определите, к какой части речи
относятся выделенные слова. Как образованы слова
доброе и злое?
Удивительно не то, что добрый
человек в каждом человеке ищет доброе, а злой
– злое. Удивительно, что оба находят.
(Ц.Меламед)
20. Выпишите из стихотворения
К.Рубинского слова с суффиксами субъективной
оценки. С какой целью их использует автор?
День осени
Неслышно ступая с малышкой Шептушкой,
Всем листикам Осень желтушила ушки.
За нею дожди по неслышной тропинке
Тащили водицу в прозрачной корзинке.
И сырость тревожную нежную эту
Они разбросали по белому свету.
А листикам желтым велели без шуток
Готовить для ветра свои парашюты.
21. Выпишите из стихотворения
К.Рубинского авторские неологизмы. Как вы их
оцениваете?
_______________________________________________________
_______________________________________________________
По вопросам приобретения учебного
пособия «Подготовка к единому государственному
экзамену» В.Н. Александрова, О.И. Александровой,
Т.В. Соловьевой обращаться по адресу: 454048,
г.Челябинск, ул.Худякова, 10. Тел./факс: (3512)60-71-55.
Е-mail: vzglyad@chel.surnet.ru ; sales@vzglyad.e7.ru
|