Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

О.Н. ЕЛЯСОВА,
г. Улан-Удэ


Восстановительное списывание

Дидактические материалы

8-й класс

При работе над разделом «Синтаксис и пунктуация» в 8-м классе считаю целесообразным использовать такой вид работы, как восстановительное списывание. Я раздаю ученикам тексты или предложения, в которые следует вставить пропущенные слова. Иногда для работы берутся готовые тексты, иногда учитель сам составляет модели предложений. Подобная работа способствует развитию речи, закрепляет навыки постановки знаков препинания и, что особенно важно, приучает использовать в письменной речи сложные синтаксические конструкции.

Работу над упражнениями подобного типа можно проводить по-разному. Записи на доске делаются заранее. Учащиеся разделяются на группы по три-четыре человека. Через 3–4 минуты после начала работы каждая группа предлагает свой вариант восстановленного текста. Все варианты обсуждаются, выбирается лучший, записывается в тетрадь. Можно читать не весь текст целиком, а проводить работу над каждым предложением отдельно, тогда окончательный текст явится результатом работы всех групп. Такая работа занимает много времени, но активизирует творческое мышление и способствует развитию языкового чутья.

Восстановительным списыванием ребята могут заниматься и самостоятельно. Работа занимает весь урок или половину его, в зависимости от желания учителя. По окончании работы собираются, проверяются и анализируются учителем, который на следующем занятии обращает внимание на наиболее удачно восстановленные предложения и на речевые недочеты. В завершение полезно ознакомить ребят с авторским текстом и сравнить с тем, который получился в результате совместного творчества или самостоятельной работы.

Предлагаю варианты этого задания по различным разделам программы.

Виды сказуемых

Задания. Допишите предложения, определите вид сказуемых, произведите синтаксический разбор сказуемых.

1. ________ должен беречь ______________.

2. Если будешь _______________, то сможешь _______________.

3. __________ станет большим и важным делом.

4. ___________ будет примером __________.

5. _________ любил придумывать _________.

6. _____________ становится прекрасным.

7. __________ не должен оставаться равнодушным _______.

8. ______ помогает понять _______________.

9. ________ стараться сохранить ___________.

(Это задание можно предложить в качестве самостоятельной работы.)

Тире между подлежащим и сказуемым

ИСКУССТВО

Назначение искусства – помогать _________, возвышать ________, выявлять _________. Искусство – свет, ~~~~~~~~~~~ . Искусство – потребность ________________.

Исходный текст

Назначение искусства – помогать людям полюбить жизнь, возвышать человека, выявлять его лучшие духовные качества. Искусство – свет, освещающий путь для каждого, вступающего в жизнь. Искусство – потребность для человека, как есть и пить; и без нее человек, может быть, не захотел бы жить на свете.

(При конструировании текста использовать высказывания А.Толстого, П.Корина, А.Островского.)

КНИГА

~~~~~~~~~~~ книга – это ~~~~~~~~~~~ сосуд, ~~~~~~~~~~~ .

~~~~~~~~~~~ книга – это дверь, ~~~~~~~~~~~ . Книга – это ~~~~~~~~~~~ завещание ___________.

Исходный текст

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. Хорошая книга – это дверь, раскрывающаяся перед тобой и выпускающая тебя в новый мир. (По Л.Кассилю) Книга – это духовное завещание одного поколения другому. (А.Герцен)

При работе над текстами следует обратить внимание на изобразительные возможности синтаксиса.

Сравнительные обороты

Задания. Допишите предложения, подчеркните главные члены, объясните постановку знаков препинания.

1. Вставала в небе радуга цветная, как_______ ____________.

Цветная радуга в небе как ____________.

2. Листья слетают с деревьев, словно_____ __________________________.

Слетающие с деревьев листья словно______ __________.

3. Как ____________, блестели первые звезды.

Первые звезды как ____________.

(Это задание можно использовать в качестве самостоятельной работы или в работе по группам.)

Русский народ создал русский язык, яркий, как __________, меткий, как ___________, певучий и богатый, задушевный, как __________.

Исходный текст

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. (А.Н. Толстой)

Односоставные предложения

Определенно-личные предложения

Вернемся к __________. Давайте посмотрим _____________. Вдумаемся в ___________. Спросим себя, ____________.

Исходный текст

Вернемся к стихотворению «Деревня». Давайте посмотрим, с какой точностью и с какой любовью передает Пушкин окружающий его михайловский пейзаж. Вдумаемся в эти замечательные строки. Спросим себя, что побудило Пушкина написать такое стихотворение. (По Вс. Рождественскому)

Обобщенно-личные предложения

В ЛЕСУ

Бродишь по ________, любуешься _________, взбираешься на _________, собираешь _________. Не найдешь __________.

Неопределенно-личные предложения

Нам дали задание __________. На совете решили __________. Мне поручили __________, а моей подруге предложили найти __________. _______ нас наградили ________________.

Безличные предложения

Мне кажется, в семье очень важно жить _________, говорить __________. _________ не нравится, когда __________. _______ хочется предупредить ___________.

БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ

Грустно становится ____________. Разве можно ____________? Обидно видеть ___________. Нельзя допустить ___________. Необходимо добиваться ____________.

Назывные предложения

ЗИМА

Тишина и блеск, белизна ________________, _______________________, _______________, ~~~~~~~~~~~ сад, ~~~~~~~~~~~ ель, ~~~~~~~~~~~ .

Исходный текст

Тишина и блеск, белизна толстых от снега крыш, по-зимнему низкий, утонувший в снегах, красновато чернеющий голыми сучьями сад, наша заветная столетняя ель, поднимающая свою острую черно-зеленую вершину в синее яркое небо. (По И.Бунину)

Однородные члены предложения

Дополните предложения.

1. Стихи говорят нам о и , и , и .

2. С вершин истории смотрят на тебя и ~~~~~~~~~~~ , и ~~~~~~~~~~~ , и ~~~~~~~~~~~ , и ~~~~~~~~~~~ .

3. Озеро может быть в час заката то , то , то , то .

4. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или , или , или .

5. Писатель может сделать своего героя или , или , или .

6. Над ~~~~~~~~~~~ и ~~~~~~~~~~~ , над ~~~~~~~~~~~ и ~~~~~~~~~~~ летят птицы, возвращаясь на свою родину.

7. Снег укрыл в сверкающую мантию и , и , и .

8. Лес шумел то , то , то .

9. В это чудесное утро я благодарю природу за , и за , и за , и за .

10. Море завораживало и , и , и .

11. Дорога то , то , то .

12. Что такое родина? Это и , и , и , и .

13. В озере отражались не только , но и , и , и .

14. Человеку необходимо , и свою землю.

15. Ничего не дается само собой, без и , без и .

16. Буран , и , и , и .

(Это задание можно предложить в качестве самостоятельной работы.)

Однородные и неоднородные определения

Подберите однородные и неоднородные определения к словам:

река туча лес листва дерево шарик школа урок.

Дополните текст неоднородными и однородными определениями.

ОСЕНЬ

осень. небо, сады, рощи, леса. Деревья давно облетели, только еще сохраняют листья, блистающие золотом, когда их тронут лучи солнца. Ярко выступают сквозь голые ветви сосны и ели, освеженные воздухом, дождями и туманами. (По С.Аксакову)

ЗИМА

, зима. Над снегами – небо. Галка опустилась на веточку ели, и с нее густо посыпалась и стала медленно опускаться пыль. (По И.Бунину)

Обособленные определения и приложения

Восстановительное списывание

1. Вечерний сумрак, ~~~~~~~~~~~ хлопья снега ~~~~~~~~~~~  , угрюмый лес, ________, – все это создавало картину бесконечно тоскливую. (По В.Арсеньеву)

2. Книга – это многовековой опыт, ~~~~~~~~~~~ , это друг, ~~~~~~~~~~~~~~ , это учитель, ~~~~~~~~~~~~ . (По Л.Леонову)

3. Н.В. Гоголь, ~~~~~~~~~~~, создал произведения, ~~~~~~~~~~~ .

4. Противник, ~~~~~~~~~~~ , гораздо полезнее друга, ~~~~~~~~~~~ .

5. Из окна была видна серая лента дороги, ~~~~~~~~~~~ , вершины сопок, ~~~~~~~~~~~ , дома, ~~~~~~~~~~~ .

6. Над берегами, ~~~~~~~~~~~ , стояли облака, ~~~~~~~~~~~ .

7. Между деревьями пестрели цветы, ~~~~~~~~~~~ , бежали в разные стороны дорожки, ~~~~~~~~~~~ , плескалось о берега озеро, ~~~~~~~~~~~ .

Обособленные обстоятельства

Восстановительное списывание

Исходный текст

Изображая те или иные явления жизни, создавая образ человека, раскрывая его чувства и стремления, показывая его в различных жизненных ситуациях, художник вольно или невольно всегда дает оценку изображаемому. (Е.Вучетич)

ДОРОГА

Уточняющие члены предложения

Восстановительное списывание

В МУЗЕЕ

Мы посетили музей ________________. Там, помимо __________, были и _____________. Исключая _________________, ___________. Наряду с ___________, _____________. ____________, включая и ____________. ________________, то есть ____________, особенно _________.

ЛЕС

Лес прекрасен в любое время года. Весной, ут. чл. предл., ___________. Летом, ут. чл. предл., __________.

Осенью, ут. чл. предл., ___________. Зимой, ут. чл. предл., ________.

ОПИСАНИЕ ЦВЕТКА

_________ – один из прекраснейших цветов. Цветет это растение в самое лучшее время года, ут. чл. предл., когда _______. Кроме ________, этот цветок привлекает внимание ________. Прекрасны его ___________, особенно __________. Его любят _______, даже дети.

ОПИСАНИЕ ПОМЕЩЕНИЯ

Мы входим в __________ и оглядываемся кругом. Справа, ут. чл. предл., находится _________. Слева, ут. чл. предл., располагается ______. Прямо перед нами, ут. чл. предл., мы видим ________. На окне, кроме ________, _________. На столе __________, в том числе ____________. Помимо ___________, _________.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru