Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №10/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Старшие классы

Н.М. РУХЛЕНКО,
с. Орлик,
Белгородская обл.

Продолжение. Начало в № 2/2004


Месяцеслов

Комплексная работа с текстом

Апрель

Название месяца апрель заимствовано из латинского языка. Некоторые ученые возводят его по значению к глаголу открывать.

В древнерусском языке апрель носил названия брезен (зеленеют березы) и берёзозол (сложение слов береза и зол). Одни этимологи сравнивают зол с зеленый (зеленеют березы), другие зол отождествляют с зола (пепел), так как перед вспашкой сжигали березы для того, чтобы получить золу, которую применяли для удобрения земли.

Так как апрель – месяц большой воды, то народ этот месяц прозвал водопол, снегогон. Существует много пословиц, связанных с апрелем: В апреле земля преет, Апрель водою славен, Апрельские ручьи землю будят, Апрель с водою – май с травою, Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени, Снег в апреле: внучек за дедушкой пришел.

В апреле обычно стоит теплая погода, уже сильно пригревает солнце, но бывает и возврат холодов. В русских говорах холода в апреле называют зеленой зимой.

7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы. В народе Благовещение принято считать величайшим христианским праздником, праздником всеобщего покоя и радости. Его называют также бабьим праздником. В этот день по евангельскому сказанию Дева Мария получила через архангела Гавриила весть о том, что она родит сына и назовет Иисусом.

Согласно народному поверью на Благовещение солнце играет на восходе яркими цветными лучами. 7 апреля выпускали птиц на волю, приговаривая: Сестрички синички, краснозобые снегирюшки, щеглята-молодцы, воры воробьи! Вы на воле полетайте, вы на воле поживите, к нам весну скорей ведите, Божью Мать за нас молите! В народе считают: каково Благовещенье проведешь, таково и весь год.

9 апреля – день святой Матрены, которую еще называют настовицей или полурепницей. Крестьяне замечали, что в это время бывает последний наст, прилетают настовицы. В течение долгих веков репа и капуста были одними из основных продуктов питания русского крестьянина, и в этот день отбирали половину остатков репы для посадки на семена. Она, эта половина, была неприкосновенной.

В день святого Никиты, то есть 16 апреля, крестьяне угощали водяного (он по их поверьям просыпался к этому времени от зимней спячки и ломал лед с досады и голода), утопляя в качестве подарка ему лошадь. Крестьяне верили, что он в таком случае смиряется и начинает стеречь рыбу, переманивать к себе крупную рыбу из других рек, а также спасать рыболовов от бури, не рвет неводов и бредней.

К Родионову дню, 21 апреля, крестьяне приурочивали посев овса. Сеять его можно до тех пор, пока цветут яблони и груши и пока не перестанут летать черные длинные мухи, которых называют овсяными и которые пропадают вместе с цветом этих деревьев.

На Антипа-половода (24 апреля) примечают, что если начинается полая вода и не видно птиц, к примеру чибиса, то это не настоящая полая вода. Священномученик Антип почитается целителем различных человеческих болезней, и в особенности утишителем зубной боли. Иногда прибегали к такого рода способу: брали мелкую монету и, подержав ее несколько времени на больном зубе, пробивали насквозь и вешали на икону святого в надежде избавления от боли.

В конце месяца, 27 апреля, отмечается день святого Мартына, Мартына-лисогона. Лисица кочует, переселяется в новую нору. В этот день на лисицу по поверью нападает куриная слепота.

30 апреля – это день Зосимы-пчельника. Вывозят пчел на пасеки. Посреди пасеки ставят стол, покрытый чистой скатертью, на него хлеб и соль, черепок с жаром, богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утрени свечу. Потом, помолясь Зосиме и Савватию, обходят вокруг пасеки с зажженной свечой, кропя при этом освященной водой. Затем у двери, через которую на пасеку вносили ульи, вбивают кол и произносят: Полети, моя пчела, на все четыре стороны за желтыми восками, за сладкими медами, приноси мед в свои ульи... В народе говорят: Если пчелы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся, если нет, вишен не будет. На какой хлеб пошла пчела, тот на зерно будет хорош. Дети, когда идут мимо ульев, приговаривают: Пчелушки, серые, малые, крылышки алые, носики острые, сами пестрые, в поле идут, гудут, гудут, с поля идут, медок несут...

Май

Название последнего месяца весны заимствовано из латинского языка, и связано оно с именем богини Майи – дочери Атланта и Плейоны, матери Гермеса. Римляне отождествляли эту богиню с италийской богиней Майей – покровительницей плодоносной земли. Ей приносились жертвы 1 мая.

На Руси май в древности назывался травень, в говорах он носит наименование мур. Вы, наверное, уже установили связь слова мур со словами мурава и замураветь, означающими ‘трава’ и ‘зазеленеть’ (речь идет, безусловно, о весенней траве и деревьях).

Так как май славится обильными росами (об этом говорится и в пословице: Одна майская роса коням лучше овса), то народ прозвал май росеником.

Этот солнечный весенний месяц несет с собой радость приближения лета, пробуждения земли. Леса в мае постепенно окутываются зеленой дымкой, на этот счет имеются выражения: лес бросается, лист бросился. Полным ходом идут сельскохозяйственные работы. Сев начинали при теплой погоде: положит хлебопашец обе руки на землю, проверит, тепла ли она.

К маю относится множество пословиц и поговорок, с погодой в мае связано немало примет. В народе говорят: Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Считается, что если май холодный, то год будет хлебородный, а если в мае дождь, уродится рожь. Чтобы волосы росли так же быстро, как майская трава, голову смачивали первым весенним дождем.

Попробуйте отгадать загадку: Что без доли и печали приводит в слезы? Отгадали? Конечно, это лук. Русский народ убежден: Лук да баня все правят. Высаживали лук на грядки на Луку, который приходится на 5 мая. Каждый из вас наверняка слышал: Горе луковое. А знаете ли смысл этого выражения? Горе луковое – мелкие печали, ничтожные огорчения, не заслуживающие слез.

6 мая отмечается день святого Георгия Победоносца, Егория вешнего. В христианских преданиях это воин-мученик, в фольклорной традиции – покровитель скота и работ на полях. К Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой праздник и обставлялся различными действиями, песнями и приговорами. Скотину выгоняли вербой, освященной в Вербное воскресенье, при этом приговаривали: Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!

Юрьев день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили. В этот день принято было печь обрядовое печенье в виде коровок, лошадок, овец и прочих животных, отдаваемых под наблюдение Егория и пастуха. Крестьяне верили, что Егорий сам невидимо для людей выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от зверей, особенно волков, подвластных ему. Поэтому Егория в этот день чествовали, окликали, просили спасти скотину от напастей, болезней, хищных зверей. Ребятишки обходили с приговорами все дома селения, а затем шли в поле и там оставляли сделанные из прутиков маленькие кресты.

Крестьяне полагали, что роса, выпавшая в Юрьев день, помогает от семи недугов, от сглаза. На Егория катались по нивам, по росе, произнося: Будь здоров, как Юрьева роса. Народ приметил, что если на Егория мороз, то будет просо и овес, а обильная роса к урожаю проса. Крестиками, испеченными в Крещение, кормили коней. Крестьяне начинали прислушиваться к голосу кукушки. Народ веровал: год будет голодный, если кукушка кукует, когда еще не оделся лес; кукушку услышишь раньше соловья – несчастливо проведешь лето. Услышав первую кукушку, брякали деньгами, чтоб водились. С Егория открывался сезон хороводов.

8 мая – день святого Марка, его в народе называют иногда ключником, ибо верят, что он владеет ключами от дождей. Поэтому в этот день особенно молятся и просят о ниспослании так необходимого сильного дождя. Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных – так гласит вековая мудрость.

К дню святой Мавры (16 мая), как правило, поспевают кислица, щавель, коровы начинают прибавлять молока, на столе появляется первая молочная каша. Крестьяне сажают капусту из рассадников в гряды.

22 мая – большой церковный праздник. Это Николин день вешний. По значимости он сравнивался крестьянами с Пасхой и Юрьевым днем. Одно из самых главных событий Николина дня – выгон лошадей в поле. Взрослое население считает Николу вешнего покровителем лошадей и заказывает в этот день молебен с водосвятием, чтобы уберечь коней от хищников и чтобы Никола даровал им здоровье. Ребята празднуют ночь с лошадьми в поле.

23 мая собирали целебные травы, приобретающие к этому времени якобы особую силу, искали клады.

Во второй половине мая обычно стоит вёдро, но перепадают и дождички, например, на Мокия мокрого. В ясном небе изредка появляются небольшие облачка, прольется дождик – и снова становится ясным небо, разгуливается погода.

26 мая – день Лукерьи-комарницы. Крестьяне говорили, что в этот день вместе с теплым ветром появляются комары. Вот загадка о комаре: Из-за тебя бью себя, из-за себя убью тебя – прольется кровь моя. Очень точно сказано: Мошка – крошка, а человеческую кровь пьет. Народ приметил: комары толкутся к вёдру; много комаров – быть хорошему овсу, а нет комаров – овса и трав не будет.

Крестьяне верили, что в день Сидора-огуречника, который приходился на 27 мая, прилетают ласточки и стрижи и приносят тепло. А.Афанасьев писал о ласточке: «На Руси ласточку называют святою, Божьею птицею. Где она поселится, тому дому приносит благословение, счастие и предохраняет его от грозы и пожара; поэтому крестьяне нарочно прибивают под кровлями планки и маленькие дощечки, чтобы ласточкам было удобнее прилаживать свои гнезда. За убиение ласточки и разорение ее гнезда Бог карает преступника смертию или истребляет его дом пожаром, насылает на его стада падеж, отнимает у его коров молоко». Про ласточку сложены пословицы: Ранние ласточки – к счастливому году, Ласточка день начинает, а соловей кончает, Одна ласточка весны не делает, Первой касатке не верь.

Между 1 мая и 4 июня по старому стилю отмечают Вознесение – большой церковный праздник в честь вознесения на небо воскресшего Иисуса Христа. Нередко Вознесение связывали с окончанием весны, это третьи и последние проводы весны. Не случайно говорят: Цвести весне до Вознесенья, Весна о Вознесенье на небо возносится, на отдых в рай пресветлый просится. Ночь под Вознесение соловьиная: соловьи громче и звонче поют, чем во все остальное время. В эту ночь ловить соловьев большой грех: кто поймает, тому весь год ни в чем удачи не будет. На Вознесение не работают. Пекут лесенки – символ вознесения Христа на небо, пироги с зеленым луком. Завивают березки. Если венок не завянет до дня Пятидесятницы, то тот, на кого береза завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж.

Вербное воскресенье и Пасха

На шестой неделе Великого поста, в субботу, верующими празднуется день воскресения Лазаря Иисусом Христом. В.И. Даль в своем словаре приводит на этот счет загадку: Когда суббота бывает в воскресенье (или воскресенье в субботу)? Имеется в виду, конечно, Лазарева суббота.

За нею следовало Вербное воскресенье – православный праздник, связанный с входом Иисуса Христа в Иерусалим. Этот праздник еще называют вербины, вербница. В храмах освящают вербу, предохраняющую по народным представлениям человека от злых духов, а скот и посевы – от бедствий. Видимо, магические свойства приписывали вербе потому, что она одной из первых среди растений просыпается после зимней спячки. Освященную вербу крестьяне хранили за иконой, часть скармливали скоту, веря в то, что не будет его падежа. Они также хлестали друг друга ветками вербы, полагая, что это дает здоровье тому, кого хлещут. До нас дошли пословицы, приметы: Если хорошо цветет верба – пашня будет удачной, Где вода, там и верба, а где верба, там и вода, Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед. Во время грозы или града ветки вербы, принесенные из церкви, выбрасывали во двор, считая, что от этого гроза прекратится и град перестанет идти. Принято было выгонять в первый раз скотину в поле вербой с Вербного воскресенья.

За Вербным воскресеньем шла Страстная неделя, последняя неделя Великого поста перед Пасхой. Ее называют еще страстницей, Страстной седмицей. Посвящена она памяти страстей, страданий Иисуса Христа. В среду на этой неделе крестьяне обливали скотину снеговой водой, веря в ее целебность. За Страстной средой следовал Великий четверг, его называют также Чистым. Он сосредоточил вокруг себя огромное множество поверий, примет, действий, представлений. Обряды, совершаемые в Великий четверг, имели в основном очистительный характер. Человеку нужно было очистить свою душу от греховного, предупредить болезни и другие напасти. Очищали также дом, огород от сора, грязи. До восхода солнца купались. Умывались с серебра. Четверговую соль, сало, золу хранили под стрехой. Они служили (в это верили наши предки) общим лекарством от всего. В четверг перед Пасхой варили кисель, обычно овсяный, выносили его в миске на улицу и кричали: Мороз, мороз! Иди кисель есть! Не бей наш овес, нашу рожь, а бей быльник да крапивник!; или: Мороз, мороз, не морозь наш овес! Киселя поешь, нас потешь! В этот день хозяин перед восходом солнца выходил на улицу и потряхивал соху, чтобы хлеб лучше родился.

Субботу на Страстной неделе иногда называли красильной, потому что раньше именно в этот день красили яйца. Обычай красить яйца на Пасху очень древний, и пришел он к нам из языческих верований. Славяне-язычники окрашивали яйца кровью, принося их в дар духам с целью их умилостивить. Впоследствии яйца стали красить в разные яркие цвета.

Крестьяне, поглаживая лошадь яйцом на Пасху, приговаривали: Будь гладка, как яичко. Яйца дарили друг другу на Пасху, произнося: «Христос Воскресе!». Существовала игра, во время которой смотрели, чье яйцо разобьет другие яйца.

Итак, за красильной субботой наступала Пасха, называемая еще Велик день, Светлое Христово Воскресение, Светлый день, Святая. Пасха – главный христианский праздник в честь воскресения Иисуса Христа. Она празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

На Пасху бывали яркие гулянья, водили хороводы, качались на качелях, ходили в гости, поздравляли друг друга с Воскресением Христовым.

Существовало поверье, согласно которому в первый день Пасхи солнце играет, то есть восход солнца сопровождается игрой лучей, постоянно передвигающихся и меняющих цвет. Дети обращались к солнцу с песенкой: Солнышко, вёдрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, покатись, красное, нарядись!

На Пасху повсюду разрешалось всем мужчинам, парням звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживающий радостное, праздничное настроение.

Вторая неделя после Пасхи – Фомина. В это время поминали усопших. День поминок называли еще и Радуница, Радунец, Радовница, Радошница. Этимологи сближают эти названия со словом рад, ведь первоначально Радуница – праздник радостного пасхального поминовения мертвых в связи с Воскресением Христа.

Первое воскресенье после Пасхи носит название Красная горка. Оно возникло, вероятно, потому, что в этот день обычно встречали восход солнца – другими словами, красную весну – на холме, горке или пригорке. До позднего вечера звучали песни, плясали, играли. К Красной горке старались подогнать свадьбы, день этот считался счастливым для вступающих в брак.

В первое воскресенье после Пасхи (оно называется еще Фоминым, кликушным) славили, окликали молодоженов, повенчавшихся в течение данного года. Величали молодых так: Молодая, золотая! Выходи на крыльцо, выноси красно яйцо! Как не вынесешь яйцо, поломаем все крыльцо! И запоры упадут и тебя убьют!

С Пасхи гулянья молодежи переносились на открытый воздух: на лужайки за околицей, на лесные поляны, в конец деревенской улицы.

Семик и Троица

Один из самых главных, ответственных периодов народного земледельческого календаря приходится на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название семицкой, семиковой. Особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; Родительская суббота; Троица – пятидесятый день после Пасхи, выпадающий на воскресенье.

Семик – седьмой четверг после Пасхи – считался очень большим праздником, который открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем – березкой.

Селения на этот небольшой отрезок времени буквально преображались. Дома и улицы украшали клечаньем: срезанными березками, деревьями, ветками, цветами. Не случайно поэтому субботу на семицкой неделе называли клечальной. На Троицу прихожане являлись в церковь на обедню с букетами полевых цветов. Пол в храме устилался свежей травой.

Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали Семик. Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.

На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, но основные элементы обряда сохранялись. К числу таких элементов относятся выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, завивание венков, кумление, срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.

Семик был сугубо девичий праздник. Обряды, совершавшиеся на Семик и Троицу, были едины. В лесу, около ржаного поля, завивая березку, девушки загадывали желание, причем это делалось так, чтобы никто этого не видел. Скручивали ветки в виде венка, заплетали косички, перевязывали иногда ветки лентами, пригибали ветки к земле и приплетали к траве, иногда заламывали макушку березы.

На Троицу приходили развивать венки и смотрели, сохранились ли они или развились. Березки украшали не только лентами, бусами, на них вешали козули – испеченные из теста венки.

На Семик девушки кумились. Что это значит? Ветки березок загибали в круг, так что получались венки, или венки из березок или трав и цветов навешивали на березки. К этим венкам девушки подвязывали свои крестики, затем сквозь венки целовались, менялись крестами и пели песни, содержанием которых являлся призыв к кумлению. Покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь, или до следующего кумления через год с другой девушкой, или на срок праздника. Около березки иногда устраивалась общая праздничная трапеза с яичницей, скреплявшая девичий союз.

Троица по церковному догмату – триипостасное Божество, единый Бог в трех лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Троицын день установлен в честь и память этого догмата.

На Троицу девушки спрашивали у кукующей кукушки, долго ли еще им быть в доме отца. Сколько раз прокукует птица, столько лет и ждать еще замужества. Завитые в Троицын день венки бросали в воду. Если венок поплывет, то это к счастью. Завертится на одном месте – свадьба расстроится, быть семейным ссорам. Потонет – и того хуже: жди какого-либо несчастья или смерти суженого.

У А.С. Пушкина в «Евгении Онегине» о семье Лариных читаем:

В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три.

Что такое пучок зари? А.Афанасьев в «Поэтических воззрениях славян на природу» пишет о том, что накануне Троицы крестьяне собирали разные травы, преимущественно благовонные: чабрец, мяту, зарю, калуфер. На следующий день к обедне в церковь женщины, девушки и дети приходили с пучками цветов и пахучих трав в руках и потом целый год хранили их как святыню, веря в то, что они обладают целебной силой против всяких недугов. Заря, если обратиться к В.И. Далю, – растение любисток.

Первый понедельник после Троицы – это день Сошествия Святого Духа, Духов день. В Новом Завете говорится, что в этот день апостолы по велению Христа собрались вместе и на них сошел Дух Святой в виде «разделяющихся огненных языков». Апостолы начали говорить на иных языках. Таким образом, считалось, что Бог приобщил апостолов к знанию разных языков, чтобы они несли по свету евангельское учение. Духов день в народе называют еще именинами земли.

Неделя после Троицы – русальная, зеленая, зеленые Святки. Крестьяне считали, что в эту пору русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях, заманивают прохожих, чтобы их защекотать.

Воскресенье, следующее за Троицыным днем, назвали русалкиным заговеньем. В этот день изгоняли русалок, отождествляемых зачастую с нечистой силой, ведьмами. Провожали их обычно в рожь (по народным воззрениям они должны были способствовать ее лучшему урожаю). В сумерки появлялись девушка, одетая парнем, и парень в девичьем сарафане. Преследуемые молодежью, они бежали в ржаное поле. На меже все останавливались, пели и водили хороводы, а ряженые скрывались во ржи.

Июнь

Наступил июнь – начало лета. Слово лето хорошо известно и другим славянским языкам. В русском языке оно означает еще и ‘возраст, год’, а также ‘юг, южный ветер’. В народе июнь прозвали скопидом, хлеборост. Об июне сложены пословицы: Май – радость, июнь – счастье, Июнь – ау, закромы в амбарах пусты.

1 июня праздновался день Ивана долгого. Крестьяне приметили: если первые два дня июня льет дождь, весь месяц будет сухой.

Попробуйте отгадать загадки: Мал малышок в сыру землю ушел, шапку синюю нашел; Топили, сушили, колотили, рвали, крутили, ткали, на стол клали. Конечно, это лен. 3 июня отмечали день Константина и Алены, который называли также леносейка, льняница, длинные льны.

В день святой мученицы Вассы, 4 июня, не сеяли, не пахали, чтобы на поле одни васильки не уродились. О васильке пели: А ты зачем зацвел, василек, во ржи? А ты зачем завлек меня, мил, скажи? А я затем зацвел, чтоб поля красить. А я затем завлек, чтоб тебя любить!

7 июня – это Иванов день и день Ферапонта. Подметили: большая роса – к урожаю льна и конопли. Одновременно замечают и другое: С Иванова дня пошли медвяные (то есть вредные) росы, На Ферапонтия первые худые росы, От ферапонтьевой росы и трава ржавеет. За этими росами, однако, признается особая полезная сила. Не зря говорят: Травы и коренья целебные клади под Иванову росу. Внимание земледельца в этот день привлечено к рябине. Поздний расцвет рябины – к долгой осени. Хорошо рябина цветет – значит, будет урожай льна. Большой цвет на рябине – хорошо нальется овес. Кое-где в Иванов день производится главная посадка капусты. Хозяйка, берясь за первый стебель рассады, приговаривает: Дай, Боже, час добрый, чтоб капуста моя принималась и в головки складывалась.

9 июня, на Федоры, не мели из избы сора. Крестьяне верили, что домовой живет под веником.

Попробуйте отгадать загадку: В воде купался, сухим остался. Вы окажетесь правы, если ответите: Это гусь. 10 июня молились святому Никите, ибо считали, что он охраняет гусей, преимущественно маленьких, не допуская к ним орлов, ястребов и иных хищников. Летом игра «Волк и гуси» была одной из любимейших детских забав.

На Федосью, 11 июня, ходили смотреть всходы в поле. Хорошая нива – всякому диво, – гласит пословица. О всходах существует и загадка: Зеленая простыня черную постель покрыла. Пока рожь не заколосилась, детям и молодежи не разрешалось скакать на досках – простейшем виде качелей, состоящих из доски на бревне, на обоих концах которой поочередно подскакивают. Прыгать и скакать было нельзя, так как по объяснению крестьян земля в это время была тяжела.

К дню Лукьяна-ветреника, который приходится на 16 июня, относится такая примета: На Лукьяна южный ветер – к урожаю яровых, северо-западный – к сырому лету, восточный – к наносным болезням.

Дню святого Федота, 20 июня, крестьяне придавали большое значение, так как по характеру погоды определяли урожай ржи: теплый и ясный день – урожай будет хороший, налив полный, зерно крупное; дождливый день сулил плохое, тощее зерно.

21 июня – день Федора Стратилата – был важен по своим приметам для тех, кто рыл колодцы. Этих людей называли колодезниками. Они с вечера клали сковороды на места, предназначенные для колодцев. Сковороды проверялись на другое утро на восходе солнца. Если сковорода была покрыта водяными струями, то считалось, что в этом месте есть обильные водяные жилы. Если она слегка отпотела, то колодец будет маловодный. Сухая сковорода ничего хорошего не обещала.

С Федорова дня пошла навозница: начинали вывозить навоз на паровой клин. Как известно, без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки. В средней полосе России навоз вывозили на поля коллективно – всей деревней или группой соседей поочередно каждому хозяину. В навознице принимала участие вся семья, за исключением маленьких детей и глубоких стариков. На помочи являлись со своей лошадью и специальной телегой. Мужчины грузили навоз на телеги, дети 6–7 лет были повозчиками, женщины и молодежь сваливали навоз с телег и равномерно распределяли его по полю, пожилые готовили на всех обед, который, чтобы каждый месяц был сыт, должен непременно состоять из 12 блюд.

На Кирилу, 22 июня, солнышко отдает земле всю силу, поспевает земляника. Это о ней загадки: На лесной полянке красуется Татьянка – алый сарафан, белые крапинки, Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдет, всяк поклон отдает.

В мае и июне удивительно хороши восходы и закаты солнца, огромный шар его в погожие дни ярко пламенеет. Об утренней и вечерней заре сложено много пословиц, поговорок: Утренняя заря краше вечерней, Зарю проспать – рубля не достать, Заря деньгу родит, Багровая заря к ветрам, Какова вечерняя заря, таков другой день.

26 июня праздновался день святой Акулины. В это время появляются оводы. Коровы от множества мух, комаров и слепней не стоят, бегают из стада, ищут приюта в селениях под навесами, в тени строений. Чтобы гречиха уродилась, на Акулину, как правило, не работали. В былое время в этот день на Руси устраивались особого рода угощения, на которых первым блюдом считалась каша, приготовленная обыкновенно из оставшейся от прошлых лет гречи. На эту мирскую кашу приглашались главным образом бедные странники, калеки, убогие, нищие, за гостеприимство благодарившие хозяев и желавшие хорошего урожая гречи.

Предпоследний день месяца – день святого Тихона. Крестьяне полагали, что с этого дня затихают певчие птицы, кроме соловья и кукушки. К Тихону обращались за помощью от зубной боли.

Задания

1. Прочитайте текст. Подготовьтесь к выразительному чтению. Определите, где нужны логические ударения, короткие и более значительные паузы.

2. Что в данном тексте, по-вашему, находится в центре внимания?

3. Что нового и полезного для себя вы узнали из данного текста?

4. Придумайте вопросы к данному тексту.

5. Проанализируйте виды и средства связи между предложениями и частями текста.

6. Найдите в тексте слова, в которых согласные буквы: а) не обозначают звуков; б) обозначают согласные звуки, не соответствующие их написанию.

7. Выпишите слова, в которых разными способами обозначена на письме мягкость согласных звуков.

8. Приведите примеры слов, в которых все согласные звуки звонкие, глухие, мягкие, твердые.

9. Выпишите несколько слов с шипящими звуками. Какими буквами они обозначены?

10. Определите, какие звуки обозначают в разных словах текста буквы е, я, ю, е, и, о. Приведите примеры слов с разными звуковыми значениями указанных букв. В каких случаях с употреблением этих букв связаны орфограммы в корне?

11. Найдите и выпишите слова, в которых: а) одинаковое количество звуков и букв; б) звуков больше, чем букв; в) букв больше, чем звуков.

12. Выпишите из текста 3 слова с закрытыми слогами и 3 слова – с открытыми.

13. Произведите фонетический разбор 2–3 слов.

14. При произнесении каких слов вы затруднялись? Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

15. Выпишите из текста непонятные вам слова. Найдите их значения в словаре (толковом, этимологическом).

16. Какие однокоренные слова имеются в данном тексте? Выпишите их, обозначьте корень. Приведите примеры форм одного и того же слова.

17. Приведите примеры слов, в корнях которых происходит чередование согласных.

18. Найдите в тексте слова с одинаковым грамматическим значением.

19. Укажите слова, употребленные в переносном значении. Покажите, какую роль они играют в тексте.

20. Встречаются ли в данном тексте синонимы, антонимы, омонимы? Если да, то укажите их.

21. Найдите слова, которые уже вышли из активного повседневного употребления. Историзмы это или архаизмы? Ответ обоснуйте.

22. Встречаются ли в тексте старославянизмы? Укажите их признаки.

23. Вспомните и запишите фразеологизмы, в состав которых входят названия месяцев.

24. Произведите лексический разбор 2–3 слов.

25. Выпишите слова с трудными для вас орфограммами, объясните их.

26. Заполните таблицу подходящими примерами.

Орфограммы в приставках

 

Орфограммы в корнях

 

Орфограммы в суффиксах

 

Орфограммы в окончаниях

 

27. Объясните правописание не и ни.

28. Найдите интересные слова для морфемного и словообразовательного разборов.

29. Выпишите из текста по нескольку слов всех частей речи, а также причастий и деепричастий. Сделайте их морфологический разбор.

30. Подберите примеры на употребление слов одной части речи в роли различных членов предложения.

31. Приведите примеры различных способов выражения подлежащего.

32. Укажите примеры различных видов сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств.

33. Выпишите словосочетания с различными способами связи слов.

34. Найдите сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения. Составьте их схемы. Определите виды придаточных предложений. Где это возможно, замените придаточные предложения причастными и деепричастными оборотами.

35. Произведите пунктуационный анализ текста. Какие виды осложнений имеются в данном тексте? Дайте графические схемы.

36. Объясните постановку знаков тире и двоеточия. Поясните случаи постановки или отсутствия запятой перед союзом и.

37. Определите виды имеющихся в тексте односоставных предложений.

38. Укажите предложения с прямой речью, объясните знаки препинания. Произведите замену прямой речи косвенной. Встречаются ли в тексте случаи цитирования? Приведите примеры.

39. Сделайте полный синтаксический разбор одного из предложений.

40. Выберите одну из частей текста и подготовьтесь к самодиктанту.

41. Напишите сочинение-миниатюру на тему одной из пословиц.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru