ИГРАТЬ ВСЕРЬЕЗ
Хочу
предложить конкурс «Словесные задачи», который
можно провести как внеклассное мероприятие по
русскому языку. Безусловно, многие словесные
игры известны, о многих вы уже писали. Просто я
попыталась собрать все словесные задачи в единое
целое.
Немного о себе: работаю в сельской школе, стаж 17
лет, имею высшую категорию, занимаюсь проблемой
«Интерактивные методы обучения».
С уважением,
И.Э. БЕССАРАБОВА
Краснояровская школа № 30,
Новосибирская обл.
Неделя русского языка
5 - 9-е классы
Девиз конкурса:
«С русским языком можно творить
чудеса...»
К.Г. Паустовский
К словесным задачам относятся шарады,
метаграммы, анаграммы, логогрифы, палиндромы и
другие задачи, основанные на каких-либо
изменениях в составе загаданных слов.
Словесные задачи основаны на
разделении слов на части, на перестановке или
замене в них букв, на добавлении или сокращении
некоторых букв или слогов, а значит, и на
непрерывно меняющихся значениях задуманного
слова, зависящих от этих изменений.
1. Игра «Цепочка»
Задача: нужно подобрать и
записать словарные слова цепочкой. Кто больше?
БерезА
АрбуЗ
ЗавтраК
КомнатА
АнтеннА...
2. Игра «Наборщик»
Задача:
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами.
Активность – акт, актив, кисть,
кость, кит, кот, кино, кон, конь, ткань, тина, тон,
тост, ива, воск, воин, винт, нос, носки, нива, нота,
нитка, оса, ось, останки, окна, стон, сон, сок,
сатин, скат, скот, ток, ас, вино и др. (35
слов).
Государство – (можно набрать 25
слов).
! «Набирать» можно
только имена существительные в именительном
падеже.
3. Игра «Перевертыши» (или
«Палиндромы»)
Задача: в русском языке есть
слова (и даже целые выражения!), которые читаются
одинаково как слева направо, так и справа налево.
Нужно подобрать или вспомнить такие случаи.
Казак,
шалаш, комок, поп и т.д.
4. Игра «Шарады»
Задача: загаданное слово состоит
из нескольких составных частей, каждая из
которых представляет собой отдельное слово.
Чтобы отгадать шараду, нужно отгадать вначале
признаки отдельных слов, а потом дать объяснение
целого слова.
Три
буквы облаками реют.
Две виснут на лице мужском.
А целое порой белеет
В тумане моря голубом.
(Пар-ус)
Начало деревом зовется,
Конец – читатели мои.
Здесь в книге целое найдется,
И в каждой строчке
есть они.
(Бук-вы)
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.
(Кар-тина)
Первый слог найдешь средь нот,
Продолженье – бык несет.
Хочешь целое
найти,
Так ищи его в пути.
(До-рога)
5. Игра «Сверху вниз, снизу вверх»
Задача: записать слово
вертикально и на каждую букву подобрать слова
так, чтобы данное слово читалось одинаково
сверху вниз и снизу вверх.
ЗолА
АрыК
ГоД
АнгинА
ДолГ
КорА
АлмаЗ
6. Игра «Метаграмма»
Задача: нужно последовательно
изменять в слове одну букву. В метаграммах может
меняться не только первая, но и последняя и любая
другая буква.
С «б»
– смертельной я бываю,
С «м» – меха я пожираю,
С «р» – актеру я нужна,
С «с» – для повара важна.
(Боль, моль, роль, соль)
С «м» я в море,
С «в» я в поле,
С «п» я в доме,
С «г» – в футболе.
(Мол, вол, пол, гол)
С
буквой «т» его все знают –
Он с собой весну несет;
С буквой «ш» всегда играют,
Коль в строю отряд идет.
(Март, марш)
Я с «в» от непогоды вас укрою,
А с «т» я землю рою.
(Кров, крот)
7. Игра «Логогриф»
Задача: нужно какую-нибудь
букву отнять совсем или же, наоборот, прибавить
новую.
Ты через реку переправишь
На мне людей, и скот, и груз.
Но если «и» в меня ты вставишь,
То я на воздух подымусь.
(Плот – пилот)
Я в синем море под волнами
Ползу тихонько иль лежу,
Но с «к» я в летний день над вами
Порой назойливо жужжу.
(Омар – комар)
Я глубока и многоводна,
И ты, как все, гордишься мной,
А если букву мне прибавишь,
Я птицей сделаюсь лесной.
(Волга – иволга)
Мы резким голосом кричим
И ковыляем так комично.
Но вставь к нам «л», и зазвучим
Тогда довольно мелодично.
(Гуси – гусли)
8. Игра «Анаграммы»
Задача: нужно в слове
переставить буквы или поменять местами и
образовать другое слово, имеющее иной смысл.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила)
Я – дерево в родной стране,
Найдешь в лесах меня повсюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Сосна – насос)
Не раз в оркестрах я звучала,
Мой голос cтрунный так певуч:
Но «ф» мое поставь сначала,
И я во тьму направлю луч.
(Арфа – фара)
Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я французская река.
Но, если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.
(Рона – нора)
|