ПОДСПОРЬЕ
А.В. ВОЛКОВА,
школа № 57, г. Москва
Комплексное упражнение
Лексика. Словообразование.
Морфология. Синтаксис
5-й класс
Прочитайте текст.
Слово губка (предмет для мытья)
образовано с помощью1 суффикса -к-
от губа – «гриб». Слово с таким значением до
сих пор сохранилось3 в диалектах и
некоторых славянских языках. Таким же
способом образовалось слово булавка от булавы
– старинное оружие в виде палицы с
шарообразным2 утолщением на конце. На
Украине и в Польше оно обозначало знак гетманской
власти4.
Задания
1. Сравните толкование слова булава в
тексте с толкованием этого слова в словаре
Ожегова.
2. Составьте словарную статью для слова
губа. Подумайте, сколько значений есть у этого
слова, какую помету должно иметь это слово в
данном значении. Проверьте себя по словарю
Ожегова.
3. Какие значения слова губка вам
известны? Каким термином обозначаются подобные
слова в языкознании? Используя толковый словарь,
приведите примеры таких слов.
4. С помощью толкового словаря
письменно объясните значение выделенных слов.
5. Сравните звучание слов губка, гриб,
булавка. Какое фонетическое явление объединяет
эти слова?
6. Выполните разборы, обозначенные
цифрами 1, 2, 3, 4.
|