Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №11/2004

Я ИДУ НА УРОК

Л.И. НОВИКОВА,
г. Троицк, Московская область


Соединение типов речи в сочинении по картине В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»

8-й класс

Никакая лексическая работа не окажет влияние на понимание картин русских художников Нестерова, Тропинина, Серова, Рериха, если учащиеся не поймут сложной социально-политической обстановки в России, не проникнут в художественно-эстетические идеалы лучших представителей русской интеллигенции.

Д.С. Лихачев
(Из кн.: Очерки по философии художественного творчества.

М., 1996. С. 143)

В последнее время появилась тенденция активно использовать исторические картины на уроках русского языка, в том числе и на уроках развития речи. Это не случайно: исторические картины обладают огромной силой воздействия на подрастающего человека.

Предлагаем познакомиться с конспектом урока по картине Сурикова «Боярыня Морозова».

Перечислим сначала конкретные методы и приемы, которые использовались в ходе предлагаемого урока.

1. Традиционный этап урока – вступительное слово учителя – в данном случае имеет еще одну цель: сообщить ученикам фактический материал – фоновые знания, без которых описание картины теряет смысл.

2. Основной способ накопления фоновых знаний в ходе этого урока – работа со специальными текстами, знакомящими учеников с историческими фактами.

После этого учитель может переходить к рассмотрению картины и беседе по ней.

Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»

3. Беседа по картине и собирание в ходе ее рабочих материалов даны очень подробно. Познакомившись с ориентировочными ответами учеников, учитель может конкретизировать задание с помощью дополнительных вопросов, которые требуют более короткого ответа. Например, вместо задания выбрать одного из героев картины и описать его учитель может предложить восьмиклассникам конкретные вопросы: «Опишите юродивого: его одежду, позу, в которой он изображен», «Как реагирует юродивый на появление опальной боярыни?» – и т.д.

4. Лексическая работа может быть отдельным этапом урока, но в данном случае из-за сложности картины необходимо уделить больше времени беседе о ней. Поэтому с частью слов ребята работают дома, отыскивая в толковых словарях их значения.

Там, где это необходимо, тексты дополняет и комментирует учитель, в ряде случаев разъясняя значения некоторых слов (именно так организована работа с текстом, рассказывающим о личности и судьбе боярыни Морозовой).

5. Этап работы над планом сочинения предполагает разные варианты: либо ученики составляют сложные планы в соответствии с требованием программы, либо учитель дает план в готовом виде, либо составляет его вместе с учениками в процессе беседы.

6. Работая над текстом сочинения, мы обращаем внимание учащихся на то, что в данном случае в сочинении могут быть использованы все изученные типы речи (повествование, описание, рассуждение). Урок рассчитан на то, что школьники к 8-му классу достаточно хорошо освоили основные особенности типов речи. Если же класс не готов к такой работе, можно повторить основные особенности типов речи на предыдущих уроках с помощью обобщающей таблицы.

Особенности   различных типов речи

Повествование

Описание

Рассуждение

1. Основное содержание

Изображение последовательных действий

Изображение одновременных признаков предмета или явления

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

2. Особенности композиции

1. Завязка. 2. Развитие действия. 3. Кульминация. 4. Развязка (в повествовании возможно отсутствие 1–2 композиционных элементов)

1. Общее представление об описываемом предмете
2. Частные представления (форма, размер, цвет...)
3. Вывод (не обязательно)

1. Тезис (мысль, которую необходимо доказать)
2. Обоснование тезиса: доказательства, примеры
3. Вывод

3. Вопросы, которые можно поставить к тексту

Как это случилось? Что произошло? Как развивались события?

Что это? Кто это? Какой предмет?

Почему? Зачем? С какой целью? Каким образом?

4. Лексические особенности (слова-связки)

Однажды, как-то, вдруг, сначала, потом, далее, наконец, в конце концов, вот так...

Передний план, задний план, слева, справа

Я думаю... Мне кажется... На мой взгляд... Например, а именно, потому что, во-первых, во-вторых, значит, следовательно, таким образом...

5. Морфологические особенности

Обилие глаголов, наречий, показывающих динамику действий, их последовательность

Обилие прилагательных, существительных, сравнительных союзов

Активное использование наречий

6. Синтаксические особенности

Однородные сказуемые, сложные предложения, прямая речь, диалоги

Однородные и неоднородные определения, сравнительные обороты

Вводные слова и предложения; сложноподчиненные предложения с придаточными места, времени, причины, цели

Естественно, знание исторических фактов, лежащих в основе картины, вызывает интерес к ней и желание говорить на предложенную учителем тему, развивает речь, обогащает духовно, приобщает ребят к сокровищам национальной культуры.

Выбор картины обусловлен тем, что учащиеся в 8-м классе на уроке литературы изучают «Житие» протопопа Аввакума. Как известно, боярыня Морозова была последовательницей протопопа Аввакума. Учитель (по своему усмотрению) может связать эти темы и обогатить представление школьников о далекой эпохе, которое у них уже имеется благодаря материалам, рассматриваемым в курсе литературы.

Цели урока:

– подготовить учащихся к сочинению по картине, соединяющему динамическое описание с элементами повествования и рассуждения;
– обогатить учащихся необходимыми для работы с исторической картиной фоновыми знаниями;
– обогатить словарный запас: узнать значения устаревших слов (боярыня, юродивый, раскольники и др.), которые необходимы для адекватного понимания и описания исторической картины;
– способствовать формированию языкового и художественного вкуса учащихся.

Оборудование:

– выставка репродукций картин художника В.И. Сурикова;
– раздаточный материал с текстами.

ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Учащиеся получают задание найти по словарю значения слов и записать их в тетради или словарики: раскольники, юродивый, нищенка, монашка, боярыня, двуперстное знамение, благословение, непоколебимый.

Возможные ответы.

  • Старообрядцы, раскольники (устар.) – приверженцы старых обрядов.

  • Юродивый – странный человек, в представлении религиозных людей обладающий даром прорицания.

  • Нищенка – женщина, собирающая милостыню.

  • Монашка (или монахиня) – женщина, давшая обет вести жизнь в монастыре.

  • Боярыня – жена боярина, принадлежащего к высшему слою господствующего класса.

  • Знамение – знак; предзнаменование.

  • Двуперстное знамение – креститься двумя пальцами (перстами).

  • Благословение – христианский обряд осенения верующих крестным знамением в знак пожелания благополучия и успеха. Благословение дают священники мирянам, верующие родители – детям.

  • Непоколебимый – стойкий, надежный, такой, кого нельзя поколебать.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя,
накопление учащимися необходимых фоновых знаний.

– Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению по картине Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». Некоторые картины этого автора вам, вероятно, знакомы. Посмотрите на репродукции полотен В.И. Сурикова и назовите те, которые вы знаете. (Желательно представить в экспозиции наиболее известные картины художника: «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», «Степан Разин», «Боярыня Морозова» и другие, имеющиеся в распоряжении учителя. Учащиеся называют те картины, которые им известны, учитель дополняет их ответы, говоря о полотнах, которые школьники не назвали.)

Какие жанры живописи вы знаете? К какому жанру живописи относятся эти картины? (Пейзажи, портреты, натюрморты. Картины можно отнести к историческим.)

– Действительно, каждая из этих картин относится к жанру исторической живописи, мастером которого являлся Суриков.

Давайте прочитаем небольшой отрывок, посвященный этому художнику. (Отрывок из книги Э.Гомберг-Вержбинской «Передвижники», так же как и все последующие отрывки, напечатан заранее и выдан учащимся перед уроком в качестве раздаточного материала.)

Василий Иванович СуриковВасилий Иванович Суриков был выходцем из старинного казачьего рода, предки которого в XVI веке пришли с Ермаком «воевать Сибирь», в XVII веке бунтовали против московских воевод во время знаменитого красноярского бунта. Художник провел детство и юность в суровом Красноярском крае, среди людей, не знавших крепостничества, в среде, где сохранилось еще множество остатков старины.
Рано лишившись отца, Вася Суриков становится кормильцем семьи – матери и старшего брата. Работая канцелярским писцом, он, однако, не бросает занятий искусством, учится иконописи у своего дяди, исполняет заказы местного купечества. Крупный золотопромышленник Кузнецов оказывает ему материальную помощь, и Суриков принимает решение ехать учиться в Академию художеств.

Суриков успешно окончил Академию художеств, и ему предложили почетную работу – выполнить часть росписей храма Христа Спасителя в Москве.

Характер будущего художника и его интерес к истории сформировала все-таки Сибирь. Художник говорил, что он ощущал историю как живую действительность. Возможно, именно это сыграло свою роль и предопределило творческую судьбу Сурикова как будущего исторического живописца. Как писал художник и историк искусства А.Н. Бенуа, «значение Сурикова для русского общества огромно. <...> Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой <...> мистической способностью, могут перенестись в прошлое, разглядеть в его тусклых сумерках минувшую жизнь...».

Вот и мы с вами попробуем на уроке перенестись мысленно в далекое прошлое, совершим путешествие во времени, попробуем понять и почувствовать то, чем жили наши далекие предки. А основным нашим путеводителем на уроке будет картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова».

Итак, представьте себе: беспощадный XVII век. Правление царя Алексея Михайловича. Страшный религиозный раскол. Напомнит нам о религиозном расколе, о его причинах отрывок из книги А.У. Ишимовой «Сокращенная русская история». Прочитаем его.

Давно известно было, что в богослужебные книги, существовавшие прежде в одних рукописях, вкралось от необразованности и небрежности переписчиков много ошибок. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Например, в этих книгах имя Иисус печаталось Исус; при крестном знамении предписывалось складывать не два, а три пальца; запрещалось брить бороды и усы... Люди невежественные не признавали эти ошибки ошибками и твердо защищали их против тех, кто желал исправить их. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону... В то время произошли первые беспорядки по случаю новых богослужебных книг, напечатанных по исправлениям Никона. Многие из духовенства считали эти книги богопротивными, не принимали их и употребляли старые, отчего и получили название староверов, старообрядцев, раскольников.

Одной из самых известных раскольниц, не желающей смириться с исправлениями, внесенными в книги Никоном, была боярыня Морозова. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: “Дома прислуживало ей человек триста. Крестьян было 8000... ездила она в дорогой карете, устроенною мозаикой и серебром, в шесть или двенадцать лошадей; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье”».

Давайте прочитаем отрывок из книги Натальи Кончаловской «Дар бесценный», рассказывающей о судьбе непокорной боярыни и характеризующей ее как человека необычайной духовной силы.

Какой же она была, эта боярыня, открыто объявившая бунт царю, патриарху Никону, увлекшая и сестру свою – княгиню Урусову – в раскол?
Иной раз возьмет мешок денег боярыня и раздает деньги неимущим во имя старообрядческой веры.
Иной раз нашьет рубах для нищих и раздает их тем, кто крестится двуперстным знамением.
Царь приходил в ярость, когда слышал о «подвиге» Морозовой. Он потребовал от сестер отречения от старой веры. Сестры не отреклись. И тогда царь приказал заковать Морозову в цепи. Схватили и сестру ее, Евдокию, посадили обеих в тюрьму. Приходили попы увещевать боярыню, но никто не мог сломить ее фанатической преданности убеждениям.
Приказано было пытать боярыню и пригрозить ей сожжением. Но сжечь ее царь побоялся. Свезли сестер в Боровск и посадили их в земляную тюрьму, в яму.

(По Н.Кончаловской)

Для того чтобы лучше понять прочитанный текст, давайте выясним, как вы понимаете значение некоторых слов.

– Как вы считаете: что обозначает слово подвиг? (Подвиг – это героический, самоотверженный поступок, который совершает какой-либо человек.)

– Можно ли назвать подвигом борьбу боярыни Морозовой за старую веру? («Мне кажется, что назвать подвигом эту борьбу нельзя, в ней нет ничего героического, просто Морозова не хотела смириться с церковными нововведениями». «Я считаю, что боярыня Морозова совершила подвиг, потому что далеко не каждый человек способен отстаивать свои убеждения и идти за них до конца».)

Мы можем по-разному относиться к тому, во что верила Морозова (ведь мы оцениваем ее поступки с позиций своего времени!), но человек, способный к борьбе за свои убеждения (даже если мы не разделяем эти убеждения), достоин уважения.
А как вы понимаете: что такое убеждения? (Убеждения – это твердый взгляд на что-либо, сложившееся у человека мировоззрение.)

Что означает, по вашему мнению, слово отречение? (Отречься – т.е. отказаться от своего мнения, от своих слов, от своих убеждений.) Действительно, отречься – означает отказаться от сказанного ранее. Но для Морозовой отречься – означает отказаться от своих убеждений, и на это она не идет.

И последнее слово – фанатизм. Что значит фанатизм? Обратимся к словарю: «Фанатизм – склонность человека следовать определенным идеям, не считаясь ни с чем, жертвуя ради их торжества жизнью людей и своей жизнью».

– А что имеется в виду в тексте, когда говорится о фанатической преданности убеждениям? (Наверное, здесь имеется в виду, что боярыня Морозова готова стоять за свою веру до конца.)

Итак, мы с вами узнали некоторые факты из жизни и творчества художника В.И. Сурикова, написавшего картину «Боярыня Морозова», узнали об исторических событиях далекого XVII века, касающихся религиозного раскола, о раскольнице Морозовой. Давайте теперь внимательно рассмотрим саму картину и попробуем понять и почувствовать, что изобразил на ней автор.

Беседа по картине.
Собирание рабочих материалов

(В процессе беседы основные словосочетания или отдельные слова записываются учащимися в тетрадях.)

Итак, повторим еще раз: где и когда происходили события, изображенные на картине? (События происходили в XVII веке в Москве.)

Какой эпизод из тех далеких событий изобразил художник? («Возможно, на картине автор изобразил тот момент, когда боярыню Морозову по указу царя схватили и везут на допрос». «Может быть, на картине изображено, как боярыню везут в ссылку».)

Художник действительно изобразил на картине тот момент, когда непокорную боярыню, прошедшую через пытки, закованную в кандалы, увозят в ссылку.

Боярыня Морозова– Как изображена боярыня Морозова? (Боярыня изображена сидящей в санях.)

– Безучастна ли она к происходящему, смирилась ли со своей участью? (Она не безучастна к тому, что происходит, и не смирилась со своей участью. Художник изобразил ее с поднятой вверх правой рукой с двуперстным знамением. Она пытается что-то сказать людям, которые столпились вокруг саней.)

– Как художник передал, что двуперстное знамение важно для боярыни? (Боярыня высоко подняла руку с двумя распрямленными перстами, чтобы все видели, что она не отреклась от своей веры.)

– Мы не слышим, о чем говорит людям раскольница (перед нами живописное полотно, язык художника – краски). Но, я думаю, мы с вами можем понять, о чем она говорит в данную минуту. Попробуйте это сделать. («Я думаю, она говорит людям о том, чтобы они стояли за свою веру до конца». «А может быть, она говорит, что не надо ее жалеть, не надо плакать, надо верить и стоять за свою веру».)

– Как вы считаете, смог ли художник показать нам, что эту женщину везут из темницы, где она подверглась пыткам? Какие детали ее внешнего облика говорят об этом? («Да, художник смог это показать. У боярыни Морозовой худое, изможденное, мертвенно-бледное лицо. Щеки впалые, нос заострившийся, глубоко сидящие глаза». «У нее совершенно бескровное лицо и такая же рука. Руки и лицо худые, кажется, что даже ее богатая одежда стала ей велика». «Мне кажется, что это подчеркивает ее одежда: боярыня одета во все черное – цвет траура.)

– Мы видим по ее лицу, что она перенесла страдания. Но есть в ее облике и нечто другое. Всмотритесь в ее лицо. О чем говорит нам взгляд главной героини картины? («Взгляд исступленный, страшный, кажется, он испепелит каждого». «Этот взгляд говорит о том, что героиня не сломлена, она убеждена в своей правоте». «Она не жалуется, ее взгляд говорит о ее не сломленной воле».)

– О чем говорит поза героини картины? (О внутреннем напряжении: судорожно вытянутые ноги, вцепившаяся в край саней рука, напряженно поднятая вверх правая рука.)

Теперь поговорим о других действующих лицах картины. Но прежде, чем мы с вами рассмотрим этих действующих лиц, обратимся к композиции картины.

– Что является центром картины? (В центре картины изображены сани, на которых сидит опальная боярыня.)

– Обратите внимание, что сани словно движутся справа налево и разрезают толпу людей по диагонали. Что дает зрителю такая диагональная композиция? («Диагональная композиция выбрана для того, чтобы более выигрышно показать московский народ». «Люди на картине при такой композиции повернуты лицом к зрителям, мы их можем лучше рассмотреть».)

Верно. Кроме того, диагональная композиция была необходима Сурикову для передачи движения саней. Она помогла художнику показать раскол толпы на два разных лагеря.

Всмотритесь в лица людей: где больше сочувствующих людей, а где – враждебно настроенных по отношению к боярыне? (Справа больше сочувствующих, а слева – тех, кто настроен враждебно.)

– Какие цвета преобладают на картине? (Трудно ответить. На картине разнообразные краски.)

Разнообразные краски, пестрота толпы, по замыслу Сурикова, должна контрастировать с черным («монашеским») костюмом боярыни. Цветовые контрасты также помогают показать различное эмоциональное состояние людей.

Творчество исторического живописца – особенное. Для того чтобы создать историческое полотно, необходимо обладать уникальным качеством – умением видеть сквозь пелену времени, умением чувствовать биение пульса давно ушедшей жизни. Сам художник об этом говорил: «Суть исторической картины – угадывание».

Мы с вами постараемся угадать, какими чувствами переполнены те, кто столпился вокруг саней боярыни.

Выберите на картине одного из ее героев, опишите его и попробуйте угадать его мысли.

Юродивый(«На переднем плане, ближе всего к зрителям художник изобразил юродивого. Это традиционный персонаж старой Руси. Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. Юродивый, в представлении наших предков, обладал даром прорицания. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза. На шее – огромная цепь. Это самый жалкий персонаж. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Он единственный на картине поднимает в ответ на слова боярыни руку с таким же, как у нее, двуперстием».

«Рядом с юродивым изображена нищенка. Это старая, изможденная женщина, которая стоит на коленях, опираясь на палку. Она в темном платке и темной, залатанной во многих местах одежде. На плече – сума, в которую она собирает милостыню. Она протянула одну руку к саням, словно хотела задержать их или помочь в чем-то боярыне. На лице ее выражение жалости, сочувствия, сострадания».

«Мое внимание привлекла девушка, которая стоит за нищенкой. Она одета в нарядную синюю шубку и яркий желтый платок. У нее красивое и печальное лицо. Она склонилась перед боярыней Морозовой в полупоклоне. Мне кажется, что эта тихая девушка сочувствует Морозовой».

«Еще одна молоденькая боярышня стоит рядом с девушкой в синей шубке. Она всплеснула руками, увидев Морозову, прижала их к груди и так и осталась стоять. Она тоже сочувствует опальной боярыне, жалеет ее, чуть не плачет, глядя на нее».

«Привлекает внимание и монашка, которая выглядывает из-за спин людей. Может быть, и она – тайная раскольница, на ее лице написаны страх и тревога».)

– Вы пытались описать людей, которые сочувствуют боярыне. А есть ли среди толпы такие, которые не сочувствуют Морозовой? (Да, среди людей есть такие, кто колеблется, какую сторону ему принять, а есть и такие, кто открыто и издевательски смеется над опальной боярыней.)

– В какой части картины поместил Суриков противников Морозовой? (В основном противники боярыни находятся на картине слева от саней.)

– Как реагируют эти люди на появление саней с закованной в цепи боярыней? (Одним просто любопытно, что происходит, на лицах других написано откровенное злорадство, третьи смеются над Морозовой, зло ухмыляются.)

– Есть ли на картине персонажи, которые просто не понимают, что происходит? (Мальчик, бегущий за санями, скорее всего не понимает трагедии происходящего. Для него это просто возможность побегать, порадоваться хорошему дню и морозцу, да еще и неожиданному развлечению.)

– Рассматривая картину, мы с вами увидели живых людей, угадали их чувства, настроения. Посмотрите, сколько жизни, движения в этой картине! Как мастерски сумел передать Суриков мгновение прошлой жизни! Недаром, говоря о нем, известный критик В.В. Стасов писал: «...Суриков – просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывало... Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один наш живописец никогда не трогал».

– А как вы думаете: зачем нам с вами сегодня обращаться к «делам давно минувших дней»? («Мне кажется, что это нужно, потому что каждый народ живет не только сегодняшним днем, у каждого народа есть его история. Эту историю надо знать, а картина Сурикова нам в этом помогла». «Когда смотришь на эту картину и думаешь над ней, рассматриваешь ее героев, то лучше понимаешь свой народ».)

Мы с вами рассмотрели картину и немного разобрались в тех сложных вопросах, которые возникают перед ее зрителями, а также собрали необходимые рабочие материалы. Теперь составим план будущего сочинения.

Составление плана сочинения.

Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя составляют сложный план сочинения. Возможный вариант плана может быть таким:

I. В.И. Суриков – мастер исторического жанра.

II. Описание персонажей картины:

1) непоколебимая раскольница;
2) сочувствующие боярыне и колеблющиеся;
3) противники Морозовой.

III. Вызывает ли у зрителя сострадание образ боярыни Морозовой?

Работа над текстом сочинения

– Скажите: как вы будете строить вступление к сочинению – вы будете описывать картину, рассказывать или рассуждать? (Во вступлении нужно рассказать о художнике, его произведениях, а также об исторической основе картины «Боярыня Морозова».)

– Если вы будете рассказывать, то какой преимущественно тип речи вы будете использовать в этой части своего сочинения? (Повествование.)

– Нужно ли подробно рассказывать в этой части о религиозном расколе, его причинах, об истории жизни боярыни Морозовой? (Нет, не нужно. Необходимо сказать только о самом главном, чтобы потом понятно было описание картины.)

– Составьте и расскажите устно свой вариант вступления. (В.И. Суриков – мастер исторического жанра. На своих полотнах он отразил многие события российской истории. Самые известные картины художника – «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Ермаком» и многие другие.

Картина «Боярыня Морозова» также связана с трагическими страницами в истории России. Она отражает историю религиозного раскола. Действие на картине разворачивается в Москве в середине XVII века, когда все общество раскололось на сторонников новой веры и староверов. Художник изобразил на полотне тот момент, когда опальную боярыню Морозову, стоящую за старую веру, увозят в ссылку.)

– О чем вы будете писать в основной части вашего сочинения? (В основной части мы будем описывать картину.)

Следовательно, какой преимущественно тип речи будет использоваться в основной части? (Описание.)

– Опишите картину в соответствии с составленным планом сочинения. (На переднем плане картины – боярыня Морозова, сидящая на соломе в простых крестьянских санях. И хотя автор изобразил ее сидящей, но вся она в движении.

Судорожно вытянутые ноги, рука, ухватившаяся за край дровней, – все эти детали помогают почувствовать движение, мастерски переданное художником.

Темные запавшие глаза необыкновенно ярко выделяются на смертельно бледном лице. Они широко открыты, горят и, кажется, мечут молнии.

Раскольница высоко подняла правую руку, сложила пальцы для двуперстного знамения. Отчетливо видна на тонком запястье синеватая цепь, которой руки раскольницы прикованы к саням. Черная одежда Морозовой волочится по снегу за движущимися санями и напоминает воронье крыло.

Суриков композиционно разделил картину по диагонали с помощью движущихся саней, что дало ему возможность показать не только раскольницу, но и народ, его отношение к происходящему.

Толпа людей расколота на два лагеря: сочувствующих боярыне и ее противников. Людей в толпе Суриков написал так, что кажется: они дышат, живут.

На переднем плане рядом с санями художник написал юродивого. Он изображен сидящим на снегу в разорванной рубахе. Это жалкий и в то же время мужественный человек. Он единственный на картине, кто поднимает в ответ на жест боярыни руку с двуперстным знамением. Рядом с юродивым на коленях стоит нищенка. Она протянула одну руку к боярыне. Она жалеет боярыню Морозову и сочувствует ей. Сострадание, сопереживание мы видим на лицах других героев картины. Девушка в нарядной синей шубке застыла в полупоклоне, преклоняясь перед подвигом раскольницы. Чуть не плачет молоденькая боярышня, стоящая рядом с ней.

Слева – лица людей, откровенно насмехающихся и торжествующих. Мы видим, как явно злорадствует поп, смеется купец. Вездесущие мальчишки рады неожиданному развлечению. Один из них, разгоряченный морозом, изображен автором бегущим за санями.)

– Нам осталось сформулировать заключение к нашему сочинению. Что должно содержаться в заключении? (В заключении необходимо сформулировать вывод, подвести итог всему сочинению.)

– Вывод является необходимой композиционной частью одного из типов речи. Какого? (Рассуждения.)

– О чем вы будете рассуждать в заключении сочинения? («Я буду писать о том, что полотно Сурикова не просто картина, которая открывает перед нами страницу далекого прошлого. Она призывает задуматься над сложными вопросами: о жизненном подвиге, о людях, которые жертвовали собой ради идеи, о мужестве и сострадании – тех чертах, которые свойственны русскому национальному характеру».)

Самостоятельное написание сочинения.

Учитель напоминает учащимся, что их главная задача – написать сочинение «Историческая картина В.И. Сурикова “Боярыня Морозова”», в котором соединяются все основные типы речи. При выполнении работы можно использовать сведения из текстов, с которыми восьмиклассники работали на уроке, опираться на план и рабочие материалы.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru