МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
И.А. ГРОМОВ,
Владимирская обл.
О символе года всерьез и с улыбкой
Начало 2004 года
(впрочем, это уже стало традицией) прошло под
оглушительный грохот всевозможных гороскопов и
предсказаний, связанных с наступившим годом
Обезьяны. А почему бы и нам, учителям русского
языка, не отразить «обезьянью» тему на наших
уроках? К примеру, в день смеха 1 апреля, в начале
последней четверти или на любых других уроках? И
актуально для многих, и нам нужно шагать в ногу с
временем. Только не в плане «Ну-ка, Обезьяна,
расскажи да всю правду доложи» на предстоящий
год, а решая наши повседневные языковедческие
проблемы.
Условно все задания я назвал
«Обезьянки». Материал в них разнообразный: и
веселый, и серьезный, и художественный, и
научно-популярный, а уж как его выгоднее
использовать, в каком классе и в каком объеме –
дело вашего вкуса, уважаемые коллеги. Успехов
вам!
Обезьянка № 1
Прочитайте текст. Во время чтения
постарайтесь выполнить встретившиеся задания.
Оля выдавила тонкую струйку
коричневого крема так, чтобы получилась буква Д,
потом Я. Постепенно она написала на торте
целую фразу и осталась очень довольна.
Мама надела очки, прочитала надпись, хихикнула и
закричала:
– Павлик, скорей сюда!
Прибежал папа, прочитал и тоже засмеялся.
На торте было написано:
Дядя
Витя
С приветом!
– Чего же смешного? – обиделась Оля.
(Почему папа и мама рассмеялись?
Почему Оля обиделась?)
– А то, что с приветом – это когда у
человека не хватает шариков. И Павлик покрутил
пальцем возле виска.
– Выходит, наш Витя – с приветом! – продолжала
смеяться Наташа.
Им смешно, а у Оли надулись губы.
– Не плачь, – утешил Павлик. – Я знаю, как помочь
беде. Вот смотри-ка.
(Как нужно исправить надпись Оли,
чтобы она не была смешной?)
Отец
велел Оле взять шприц и выдавить закорючку из
крема в том месте, где кончалось слово Витя.
Получилось так:
Дядя
Витя,
с приветом!
– Совсем другое дело! – Наташа перестала
смеяться. – Теперь Виктор стал нормальным, а
«наполеон» – с приветом. Поставьте его на стол.
<...>
Оля поставила торт на стол.
Вдруг улыбка исчезла с маминого лица.
– Да что же это творится?! Почитайте, как на нем
написано!
– Действительно, странно, – пробурчал Павлик.
Дя
Ви
с приве
– А где остальное? Слизано?
– Это я виноват, – раскаялся Виктор. – Обезьяна
была голодная. Я не кормил ее полдня. А мне
попробовать можно?
– Ешь хоть весь, – позволила Оля.
– Ну, весь – это, пожалуй, слишком. А вот кусочек...
Виктор вонзил нож в самое сердце «наполеона» и
отрезал солидный кусок.
– Ты ешь с таким аппетитом, что и мне захотелось.
И Павлик взял себе кусок поменьше.
– Пейте чай! – приказала Наташа.
– Кто хочет стать образованным, должен съесть
оставшиеся буквы! – провозгласил Виктор. – А ну,
Ольга!
– Пусть обезьяна образовывается! – тут же
вмешалась Наталья. – Оле нельзя шоколадного
крема ни крошки! У нее диатез.
– А у обезьян диатез бывает? – спросила Ольга.
(Ю.Дружников)
Задания
– А вы знаете, что такое диатез?
– В каком значении, прямом или переносном,
используются в тексте выражения с приветом, не
хватает шариков?
– Как вы, наверное, догадались, маленькая запятая
может внести большие изменения в смысл
высказывания. Помните хрестоматийное казнить
нельзя помиловать? Попытайтесь придумать
свои примеры, где бы от неверной
постановки/непостановки запятой предложение
стало бы бессмысленным или двусмысленным.
Образец
Мальчик накрыл бабочку, которая села
на цветок руками.
Когда солнце село с мычанием и
блеянием, в село вошло стадо.
Купить нельзя не выкрутиться.
Обезьянка № 2
Спишите текст, заполните
орфографические и пунктуационные пропуски.
Едва Виктор вош_л в ко(р,рр)идор он
почу_ствовал что у него под ногами булькает. Пока
дош_гал до выключателя ноги стали мокрыми.
Он заж_г свет и увидел: в ко(р,рр)идоре теч_т река
Волга. К его ногам, изв_ваясь, по_плыл галстук.
Виктор открыл дверь в ва(н,нн)ую и на него
обрушился водопад. Ванна ок_залась полной до
краев и вода, журча, л_лась на пол. Раков_на тоже
была п_лна и оттуда весело бежали на пол струи.
Краны, открытые до отказа, св_стели и гудели.
У потолка кто(то) хмыкнул и Виктор посм_трел
(в)верх. На трубе душа о_хв_тив ее руками и ногами
в_села обезьяна. Она то и дело (з,с)двигала брови и
моргала своими маленькими гла_ками.
Виктор пок_чал
головой и спр_сил:
Ты в своем уме?
И она к_внула.
Угу.
Обезьяна сно(го,во,ва) (з,с)двинула брови, м_ргнула
пер_в_рнулась (во)круг трубы, отчего душ_ зак_чался
и Виктора с ног до г_ловы ок_тило д_ждем. Инж_нер
бросился закрывать краны.
Ты совершенно (не)знаеш_ географии! упрекнул он
обезьяну. Ну, скажи: куда впадает Волга? Думаеш_, в
Каспийское море? Нет! Волга впадает в кухню к
соседям которые живут этажом ниже.
Помогите! донеслось из комнаты.
Шлепая по лужам Виктор побежал туда.
На подоко(н,нн)_ке пр_жавшись спиной к стеклам
ст_яла бледная Розочка Николаевна. Вся мокрая,
она пр_ж_мала к груди туфли и др_жала. И от этого
туфли выб_вали дробь подошвами.
Розочка?! Что произошло?! Как ты там очутилась?..
Я... Я хотела в_хл_пывая объясняла она я хотела
посм_треть что она делает в ва(н,нн)ой а эта
урод_на прижала кран (с)низу рукой и струя ударила
в меня!..
(Ю.Дружников)
Обезьянка № 3
Попытайтесь дать эНтимологическое
толкование слова обезьяна.
(Один из возможных вариантов – плач
вдовы Яна: О! Без Яна!)
Обезьянка № 4
Прочитайте текст.
Чем старше становились наши гориллы,
тем более благородными казались они нам в
сравнении с шимпанзе. Шимпанзе, самые близкие
наши сородичи в мире животных, больше всего
похожи на человека и, конечно, самые смышленые. Но
им, увы, присущи и все столь типичные для человека
пороки: злорадство, стремление подразнить и
помучить, злоба. Гориллы, в отличие от них,
гораздо более веселые животные, любящие
поиграть, склонные к шуткам, хотя и грубым с нашей
точки зрения, и, в сущности, более добродушные.
(Б.Гржимек)
В данном тексте представлено
сопоставление шимпанзе и гориллы. В чем разница
между этими обезьянами? Запишите свое
сопоставление, не подглядывая в текст!
Обезьянка № 5
Прочитайте два текста из книги Э.П.
Фридмана «Приматы».
ОРАНГУТАНЫ
Род
орангутанов состоит из одного вида –
собственно орангутан – с двумя подвидами.
(Следует сделать уточнение, без которого
непонятна ошибочность распространенного
написания «орангутанг». Слово орангутан
малайского происхождения, составлено из двух
слов, означающих «человек лесной». Добавление
буквы г в конце резко искажает смысл,
означая уже «человек должен». Никому этот
замечательный антропоид ничего не должен –
добавление буквы г является грубой
ошибкой.) Орангутан в наши дни остался лишь в
ограниченных районах Суматры и Калимантана.
Подвиды его соответственно и называются
суматринским и борнейским. Это крупные обезьяны,
достигающие роста до 158 см, а возможно, и больше.
Вес самца борнейского подвида в среднем 189 кг (в
неволе орангутаны сильно жиреют, достигая 250 кг),
а самки – лишь 81 кг. В росте животных различие не
столь выражено: в среднем соответственно 137 и 115
см. Суматринские оранги значительно легче, но по
росту почти не уступают борнейским.
Телосложение орангов неуклюжее: длинные руки –
их размах достигает трех метров, – могучие,
толстые, с коротким первым пальцем (на
сравнительно коротких ногах он не имеет ногтя),
большой живот. У взрослых самцов на щеках упругие
полукруглые наросты, необволошенные,
образованные соединительной и жировой тканью.
Профиль лица вогнутый, с выступающими челюстями
и часто выпячиваемой нижней губой, лоб высокий. У
самцов на голове костный гребень. Надбровные
валики хорошо развиты. Самцы обладают большим
гортанным мешком с ответвлениями.
Волосяной покров редкий, но длинный, волосы
достигают 40 см. У взрослых особей на плечах и
верхних частях рук они настолько велики, что
свисают рыжими лохмами. У взрослых самцов
появляются борода и усы, которые растут не
посредине над высокой верхней губой, а по бокам.
Цвет шерсти красновато-рыжий или
красновато-бурый. У суматринского подвида
несколько светлее.
У орангутанов обнаружены группы крови А, В и АВ и
другие компоненты крови человека.
Кисти и стопы орангутанов приспособлены
исключительно к древесному образу жизни. Четыре
пальца кисти схватывают ветвь, подобно мощному
крюку. Эти обезьяны не «летают», подобно
гиббонам, а лазают и ходят по ветвям, причем
делают это медленно и осторожно, перехватывая
ветви руками только после «проверки» их на
прочность. Живут на высоких деревьях, где и
размещают свои гнезда-постели на ночь (иногда
устраивают гнезда и днем). На землю спускаются
редко, ходят на четырех конечностях с опорой на
средние фаланги пальцев рук и на наружный край
стопы. Могут ступать и на сжатые в кулаки
конечности.
Эти обезьяны не агрессивны, не имеют тенденции к
господству и вообще мало общаются. Хорошо могут
манипулировать предметами, но мало используют
эту способность. В неволе пользовались палками
для выталкивания приманки на трубки, разжевывали
ветки, превращая их в губку, которой набирали
воду из сосуда.
Умело строят гнезда или платформы из веток,
создавая навесы от солнца и дождя. Спят в них на
боку или лежат навзничь, детеныш – на груди у
матери. Рассказы о швырянии ветвей и палок в
человека или животных, вероятно, сильно
преувеличены; бросание у них нецеленаправленно,
не имеет горизонтального вектора и скорее похоже
на выпадение предмета вниз. Подолгу отдыхают и
днем, особенно тяжелы на подъем самцы, которые
почти не спускаются на землю.
Питаются многими видами плодов, орудуя при
очистке мякоти зубами и руками. Едят также
листья, кору, насекомых, яйца птиц. Воду пьют из
углублений в стволах, слизывают с шерсти и с
деревьев капли дождя.
Набор звуковых сигналов у этих молчунов беден, но
они способны петь – весьма редко в порядке
ухаживания, чаще ради собственного удовольствия.
Как заметил один автор, «песня» орангутана
напоминает звуки автомобиля при переключении
скоростей.
ГОРИЛЛЫ
Род горилл включает один вид –
собственно гориллы с тремя подвидами:
западная долинная, или береговая, горилла;
восточная долинная горилла и горная горилла.
Живут они исключительно в Экваториальной Африке.
Горилла – самый крупный вид среди антропоидов, а
возможно, и среди приматов. Рост самца гориллы
Бобби (Берлин) был 182 см, а вес Мбонго из зоопарка
Сан-Диего в 16 лет составлял 300 кг. В зоопарке
гориллы жиреют. Имеются сведения, что рост горилл
превышал и два метра. Туловище грузное,
бочкообразное, с широкой грудной клеткой (до 175 см
в обхвате), с толстым животом, короткой шеей,
широкими плечами, крупной головой. Восточная
долинная горилла крупнее западной. Самки меньше
самцов.
Передние конечности длиннее задних. Кость
широкая, с коротким, но хорошо
противопоставляемым первым пальцем. На черепе,
особенно у старых самцов, выступающий гребень.
Глаза широко расставлены, сидят глубоко под
сильно выступающим надбровьем. Уши маленькие,
верхняя губа короткая, ноздри крупные, мясистые.
Лицо, уши, кисти и стопы не обволошены, у старых
самцов мало обволошена грудь. Шерсть грубая,
жесткая, редкая, почти черного цвета, а после 9–10
лет – с заметной сединой на спине. Бороды и усов
нет.
Все гориллы имеют группу крови В, сходны с
человеком по некоторым другим показателям крови.
Новорожденные гориллы (в Западной Африке) часто
имеют почти белый цвет, который вскоре темнеет. С
возрастом иногда появляются светло-серые пятна
или красно-коричневые подпалины на голове и
спине.
Многие годы о
гориллах сообщались невероятные и мрачные
сведения: и детей-то они воруют, и на человека
нападают... Сведения такого рода часто
происходили от незнания этих мало доступных для
изучения на воле обезьян – гориллы живут в
густых тропических зарослях или в отдаленных
высокогорных районах. Так, действительно
характерное для горилл битье себя в грудь,
производящее грозные звуки, было основанием для
характеристики необыкновенной свирепости этого
великана. Между тем самец-горилла наводит такой
страх на противника с одной-единственной целью:
чтобы тот убрался и не мешал кормиться зеленью
легендарному «чудовищу».
Американский зоолог и антрополог Д.Шаллер
положил конец этим россказням. В 1959–1960 гг. он
подробно изучал жизнь самых малоизвестных
горных горилл. Выяснилось, что кровожадный
великан является довольно добродушным
вегетарианцем, ведущим неторопливую, спокойную
жизнь в группах, где отношения весьма мирные.
Однако вожак может и напасть на человека, если
при ложном выпаде гориллы пуститься бежать.
Среди жителей Конго считается позорным след от
укуса гориллы: это означает, что человек трусливо
бежал.
Для горилл характерен в основном наземный образ
жизни, хотя конечности у них наследственно
приспособлены и для лазания по деревьям. Даже
гнезда строит эта обезьяна, что является,
конечно, наследием «древесного» периода, но
часто располагает их на земле – бояться ей почти
некого. Да и трудно этому неуклюжему увальню
порхать по деревьям. Судя по тому, что горилла
свободно может становиться на ноги, освобождая
руки не только для громовых ударов по
собственной груди, но и для весьма тонкого
пищевого манипулирования, спустилась она на
землю уже давно.
Кормятся гориллы исключительно растениями,
причем поедают листья, нежные побеги и
сердцевину стеблей (80% рациона), а также фрукты
(20%). Для горных горилл Шаллер насчитал 29 видов
поедаемых ими растений: папоротник, побеги
бамбука, сельдерей, подмаренник и т.д. В дождливый
сезон в пище преобладают плоды.
Задания
Среди данных утверждений отметьте
истинные (+) и ложные (–).
1. Слово орангутан обозначает
«человек-должник».
2. Первый палец на ногах орангов обычно не имеет
ногтя.
3. Орангутаны лазают и ходят по деревьям, а иногда
«летают», подобно гиббонам.
4. Орангутаны мало используют способность
манипулировать предметами.
5. Орангутаны исключительно травоядны.
6. Задние конечности горилл длиннее передних.
7. Новорожденные гориллы имеют белый цвет.
8. Гориллы являются вегетарианцами.
9. Гориллы освобождают руки только для ударов по
собственной груди.
10. След от укуса гориллы является символом
храбрости для жителей Конго.
Ложные утверждения: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10.
Истинные утверждения: 4, 8.
Письменно сопоставьте горилл и
орангутанов по волосяному покрову, образу жизни
и питанию.
Обезьянка № 6
Тексты для диктантов с
грамматическими заданиями
Текст № 1
ГОРИЛЛЯТА
Все три горилленка не любят ни
шоколада, ни конфет, ни пирожных. Зато они с таким
наслаждением вгрызаются в лимоны, что при одном
виде этого сводит рот. Они всегда готовы
лакомиться ветками вербы, луком и чесноком. Почти
сразу они доверчиво научились пить из ложечки
любое лекарство, как бы оно ни было отвратительно
на вкус, – необходимая мера, чтобы предохранить
их от заболеваний, потому что взрослых горилл
невозможно приучить к этому.
Им знакомо множество чудесных игр. Томас хватает
вас за руки, желая, чтобы его покачали. Если же мы
отказываемся, то, раздосадованный, он пытается
укусить. Но кусается он несильно, если же уж очень
разозлится, то норовит схватить за ногу. В
разгаре игры он, озорничая, начинает бить обеими
ладонями по вашему лицу. Иногда все трое в
упоении и блаженстве выстраиваются в ряд, дубася
себя кулаками в грудь, а зачастую колотят и по
стене, лишь бы только гремело посильнее! Правда, у
маленького Карла эти знаменитые горилльи жесты
долго не получались, и лишь через несколько
месяцев он, прислонившись спиной к стенке,
попытался воспроизвести их, но и тут потерпел
неудачу и только хлопал себя по брюху ладонями.
Стоило же ему протянуть руку к груди, как он
шлепался на пол.
(Б.Гржимек)
(191 слово)
Задания (по усмотрению учителя)
1. Выделите грамматические основы в
предложениях первого абзаца, определите типы
сказуемых.
2. Произведите синтаксический разбор
предпоследнего предложения, составьте его схему.
3. Найдите и подчеркните все одиночные
деепричастия и деепричастные обороты.
4. Определите способ образования
существительного гориллята и
прилагательного горилльи. Приведите
примеры подобного образования прилагательных и
существительных.
5. В предложении Иногда все трое... укажите
синонимы, попытайтесь продолжить их ряды. Все ли
они уместны в литературной речи?
Текст № 2
В Гвинее обезьяны чувствуют себя
хозяевами положения, а гвинейцы оказываются
почти беспомощными при защите своих полей. В
районах, которые мы посетили, население признает
лишь «отпугивающие» средства, изобретая для
этого подчас весьма сложные и хитроумные
сооружения. Такое сложное устройство для защиты
рисового поля от обезьян и птиц мы видели на
расчищенном участке леса. Среди риса на этом же
поле на определенных расстояниях была посеяна
кукуруза. На выросших стеблях кукурузы укреплена
гигантская сеть, сделанная из пальмовых волокон
и как бы накинутая на все поле. От разных точек
сети к шалашу, поставленному на помосте среди
поля, были протянуты веревки, сплетенные также из
пальмовых волокон. При появлении на поле
непрошеных гостей люди, сидящие в шалаше,
начинают дергать за веревки, и вся сеть приходит
в движение. Возможно, что такая организация
защиты поля и достигает цели, но сколько труда
нужно положить, чтобы сделать сетку на полевом
участке, и сколько людей, сидя в шалаше,
отвлекаются от основной работы.
(Н.А. Баранов)
(152 слова)
Задания
1. Объясните, почему в причастиях посеяна
и сделанная пишется разное количество н.
К каждому слову подберите 2–3 своих примера на
такое же правило.
2. Произведите морфемный анализ: отпугивающие,
изобретая, хитроумные, сооружение, отвлекаются.
3. Постройте схему последнего предложения.
4. В предложении На выросших стеблях
кукурузы... два причастных оборота, но только
одна запятая. Почему? В следующем предложении
тоже два причастных оборота, но запятых уже три.
Почему?
Обезьянка № 7
Материалы для комплексного анализа
текста
Прочитайте текст.
МАКАКИ ПРАВЯТ БАЛ
В Индии на улицах городов легко можно
увидеть не только бродящих без надзора коров и
мирно шествующих по дорогам слонов, но и стаи
обезьян. Туристам такое соседство кажется
экзотическим и забавным, а вот столичным жителям
не до смеха. Особенно сильно от длиннохвостых
хулиганов, рост которых нередко превышает
полметра, страдают чиновники.
Наибольшей популярностью у макак почему-то
пользуется Райзина Хиллс – огромный комплекс
красивых правительственных зданий из красного
песчаника с колоннами, среди которых различные
министерства, парламент и резиденция президента
страны. Непрошеные гости превратили в сущий ад
жизнь как простых клерков, так и
высокопоставленных чиновников. Обезьяны
выхватывали у людей документы государственной
важности и разбрасывали их, перегрызали провода
компьютеров и другой техники.
После того как в резервуар питьевой воды
министерства иностранных дел забралась и
утонула обезьяна, вспыхнула эпидемия желтухи. В
прошлом году макаки сорвали пресс-конференцию,
посвященную итогам визита в Дели Доналда
Рамсфилда, министра обороны США.
В городе обстановка немногим лучше. Макаки,
которые могут дать фору опытным карманникам,
крадут в магазинах все, что плохо лежит. Особой
популярностью у них пользуются бутылки с виски.
Пару лет назад от их лап погиб делиец: брошенный
макакой цветочный горшок проломил ему голову.
Особенно
обезьянам понравилось кататься на городских
автобусах.
После того как городские власти не смогли или не
захотели приструнить хвостатых хулиганов,
возмущенные делийцы обратились в Верховный суд.
Судьи сочли их жалобу обоснованной, но признали,
что справиться с нарушителями спокойствия
крайне трудно.
По крайней мере все предыдущие попытки унять
макак неизменно оканчивались провалом. Борьба с
ними осложняется рядом причин. Их ни в коем
случае нельзя убивать, поскольку в Индии
обезьяны, как и коровы, считаются священными
животными. По преданиям бог обезьян Хануман со
своим войском помог верховному богу Раме
победить повелителя демонов Равану.
Защитники прав животных требуют оставить
обезьян в покое. Они считают, что основная
проблема заключается в быстро растущем числе не
приматов, а людей. Человек вырубает леса, лишает
животных воды и пищи, после чего им не остается
ничего иного, как перебираться в деревни и
города.
(Из газеты «Мир новостей»)
Задания
– Какие проблемы жителям индийской
столицы доставляют обезьяны?
– В чем причина их нашествия на города?
– Согласны ли вы с защитниками прав животных?
– Определите стиль текста и тип речи. Докажите
свое мнение.
– Что означает выражение дать фору?
– Какие слова из текста относятся к политической
лексике? Выпишите их, дополните своими примерами.
– Сгруппируйте слова с орфограммой н – нн
в суффиксах разных частей речи в соответствии с
правилами правописания, дополните каждую группу.
– Произведите синтаксический разбор первого
предложения текста и предпоследнего предложения
второго абзаца. Придумайте свои варианты простых
предложений с двойными союзами.
– Докажите, что в тексте представлены все три
типа сложных предложений: ССП, СПП, БСП. Каких
сложных предложений больше?
– Как образовано существительное делиец?
Приведите свои примеры названий жителей городов.
Какие суффиксы участвовали в их образовании?
Обезьянка № 8
Изложение
Текст для него не совсем привычный Он
взят из замечательно веселого рассказа М.М.
Зощенко «Приключение обезьяны» (в свое время
запрещенного). Непривычный потому, что
творческая манера Зощенко уникальна. Это как бы
не письменный текст, а устная речь. Обилие
коротких предложений, зачастую неполных,
незавершенных, совершенно разговорная
интонация, даже некоторая торопливость. Но в этом
и заключена притягательность таланта М.Зощенко.
Поэтому при написании изложения вы можете
выбрать один из вариантов: либо попробовать
сохранить особенности авторской речи, либо же,
кому это не под силу, использовать привычные
полные синтаксические конструкции.
Ну как, рискнем?
ПРИКЛЮЧЕНИЕ ОБЕЗЬЯНЫ
В
начале войны, когда фашисты бомбили город, одна
бомба попала в зоологический сад. И там она
разорвалась с громадным, оглушительным треском.
Всем зверям на удивленье.
Из всех зверей наиболее всего была перепугана
обезьяна, мартышка. Ее клетку опрокинуло
воздушной волной. Эта клетка упала со своего
возвышения. Боковая стенка сломалась. И наша
обезьяна выпала из клетки прямо на дорожку сада.
Она выпала на дорожку, но не осталась лежать
неподвижной по примеру людей, привыкших к
военным действиям. Наоборот. Она тотчас влезла на
дерево. Оттуда прыгнула на забор. С забора на
улицу. И как угорелая побежала.
Бежит и, наверно, думает: «Э, нет, – думает,– если
тут бомбы кидают, то я не согласна». И, значит, что
есть силы бежит по улицам города. И до того шибко
бежит – будто ее собаки за пятки хватают.
Пробежала она через весь город. Выбежала на
шоссе. И бежит по этому шоссе прочь из города. Ну
– обезьяна. Не человек. Не понимает что к чему. Не
видит смысла оставаться в этом городе.
Бежала-бежала и устала. Переутомилась. Влезла на
дерево. Съела муху для подкрепления сил. И еще
пару червячков. И заснула на ветке, там, где
сидела.
А в это время ехала по дороге военная машина.
Шофер увидел обезьяну на дереве. Удивился.
Тихонько подкрался к ней. Накрыл ее своей
шинелькой. И посадил в свою машину. Подумал:
«Лучше я ее подарю каким-нибудь своим знакомым,
чем она тут погибнет от голода, холода и других
лишений». И, значит, поехал вместе с обезьяной.
Домашнее задание. Обязательно
прочитайте рассказ до конца!
|