ИНФОРМАЦИЯ
Язык и политика
Городская межгимназическая
конференция «Языкознание для всех»
На круглом столе «Международное
общение». Ю.Е. Прохоров, Л.В. Дудова, Д.Б. Гудков,
О.Е. Дроздова
Третий год подряд в Москве проводится
городская научно-практическая конференция
«Языкознание для всех». В этом году ученики 26
образовательных учреждений Москвы и области,
увлекающиеся исследованиями в области русского
языка, представили свои работы на тему «Язык и
политика».
Конференция состоялась 27 февраля 2004
года в гимназии № 1541. Кстати, здесь и
зародилась 8 лет назад идея такой конференции.
Благодаря усилиям и энтузиазму Ольги Евгеньевны
Дроздовой школьная конференция в 2001 году
получила статус городской.
В соответствии с кругом вопросов,
избранных докладчиками для исследования, было
образовано 10 тематических секций (например,
«Языковое манипулирование», «Язык СМИ»,
«Языковой портрет политика», «Иностранные языки
и вопросы политики»). Лучшие работы выбирали и
оценивали такие ученые, входящие в состав жюри,
как д-р пед. наук Ю.Е. Прохоров, канд. фил. наук Е.С.
Кара-Мурза, канд. фил. наук В.И. Беликов, канд. фил.
наук Е.Я. Шмелева, д-р фил. наук, профессор
В.И. Сахаров, д-р пед. наук, профессор А.К.
Михальская, канд. пед. наук Н.В. Ладыженская и
другие.
В ходе конференции было выслушано
более 60 докладов. Слушатели были поражены
оригинальностью тем и широтой спектра
исследуемых проблем. Так, в секции «Разнообразие
средств политического языка» были представлены
доклады «Русский рок: идея протеста и ее языковое
воплощение» Душиной Алины и «Художественные
средства в политической речи Цицерона»
Филатовой Татьяны. В секции «Языковое
манипулирование» можно было отметить доклад
Ракитиной Алены «Языковое манипулирование в
речи известных политиков».
Основным критерием отбора лучших
докладов был исследовательский характер работы.
Оценивалась также форма подачи докладчиками
своих научных изысканий. Некоторые из участников
конференции воспользовались аудио- и
видеоаппаратурой для представления своих
докладов. После прочтения каждой работы
следовала краткая дискуссия, в ходе которой
докладчик должен был отстоять свою точку зрения.
На одной из секций
В промежутке между работой по секциям
и оглашением итогов присутствующие смогли
поучаствовать в «круглых столах». Стоит
отметить, что данное нововведение имело большой
успех: гости и участники конференции на «круглых
столах» обсуждали с известными филологами,
лингвистами и журналистами вопросы
международного общения, политики и риторики,
политтехнологий. Один из «круглых столов»,
который вел лидер движения «Первое свободное
поколение» В.А. Шмелев, был посвящен теме
«Молодежь и политика».
В финале конференции был оглашен
список победителей. Дипломы «Лучший доклад на
секции» были вручены Дроздову Андрею и Полянской
Надежде, гимназия № 1541 («Лингвистическая
экспертиза политических и других текстов»), Савенковой
Лилии, школа № 1502 («Развитие многозначности у
слова новояз), Птахиной Арине,
гимназия № 1541 («Языковой имидж Маргарет
Тэтчер»), Виноградову Валерию, пансион МГУ («Языковой
портрет типичного политического деятеля»), Чижу
Андрею, лицей № 1306 («Формирование имиджа
политических партий средствами печатных СМИ»), Шиллингу
Юлиану, школа № 1513 («Язык политического
слогана»), Портанскому Андрею, гимназия № 1514
(«Психолого-лингвистический аспект
PR-технологий»), Соколянской Ксении, школа № 875
(«Остроумная провокация как инструмент борьбы за
свободу слова»), Галагоц Татьяне, школа № 1692
(«“Карнавализация” языка политических деятелей
в современных СМИ»), Хлыстовой Марии, школа №
540 («Речевое поведение современных политиков на
материалах передачи “Свобода слова”»). Кроме
того, находившиеся в жюри представители
факультета журналистики МГУ наградили
специальной грамотой доклад Ксении Соколянской.
Было также вручено несколько грамот за глубину
исследования и лучшую презентацию доклада.
Сертификат участника конференции получил каждый
докладчик.
Оргкомитет конференции объявил тему
следующего года: «Язык и история». Судя по успеху,
который не первый год сопутствует проведению
конференции «Языкознание для всех», интерес
молодого поколения к исследованиям в области
русского языка не ослабевает. Будем надеяться,
что следующий год не окажется исключением.
Организаторы конференции приглашают к
творческому сотрудничеству учителей и учащихся
московских и не только московских школ.
А.ЦЫГАНКОВ,
гимназия № 1514, г. Москва
Познакомьтесь с мнением жюри о работе
некоторых секций городской межгимназической
конференции «Языкознание для всех», прошедшей на
базе гимназии № 1541 – организатора
конференции.
Секция № 2
Политическая лексика
На секции № 2 прозвучало 6 докладов.
Несмотря на значительный разброс по возрасту
(6–10-е классы), атмосфера творческого разговора
возникла сразу. Докладчики не стеснялись,
активно задавали вопросы друг другу. Юные
исследователи продемонстрировали высокий
уровень самостоятельности: это ярко проявилось
уже при отборе материала – от политических
трудов М.М. Сперанского до стенограмм
заседаний Госдумы и Интернета. Маленькие научные
открытия, сделанные докладчиками, показались
интересными жюри и присутствовавшим; например:
слово спикер в новом значении ‘председатель
Госдумы РФ’ до сих пор не отражено в словарях,
слово новояз активно приобретает новые
значения в речи.
В.В. ШАПОВАЛ,
кандидат исторических наук
Начало конференции. Члены жюри
Секция № 3
Культура речи политиков
Эта секция была, пожалуй, самой
молодой. Участники, ученики 7–11-х классов
московских и зеленоградской школ, ратовали за
чистоту родного языка в политической
коммуникации. Языковой имидж политиков:
Р.Хасбулатова, В.Черномырдина, В.Жириновского –
более всего обратил на себя внимание молодых
исследователей и гостей секции, которые были
очень активны в обсуждении выступлений. Кстати,
лучшим при ведении дискуссии был признан гость
секции – шестиклассник гимназии № 1541.
С.В. АБРАМОВА,
учитель гимназии № 1511 при МИФИ
Секция № 5
Доклады с использованием мультимедиа
На секции «Доклады с использованием
мультимедиа» были представлены работы
школьников на актуальные в современной жизни
темы: «Политкорректность в речи студентов и
учащихся» (Джибладзе Анна, 8-й класс, школа
«Интеллектуал»); «Речевое поведение современных
политиков на материалах передачи “Свобода
слова”» (Хлыстова Мария, 10-й класс, школа № 540);
«Влияние манеры речи политиков на аудиторию»
(Иванов Сергей, Макаров Егор, 10-й класс школа
№ 1551) и другие.
Иллюстрируя положения докладов,
школьники успешно использовали компьютерные
презентации, показ видеофрагментов, средства
наглядности. Таким образом, участники школьной
конференции показали не только лингвистические
знания, но и хороший уровень владения
современными средствами информационных
технологий.
Н.В. ЛАДЫЖЕНСКАЯ, к.п.н.,
ст. научн. сотрудник лаборатории
дистанционного обучения ИОСО РАО
Секция № 6
Языковой портрет политика
Все доклады отличались глубиной.
Удивили «свежие», актуальные формулировки тем
докладов, вынесенных на обсуждение: «Языковой
имидж В.В. Путина», «Языковой имидж
Г.А. Явлинского», «Словесная сатисфакция в
жизни современного политика» и др.
Школьники проявили себя не только как
исследователи, но и как активные участники
дискуссии, умеющие отстоять свою точку зрения.
Интересно, что юные исследователи, умело
критикующие современных политиков за нарушение
языковых норм и правил речевой культуры, сами
показали высокий уровень культуры речи.
Наибольший интерес вызвали
выступления Виноградова Валерия из 10-го класса
пансиона МГУ и Мизина Владимира, ученика 8-го
класса гимназии № 1541.
С.А. ВОЙТАС, к.ф.н., методист УМУ СВАО;
Т.Е. КУЗНЕЦОВА, к.п.н., учитель школы № 540
На секции «Языковой портрет политика»
Секция № 7
Язык средств массовой информации
На секции выступили пять докладчиков
(не было первых двух, заявленных в программе). Все
доклады показали, что авторами была проделана
серьезная и самостоятельная научная работа,
собран и описан большой фактический материал.
Лучшим докладом был признан доклад ученика
10-го класса лицея № 1306 молодого политика
Андрея Чижа «Формирование имиджа политических
партий средствами печатных СМИ». Андрей
убедительно показал, как одно и то же заявление
лидера той или иной политической партии
по-разному может быть представлено в печатных
изданиях разных направлений – от правых до
левых, какие языковые средства при этом
используются в разных газетах и журналах (от
сарказма и иронии до грубых выпадов и личных
оскорблений). Жюри также наградило Александра
Цыганкова (11-й класс, гимназия № 1514, доклад
«Специфика языка и ее роль в формировании
читательской аудитории периодических изданий»)
за глубину научного анализа материала.
Александр, подробно и тщательно проанализировав
материалы еженедельников «КоммерсантЪ –
Власть» и «Аргументы и факты», пришел к выводу о
взаимовлиянии языка печатных изданий и
читательской аудитории соответствующего
издания. Награды жюри за лучшую презентацию
доклада удостоилась Ольга Берсенева (10-й класс,
«Специфика языка политических обозревателей
журнала «Итоги»). Ольга – ученица классического
лицея МГУ, и ее выступление было построено по
всем законам античной риторики: четкость
изложения, информативность, краткость и глубина.
Ольга даже была одета соответственно – в
черно-белой классической гамме. Хотя доклады
Сергея Вартанова (10-й класс, школа № 1513,
«Специфика освещения речи политических деятелей
разными СМИ») и Ксении Кучеровой (11-й класс, школа
№ 1513, «Специфика языка политических изданий на
примере журнала «Профиль») и не получили
отдельной награды жюри, они также были очень
интересными и информативными. Отрадно, что
школьники выбирали для анализа такие непростые
печатные издания, как «Профиль», чтение которых
требует знания современной политической и
экономической терминологии. Аудитория проявляла
большую активность, всем докладчикам задавались
вопросы, на которые были получены четкие ответы.
Е.Я. ШМЕЛЕВА, к.ф.н.,
старший научный сотрудник Института
русского языка им. В.В. Виноградова
Секция № 8
Политическая реклама. Языковое
воздействие
На секции были представлены доклады
как комплексной проблематики (Наталья Мороз,
школа № 1513 ЦАО, 10-й класс, «Область языка
политической рекламы»), так и частной –
посвященные анализу различных жанровых форм
рекламы (Шиллинг Юлиан, школа № 1513, ЦАО, 10-й класс,
«Язык политического слогана»; Божанова Наталья,
школа № 875 ЗАО, 11-й класс, «Искусство современного
политического плаката»). Юные исследователи
продемонстрировали знание современной
литературы по рекламной коммуникации,
знакомство с различными формами политической
рекламы, понимание закономерностей ее
воздействия. Они проанализировали массовую
политическую коммуникацию заинтересованно,
объективно и в то же время давали этические
оценки недобросовестным приемам речевого
воздействия. Судя по их словам, нынешние
школьники, потенциальные избиратели, не хотят,
чтобы политики и коммерсанты ими манипулировали.
И раннее начало самостоятельной
исследовательской деятельности – еще в рамках
средней школы – служит залогом формирования их
сознательности и ответственности. Отрадно было
наблюдать активное обсуждение докладов: вопросы,
которые обращали друг к другу участники
конференции, свидетельствовали о том, что ребята
глубоко вжились в проблематику; им интересны
чужие точки зрения, хотя они были готовы их
аргументированно оспорить.
Факультет журналистики МГУ
заинтересован в одаренных и хорошо
подготовленных абитуриентах, имеющих опыт
лингвистического исследования в рамках
выступления на конференции «Языкознание для
всех». Поэтому с прошлого года факультет
журналистики МГУ учредил грамоты участникам
конференции. При этом грамота в номинации «За
многолетнее плодотворное участие в работе
конференции “Языкознание для всех”»
засчитывается как одна публикация в творческом
конкурсе на факультет журналистики МГУ.
Е.С. КАРА-МУРЗА,
кафедра стилистики журфака МГУ
Секция № 10
Языковое манипулирование
На секции было сделано 7 докладов.
Практически все доклады отмечали интенсивность
этого процесса, попытку вживления чуть ли не
всего арсенала средств языкового
манипулирования. Однако лучшими докладами
оказались те, где задача была поставлена более
конкретно и узко. И именно в таких случаях
реально было провести более самостоятельное
исследование, отойти от некоторой
реферативности. Лучшим был признан доклад Андрея
Портанского из гимназии № 1514 г. Москвы, в
котором автор связал языковые средства агитации
партии ЛДПР с социолингвистическими
особенностями потенциального электората этой
партии.
А.Ю. ПЕНТИН, к. ф.-м. н.,
зав. кафедрой естественно-математических
дисциплин (АПКРО)
|