Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2004

ИНФОРМАЦИЯ

Язык и политика

Городская межгимназическая конференция «Языкознание для всех»

На круглом столе «Международное общение». Ю.Е. Прохоров, Л.В. Дудова, Д.Б. Гудков, О.Е. Дроздова

На круглом столе «Международное общение». Ю.Е. Прохоров, Л.В. Дудова, Д.Б. Гудков, О.Е. Дроздова

Третий год подряд в Москве проводится городская научно-практическая конференция «Языкознание для всех». В этом году ученики 26 образовательных учреждений Москвы и области, увлекающиеся исследованиями в области русского языка, представили свои работы на тему «Язык и политика».

Конференция состоялась 27 февраля 2004 года в гимназии № 1541. Кстати, здесь и зародилась 8 лет назад идея такой конференции. Благодаря усилиям и энтузиазму Ольги Евгеньевны Дроздовой школьная конференция в 2001 году получила статус городской.

В соответствии с кругом вопросов, избранных докладчиками для исследования, было образовано 10 тематических секций (например, «Языковое манипулирование», «Язык СМИ», «Языковой портрет политика», «Иностранные языки и вопросы политики»). Лучшие работы выбирали и оценивали такие ученые, входящие в состав жюри, как д-р пед. наук Ю.Е. Прохоров, канд. фил. наук Е.С. Кара-Мурза, канд. фил. наук В.И. Беликов, канд. фил. наук Е.Я. Шмелева, д-р фил. наук, профессор В.И. Сахаров, д-р пед. наук, профессор А.К. Михальская, канд. пед. наук Н.В. Ладыженская и другие.

В ходе конференции было выслушано более 60 докладов. Слушатели были поражены оригинальностью тем и широтой спектра исследуемых проблем. Так, в секции «Разнообразие средств политического языка» были представлены доклады «Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение» Душиной Алины и «Художественные средства в политической речи Цицерона» Филатовой Татьяны. В секции «Языковое манипулирование» можно было отметить доклад Ракитиной Алены «Языковое манипулирование в речи известных политиков».

Основным критерием отбора лучших докладов был исследовательский характер работы. Оценивалась также форма подачи докладчиками своих научных изысканий. Некоторые из участников конференции воспользовались аудио- и видеоаппаратурой для представления своих докладов. После прочтения каждой работы следовала краткая дискуссия, в ходе которой докладчик должен был отстоять свою точку зрения.

На одной из секций

На одной из секций

В промежутке между работой по секциям и оглашением итогов присутствующие смогли поучаствовать в «круглых столах». Стоит отметить, что данное нововведение имело большой успех: гости и участники конференции на «круглых столах» обсуждали с известными филологами, лингвистами и журналистами вопросы международного общения, политики и риторики, политтехнологий. Один из «круглых столов», который вел лидер движения «Первое свободное поколение» В.А. Шмелев, был посвящен теме «Молодежь и политика».

В финале конференции был оглашен список победителей. Дипломы «Лучший доклад на секции» были вручены Дроздову Андрею и Полянской Надежде, гимназия № 1541 («Лингвистическая экспертиза политических и других текстов»), Савенковой Лилии, школа № 1502 («Развитие многозначности у слова новояз), Птахиной Арине, гимназия № 1541 («Языковой имидж Маргарет Тэтчер»), Виноградову Валерию, пансион МГУ («Языковой портрет типичного политического деятеля»), Чижу Андрею, лицей № 1306 («Формирование имиджа политических партий средствами печатных СМИ»), Шиллингу Юлиану, школа № 1513 («Язык политического слогана»), Портанскому Андрею, гимназия № 1514 («Психолого-лингвистический аспект PR-технологий»), Соколянской Ксении, школа № 875 («Остроумная провокация как инструмент борьбы за свободу слова»), Галагоц Татьяне, школа № 1692 («“Карнавализация” языка политических деятелей в современных СМИ»), Хлыстовой Марии, школа № 540 («Речевое поведение современных политиков на материалах передачи “Свобода слова”»). Кроме того, находившиеся в жюри представители факультета журналистики МГУ наградили специальной грамотой доклад Ксении Соколянской. Было также вручено несколько грамот за глубину исследования и лучшую презентацию доклада. Сертификат участника конференции получил каждый докладчик.

Оргкомитет конференции объявил тему следующего года: «Язык и история». Судя по успеху, который не первый год сопутствует проведению конференции «Языкознание для всех», интерес молодого поколения к исследованиям в области русского языка не ослабевает. Будем надеяться, что следующий год не окажется исключением. Организаторы конференции приглашают к творческому сотрудничеству учителей и учащихся московских и не только московских школ.

А.ЦЫГАНКОВ,
гимназия № 1514, г. Москва

Познакомьтесь с мнением жюри о работе некоторых секций городской межгимназической конференции «Языкознание для всех», прошедшей на базе гимназии № 1541 – организатора конференции.

Секция № 2

Политическая лексика

На секции № 2 прозвучало 6 докладов. Несмотря на значительный разброс по возрасту (6–10-е классы), атмосфера творческого разговора возникла сразу. Докладчики не стеснялись, активно задавали вопросы друг другу. Юные исследователи продемонстрировали высокий уровень самостоятельности: это ярко проявилось уже при отборе материала – от политических трудов М.М. Сперанского до стенограмм заседаний Госдумы и Интернета. Маленькие научные открытия, сделанные докладчиками, показались интересными жюри и присутствовавшим; например: слово спикер в новом значении ‘председатель Госдумы РФ’ до сих пор не отражено в словарях, слово новояз активно приобретает новые значения в речи.

В.В. ШАПОВАЛ,
кандидат исторических наук

Начало конференции. Члены жюри

Начало конференции. Члены жюри

Секция № 3

Культура речи политиков

Эта секция была, пожалуй, самой молодой. Участники, ученики 7–11-х классов московских и зеленоградской школ, ратовали за чистоту родного языка в политической коммуникации. Языковой имидж политиков: Р.Хасбулатова, В.Черномырдина, В.Жириновского – более всего обратил на себя внимание молодых исследователей и гостей секции, которые были очень активны в обсуждении выступлений. Кстати, лучшим при ведении дискуссии был признан гость секции – шестиклассник гимназии № 1541.

С.В. АБРАМОВА,
учитель гимназии № 1511 при МИФИ

Секция № 5

Доклады с использованием мультимедиа

На секции «Доклады с использованием мультимедиа» были представлены работы школьников на актуальные в современной жизни темы: «Политкорректность в речи студентов и учащихся» (Джибладзе Анна, 8-й класс, школа «Интеллектуал»); «Речевое поведение современных политиков на материалах передачи “Свобода слова”» (Хлыстова Мария, 10-й класс, школа № 540); «Влияние манеры речи политиков на аудиторию» (Иванов Сергей, Макаров Егор, 10-й класс школа № 1551) и другие.

Иллюстрируя положения докладов, школьники успешно использовали компьютерные презентации, показ видеофрагментов, средства наглядности. Таким образом, участники школьной конференции показали не только лингвистические знания, но и хороший уровень владения современными средствами информационных технологий.

Н.В. ЛАДЫЖЕНСКАЯ, к.п.н.,
ст. научн. сотрудник лаборатории
дистанционного обучения ИОСО РАО

Секция № 6

Языковой портрет политика

Все доклады отличались глубиной. Удивили «свежие», актуальные формулировки тем докладов, вынесенных на обсуждение: «Языковой имидж В.В. Путина», «Языковой имидж Г.А. Явлинского», «Словесная сатисфакция в жизни современного политика» и др.

Школьники проявили себя не только как исследователи, но и как активные участники дискуссии, умеющие отстоять свою точку зрения. Интересно, что юные исследователи, умело критикующие современных политиков за нарушение языковых норм и правил речевой культуры, сами показали высокий уровень культуры речи.

Наибольший интерес вызвали выступления Виноградова Валерия из 10-го класса пансиона МГУ и Мизина Владимира, ученика 8-го класса гимназии № 1541.

С.А. ВОЙТАС, к.ф.н., методист УМУ СВАО;
Т.Е. КУЗНЕЦОВА, к.п.н., учитель школы № 540

На секции «Языковой портрет политика»

Секция № 7

Язык средств массовой информации

На секции выступили пять докладчиков (не было первых двух, заявленных в программе). Все доклады показали, что авторами была проделана серьезная и самостоятельная научная работа, собран и описан большой фактический материал. Лучшим докладом был признан доклад ученика 10-го класса лицея № 1306 молодого политика Андрея Чижа «Формирование имиджа политических партий средствами печатных СМИ». Андрей убедительно показал, как одно и то же заявление лидера той или иной политической партии по-разному может быть представлено в печатных изданиях разных направлений – от правых до левых, какие языковые средства при этом используются в разных газетах и журналах (от сарказма и иронии до грубых выпадов и личных оскорблений). Жюри также наградило Александра Цыганкова (11-й класс, гимназия № 1514, доклад «Специфика языка и ее роль в формировании читательской аудитории периодических изданий») за глубину научного анализа материала. Александр, подробно и тщательно проанализировав материалы еженедельников «КоммерсантЪ – Власть» и «Аргументы и факты», пришел к выводу о взаимовлиянии языка печатных изданий и читательской аудитории соответствующего издания. Награды жюри за лучшую презентацию доклада удостоилась Ольга Берсенева (10-й класс, «Специфика языка политических обозревателей журнала «Итоги»). Ольга – ученица классического лицея МГУ, и ее выступление было построено по всем законам античной риторики: четкость изложения, информативность, краткость и глубина. Ольга даже была одета соответственно – в черно-белой классической гамме. Хотя доклады Сергея Вартанова (10-й класс, школа № 1513, «Специфика освещения речи политических деятелей разными СМИ») и Ксении Кучеровой (11-й класс, школа № 1513, «Специфика языка политических изданий на примере журнала «Профиль») и не получили отдельной награды жюри, они также были очень интересными и информативными. Отрадно, что школьники выбирали для анализа такие непростые печатные издания, как «Профиль», чтение которых требует знания современной политической и экономической терминологии. Аудитория проявляла большую активность, всем докладчикам задавались вопросы, на которые были получены четкие ответы.

Е.Я. ШМЕЛЕВА, к.ф.н.,
старший научный сотрудник Института
русского языка им. В.В. Виноградова

Секция № 8

Политическая реклама. Языковое воздействие

На секции были представлены доклады как комплексной проблематики (Наталья Мороз, школа № 1513 ЦАО, 10-й класс, «Область языка политической рекламы»), так и частной – посвященные анализу различных жанровых форм рекламы (Шиллинг Юлиан, школа № 1513, ЦАО, 10-й класс, «Язык политического слогана»; Божанова Наталья, школа № 875 ЗАО, 11-й класс, «Искусство современного политического плаката»). Юные исследователи продемонстрировали знание современной литературы по рекламной коммуникации, знакомство с различными формами политической рекламы, понимание закономерностей ее воздействия. Они проанализировали массовую политическую коммуникацию заинтересованно, объективно и в то же время давали этические оценки недобросовестным приемам речевого воздействия. Судя по их словам, нынешние школьники, потенциальные избиратели, не хотят, чтобы политики и коммерсанты ими манипулировали. И раннее начало самостоятельной исследовательской деятельности – еще в рамках средней школы – служит залогом формирования их сознательности и ответственности. Отрадно было наблюдать активное обсуждение докладов: вопросы, которые обращали друг к другу участники конференции, свидетельствовали о том, что ребята глубоко вжились в проблематику; им интересны чужие точки зрения, хотя они были готовы их аргументированно оспорить.

Факультет журналистики МГУ заинтересован в одаренных и хорошо подготовленных абитуриентах, имеющих опыт лингвистического исследования в рамках выступления на конференции «Языкознание для всех». Поэтому с прошлого года факультет журналистики МГУ учредил грамоты участникам конференции. При этом грамота в номинации «За многолетнее плодотворное участие в работе конференции “Языкознание для всех”» засчитывается как одна публикация в творческом конкурсе на факультет журналистики МГУ.

Е.С. КАРА-МУРЗА,
кафедра стилистики журфака МГУ

Секция № 10

Языковое манипулирование

На секции было сделано 7 докладов. Практически все доклады отмечали интенсивность этого процесса, попытку вживления чуть ли не всего арсенала средств языкового манипулирования. Однако лучшими докладами оказались те, где задача была поставлена более конкретно и узко. И именно в таких случаях реально было провести более самостоятельное исследование, отойти от некоторой реферативности. Лучшим был признан доклад Андрея Портанского из гимназии № 1514 г. Москвы, в котором автор связал языковые средства агитации партии ЛДПР с социолингвистическими особенностями потенциального электората этой партии.

А.Ю. ПЕНТИН, к. ф.-м. н.,
зав. кафедрой естественно-математических
дисциплин (АПКРО)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru