Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2004

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Г.М. КУЛАЕВА,
г. Оренбург


Словообразовательные средства выражения комического

Дидактические материалы

5 - 6-е классы

Словообразование в русском языке является одним из богатейших источников выразительности речи, авторского словотворчества и юмора. Среди словообразовательных средств наибольшей экспрессией обладают суффиксы. Дидактический материал, включающий в основном поэтические тексты, поможет ученикам расширить представление об использовании поэтами и писателями словообразовательных возможностей русского языка в создании комического эффекта.

 Корень слова. Однокоренные слова

Упражнение 1

Прочитайте стихотворение В.Данько. Понравилось ли оно вам? Есть ли в тексте однокоренные слова?
Выпишите слова, называющие ягоды, выполните морфемный разбор этих слов. С какой целью поэт использует созданные им слова (неологизмы) в тексте?

ЯГОДКА

Бывает ягода брусника*,
Черника,
Клюква,
Земляника...
А есть ли ягода
Грустника?
А веселика
Тоже есть?
Конечно, есть!
Глядите,
Глядите-ка на Витю –
За ягодкой нагнется,
Сорвет и засмеется...
Веселы все дети,
Грустно только Пете.

Не ел ли грустники
Он вместо брусники?
Не съел ли скучники
Он вместо черники?
А может быть, он вместо клюквы
Попробовал ягодку злюквы?!
Ох,
Кто объестся этих ягод,
Тот может стать
Сердитым
На год!
Скорей помогите мне, дети,
Найти веселику для Пети!

Упражнение 2

Прочитайте шутливое стихотворение С.Иванова. Какие слова могут вызвать улыбку? По какой модели они образованы? Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.

Знаем, кто такие кони.
Ну а кто такие пони?
Я хотел понять –
Не понял.
Если кони спят в конюшне,
Значит, пони спят в понюшне.
Мчатся кони –
Топот конский,
Мчатся пони –
Топот понский.
С пиками скачет конница.
А на пони?
Понница.

Упражнение 3

Прочитайте по ролям отрывок из сказки Е.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Какие слова «создали» Незнайка и Цветик? В чем главная причина того, что они не могли подобрать рифму к слову?

– Ну, придумай рифму на слово пакля, – сказал Цветик.
Шмакля, – ответил Незнайка.
– Какая шмакля! – удивился Цветик. – Разве есть такое слово?
– А разве нету?
– Конечно, нет.
– Ну, тогда рвакля.
– Что это за рвакля такая? – снова удивился Цветик.
– Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля, – объяснил Незнайка.
– Врешь ты все, – сказал Цветик, – такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
– Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, – ответил Незнайка.
Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля... – Цветик долго так бормотал, потом сказал: – Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.

Упражнение 4

Прочитайте стихотворение Э.Мошковской. Найдите однокоренные слова и формы одного слова. Выпишите их, распределив в два столбика, выделите в словах корень.
Как вы думаете: на чем основано комическое впечатление от стихотворения?

Был прогульщик на прогулке.
Он прогуливал давно.
Он мечтал о свежей булке
Или черствой – все равно.

Был прогульщик на прогулке,
Ничего не ел с утра...
Но прогуливал буфетчик,
И гуляли повара!

И гулял киномеханик,
Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли заодно...

И обиделся прогульщик,
И прогульщик не смолчал,
И прогульщикам прогульщик
«Вы прогульщики!» – кричал.

Суффиксы

Упражнение 5

Прочитайте стихотворение С.Погорельского. Можно ли его назвать юмористическим? Почему? Определите, при помощи какой морфемы образованы слова, придуманные поэтом. Выпишите слова, которыми автор назвал «макаронное семейство».

Воронята – у ворон.
У слонов – слонята.
А у наших макарон
Есть макаронята.
И побольше, и поменьше,
И потолще, и потоньше, –
И мальчишки – макаронцы,
И девчонки – макаронши,
Макаронников-папаша
Их в дорогу снаряжает.
Макарониха-мамаша
Их в тревоге провожает.

Упражнение 6

Прочитайте стихотворение-шутку В.Рузавиной. Вы согласны, что оно шуточное? Почему вы так считаете? Выпишите слово, придуманное автором, разберите его по составу. Определите значение суффикса.

В голубой небесной синьке
Стонут белые простынки.
А ушастые майчата
Разыгрались, как зайчата.
Спорят: «С ветром убежим!».
Да прижал к шнуру зажим.

Упражнение 7

Прочитайте выразительно стихотворение Э.Мошковской. Отгадайте: что встретил дождик? Какое значение придает слову суффикс -ищ-?

Дождик вышел погулять.
Глядь,
Из-за поворота
Выползает кто-то
С фонарищами-глазищами,
С поливальными усищами!

Упражнение 8

Прочитайте стихотворение М.Шварц. Понравилось ли оно вам? Что вы можете сказать о герое этого стихотворения?
Найдите слова, придуманные поэтом. По каким словообразовательным моделям они образованы? Определите в них значение суффиксов.

Если вы, родители, –
Ласкатели, хвалители,
Если вы, родители, –
Прощатели, любители,
Если разрешатели,
Купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители.

А если вы, родители, –
Ворчатели, стыдители,
А если вы, родители, –
Ругатели, сердители.
Гулять – неотпускатели,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто крокодители!

Упражнение 9

Прочитайте стихотворение В.Берестова. Выделите правильно суффиксы в словах, определите их значение.

Что всего милее для тебя, мальчишка?
В хлебе – горбушка,
В капусте – кочерыжка,
В варенье – пенка,
А в школе – переменка!

Упражнение 10

Прочитайте стихотворение А.Усачева. Найдите слова с суффиксом -ушк-, определите его значение.

У рака домик в ракушке,
У краба домик в крабушке.
Но сейчас их дома нет –
Они в гостях у бабушки.

Приставки

Упражнение 11

Прочитайте фрагмент из стихотворения В.Лунина. Найдите приставки в словах, определите их значение. Можно ли назвать нарисованную автором картину юмористической? Почему?

БУДУЩИЙ ЛЕТЧИК

Я стиральную машину
Завожу, завожу,
А стиральная машина:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Зажужжала, покатила,
Пол водою окатила,
А потом как заревет,
Словно в небе самолет,
Задрожит, запыхтит...
Вот возьмет – и полетит!
Но она вдруг задымилась
И совсем остановилась.

Упражнение 12

Прочитайте фрагмент из стихотворения В.Берестова «Домовенок Кузька». Выделите в словах приставки. Определите стилистическую окраску глаголов.

Отвалтузят, отдубасят,
Вздуют, стукнут, нос расквасят,
Отлупцуют, поддадут.
Врежут, в ухо надают.
Так и эдак изобьют,
Так и эдак больно!

Сложные слова. Способы образования сложных слов

Упражнение 13

Прочитайте стихотворение В.Лунина. На чем основано комическое впечатление от стихотворения? Каким способом образованы авторские слова?

УТРЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ

У папы настроение
Зазавтракомчитательное,
У мамы настроение
Напапуобижательное,
У брата настроение
Кричальнопогремучее,
А у меня,
А у меня –
Покомнатампрыгучее.

Упражнение 14

Прочитайте стихотворение Л.Фадеевой. Найдите сложные слова. Произведите морфемный разбор слов, придуманных автором. Определите способ их образования. Попробуйте создать свои слова на тему стихотворения.

Всюду снега, снега – горы! –
Голубые Снегогоры!
Замирали светофоры,
И на снежные просторы
Вышел снегоочиститель,
Вышел снегозагребатель,
Самый красный,
Распрекрасный
Снегвмашинынагружатель!
Руки выдвинул вперед –
И гребет, гребет, гребет!

Упражнение 15

Прочитайте отрывок из сказки И.Токмаковой «Ростик и Кеша». Какое слово вас удивило? Как оно образовано?

– Кто такой Глеб?
– Самый хороший человек на свете. Он взял меня к себе вчера на всю жизнь. И назвал Кешей. Правда, хорошее имя?
– Да. А как тебя раньше звали?
– Звали... – сказал Кеша грустно. – Тузиком звали. А потом – Развелитутсобак.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru