МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Г.М. КУЛАЕВА,
г. Оренбург
Словообразовательные средства
выражения комического
Дидактические материалы
5 - 6-е классы
Словообразование в русском языке является
одним из богатейших источников выразительности
речи, авторского словотворчества и юмора. Среди
словообразовательных средств наибольшей
экспрессией обладают суффиксы. Дидактический
материал, включающий в основном поэтические
тексты, поможет ученикам расширить
представление об использовании поэтами и
писателями словообразовательных возможностей
русского языка в создании комического эффекта.
Корень слова. Однокоренные слова
Упражнение 1
Прочитайте стихотворение В.Данько.
Понравилось ли оно вам? Есть ли в тексте
однокоренные слова?
Выпишите слова, называющие ягоды, выполните
морфемный разбор этих слов. С какой целью поэт
использует созданные им слова (неологизмы) в
тексте?
ЯГОДКА
Бывает ягода брусника*,
Черника,
Клюква,
Земляника...
А есть ли ягода
Грустника?
А веселика
Тоже есть?
Конечно, есть!
Глядите,
Глядите-ка на Витю –
За ягодкой нагнется,
Сорвет и засмеется...
Веселы все дети,
Грустно только Пете.
Не ел ли
грустники
Он вместо брусники?
Не съел ли скучники
Он вместо черники?
А может быть, он вместо клюквы
Попробовал ягодку злюквы?!
Ох,
Кто объестся этих ягод,
Тот может стать
Сердитым
На год!
Скорей помогите мне, дети,
Найти веселику для Пети!
Упражнение 2
Прочитайте шутливое стихотворение
С.Иванова. Какие слова могут вызвать улыбку? По
какой модели они образованы? Выпишите
однокоренные слова, разберите их по составу.
Знаем,
кто такие кони.
Ну а кто такие пони?
Я хотел понять –
Не понял.
Если кони спят в конюшне,
Значит, пони спят в понюшне.
Мчатся кони –
Топот конский,
Мчатся пони –
Топот понский.
С пиками скачет конница.
А на пони?
Понница.
Упражнение 3
Прочитайте по ролям отрывок из
сказки Е.Носова «Приключения Незнайки и его
друзей». Какие слова «создали» Незнайка и Цветик?
В чем главная причина того, что они не могли
подобрать рифму к слову?
–
Ну, придумай рифму на слово пакля, – сказал
Цветик.
– Шмакля, – ответил Незнайка.
– Какая шмакля! – удивился Цветик. – Разве
есть такое слово?
– А разве нету?
– Конечно, нет.
– Ну, тогда рвакля.
– Что это за рвакля такая? – снова удивился
Цветик.
– Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля,
– объяснил Незнайка.
– Врешь ты все, – сказал Цветик, – такого слова
не бывает. Надо подбирать такие слова, которые
бывают, а не выдумывать.
– Ну, тогда придумай сам, какая тут рифма, –
ответил Незнайка.
– Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля... –
Цветик долго так бормотал, потом сказал: – Тьфу!
Что это за слово? Это какое-то слово, на которое
нет рифмы.
Упражнение 4
Прочитайте стихотворение
Э.Мошковской. Найдите однокоренные слова и формы
одного слова. Выпишите их, распределив в два
столбика, выделите в словах корень.
Как вы думаете: на чем основано комическое
впечатление от стихотворения?
Был прогульщик на прогулке.
Он прогуливал давно.
Он мечтал о свежей булке
Или черствой – все равно.
Был
прогульщик на прогулке,
Ничего не ел с утра...
Но прогуливал буфетчик,
И гуляли повара!
И гулял киномеханик,
Не показывал кино,
Футболисты и артисты
Прогуляли заодно...
И обиделся прогульщик,
И прогульщик не смолчал,
И прогульщикам прогульщик
«Вы прогульщики!» – кричал.
Суффиксы
Упражнение 5
Прочитайте стихотворение
С.Погорельского. Можно ли его назвать
юмористическим? Почему? Определите, при помощи
какой морфемы образованы слова, придуманные
поэтом. Выпишите слова, которыми автор назвал
«макаронное семейство».
Воронята – у ворон.
У слонов – слонята.
А у наших макарон
Есть макаронята.
И побольше, и поменьше,
И потолще, и потоньше, –
И мальчишки – макаронцы,
И девчонки – макаронши,
Макаронников-папаша
Их в дорогу снаряжает.
Макарониха-мамаша
Их в тревоге провожает.
Упражнение 6
Прочитайте стихотворение-шутку
В.Рузавиной. Вы согласны, что оно шуточное? Почему
вы так считаете? Выпишите слово, придуманное
автором, разберите его по составу. Определите
значение суффикса.
В голубой небесной синьке
Стонут белые простынки.
А ушастые майчата
Разыгрались, как зайчата.
Спорят: «С ветром убежим!».
Да прижал к шнуру зажим.
Упражнение 7
Прочитайте выразительно
стихотворение Э.Мошковской. Отгадайте: что
встретил дождик? Какое значение придает слову
суффикс -ищ-?
Дождик вышел погулять.
Глядь,
Из-за поворота
Выползает кто-то
С фонарищами-глазищами,
С поливальными усищами!
Упражнение 8
Прочитайте стихотворение М.Шварц.
Понравилось ли оно вам? Что вы можете сказать о
герое этого стихотворения?
Найдите слова, придуманные поэтом. По каким
словообразовательным моделям они образованы?
Определите в них значение суффиксов.
Если вы, родители, –
Ласкатели, хвалители,
Если вы, родители, –
Прощатели, любители,
Если разрешатели,
Купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители.
А если вы, родители, –
Ворчатели, стыдители,
А если вы, родители, –
Ругатели, сердители.
Гулять – неотпускатели,
Собакозапретители,
То знаете, родители,
Вы просто крокодители!
Упражнение 9
Прочитайте стихотворение
В.Берестова. Выделите правильно суффиксы в
словах, определите их значение.
Что
всего милее для тебя, мальчишка?
В хлебе – горбушка,
В капусте – кочерыжка,
В варенье – пенка,
А в школе – переменка!
Упражнение 10
Прочитайте стихотворение А.Усачева.
Найдите слова с суффиксом -ушк-, определите его
значение.
У рака домик в ракушке,
У краба домик в крабушке.
Но сейчас их дома нет –
Они в гостях у бабушки.
Приставки
Упражнение 11
Прочитайте фрагмент из
стихотворения В.Лунина. Найдите приставки в
словах, определите их значение. Можно ли назвать
нарисованную автором картину юмористической?
Почему?
БУДУЩИЙ ЛЕТЧИК
Я
стиральную машину
Завожу, завожу,
А стиральная машина:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу.
Зажужжала, покатила,
Пол водою окатила,
А потом как заревет,
Словно в небе самолет,
Задрожит, запыхтит...
Вот возьмет – и полетит!
Но она вдруг задымилась
И совсем остановилась.
Упражнение 12
Прочитайте фрагмент из
стихотворения В.Берестова «Домовенок Кузька».
Выделите в словах приставки. Определите
стилистическую окраску глаголов.
Отвалтузят,
отдубасят,
Вздуют, стукнут, нос расквасят,
Отлупцуют, поддадут.
Врежут, в ухо надают.
Так и эдак изобьют,
Так и эдак больно!
Сложные слова. Способы образования
сложных слов
Упражнение 13
Прочитайте стихотворение В.Лунина.
На чем основано комическое впечатление от
стихотворения? Каким способом образованы
авторские слова?
УТРЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ
У папы
настроение
Зазавтракомчитательное,
У мамы настроение
Напапуобижательное,
У брата настроение
Кричальнопогремучее,
А у меня,
А у меня –
Покомнатампрыгучее.
Упражнение 14
Прочитайте стихотворение Л.Фадеевой.
Найдите сложные слова. Произведите морфемный
разбор слов, придуманных автором. Определите
способ их образования. Попробуйте создать свои
слова на тему стихотворения.
Всюду снега, снега – горы! –
Голубые Снегогоры!
Замирали светофоры,
И на снежные просторы
Вышел снегоочиститель,
Вышел снегозагребатель,
Самый красный,
Распрекрасный
Снегвмашинынагружатель!
Руки выдвинул вперед –
И гребет, гребет, гребет!
Упражнение 15
Прочитайте отрывок из сказки
И.Токмаковой «Ростик и Кеша». Какое слово вас
удивило? Как оно образовано?
– Кто такой Глеб?
– Самый хороший человек на свете. Он взял меня к
себе вчера на всю жизнь. И назвал Кешей. Правда,
хорошее имя?
– Да. А как тебя раньше звали?
– Звали... – сказал Кеша грустно. – Тузиком звали.
А потом – Развелитутсобак.
|