Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Русский язык»Содержание №13/2004

Я ИДУ НА УРОК

А.Ю. РЕЗВАЯ,
г. Челябинск


Тема:
«Словотворчество в поэзии»

9 класс

Тип урока: обобщающее повторение по теме «Словообразование» в 9-м классе.

Цели урока:

I.

1) Обобщить изученное о морфемной структуре слов в русском языке;
2) закрепить умение определять способ словообразования;
3) познакомить с изобразительными ресурсами русского словообразования;
4) введение термина окказионализм.

II. Способствовать развитию словообразовательного мышления.

III. Включить учащихся в процесс словотворчества.

Человек, прислушивающийся к значимости в слове корня, приставки,
заинтересовывается строением языка, положением слова в речи, предложении.
Про такого человека говорят, что он знает язык до корня
.

Н.Асеев

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

– Сегодня мы вспомним, по каким законам в русском языке образуются новые слова. Приглашаю вас в мастерскую поэтов.
На этом уроке мы попытаемся увидеть, как интересно поэты используют морфемы в своем творчестве; попытаемся понять, как и для чего они создают новые слова.
«Словотворчество в поэзии» – такова тема нашего урока. Словотворчество... Как образовано это слово? (Словотворчествослово + творить, то есть сложением основ.)
– В науке индивидуально-авторские слова, созданные по хорошо известным словообразовательным моделям, называются окказионализмами.

Окказионализм (лат. occasionalis – случайный) – индивидуально-авторские слова, созданные по законам русского словообразования (летёж, глазята, утреет и др.).

Как создаются окказионализмы, авторские слова?

II. Чтение. Беседа.

– Сейчас я прочту удивительное стихотворение М.Цветаевой, посвященное поэту Б.Пастернаку. Вслушайтесь в его звучание.

Рас-стояние: версты, мили...
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это – сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рассорили – рассорили,
Расслоили...
Стена да ров.
Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили – растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

Который уж – ну который – март?!
Разбили нас – как колоду карт!

– Каким чувством наполнено стихотворение? (Трагическая разъединенность двух людей, горечь, безнадежность.)
– С помощью каких языковых средств передается это чувство разъединенности? (С помощью существительных и глаголов с приставками раз- (рас-): рас-ставили, рас-садили, рас-стояние, расклеили, распаяли. Повтор слов, образованных по одной словообразовательной модели, привлекает внимание к значению морфемы слова. Приставка усиливает ощущение разрыва, разъединения, движения в разные стороны.)
– Посмотрите, как необычно записан поэтессой этот текст. Принято ли так членить в современном русском языке основу слова расстояние? (Этим словом Цветаева передает бездну горя, страшную боль утраты. И для того, чтобы подчеркнуть ее, выразить и донести до читателя, она обращается к графическому средству: отрывает приставку, как бы показывая тем самым авторское неприятие той части слова, которая несет значение утраты, разъединения, деления на части, движения в разные стороны.)
– Графический отрыв приставки от слова подчеркивает, выделяет словообразовательное (морфемное) значение рас- (раз-).

III. Чтение. Беседа.

– Продолжаем работу по выявлению возможностей словотворчества. Послушайте следующие строки А.Твардовского:

Администратор – гению под стать!
Велел печевладельцев обеспечить,
Что означает: печи поломать.

– Что значит слово обеспечить в общепринятом смысле? Проверим по словарю.

Обеспечить – 1. Предоставить достаточные материальные средства к жизни.
2. Снабдить чем-либо в нужном количестве.
3. Сделать реально выполнимым.
4. (Устар.) Оградить, охранить.

– Как переосмысливает это слово автор стихов? (Обеспечить – ломать печи. Обес- – лишение чего-либо. Обессилеть(ить), обесславить, обезболить, обезопасить, обесчестить.)
– Создается ложная омонимия, основанная на сходстве слов в звуковом отношении при различии значений.
– Найдите окказионализм в отрывке из стихотворения С.Есенина. Как он образован?

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матки
Зеленое вымя сосет.

(Поэт придумывает новое слово клененочек, используя старые, хорошо знакомые морфемы, соединяя их между собой обычными для данного языка способами:

клененочек <--- клененок <--- клен;
котеночек <--- котенок <--- кот

-енок- вносит значение «маленький», а также «детеныша» (зайчонок, медвежонок и т.д.), а -ек- передает ласковое, нежное к нему отношение (котеночек, поросеночек и т.д.).)

– Какой образ рождается в результате словотворчества поэта? (В поэтическом восприятии С.Есенина клененочек – это не просто маленькое дерево, а живое существо, детеныш клена.)
– Найдите в стихотворении слова, которые подтверждают нашу догадку. (Существительное клененочек имеет определение маленький; у него есть мать. Кроме того, поэт прибегает к олицетворению: клененочек сосет.)
Найдите окказионализмы в стихотворении С.Есенина.

Слишком я любил на этом свете
Все, что душу облекает в плоть.
Мир осинам, что, раскинув ветви,
Загляделись в розовую водь.

(Окказионализм водь имеет значение отвлеченного признака.)

– Что вы знаете об этом способе словообразования в русском языке? Является ли он продуктивным? (Подобные окказионализмы созданы по такой известной словообразовательной модели:

синь <--- синий;
высь <--- высокий

– безаффиксный способ, от прилагательного;

березь <--- береза;
цветь <--- цвет;
водь <--- вода

– от существительного, безаффиксный способ.)

– Если вы полистаете томик стихов Сергея Есенина, то обнаружите много подобных слов. Поэт очень любит этот прием создания образа.
Итак, какие же пути создания индивидуально-авторских слов мы встретили у Есенина?

IV. Найдите окказионализмы.

Как они помогают в создании образа? Каким путем образованы?

Облак, как мышь,
пробежал и взмахнул
В небо огромным хвостом.
Словно яйцо,
расколовшись, скользнул
Месяц за дальним холмом.
Солнышко утром в колодезь озер
Глянуло –
месяца нет...
Свесило ноги оно на бугор,
Кликнуло –
месяца нет.

(С.Есенин. Пропавший месяц)

(Окказионализм облак образован от слова облако путем усечения окончания. С его помощью поэт создает яркий, выразительный сказочный образ облака. Колодезь – из древнерусского языка, осталось в диалектах.)

V. Чтение. Беседа.

– Очень интересно с точки зрения словообразования стихотворение А.Вознесенского. Выделите новообразованные слова поэта.

Стоял Январь, не то Февраль,
Какой-то чертовый Зимарь.
Я помню только голосок
под красным ротиком – парок
и песенку:
«Летят вдали
красивые осенебри,
но если наземь упадут,
их человолки загрызут».

(Окказионализмы: Зимарь, осенебри, человолки.)

– Почему нам понятны эти окказионализмы, хотя они не зафиксированы в словарях? Каким путем они образованы? (Данные образования имеют значение собирательности. Зимарь – общее название всех зимних месяцев, осенебри – осенних. Они отличаются не только корнями зим-, осен-, но и суффиксами -арь (январь), -ябрь (сентябрь, октябрь), созданными из концовок общепринятых названий месяцев. Человолки – слово образовано путем наложения основ. В результате – переплетение смыслов данных слов. Одна основа плавно переходит в другую. При этом есть общая часть:

чело

|в|ек
|в|олки.)

– Подобные словообразовательные шутки обладают огромной выразительностью. Кроме того, слово человолки выразило волчью, хищническую суть человека, оно образовало целое понятие данного явления, и теперь мы знаем, что есть человек, люди, а есть человолки.

VI. Заключение.

– Итак, обобщим все, открытое нами на уроке. Индивидуально-авторские изобретения появляются потому, что русское словообразование представляет большие возможности для создания новых слов.

Окказионализмы, то есть авторские слова, создаются по хорошо известным словообразовательным моделям. Мы, впервые услышав или прочитав слово, понимаем его смысл и способны оценить художественную находку автора. Следовательно, в этих новообразованиях сочетаются общие закономерности русского словообразования с индивидуально-авторским словотворчеством.

– Каковы пути создания индивидуально-авторских слов?

(Зачитывается таблица, которую заполняли по ходу урока.)

Пути создания индивидуально-авторских слов. Выводы

1. Нарочитое членение слов: рас-стояние, рас-ставили, рас-садили.
2. Ложная омонимия, основанная на сходстве слов в звуковом отношении при различии значений: обеспечить – лишить печи.
3. Создание новых слов по известным словообразовательным моделям: клененочек – котеночек; зимарь – январь;
4. Активное использование словообразовательных типов, малопродуктивных в общенародном языке: водь, березь, цветь.
5. Усечение окончаний слов: облак.
6. Наложение основ: человолки.

– Мы видим, что словотворчество не нарушает законов языка.

Поэты, тонко чувствующие слово, ценят экспрессивные возможности окказионализмов и широко используют этот прием в своем творчестве. И мы, читатели, еще раз убеждаемся в том, что возможности эти безграничны.

VII. Домашнее задание.

Сочините небольшую историю в прозе или в стихах с собственными индивидуально-авторскими словами.

Литература

1. Гетман Л.И. Там, где капустные грядки (Из опыта проведения уроков словесности) // Русский язык и лит. в ср. уч. завед. УССР. 1991. № 9.

2. Львова С.И. Уроки словесности. 5–9-е кл. 2-е изд. М.: Дрофа, 1997.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru